|
![]() |
|
*******
«Красавица в парке», художник Франсуа Фламенг (приведено в качестве иллюстрации)
В марте 1802 года скончалась жена французского коммерсанта Араужо. Это событие взволновало весь Петербург. Дело в том, что мадам Араужо умерла насильственной смертью и виновником ее смерти стал великий князь Константин Павлович. Преступление пытались замять, официально оно нигде не было задокументировано, но Романовым так и не удалось заставить общество о нем забыть. Дошла эта чудовищная история и до наших дней.
Константин с детства обладал гневливым и вспыльчивым характером. Не в силах больше выносить издевательства и грубость мужа, Анна Федоровна в 1801 году навсегда покинула Россию. Константина нисколько не огорчил отъезд жены. Он вел беспутную жизнь: пьянствовал и развратничал, ни в чем не зная отказов. Придворные дамы считали честью, если на них обращал внимание великий князь. В общем, двадцатидвухлетний Константин наслаждался жизнью и творил, что ему вздумается.
11 мая 1968 года.
*******
Многим известно крылатое выражение «открыть ящик Пандоры», пришедшее к нам из древнегреческой мифологии, которым метафорически называют «действие с необратимыми последствиями». Об античном сюжете, ставшем для него основой, рассказывает в своей книге «Занимательная мифология. Сказания Древней Греции» Михаил Леонович Гаспаров.
Первые люди, вылепленные, как считали древние греки, героем Прометеем из розовой глины, жили на земле трудами рук своих, делились с богами жертвенным дымом, а когда подходил их срок, то мирно и спокойно испускали дух. «Слишком счастливый удел!» — казалось богам. И они позаботились, чтобы людям жилось похуже и чтобы это «похуже» было по их же вине. Зевс сказал:
Людям воздам за огонь я бедой, но такой, чтобы сами
Рады были беде и любили свою же погибель.
Наказание было неожиданное: боги дали людям первую женщину, Пандору.
Греки не замечали, что до сих пор, когда они говорили «люди», они подразумевали «мужчины». А это было именно так.
Как Прометей лепил из глины мужчин, так Зевс приказал огненному Гефесту слепить из глины женщину, прекрасную, как богини. Золотая Афродита вдохнула в нее прелесть, внушающую страсть. Афина дала ей умелые руки, чтобы ткать ткани и готовить еду. Хариты украсили ее ожерельями, запястьями и душистыми цветами. И тогда подошел к ней Гермес и вложил ей в сердце мелкую, низменную душу, лживый и хитрый нрав, льстивые и неверные слова. Так была создана женщина: «бедственная красота, на погибель манящая смертных». Имя этой женщине дали Пандора, что значит «всеми одаренная».
У Прометея был брат Эпиметей. Если «Прометей» значит «мыслящий вперед», то «Эпиметей» — «мыслящий назад», «задним умом крепкий». Этому Эпиметею боги и предложили в жены Пандору. Мудрый Прометей завещал брату: «Ни единого подарка не принимай от богов!» Но, увидев дивную красоту Пандоры, Эпиметей забыл все его наставления. Это была первая свадьба в мире: на нее сошлись и боги, и люди.
Боги поднесли невесте полный ларец подарков под тяжелой крышкой. Подарки предназначались для всего человечества, и были они необычные: крылатые, прозрачные, невидимые, неслышимые. Это были радости и утехи, и это были заботы и болезни: все они приходят к людям незаметно и неожиданно.
Генри Говард. Пандора, одаренная богами, 1834
Боги были справедливы и всего положили поровну: сколько радостей, столько печалей. Но они заранее знали, что из этого получится. Пандоре было велено: до поры до времени ларец не открывать. Конечно, она его открыла.
Все крылатые радости и заботы вылетели из ларца и невидимо закружились в воздухе. А потом легкие радости на сильных крыльях воспарили в небеса, к жилищу богов, а тяжелые заботы и болезни остались на земле и до сих пор не перестают носиться среди людей и мучить их тела и души. Пандора испугалась и торопливо захлопнула крышку, но было поздно. Не успело вылететь из ларца только одно крылатое существо: Надежда. Она всегда с людьми, и она одна дает им силы не отчаиваться в их нелегкой доле.
Фрагмент картины Джона Уильяма Уотерхауса «Пандора, открывающая ларец»
А что такое заботы? Раньше у Прометеевых людей заботы были внешние: убить зверя, поймать рыбу, вскормить быка. С этим они справлялись. Новые заботы были душевные, и греки насчитывали их три: жадность, тщеславие и похоть. Кто хочет больше добра, чем ему нужно; кто хочет больше чести и славы, чем он достоин; кто хочет больше удовольствия, чем сам может вынести, — тому очень трудно с этим справиться, потому что справляться приходится с самим собой. И кто не мог с собою справиться, из тех вырастали
"Жизнь прошла, пролетела… И мелькают в душе воспоминания. Незначительные, простые, но милые. " - писал Константин Алексеевич в своей книге. Он рассказывал о чем угодно, но только не о женщинах, оставивших след в его душе. Его история любви получилась столь горестная и наполненная разбитыми надеждами, что вспоминать ее на страницах биографии ему было слишком болезненно.
Константин Алексеевич появился на свет в декабре 1861 года в Москве. Его купеческая семья была состоятельная, но постепенно отец довел семью до банкротства. Мать Коровина была творческой женщиной, увлеченной рисованием. Она с самого детства прививала своим детям любовь к искусству.
|
![]() |
|
Мы снова выпали из матрицы И потеряли ген родства, Теперь уже какая разница, Идём к финалу до конца... Мы снова выпустили птицу, А счастье в клетки под замки, У жизни сложные страницы, В холстах размытые мазки... Мы снова сделали акцент свой На мрачных серости цветах, Ничто не вечно под луной, Соль жизни нашей на губах... Мы книгу вдруг переписали, Но суть историй не убить, Недолюбив, не досказали, Порвав кармическую нить... Мы подписали приговор всем, Кто брал обманом города, Суть раздвоения дилемм, С утра "привет", а в ночь "пока"... На скользкий лёд опять ступили, Душ хрупкость, жизни жернова, Весь трепет, искренность убили, Два белых, солнечных крыла... Мы снова выпали из матрицы И потеряли ритм мечты Судьбы нечаянной проказницы, Где были рядом я и ты... Как дым исчезли наши чувства, Любовь рассеялась туманом, Мы провожаем хмуро утро, Всё было лишь самообманом... Пред нами жёсткая реальность, У каждого теперь свой путь, Стихов минорных актуальность, Душе так грустно... ну и пусть... © Copyright: Светлана Аль-Хальди, 2025 Свидетельство о публикации №125052505681 ![]() |
![]() |