[700x700]
Вдова режиссёра Леонида Гайдая, заслуженная артистка Российской Федерации, член Союза кинематографистов России Нина Гребешкова скончалась на 95-м году жизни. Об этом объявлено пресс-службой Союза кинематографистов России.
В сообщении, опубликованном в Telegram-канале Союза кинематографистов РФ, сказано: "Десятого мая 2025 года на 95-м году ушла из жизни любимая актриса многих поколений, заслуженная артистка Российской Федерации Нина Павловна Гребешкова (1930-2025)".
Пресс-служба сообщила, что актриса сыграла около 130 кинематографических ролей. В их числе - врач психиатрической больницы в "Кавказской пленнице, или Новых приключениях Шурика", жена Горбункова в "Бриллиантовой руке", Мусик и царица Тамара в "12 стульях", Анна Горбушкина в первой новелле фильма "Не может быть!", а также тётя Клава в "Спортлото-82".
История алмаза «Орлов» уникальна, а сам камень – неповторим. Он побывал в Индии, Европе и попал в Россию в качестве подарка Екатерине II. Однако это вызывает сомнения у экспертов, потому что камень стоил 400 тысяч рублей, которые граф Орлов не мог заплатить. Но чем таинственнее история, тем интереснее камень. К тому же говорили, что на его поиски когда-то отправились брахманы, потому что им было приказано охранять его самим Вишну, а всех, кто без разрешения до него дотронется – ждет беда.
Падишах Ауренгзеб
Уникальность драгоценного алмаза «Орлова» в том, что ему нет равных в мире по весу и огранке, хотя есть версия, что он мог быть бы еще лучше, если бы ювелир его не испортил. Большие алмазы добывались в Индии, в районе Голконды, откуда появился знаменитый алмаз, имеющий несколько названий. Он был «Лунным камнем», потому что менял свой цвет в зависимости от свечения Луны; «Желтым глазом», потому что был глазом у индуистских идолов; «Великим Моголом», когда принадлежал потомку падишаха, и последнее значимое пристанище – во владении Екатерины II. Читать далее
В апреле 1969 года на экраны вышел советский музыкальный рисованный мультфильм режиссёра-аниматора Инессы Алексеевны Ковалевской «Бременские музыканты». Художественная лента была основана на одноименной («Die Bremer Stadtmusikanten») сказке братьев Якоба и Вильгельма Гримм о бродячих музыкантах. Произведение было опубликовано во втором издании сборника «Детские и семейные сказки» 1819 года.
Свой культовый статус «Бременские музыканты» получили благодаря музыкальному оформлению и песням, написанным советским композитором, автором музыки к популярных фильмам и мюзиклам, Геннадием Игоревичем Гладковым, совместно с поэтом, драматургом, писателем Юрием Сергеевичем Энтиным. Читать далее
Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения прекрасной советской и российской кино- и театральной актрисы, народной артистки РСФСР Жанны Трофимовны Прохоренко
Жанна Прохоренко, фото в журнале Советский экран № 2 за 1986 год
Фото Игоря ГНЕВАШЕВА
Папа военный лётчик дал дочке красивое имя Жаннета, но она отца не помнила, он погиб в сорок первом. Девочка росла человеком творческим, увлекалась чтением художественной литературы, рисованием, грезила театром, с увлечением посещала занятия драматического кружка в городском Дворце пионеров и мечтала в будущем играть на большой сцене.
Жанна Прохоренко в фильме Баллада о солдате, 1959 год
Дебют девятнадцатилетней студентки Школы-студии МХАТ Жанны Прохоренко в одной из лучших картин о Великой Отечественной войне, знаменитой Балладе о солдате Григория Чухрая, прославил её имя не только в советском, но и мировом кинематографе. Но несмотря на огромный успех, с ней поступили сурово, отчислив из учебного заведения за нарушение запрета на съёмки в кино во время учёбы. Продолжила образование Жанна во ВГИКе в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Читать далее
Необыкновенный красавец, он мог бы навсегда застрять в образе романтического героя. Но судьба подарила актеру разноплановые роли. Он играл и умудренных опытом отцов, и комических стариков. Злодеи в его исполнении были благородными и немного наивными, как и сам актер. И за это его обожали зрители.
Утро 22 июня 1941 года Павел Кадочников собирался провести с женой на прогулке в Летнем саду. Яркое солнце предвещало чудесный выходной день. Известие о начале войны ошеломило актера. Одна из первых мыслей была: "Что с Целиковской?"
Накануне они закончили съемки музыкального фильма “Антон Иванович сердится”. Целиковская приехала из Москвы. Друзей в Ленинграде у нее не было. Кадочников нашел Люсю в павильоне студии. Уткнувшись в ладони, актриса плакала Читать далее
Как сложилась судьба главного "сына полка" Советского Союза Вани Солнцева?
Всегда было интересно, как сложилась судьба того или иного актера после какой-то нашумевшей роли, которую он сыграл в свое время, и благодаря которой стал впоследствии популярным? Речь в данном случае идет о фильмах еще советского периода, потому как за современным творчеством уследить довольно сложно, фильмов снимают по 150 штук ежедневно, а вот качественных из них очень и очень мало. Ну а так как у нас канал об истории и, в основном, о периоде Великой Отечественной войны, то и фильма мы сегодня коснемся как раз из этого времени. А если более конкретно, то речь пойдет о фильме "Сын полка", в котором рассказывается нелегкая судьба Вани Солнцева. Ваню тогда сыграл Юра Янкин. Фильм правда замечательный, посмотрите обязательно. Но как после него сложилась судьба Юры Янкина, сыгравшего в нем главную роль?
Фильм "Сын полка" вышел на большие экраны уже после войны, а именно в 1946 году. Фильм был снят по одноименной повести Валентина Катаева, которая повествовала о непростой судьбе Вани Солнцева, оставшегося сиротой, и ставшим впоследствии "сыном полка". Повесть, к слову сказать, была в народе не менее популярна, нежели позже еще и сам фильм.
С одной стороны, фильм довольно эмоциональный уже из-за одного того, что ребенок остался сиротой. С другой стороны, в те времена это особо никого не удивляло, потому как таких историй были тысячи. История Вани Солнцева не являлась уникальной. Только вдумайтесь в эти цифры - согласно официальным данным Министерства обороны Российской Федерации, в годы Великой Отечественной войны в армии официально насчитывалось более 3500 подростков младше 16 лет. Выражаясь простым языком, только официально "детей полка" было более 3500 человек. А сколько их еще неофициально было?
Тем не менее, история была снята довольно чувственно и не прошла незамеченной, потому как многие видели в ней себя. Что интересно, практически самого себя в ней играл и сам Юра Янкин. Дело в том, что он при похожих обстоятельствах попал в один из подмосковных детских домов. Отец ушел на фронт, мать пропала без вести, а он оказался в итоге в детском доме. Мальчик не просто играл и рассказывал о своих переживаниях, он вновь переживал все то, что с ним произошло ранее в реальной жизни. Читать далее
Как появилась песня о Дне Победы?
9 мая 2025 года исполняется 80 лет Великой Победе. В этом же году исполняется ровно 50 лет песне Давида Тухманова на стихи Владимира Харитонова «День Победы». Без неё не может обойтись 9 Мая. Однако песня могла и не дойти до слушателей.
История началась с конкурса на лучшую песню о войне, который Союз композиторов СССР объявил накануне 30-й годовщины Победы. Поэт Владимир Харитонов в марте 1975 года предложил композитору Давиду Тухманову написать песню, посвящённую войне.
Музыку композитор написал довольно быстро, и песня успела прозвучать на конкурсе. Исполнила «День Победы» супруга Тухманова — поэтесса и певица Татьяна Сашко. Прослушивание вызвало негативную реакцию других композиторов, против песни прозвучали резкие высказывания, о чём вскоре узнало и Гостелерадио СССР. Читать далее
"Писать музыку не так уж трудно, труднее всего — зачёркивать лишние ноты", – Брамс.
Дорогие друзья! 7 мая 1833 года в Гамбурге (Германия) родился выдающийся немецкий композитор, пианист и дирижер Иоганнес Брамс (Johannes Brahms). Его первым учителем музыки стал отец – контрабасист городского театра. Одаренный пианист, Иоганнес начал публично выступать уже в детские годы. Будучи выходцем из необеспеченной семьи, он брался за любую работу – переписывал ноты, аранжировал, играл в садах и ресторанах. Это, впрочем, принесло определенную пользу юному Брамсу: будущий композитор вошел в непосредственное соприкосновение с музыкой быта, которую широко использовал в своем последующем творчестве. Читать далее
А вы знаете, что режиссера Григория Чухрая за фильм «Баллада о солдате» исключили из партии?
Вот как вспоминает об этом Григорий Наумович ( речь идет об эпизоде, когда Алеша Скворцов привез мыло с фронта от сослуживца-фронтовика?):
«Когда фильм был снят, его директор студии не принял. Я говорю: «А что вам там не понравилось?» Он сказал: «Ну, вот у Вас изменяет жена мужу, а разве советские жены изменяли во время войны своим мужьям?» Конечно, советская жена не должна была изменять своему мужу, но обычные жены — некоторые — изменяли. И я об этом ему сказал, что, конечно, это не правильно, но вот бывают такие нарушения. Он сказал: «Советские жены должны ждать своих мужей, когда они воюют». Директор стал требовать, чтобы мы вырезали оттуда непонравившиеся ему эпизоды. Мы не соглашались. Тогда нас вызвал министр культуры Михайлов. Про этого министра интеллигенция творческая говорила так: бойся не министра культуры, а культуры министра. Он пригласил меня, Ежова и директора картины, такого Данильянца. Он говорит: «У вас пессимистический конец, и вот этот пессимизм недопустим в наших фильмах о войне. Ваш солдат умирает, а зачем вам печалить советского зрителя?» Мы ему, естественно, отвечаем, что об этом и рассказ, что человечество потеряло одного хорошего человека, а это большая потеря.
Он обратился к директору картины Данильянцу: «Вот что Вы скажете про это?» Данильянц сказал: «Я давно говорил Григорию Наумовичу, что так снимать фильмы нельзя. Например, там передают мыло в подарок жене одного бойца, причем, передают все мыло, которое было у старшины. Следовательно — они не будут мыться, следовательно — наша армия нечистоплотна. А я давно ему говорю, что надо уважать армию». Читать далее
Какую последнюю мелодию сыграл оркестр Уоллеса Хартли перед тем как «непотопляемый» «Титаник» погрузился в бездну Атлантики? До сих пор на этот счет нет однозначного мнения.
Согласно свидетельству Уолтера Лорда, которому посчастливилось пережить катастрофу 4 апреля 1912 года, последним сыгранным произведением оркестра был гимн «Ближе, Боже, к Тебе» («Nearer, My God, to Thee») написанный английской поэтессой Сарой Ф. Адамс в 1841 году, и положенный на музыку композитором Артуром Сэлливаном в 1872 году.
«Nearer, my God, to Thee, (Propior Deo)» - Methodist Version.
Другой не менее заслуживающий доверия источник - младший радист «Титаника» Гарольд Брайд - говорит, что самой последней была сыграна песня «Осенний сон» («Autumn Dream») короля вальса, английского дирижера и композитора Арчибальда Джойса. В интервью газете «Нью-Йорк Таймс», данным после благополучного прибытия в Нью-Йорк на борту лайнера «Карпатия», Брайд заявляет: «… Корабль постепенно погружался всё глубже в воду носом – точно ныряющая утка. У меня была только одна мысль –спастись от ужасной воронки. Оркестр все еще играл. Я думаю, что все они утонули. Они играли «Осень» … Читать далее
Несмотря на географическую малость и совершенно противоположную идеологию, Остров Свободы Куба дал непропорционально много американскому джазу. Сегодня, 4 июня в качестве подтверждения этого тезиса мы отмечаем 75-летие выдающегося кларнетиста и альт-саксофониста кубинского происхождения, давно живущего в США Пакито Д'Ривера (Paquito D'Rivera). В последние десятилетия Д'Ривера один из самых почитаемых и награждаемых музыкантов Америки. На его счету Грэмми, победы в поллах Ассоциации джазовых журналистов, премия Национального фонда искусств США. Пакито играет на кларнете, альт-саксофоне, флейте, широк и его стилистический диапазон от заводных афрокубинских пьес до камерной музыки, от записей соло до сессий с большими оркестрами, в том числе и с “Оркестром Объединенных Наций”, созданном Гиллеспи.
Между 1958 и 1963 годами Конни Фрэнсис (Кончетта Роза Мария Франконеро) была самой крупной звездой американской эстрады. В своё время Конни была так же известна, как Донна Саммер, Линда Рондштадт и Оливия Ньютон-Джон вместе взятые. Полтора десятка её песен в период с 1957 по 1966 годы сделали Конни одной из ведущих певиц мира. Она пела на 6 языках! Критиков, поначалу неблагосклонных к её попсовым песенкам, в конце концов пленило разнообразие её способностей.
В конце 1957 года, после ошеломительного успеха хита «Who's Sorry Now», Конни срочно потребовался ещё один успешный и убойный хит. Выпущенные следом синглы этому никак не поспособствовали, вершина хит-парада Билборд была всё ещё недосягаема - "I'm Sorry I Made You Cry / Прости, что заставила тебя плакать" дотянулся до 11-го места, а песня "Heartaches/Страдания, душевная боль" и вовсе не зашла публике.
Конни позже в своей книге напишет: "Я понимала, что должна во что бы ни стало записать хит для своей пластинки. Это было крайне важно. Я переслушала практически все песни издателей в Нью-Йорке, но ничто не тронуло меня". Тогда за дело взялся Человек с Золотым ухом, известный рок-продюсер и промоутер Дон Киршнер. Он пригласил в гости к Конни своих хороших знакомцев Ховарда Гринфилда и Нила Седаку, которые в непринуждённой домашней обстановке продемонстрировали ей множество медленных, довольно плотных баллад, но ни Фрэнсис, ни её тогдашнему "другу", вокалисту группы "Jaybirds/Сойки" Бобби Дэрину всё не нравилось. Им хотелось чего-то взрывного, быстрого и "прыгучего", подходящего для тинейджеров. Вот тут-то и всплыла зажигалка "Stupid Cupid / Глупый Купидон", которая планировалась для репертуара The Shepherd Sisters, квартета сестёр Шепард из Огайо.
Конни в своей книге Who's Sorry Now вспоминала этот момент так: "Заслышав несколько тактов этого рокабилли, я стала прыгать как маленькая девчонка и помнится сказала им: "Поздравляю! У вас есть мой новый хит!"
Романс «Институтка» стал известен в России после выхода на экраны фильма «Государственная граница». Правда, в советской интерпретации Париж в тексте заменили Харбином. В русских кабаре Парижа оригинал надрывно звучал в 1930-е, когда после волнительных двадцатых эмигранты зажили уверенностью, что коммунизм скоро закончится, и они смогут вернуться домой. Автор знаменитых строк была известна в эмигрантских рядах. Насколько же сильным было удивление ее окружения, когда спустя пару десятилетий представительница царской интеллигенции написала стихи о Ленине.
Кадр из "Государственной границы".
"Не смотрите вы так сквозь прищуренный глаз, джентльмены, бароны и леди..." Впервые с экранов советских телевизоров «Институтка» зазвучала в 1982-м, когда вышла очередная серия фильма «Государственная граница». По сюжету чекистка Анисимова, засланная в конце 20-х на советско-китайскую границу, проникла в белогвардейское общество в Харбине для раскрытия заговора. Чтоб сойти за свою и заручиться доверием окопавшихся в Харбине экс-имперских офицеров, героиня устроилась в эмигрантский ресторан певицей. Читать далее
Британский эстрадный певец, широкая популярность которого пришлась на вторую половину 1960-х гг. и 1970-е гг., Арнольд Джордж Дорси (Arnold George Dorsey), более известный под псевдонимом Энгельберт Хампердинк (Engelbert Humperdinck), родился в Мадрасе (Индия) в семье военного. Он был одним из 10 детей, родившихся у сержанта британской армии Мервина Дорси, валлийского происхождения, и его жены Олив, которая, по словам певца, была немкой. Некоторые источники также утверждают, что у певца - англо-индийское происхождение.
В фильме «Дом, в котором я живу» нет захватывающих приключений, военных сражений и крутых сюжетных поворотов. Зато есть подлинные чувства – любовь, доброта, тепло, дружба. И это оставляет в душе гораздо более глубокий след, чем многие картины с погонями и перестрелками. История жителей одного из московских домов, переживших страшную войну, и сегодня относится к самым любимым в нашей стране. «Дом, в котором я живу» смотрится на одном дыхании, а ведь на его съемках случалось немало неожиданных и драматических событий. Читать далее
Создание группы в начале 1970-х годов: женский старт
Молодая студентка Минской консерватории Таисия Тлехуч в 1971 году загорелась смелой идеей – создать вокально-инструментальный ансамбль, который стал бы «женским ответом» знаменитым «Песнярам».
Она буквально видела это во сне: на сцене – одни девушки, поющие в сложных гармониях народные мелодии. Тлехуч поделилась задумкой с подругой Ядвигой Поплавской.
- Давай создадим свой ансамбль! Как «Песняры», только девичий, - сказала Таисия после репетиции.
Идею поддержала Минская государственная филармония, и вскоре появился первый в Беларуси девичий ВИА «Верасы» (название означает «цветы вереска» – вересковые цветы). Читать далее