ДЕТИ ИНДИГО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА
Бодня Юлия (С-Петербург)
В последние годы в научно-популярной литературе по психологии все чаще встречается понятие «Дети Индиго». Как известно, круг академически ориентированных психологов относится с большой долей скепсиса не столько к самому термину, сколько к факту существования «Детей Индиго». На первой конференции практической психологии, проходившей в феврале 2005 года в Москве, было заявлено , что под феноменом «детей Индиго» подразумеваются дети, страдающие той или иной мозговой патологией или педагогически запущенные дети. Проблема в том, что пока не разработаны четкие критерии, которые помогали бы специалистам и родителям отнести ребенка к категории «детей Индиго». На наш взгляд, при интерпретации феномена «детей Индиго» необходимо опираться на ту терминологии, которая могла бы коммуникативно соединила данный феномен с полем исследований, традиционно рассматриваемых научной психологией.
Мы предполагаем, что феноменология проблемы «детей Индиго» может исследоваться при оперировании такими понятиями, как духовная и душевная одаренность. Мы предполагаем, что так называемые «дети Индиго» - это духовно и душевно одаренные дети. Следовательно, имеет смысл рассмотреть семантическое поле понятий «духовность», «душа», «душевность». Насколько оправдано использование понятий «духовная и душевная одаренность» применительно к детскому возрасту?
Термин «духовность» происходит от слова «дух», которое,. в свою очередь, происходит от греческого «Бог». В словаре Современного русского литературного языка можно найти три значения слова «духовность»:
- богатство внутреннего мира;
- высокий уровень нравственных, интеллектуальных потребностей;
- интеллектуальная природа, сущность человека, противоположная его телесности.
На наш взгляд, именно третье определение отражает ту особенность, которая, вероятно, помогает выявить духовность у детей.– противопоставление ее телесности. Как отмечал Бернард Ливехуд, Дух (Я) и материя (тело) встречаются посредине, в человеческой душе. Человек тем самым является триединством тела, души и духа. Мы считаем, что данная триада – тело, душа, дух - является тем принципом, на котором можно строить исследование детской духовности.
Попытаемся проанализировать подходы, существовавшие в отношении взглядов на духовность, терминологическое соотношение понятий «духовности» и «души» в истории философской мысли. Наиболее полное воплощение понятие «духовность» находит в философии Плотина, который вводит понятие Абсолютного единого начала и духа, исходящего из этой Высшей реальности . Движущим началом человека является душа, которая устремляясь к Богу, порождает духовность человека. Таким образом, можно заметить соподчинение душевной реальности духовной. От души – к Духу.
Духовность в евангельском понимании связывалась с любовью. Христианская любовь беспредельна и бесконечна, она бескорыстна и всепрощающа. Духовность – это любовь.
Духовность, с точки зрения Экхарта, заключается в возвращении человека к Богу, вне Бога все лишено смысла, а потому человек должен вернуться к самому себе, чтобы найти себя. Мы воспринимаем Бога вначале душой, затем Разумом, благодаря углублению разума человек обретает свободный дух. Духовность – это возвращение к Богу.
Главная мысль, которая содержится в суфизме – человек является обителью Бога. В душе пребывает Дух. Духовность есть процесс осознания этой истины и стремление к полному единению с Богом в течение человеческой жизни. Суфии полагают, что человек есть Бог в миниатюре, поскольку его тело представляет вселенную в миниатюре. Постижение его – суть духовности. Духовность – это постижение Бога.
Проблема духовности наиболее полно рассматривается Юнгом. Свой анализ он начинает с исследования понятия «дух». Это слово означает, во-первых трансцендентальную идею всеобщего знания. Далее Юнг разделяет понятие духовного и душевного. Душа является последовательностью образов. Душа, пишет Юнг, есть высшее проявление жизни в теле, а дух – высшее проявление душевного существа. Дух содержит в себе творческие возможности. Полнота жизни требует большего, чем просто «Я», она нуждается в духе, т.е. независимом и вышестоящем комплексе, который является единственным, кто способен вызвать к жизненному проявлению все те душевные возможности, которых не может достичь Я-сознание. Дух наделяет жизнь человека смыслом и возможностью величайшего личностного расцвета.
Сходных взглядов придерживался и французский философ Тейяр де Шарден. Духовность – это восхождение к «омега-точке». Духовность есть жизнь по нарастающей кульминации, как сущностного для человека стремления подняться к чему-то большему, чем жизненная данность (Г. Марсель).
Кроме того, духовность человека связывается с процессом космической эволюции. Само понятие космической эволюции означает процесс качественного, духовного развития духовной сущности человека. Смысл космической эволюции как развития духовной сущности
Читать далее...