Если прислушаться и присмотреться нескончаемому, а порою оглушительному, шуму человеческих размышлений и говорений, то можно обнаружить, что по большей части люди сознательно или бессознательно, иногда вполне чистосердечно, обманывают себя и других.
На то есть множество причин.
Так уж устроена наша психика, что нам хочется верить в то, что хочется.
Большинство людей не склонно обременять себя излишними размышлениями, с готовностью принимая расхожие, раскрашенные формулировки, даже если они противоречат элементарной логике.
Их можно понять. Они хотят без лишних мудрствований сохранить свое простое равновесие, боятся утратить непосредственность чувств.
Но разве невозможно оставаться счастливым, стараясь знать и видеть все так, как оно есть?
Разве невозможно построить правдивое, непротиворечивое мировоззрение не рискуя утратить радость жизни?
По моему, для любого, даже и думающего, человека нет высшей цели, чем прожить по возможности получая ощущения радости и счастья.
Это - главное.
Если кто-то должен для этого отказаться от реальности, то, как говориться, Бог в помощь.
Я же, с детства и по сей день, хотел докопаться до истины, построить для себя правдивую картину мира.
Получилось ли у меня?
Не знаю. Для этого и делюсь с вами.
Вдруг я давно уже сам себе заливаю - и рад.
А вот, что же я вкладываю в расхожее понятие - Истина? Об этом в следующем посте.
Просмотрел свой расползшийся по времени дневник. Расстроился, главным образом из-за, полтора года назад приостановленной, рубрики "Апофил".
Хочется продолжить упражнения, которые я нескромно называю философскими, хотя и сам не уверен в нужности и разумности этих графоманских занятий. Дочь меня как-то справедливо обвинила в том, что за первые десять постов под этой рубрикой ничего толкового она у меня не обнаружила и, следовательно, навряд ли я способен угрозу до конца осуществить.
А вдруг все еще способен?
Вот только какую форму лучше избрать?
Впрячься ли в легкий, одноколейный, тоталитарный монолог, стараясь не слишком перегружать читателей терминами. определениями, или пригласить Господина Непофила и за ни к чему не обязывающей чайной беседой побарахтаться среди неразрешимых жизненных категорий вместе с непримиримым, но, надеюсь, корректным противником?
Не знаю.
Разумеется, современных, злободневных, животрепещущих вопросов очень много. Возможно, что ради них только и стоит такие беседы затевать.
Но, уж если начинать, то я всегда предпочитаю с самого начала, откуда ноги растут, от земли, из под земли.
Позже перечислю вопросы, которые хочу по-обсуждать. А пока только назову первый и основной вопрос.
На мой, невежественный, слабо просвещенный взгляд, основным вопросом Философии является не вопрос о том, что первично: Материя или Сознание, как нам когда-то долбили в школе и в институте. А вопрос:
Зачем нужно философствовать? Какова цель?
Возможно не в самый подходящий момент, и не в самом удачном месте хочу, который раз, напомнить любимым читателям. что человек я, на самом деле, весьма невежественный, то есть, по моей оптимистической самооценке - неиспорченный, в суждениях своих по возможности избавленный от корысти, и предрассудков, интересы никаких групп и классов не отстаивающий.
Для чего мне философствовать? Да и позволительно ли? А вам это зачем?
Что касается этого фильма, то, по-моему, он сделан не очень мастерски. Грубовато. Слишком откровенно политически и антирелигиозно назидательно.
Однако, философская концепция авторов мне близка.
Массовое сознание в наше время должно быть реальным и разумным.
По настоящему важно лишь то, что есть сейчас и будет потом.
Человечество слишком сильно расплодилось и овладело слишком большими мощностями, чтобы позволять себе продолжать жить с "широко закрытыми глазами", уповая на провидение, бога, доброго-умного дядюшку, технический прогресс, волшебные силы добра, всепобеждающую любовь и рыночные отношения.
Каждый мыслящий, совестливый человек должен бы осознать свою каплю ответственности за это самое общественное сознание, за открытые или закрытые глаза.
Иначе... Мы то, конечно, еще как-никак доживем. И даже неплохо. Может быть, наши дети. Но потом... Что же потом?
Недавно пришел к нам сын, усадил перед компьютером и заставил посмотреть фильм.
Это не художественный, а публицистический фильм. На мой вкус он несколько излишне политизирован и прямолинеен для начала разговора, но в целом точка зрения и философия автора весьма совпадает с моей.
Меня порадовало то, что 21-летний сын так активно воспринял мою философию. Сам же он считает, что показывая нам, почти насильно, подобное кино, он образовывает своих, несколько под-отсталых родителей.
Может быть вы уже это видели? Фильм немаленький и состоит из трех разных частей.
Идет он от 1 до 1,5 часов.
Я даю ссылку на англоязычный вариант. Там есть озвучивание и на других языках. Не уверен только насчет русского. Но по видео-ряду и нескольким простым английским фразам все легко понять.
В начале идет только звук при черном экране. Пусть это не смущает.
Вот он:
http://video.google.com/videoplay?docid=-594683847743189197&hl=en
Интересно мнение друзей-читателей.
Боль.. Какое короткое, простое слово описывает последние несколько месяцев моей жизни... Я никогда не понимала, как можно столько уместить в этих обыденных четырех буквах. Слезы, страдания, тяжесть, одиночество, ненависть, страх ,отчаяние... Я могу продолжать почти до бесконечности. Я не раз пыталась считать, но сбилась на втором десятке. Боль. Какое незначительное слово... Но оно способно разрушить до основания всю человеческую жизнь.
Боль... Физическая боль, страдания тела... Она может быть такой сильной, что в глазах появляются искры, крик сам срывается с губ, все мышцы судорожно сокращаются. Тело живет своей жизнью, не подчиняясь разуму. Эта боль роднит нас с животными... Когда она приходит – сознание отступает на второй план, и в голове одна мысль – убежать, спастись, прекратить этот ад. И вдруг просыпается желание жить... Потому что никогда ты не был так близок к тому, чтобы покинуть этот мир, как в минуты этой агонии. Боль и смерть неразлучные подруги, за одной рано или поздно идет другая. А ведь смерти нет дела до того, обычный ты человек или животное... У нее свои законы, и до наших ей нет никакого дела...Но даже смерть не сравнится со страданиями, которые может испытать душа...
Боль... Иногда она пробирается в душу. Это самая совершенная пытка, которую человек создал для себя. Эта пустота, давящая, готовая разорвать душу изнутри, кусочек за кусочком, пока совсем ничего не останется. Я думала, что книги врут – как может болеть душа – что-то абстрактное, нематериальное... Ее ведь нельзя ударить, порезать... Я так думала до тех пор, пока сама не погрузилась в этот ад. Душа может болеть, и сколько бы я отдала за то, чтобы никогда этого не знать... Многое я бы променяла на то, чтобы душевную боль превратить в физические страдания... Вот только они меня не оставят, уже никогда... До самой смерти боль будет со мной... Глубоко внутри...
Боль... Она всегда разная...Сначала она идет за руку с непониманием и недоверием. И все надеешься, что нет у тебя повода чувствовать боль – и она должна уйти с минуты на минуту... А она не уходит. Недоверие сменяется осознанием и исчезает, оставляя один на один с болью. Она похожа на остро заточенные стальные лезвия. Она режет душу, терзает при каждом движении. Ее почти можно почувствовать физически. Эта боль не оставляет даже во сне. Мне еще очень долго снились разные сны, но в них всегда был ты...С каких пор я вообще не люблю сны?? Я просыпалась со слезами на лице.. Да с тех пор, как ТЫ ушел, просто ушёл, насладился и бросил.
Боль... Говорят, что время способно ее вылечить. БРЕД, теперь я могу позволить себе такие слова. Оно не лечит. Время лишь постепенно притупляет лезвия боли, оставляя их тяжелыми металлическими прутьями в глубине души... На это могут уйти годы и десятилетия... У меня ушли несколько месяцев... Наверно, я слишком много думала о боли, старательно терла ее лезвия мыслями. Так быстрее, но, возможно, если бы я просто ждала... Моя жизнь не пошла бы по руслу одиночества. Эти тупые обломки лезвий навсегда останутся со мной неподъемным грузом. Эта боль невыносима, но я помню минуты когда была счастлива рядом с тобой... Я навсегда осталась в этой минуте.
- Мне в детстве врач сказал: "Если ногти грызть не перестанешь, вырастешь идиотом".
- Ну? И почему же вы не перестали?
(Анекдот из недавней газеты)
[699x496]
Апофил:
В школе, если помните, рассказывали, что есть такой "Основной вопрос философии".
Что первично: материя или сознание?
И, значит, в зависимости от вашего выбора вы являетесь, соответственно, материалистом или идеалистом.
А ещё говорили, что идеалисты бывают двух видов: субъективные и объективные.
Вот вы, какой?
Непофил:
Я - никакой. Меня это вообще не интересует. Вы же обещали не приставать с личными вопросами.
Апофил:
Не буду, не буду.
Я полгода назад случайно натолкнулся на дневник какой-то женщины в лиру. Он в первом же посте начинался с заявления о том, что женщина эта рада любому посетителю её дневника, но только, чтобы читатель был человек религиозный.
Так там и было написано: "Если вы человек не религиозный, то вы мне просто не интересны."
Вот вы к этому, как относитесь?
Непофил:
Ну я не расположен к такому крайнему отношению к людям. Иначе бы я сюда и не пришёл.
Но что-то в этом есть.
Религиозный человек имеет, как бы ещё одно измерение, дополнительную глубину, которой вам, примитивным материалистам не понять. Только Вера может объединить людей, приподнять их над бездуховным материальным миром, придать надежду и смысл жизни.
Апофил:
Это звучит хорошо, но что же вы понимаете под этим словом - Вера?
Непофил:
Я и не подумаю давать этому определение. Верующий человек меня поймёт, а вам непременно нужно всему дать определение, свести к физическим законам. Так вот нет. Нельзя весь мир и человека объяснить одной только физикой.
Вы же сами сказали, что это дело выбора. Так вот я и выбираю, верить мне или нет. И людей предпочитаю с Верой. Тех, кто, несёт в сердце своём это чувство, хотя никому об этом не объявляет, кто верит, что каждому придётся держать ответ за деяния свои на земле.
Апофил:
А правильно ли я понимаю, что вера - это принятие какого-нибудь утверждения, идеи, ощущения или правила абсолютно, без сомнения, размышления и колебания. В том первозданном виде, в котором оно вам поступило, независимо от того, откуда это поступило: от папы с мамой, святого отца, вождя народов, внутреннего голоса?
Верю и всё.
Правильно ли я понимаю под Верой обязательное отсутствие сомнений? Ведь сомневаться - это значит не верить.
Непофил:
Ну это вы пытаетесь перевести разговор на свои рельсы. Вам бы во всём усомниться, всё определить, разложить и уничтожить.
Такие, как вы всегда пытались низвести любое чудо, любое служение и божественное предназначение человека на уровень животных инстинктов. Будто бы неуправляемый случай, бездумное подбрасывание монеты могли создать этот замечательный, божественный мир. Как хорошо, что избегают таких, как вы, и всё же находят дорогу к Храму.
Верить - это не значит доверять всем и каждому. Вера - это то, что нужно чувствовать.
Апофил:
А вы не боитесь того, что чувства могут вас обмануть?
Непофил:
Меня могут. Но всех не обманут.
Вот вы, например, верите, что бога нет. Это ведь тоже вера. Или вы чувствуете? А вы-то, вы не боитесь обмануться?
Люди тысячелетиями верили, переписывали божественные тексты, данные свыше. А вы и такие, как вы сомневаются.
А что вы, собственно можете предложить взамен? Коммунистическую идею?
Апофил:
Ну, слово "верю" не очень подходит для атеизма. Просто гипотеза бога, создателя, никак не подтверждается всей человеческой практикой и наукой. Как бы вам, или даже мне этого ни хотелось.
На дворе 21-й век.
Я прихожу к выводу, что взрослые любят сказки больше детей. Больше своих детей.
Непофил:
А вы хотите абсолютно всех лишить сказки? Рассказать, что Дед Мороз - это алкоголик с бакалеи, а Снегурочка - привокзальная проститутка.
Боюсь, что та женщина из Ли.ру права.
Извините, но мне нужно уходить. До свидания.
Апофил:
До свидания. Надеюсь, что мы друг на друга не в обиде. Пожалуйста, приходите через неделю.
- А любите ли вы Кафку?
- Очень! Особенно грефневую.
(Анекдот из недавней газеты)
[220x278]
Апофил:
Так как-то получилось, что с детства мне от родителей досталась в отношении к людям, знакомым и незнакомым, оптимистическая гипотеза. Она и сейчас меня не покинула, но к сожалению, в несколько настороженном виде.
Гипотеза заключалась в том, что каждый, встреченный мною человек, независимо от его возраста, пола, происхождения и образования честен с самим собой, хочет узнать об окружающей действительности правду и, что, к тому же, любой из людей,
несколько умнее меня. Сам то я всегда ведь был неповоротливым тугодумом.
Такое отношение распространялось на авторов книг, начальников, преподавателей, политиков.
Увы. Мне достались немалые разочарования.
За годы поиска единомышленников или оппонентов, не слишком, впрочем, интенсивного поиска, я, к сожалению, убедился, что у значительной массы людей в голове настоящая каша.
Интересно, что каша эта наблюдается вне зависимости от образования, социального положения и уверенности в суждениях.
Вообще-то кашу я люблю. Любую. Умело приготовленная, хорошо заправленная, слегка подсолённая или подслащённая каша из разного крупяного материала, да ещё на голодный желудок, может доставить весьма утончённое вкусовое удовольствие.
Но не в голове. По крайней мере в моей.
Друг мой. Я вовсе не засушенный сухарь.
Даже сейчас ещё люблю посмеяться и влюбиться, могу заплакать или вдруг унестись на фантастической волне в края прекрасные и незнакомые, где ангелы летают невесомые и сказки нежные на ухо шепчут мне.
Но, коли уж я намерен пофилософствовать, то постараюсь быть аккуратным и объективным. Потому, что не хочу и боюсь обмануть себя, вас и тех кто доверчиво, или с недоверием, осиливает всё же прочитывать несерьёзные эти разглагольствования.
Под философствованием я понимаю, не что иное, как поиск истины. Что я понимаю под истиной, а это просто, я объясню чуть позже.
А пока, рискуя повториться, скажу лишь, что целью размышлений является попытка видеть себя, людей, весь мир и всё, что происходило, происходит и произойдёт, как можно правдивее, честно, таким, как оно есть. Независимо от того, какой бы неприятной, некрасивой, противоречащей расхожим представлениям эта правда ни казалась.
Я заметил, что немало людей, даже среди тех, кто относит себя к философствующему меньшинству, склонны и даже настоятельно предпочитают принимать собственные фантазии и желания за философствования, нисколько не беспокоясь об истине, как таковой.
Это замечательно: литературные метафоры, художественные образы, душевные сопереживания, привлечение единомышленников, развенчание противников и восхваление любовников. Но истина?...
Непофил:
- Ну вот вы и зациклились на этом словечке. Пригласили меня послушать и поспорить. А я всё молчал. Куда, думаю, это вы клоните?
Теперь понятно. Какая такая Истина? Всем давно известно, что истина не достижима, и что заниматься её поисками глупое занятие.
Я знаю, что вы пригласили меня потому, что вам не нравится моя религиозность. Я имел неосторожность обмолвиться об этом в разговоре с вами. А я и не собираюсь с вами спорить. Потому, что это глупо. Вообще не хотел приходить. А потом решил всё же послушать, как вы запутаетесь.
Апофил:
- Честное слово, я не хочу вас обратить или обидеть. Мне действительно нужен оппонент, и вы показались мне интересным, подходящим для этого человеком. Мы ведь давно знакомы, но я специально попросил не переходить на Ты, чтобы сохранить корректность общения.
К сожалению вы вступили поздно, и у нас уже нет времени для продолжения диалога.
Приходите, пожалуйста, в выходной. Я вам позвоню.
Непофил:
- Не знаю. Скорее всего не приду.
Апофил:
- А чего вы боитесь? Вам страшно, что я развенчаю вашу веру? Заставлю поколебаться?
Непофил:
- Да нет. Думаю, что вам это всё равно не удастся. Ваши грубые материалистические теории мне давно известны. Я много читал.
Они ничего не объясняют. Вы только и можете придумывать разные обзывалки: "каша", "опиум для народа". А предложить что-то толковое, что смогло бы облегчить жизнь, дать просветление - это навряд ли. Зачем же заниматься пустой тратой времени? Например, сегодня чего вы мне сообщили?
Апофил:
- Каша была на завтрак, а у нас с вами будут ещё обеды.
Непофил:
- Да я и в прошлых ваших постах, которые вы просили почитать, особых мыслей не заметил. Одни угрозы.
Апофил:
- А вы
Зачем философствовать?
Надо ли размышлять о сути жизни?
Стоит ли задаваться ненужными вопросами? Пытаться всё обьяснять? Понимать?
Говорят, что всё понять и обьяснить невозможно.
Многия знания порождают многия печали.
Не лучше ли просто жить и слушать, что умные люди говорят? Всё ведь уже давно придумали.
Да и позволительно ли, возможно ли нам, слабым людям, несовершенными своими мозгами пытаться понять Великий Замысел?
Многие, покруче тебя, пытались это сделать, тратили на это всю жизнь. И что?
Почитай классиков, послушай пророков, погуляй по интернету.
[403x600]
Кончай компостировать мозги терпеливым читателям своими бреднями, "Сенека".
- Да я ведь ещё и не начинал...
- Ах! Так ты ещё не начинал? Поди, проспись!
- Но я хотел поделиться... пока жив... может кому интересно?
- Иди, иди! Фейербах, недоделанный!