Мы рассмотрим историю рождения Аполлона, как он стал владыкой Дельфийского оракула и одержал победу в музыкальном конкурсе с Марсием. Можно ли считать бога гармоничным и совершенным, если он проявляет редчайшую жестокость к побеждённому? Но всё это было бы невозможно, если бы не рождение Аполлона от Лето, принявшей вид перепелки, и Зевса, ставшего на какой-то момент перепелом. Читать далее
В мифах многих народов большое место занимают птицы. Не является исключением в этом смысле и греческая мифология. В сказаниях этого народа присутствуют различные представители пернатого мира: кукушки, совы, вороны, перепёлки, цапли. Но в центре внимания, разумеется, орлы. Огромная статья этой птице посвящена в энциклопедии «Мифы народов мира». Орёл считается атрибутом Зевса, он часто изображается рядом с ним. Существует миф, что однажды царь богов послал двух орлов с двух краёв земли и они встретились в Дельфах возле камня, называемого омфал. Вот как об этом сказано в схолиях к недошедшему до нас гимну Пиндара «К Аполлону Дельфийскому»:Читать далее
Персонажи древнегреческих легенд живут в странном мире — с одной стороны их поступки очень реалистичны, мысли и желания почти совпадают с мыслями и желаниями обычных людей, а с другой стороны мы постоянно сталкиваемся с какими-то загадками: то крылатый конь с всадником, то собаки, поедающие своего хозяина, то кони, питающиеся мясом, то орёл, клюющий печень Прометея. Таким образом в мифах мы сталкиваемся с поведением хорошо знакомых нам животных, но совершенно с не характерным для них поведением. Наличие огромного количества животных в мифах мифологи называют зооморфизмом. И эту загадку нам предстоит разрешить. Если значительная часть этих преданий реалистична, то почему возникают подобные сюрреалистические представления? Что это — вымысел? Но зачем? Символ? Но чего? А, может, это пересказ неправильно понятых событий или неверное их истолкование? Но есть ли у них реалистичное объяснение? Рассмотрим легенду о Сизифе и попытаемся найти ей рационалистическое истолкование. В этом случае и камень какой-то необычный, и гора удивительная, но ещё более странно ведёт себя царь Коринфа. Попытки филологов и философов дать хоть какое-то объяснение тоже очень спорны. Такое впечатление словно здравый смысл оставил всех. Читать далее
После убийства Немейского льва следующим деянием Геракла было уничтожение им Лернейской гидры, обитавшей недалеко от Аргоса. История этого подвига представлена в многих сообщениях греческих мифографов. Само описание деяния Геракла носит почти сказочный характер, в нём много волшебных элементов. Это животное обитало в болоте возле города Лерны (по другим данным — в озере), похищало скот и уничтожало посевы жителей местности. Отцом гидры мифы называют Тифона, а матерью Ехидну. По сообщениям разных мифографов у неё было 1, 7, 9, 50 голов, одна из них была бессмертной. Диодор Сицилийский называет даже число 100. Вместе с Иолаем Геракл прибыл в Лерну. Логовище гидры располагалось у истока реки Амимоны. Геракл сбивал дубиной её головы, но вместо одной головы вырастало сразу две. На помощь гидре поспешил рак, но сын Амфитриона убил его. Иолай оказывал ему помощь. Он прижигал факелом основания голов гидры и таким образом они перестали вырастать. В конце этого сражения Геракл срубил бессмертную голову гидры и закопал её в землю. Разрубив тело животного на части, герой обмакнул в желчь свои стрелы. С этой поры они стали разящими насмерть всех его противников. Но Эврисфей отказался засчитать этот подвиг Геракла, так как ему оказывал помощь Иолай, а по условию он должен был совершать свои подвиги в одиночку.Читать далее