Вот и прочитана третья, заключительная, книга трилогии "Сказания о людях тайги". Прощаюсь с историей, рассказанной на страницах романа, с характерами... с красивым языком. шикарной природой.... эмоциями, что породила трилогия, и сохраняю в памяти эту летопись, приправленную брожением молодого хмеля и вкусом зрелого. Сколько всего произошло за описанный период! Сколько судеб, сколько событий!..
"Черный тополь" - книга, которая охватывает период от гражданской войны до послевоенного времени, захватывая период после смерти Сталина. На ее страницах раскручиваются старые узлы и узелки, закручиваются новые, решаются проблемы и живет вера в будущее.
Евдокия Елизаровна Юскова... Головешиха, как ее прозвали односельчане. Женщина красивая, умная и не нашедшая себя в этой жизни. Женщина-тайна. Женщина - рок. Женщина, которая могла иметь счастливую семейную жизнь с человеком, которого полюбила в юности, но который (увы и ах) не смог тогда защитить ее от ее родного батюшки, но потом.... Она потом выбрала свой "огарышек судьбы", свою половинку, родственную душу, с которым многое пережила и с которым ее роднило происхождение и надежда завладеть своим наследством. И эта надежда стала ее путеводной звездой. Ее бедой. А еще дочь...
Только оградив себя стеной обычаев и условностей женщина может защитить себя, улучшить свое положение. Странно? Банально? Неожиданно? Но благодаря такому подходу к жизни рассказчица всей этой истории, главная героиня романа, одна из лаотун, изменила свою жизнь. Во всяком случае, она так считала. По ее мнению традиции, обычаи, условности - это все то, что поможет женщине жить хорошо. Правда она забывала главное условие, которое ей однажды озвучил собственный муж: "но не каждый мужчина похож на твоего мужа". Вот это действительно - важное, нет - важнейшее условие. Как говорила моя бабушка, "при хорошем муже даже свинка господинка".
Две лаотун, две подруги, дружба которых начинается в детстве и продолжается всю жизнь и ничто не может разрушить ее, две девочки, - потом девушки, женщины - у которых совпадают все восемь знаков (допускается некоторая свобода, но очень условная), поддерживающие друг друга по жизни. Интересная традиция, очень трепетная на фоне достаточно жестких и жестоких традиций Китая в отношении женского пола. Хочется отметить, что да, большинство традиций мира, и европейская в частности, отводили женщине самую незавидную роль, но то, какая роль была отведена столетиями китайским женщинам, это уже слишком... Одно только понятие женской красоты у них чего стоит! И какими неимоверными усилиями она добивалась.... Наверное, отсюда и пошла поговорка: "Красота требует жертв!"? Только вот как можно "золотые лилии" считать эталоном красоты?! С другой стороны, ведь мужчинам нравятся увечья.... Впрочем, таким способом красоты убивалось сразу два зайца - к вышеназванному добавлялась вечная зависимость жены от мужа.
Вообще очень интересно посмотреть на все эти традиции с практической точки зрения. Порой достаточно только экономической.... Ох уж эти сравнения - роятся они в моей голове и роятся, когда следует отметить, что психологическая составляющая романа тоже очень интересная и познавательная. Женские судьбы, судьбы никчемных девочек, которыми родная семья тяготилась, а новая - семья мужа - не далеко ушла, ждала от них только сыновей. Внутренний женский мир, напрочь не соприкасавшийся с внешним, миром мужчин (за редчайшим исключением, которое весьма печальные имеет последствия для большинства женщин; кстати, подобное исключение есть и на страницах романа). Женская культурная традиция, выражающаяся в женском письме - нушу, которое отличается от мужского и в котором важно понимать/воспринимать/чувствовать контекст, в противном случае это может иметь печальные последствия. Женская дружба. Стремление женской души к любви. Судьбы, полные надежд, боли, стремлений, разочарований, душевных и физических мук, тоски по любви... И традиции, традиции, традиции... Проходят женские годы, сменяясь друг за другом, и не каждой суждено дожить до "спокойного сидения". Не каждая никчемная девочка удостоена стать матроной-патриархом семейства, сыновья которой с честью ее похоронят, когда придет ее время...
Закрывая прочитанную книгу, оставалась в некотором, небольшом, легком таком, недоумении - что же все-таки такое "Жерминаль" и почему именно так назван роман.... Неужели я что-то где-то упустила и не заметила? Ведь читала с интересом, внимательно и т.д. и т.п. И тут же возник вопрос: "Или это только мне казалось, что так читала?" К счастью, все выяснилось очень быстро: причина моего непонимания названия романа кроется в плохом знании французской истории и ее революций, в частности для меня было открытием существования французского республиканского календаря. Как оказалось, жерминаль - это его седьмой месяц (21/22 марта — 19/20 апреля), означающий прорастание, зарождение. И именно такое название воспринимается вполне символично - зарождение самосознания в народных массах, противостояния буржуазии и пролетариата, надежды на всеобщее равенство, на справедливость. Что ж, рабочие угольной Компании Монсу потерпели жестокое поражение, но оно временно - они уверены, что борьба возобновится и тогда победа будет за ними. Ведь именно с таким настроением апрельским утром Этьен и углекопы прощались в приемочной шахты Жан-Барт. И на этой ноте автор завершил свой роман.
Вторая половина 19-го века во всем мире бурлила революционным движением. Таким разнообразным и таким буйным. Представители буржуазии, обладающие передовыми взглядами, понимали серьезность происходящего, кое-что пытались изменить, незначительно в рамках масштаба страны, но тем не менее... Только когда толпа взбунтовалась, именно они и пострадали больше всего. Почему? Ведь подобная ситуация - закономерность, а не исключение из правил. Так случилось и с Денеленом, владельцем двух шахт, одна из которых была хорошо оборудована и т.д. "Он не испытывал ненависти к "разбойникам из Монсу", - он чувствовал всеобщую ответственность за эту беду, всеобщую вековую вину". И в принципе он расплатился - бунт рабочих помог ему стать банкротом, в то время как Компания осуществила давно желаемую покупку. Так было всегда - накопление противоречий приводит к взрыву недовольных, происходит некоторое очищение и жизнь вновь налаживается, только немного на другом уже уровне. В это время происходят потери, приобретения и каким будет конечный результат для каждого - предугадать невозможно. Так и с героями романа произошло. Никто из них не мог предположить, как оно все обернется.
Золя очень живо показал противоречивые теории рабочего движения конца 19-го века - на страницах романа сталкиваются представители Интернационала, поссибилистов, анархистов, марксистов и т.д. Но более жизнеспособной показана идея, исключающая насилие:
...теперь ему казалось, что быть может, насилие не ускорит освобождения. Перерезать троссы, срывать с путей рельсы, разбивать лампы - какое бесполезное дело! Нечего сказать, стоило из-за этого толпе разрушителей мчаться три мили.... Этьен смутно угадывал, что придет день, когда легальные действия окажутся более грозным оружием
Очень тонко, психологически выписана любовная линия романа. Линия взаимоотношений мужчины и женщины, мужа и жены, возлюбленных. Различие во взаимоотношениях, царивших в соответствующих слоях общества, существенны и в чем-то сходны. Удовлетворение чувственных инстинктов - краеугольный камень как для г-на Энбо, так и для Этьена... Только первому никогда не обладать собственной женой, а
Сегодня "оживили" последний сентябрьский билет нашей культурной программы нового сезона. "Золотые хиты гранд-оркестра Поля Мориа" подарили чудесно проведенный вечер и приятные эмоции и замечательное настроение! Мне понравилось все! Но "Очи черные" в исполнении симфонического оркестра и Татьяны Гуртовенко - это был подарок для меня!!! Концерт действительно отличный и когда ведущая рассказала, что на концерты Поля Мориа, приезжавшего в Москву, была нелегко попасть, мы тоже это отметили (как-никак билеты на этот концерт мы брали еще в самом начале июля). И хочу отметить, сегодняшний концерт и завтрашний (да-да, два дня подряд!) - это концерт-повтор по многочисленным просьбам зрителей. Первый концерт был в конце прошлого сезона - май-июнь (у нас не получалось что-то, к тому же он и переносился еще), на который мы не попали. Эту программу привез московский дирижер, заслуженный артист России, А.Оселков. А теперь, совсем на днях, он не просто - приезжающий в гости московский дирижер, он - главный дирижер донецкой филармонии. Вот такие интересные повороты... А техника дирижирования у него тоже интересная и включает в себя работу с залом.
Во вторник, 24 сентября, ходили в драмтеатр на спектакль "Там же, тогда же" (билеты тоже куплены были в июле)) ). Интересная тема, интересная постановка, и интересная игра актеров. Лично я пьесу не читала, сюжет по аннотации к спектаклю заинтересовал. А вот мою коллегу и такую же любительницу культурной жизни при покупке билетов спектакль не очень заинтересовал, т.к. пьесу читала и впечатления не вызвала. Но после просмотра спектакль ей понравился очень! Мне - на хорошо, хорошее "хорошо", добротное такое, в сторону "отлично". Третьему в нашей компании, случайному попутчику вместо третьей ценительницы прекрасного, спектакль оказался из серии "раз посмотрел - и больше не захочется". Что хочу сказать, спектакль дает пищу для размышлений в некотором роде - и это мне понравилось. Потому что, прежде всего, тема двоих, пусть и любовников, это всегда интересно, а тут еще ж в основе - традиция встреч 1 раз в год в том же отеле в одно и тоже время (и это после случайно проведенной ночи!) - самый настоящий "шкандаль")) Правда, сквозь историю их отношений, историю их семейной жизни проходит история Америки 1951 - 1976гг., и это мне не очень было интересно, поскольку не очень меня этот период впечатляет и интересует собственно. Но история этих двоих - это другое. Она может случиться в любое время, в любой стране... правда, наверное, все-таки не с каждым. Или может, с каждым и преимущественно с тем, кто такие истории отрицает? Не знаю, но лично мне было немного любопытно покопаться в этой истории, в характерах героев.... Наверное потому, что такая история далека от меня в реальной жизни. Но признаюсь, начало спектакля стало немного меня напрягать из-за третьего - все-таки тема специфическая и требует некоторый подбор компании. Но потом я отвлеклась от этой мысли и стала интересоваться историей героев и все было замечательно.
Теперь ждем октябрь....
Совсем случайно и неожиданно попала я сегодня в драмтеатр. Спасибо сыну подруги, который категорически и наотрез отказался от традиционного похода с родителями в театр - все, теперь демонстрирует характер и формирует вкус. Но как говорится, не надо настаивать, желание должно прийти само и со временем. Тем более, что такое театр, он знает и ему раньше нравилось. Сейчас ни филармония, ни оперный, ни даже драмтеатр его не впечатляют. Значит, надо отдохнуть. Одно время и я прекращала ходить в наш театр после того, как побывала в познанских, но именно - после спектакля "Прекрасная Люсинда": он настолько произвел сильное впечатление, что ни на какой другой идти совсем не хотелось... Потом эмоции поутихли - и снова я среди театралов!
Итак, "Граф Калиостро" - спектакль, который сегодня довелось посмотреть. Премьера. Один из самых дорогих спектаклей и из последних постановок театра. Что постановка, что игра, что музыкальное и хореографическое оформление, что декорации - на очень высоком уровне. И главное, в этой постановке - полный хэппи-энд! Калиостро понял, разглядел и разделил любовь Лоренцы, ведь "пока человек жив, ошибки можно исправить". Самое удивительное, актеры так подобраны, что находятся в одном типаже со своими киношными прототипами. Спектакль подарил позитивное настроение, философское понимание и чувство, что жить надо спешить и - как много мы теряем в этой жизни...
А еще в антракте в фойе на втором этаже, где столики кафе, на рояле исполняли живую музыку, и делал это пианист виртуозно! А мы сидели за столиком, пили кофе с шоколадкой и разговаривали. И у всех возникла ассоциация с 20-30-ми гг. прошлого столетия: ресторан, высокие колонны с лепниной в зале, живая музыка, нарядные дамы и непринужденный разговор за столиками... Я еще добавила, мол, не хватает офицеров. На что муж подруги заметил, мол, ты так ответила, как будто только что оттуда вернулась))) А еще мне вспомнился рассказ (фельетон, жанр, короче, не помню) Зощенко, о театре, антракте и мужике, который пригласил даму на спектакль, в антракте в театральное кафе и все считал, на сколько она съест пирожных, и....
Вообще хочется отметить, что культурная жизнь Донецка выросла значительно. Я могу это с уверенностью утверждать, т.к. все наши культурные "клубы" я посещала как до войны, во время военных действий и посещаю по сей день. Мастерство растет, народ идет, несмотря на существенно недешевые порой билеты. Например, довоенная филармония далеко не на каждом концерте могла похвастаться полным залом, аншлагом. Сейчас - порой билеты не достать... Были случаи за несколько месяцев билет покупался, да еще с таким трудом... Сегодня, например, покупаю билеты в филармонию (повезло, заходила - покупатель единственный отходил от кассы), а за мной очередь образовывается, смущая в выборе билетов (приходилось размышлять, т.к. цены в этом сезоне поднялись, а хочется - и подешевле, и места хорошие, но выбор все равно остался за полюбившимися местами) и самое интересное очередь - из мужчин. Один, стоявший за мной, четко пришел за определенными билетами, а второй возле афиши звонил по телефону и предлагал кому-то культурную программу на октябрь сделать в филармонии и перебирал варианты, два из которых у нас точно с ним совпали. С драмтеатром все совсем очень сложно. Например, на октябрь билетов совсем уже нет... правда, на октябрь и не планировала - лимит вроде уже исчерпала... а там как карта ляжет. Соседка, приехавшая в гости домой, выразила пожелание сходить куда-нибудь... будем теперь думать и искать варианты! А это уже непредвиденный поворот)))
25 августа открыла новый театральный сезон посещением филармонии. В этот день заканчивался отпуск и так празднично я отметила выход на работу. А концерт был шикарен - "Queen of Rachmaninoff, выступила известная пинистка Валентина Лисица в сопровождении симфоноческого оркестра под управлением дирижера В.Заводиленко. Прозвучали «Симфонические танцы», рапсодия на тему Паганини ля минор, концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор. Замечательный концерт и как результат - отличное настроение! Зал филармонии был полон, пианистка играла бесподобно. И хочу отметить играла она без нот, а ее жестикуляция завораживала... Так что, 88-й театральный сезон в филармонии начался очень ярко и по афише обещает быть очень насыщенным и интересным. Вот и сегодня, 14 сентября, посетила вновь филармонию. На этот раз это была программа "Венский вечер с оркестром", дирижер - из Германии, Фред Бутткевиц. Два произведения - Брамс "Концерт для скрипки и виолончели с оркестром" и Шуберт "Симфония №9 до мажор «Большая» - наполнили этот субботний вечер... Люблю этих композиторов, особенно Шуберта. У сегодняшнего дирижера, как у каждого представителя этой профессии, своя манера, довольно необычно интересная. Вечером, за чашечкой кофе, почитала о Фреде Бутткевице, который, как оказывается, Россию считает своим вторым домом и, выйдя на пенсию, переехал жить на родину своей супруги (по семейным обстоятельствам). А супруга его - русская, балерина из Бурятского театра оперы и балета, на которой женился, когда приехал стажироваться в Ленинград тогда еше. 30 лет (может, более, может менее) прожили в Германии. Интересная личность этот Фред. А нам посчастливилось услышать немецкую классику в немецком прочтении.
На этом культурная программа сентября только разгорается. Завтра иду на спектакль "Калиостро" в драмтеатр (совсем случайно билет попал), 24 сентября опять в драмтеатр на спектакль "Там же, тогда же", а 27 сентября в филармонию на "Золотые хиты гранд-оркестра Поля Мориа" (дирижер А.Оселков, Россия, мне уже знакомый).
...чашечка кофе допита, впечатлениями поделилась, можно идти отдыхать
В канун Нового, 1858, года, а точнее 31 декабря 1857 года, английская королева объявила столицей Канады Оттаву - в то время, скорее, поселок, получивший свое название тремя годами раньше (от реки Оттавы). Вопрос о столице Виктория решила просто и остроумно, воткнув шляпную булавку в карту приблизительно на полпути между Монреалем и Торонто (по 500 км по обе стороны) - главными претендентами на звание центра Канады. Выбор оказался как нельзя более удачным: Оттава была единственным населенным пунктом на границе между англо- и франкоязычным частями страны, а труднопроходимые леса охраняли ее от американцев , склонных к вторжениям на территорию северного соседа.
Сегодня Оттава - четвертый по величине город страны и является важным административным и экономическим центром, а по красоте и уюту этот утопающий в зелени город можно поставить на первое место.
"Раз в Крещенский вечерок..." Эту цитату помнят многие. И такие новогодние, крещенские гадания, как бросание башмачка, литье воска, выспрашивание имя суженого, знают почти все. Но... есть еще много других интересных и более современных праздничных гаданий, которые можно использовать и для развлечения гостей. Верить ли полученным результатам - дело каждого. Хорошее же настроение обеспечено. А что еще нужно за праздничным столом?
Новогодние гадания
1.
На маленьких открытках или на плакате пишут пожелания:
- Вас порадуют дети в Новом году!
- Пополнение семейства обеспечено!
- Ваши проекты будут иметь успех!
- Готовьте кошельки для больших денег!
- Вы всем будете симпатичны!
- Взаимная любовь порадует Вас!
- В Новом году исполнятся сразу два ваших желания!
- В январе будьте внимательны и не упустите своего счастья!
- Май подарит новые возможности!
- В июле Вас ожидает встреча с судьбой!
Наблюдая за современными политиками и политикой, ими проводимой, а также реалиями современной жизни, оптимизмом зарядиться не получается. Почему все так в нашем обществе? Чем дальше, тем хуже. Получается, истина одна: "До выборов - народ, а после - быдло..." (цитата из какого-то к/ф, не помню какого). И уже не возмущаться, а только смеяться хочется... В чем причина? Что не так?...
Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели.
Бернард Шоу
Скорее всего, в этом и есть истина. Как сказала одна обывательница: "Каждый народ, каждое поколение заслуживает то правительство, при котором живет."
Романов Роман. Вся в лебяжий пух укутана, спит усталая земля...