Скажу честно, в последние годы меня не покидает непозбувна бентега по поводу того, что все попытки создать «феминистический блокбастер» пока что оборачивались пшиком, и после того эпичного, просто Ниагарского слива, каким была «ЧЖ 1984» я уже ничего не жду ни от грядущей «Черной вдовы», ни от чего бы то ни было, что там Голливуд нам готовит.
Причем в секторе инди-кино или фильмов для стриминговых сервисов c женскими фильмами все отлично. Моя душа отдыхает на Нетфликсе. Моя душа отдыхает на небольших европейских и азиатских сериалах. Но как только мне показывают трейлер фильма или сериала, обещающего Большой Фем-Прорыв, я вспоминаю, как то же самое обещали и «8 подруг Оушен» (все самое главное в итоге сделал мужчина), и «Капитан Марвел» (заурядный супергеройский фильмец), и «Чудо-Женщина» (о, у нас опять Синдром Настеньки), и «Хищные птички» (о, у нас опять мужчина движет сюжет, как ново), и «Ведьмак» (я просто промолчу, я уже все сказала)… Количество понтов зачастую прямо пропорционально количеству мизогинии. ЧТО ЗА ХРЕНЬ? ПОЧЕМУ ТАЛАНТЛИВЫЕ РЕЖИССЕРКИ ТЕРЯЮТ ТАЛАНТ И БЕРЕГА, ДОРВАВШИСЬ ДО БЛОКБАСТЕРА?
Я уже больше двух лет размышляю над этой проблемой, и, кажется, у меня есть ответ. Но он не прост. Готовьтесь к лонгриду или закрывайте эту вкладку.
НАЧНЕМ СНАЧАЛА
С запроса. Чего мы хотим от кино?
Сильного персонажа в главной роли. Не в смысле такого, который рвет пополам вражеский звездный крейсер голыми руками. А в смысле, чья воля движет сюжет, чья перспектива задает направление всему произведению и способна провести героя из начальной точки в конечную, без того, чтобы в какой-то момент «бог из машины» пришел и порешал.
Яркий характер. Не сводящийся к исполнению сюжетной функции.
Мир, который окружает героя, наполовину состоит из людей того же пола. Потому что такова правда жизни.
Общечеловеческой проблематики. Возможно, сквозь призму специфического опыта, но все же общечеловеческой, а не нишевой, спасибо, нишевой мы сыты по уши.
Вроде бы четыре несложных пункта, большинство фильмов «мужского» кино легко их выполняют, не будучи при том никакими шедеврами, просто вот базовый уровень Это как гамбургер: сильный персонаж и проблематика — две половины булки, яркий характер — котлета, окружение — зелень. Просто сложи в нужном порядке. Напартачить, казалось бы, невозможно.
Но нет. Партачат.
Итак, с запросом разобрались. Теперь всмотримся в причины партачки. Почему то, что, казалось бы, испортить невозможно, раз за разом портят?
ЧТО НЕ ТАК С КОМПОНЕНТАМИ?
Если у нас есть всего четыре компонента, мы складываем их в правильном порядке, а получается несъедобная хрень, значит, что-то не так с компонентами. Хлеб зацвел, зелень повяла, котлета подгорела. Выбросить и начать заново.
Но как начать, если ты имеешь весьма слабое представление о правильных ингредиентах? Если ты убеждена, что хлеб и должен быть плесневелый — тебе всегда давали такой, и объясняли, что так и должно быть: плесень добавляет ему красоты и пушистости? Тебе всегда давали котлету на 70% из хлеба, жареную на прогорклом масле, и ты думаешь, что так и надо? Дети школьных советских столовок тут, кроме меня, еще есть? Вот, они меня поймут. Если ты дитя городских трущоб и до тебя просто никогда не доезжала свежая зелень?
Куда я залезла с этой аналогией? Ах, да, я объясняю, почему у женщин не получается простой культурный гамбургер.
ПОТОМУ ЧТО МИЗОГИННАЯ КУЛЬТУРА ПОДСОВЫВАЕТ ИМ ПАРШИВЫЕ ИНГРЕДИЕНТЫ!
Сильный женский персонаж, например — это вообще что такое? Это Пенелопа, которая днем вяжет, а ночью распускает, чтобы потянуть время и дождаться своего мужа? Это Даша, которая коня на скаку остановит и в горящую избу войдет — и замерзнет, в одиночку отправившись за дровами, потому что больше некому? Это Жанна, которая возведет принца на трон, а сама окажется на костре? Вы заметили паттерн — эти женщины ничего не делают для себя? Для мужа, для детей, для любимой родины — тут хоть замерзнуть, хоть сгореть, потрясающая сила духа. Но не для себя. Давайте поворошим классику в поисках героинь, которые действуют для себя. Не может же быть, что их не было. Ну вот же: Клитемнестра, убившая мужа-насильника и захватившая царство, Екатерина Великая, проделавшая то же самое со своим венценосным придурком, да хоть бы и Анна Каренина, которая спала, с кем хотела…
УПС! Они все «плохие». Ну или хотя бы с гнильцой. Они будут наказаны за свой эгоизм. Ну, в крайнем случае добрый автор даст им раскаяться, не станет убивать в финале, если они умалятся и займут подобающее им место. Сильную женщину мизогинная культура, в общем-то терпит — но так, как расистская культура терпит сильного чернокожего: пока он тюки грузит и деревья валит, так и быть, пусть
Читать далее...