Начали 11 июля заниматься с Сэмом по программе речевого развития. Сейчас ему два года и полтора месяца.
Для начала нужно было перестать задавать вопросы "где это?" "где то?" Он уже больше года может на них отвечать, показывая пальцем, и это не вызывает у него желания или потребности называть эти предметы.
Перестали просить его что-то повторить. Во-первых, это давит на человека. Он просто начинает стесняться своего неумения. Во-вторых, просят сказать обычно одни и те же слова в одних и тех же ситуациях. Это всё скучно и неинтересно. Становится просто нудным фоном, который не стимулирует речь.
Нужно заниматься в те моменты, когда он увлечён и в весёлом настроении. Присоединяться к его игре и проговаривать всё, что он делает, и что происходит, короткими фразами из двух (максимум - трёх) слов. Например, он показывает на поезд - мы говорим: "Смотри, поезд! Поезд на полке. Берём поезд. Поезд едет. Чух-чух-чух. Поезд ту-ту. Поезд на полу! Едет к Сэму. Сэм играет. Играет в поезд". В общем, показываем, как можно по-разному говорить об одном и том же предмете, при этом всё очень весело, с разной интонацией, медленно и с паузами между фразами. До этого мы, конечно, играли похоже, но не дробили на такие короткие фразы и не пытались составлять так много разных-разных с одним словом.
Из наблюдений за реакцией: Сэм смотрит на всё с интересом, а особенно на рот говорящего. Почти перестал мычать "м-м", а всё больше у него вырываются какие-то речевые звуки типа "эй", "а", "мя" и т д. Очень много играет с интонацией. Иногда останавливается и смотрит на меня в ожидании новой фразы. Пару раз у него в запале веселья вырвалось "папамама". Такое и раньше бывало, но сейчас явно это как следствие занятий. Тогда было совершенно спонтанно и непредсказуемо.
Продолжение следует
Угадайте, кто изучает дорожные знаки. Ну, конечно уважаемый Сэмюэль. Он уже знает все в наших окрестностях, так что я решила подготовить распечатку для домашнего изучения. Сегодня после дневного сна и ознакомится.
Сэмик целые дни проводит у бабушки и дедушки, пока мы работаем. Так хорошо, когда есть два дома, где свой двор, свои игрушки и свои дела. Ему нравится побыть утром дома, всё обойти, да переделать, а потом ехать в другой дом. Так ему ничто не надоедает и он не успевает заскучать. По воскресеньям только, когда он целый день дома, ему хочется смены обстановки. Раньше удавалось просто больше гулять. Сейчас днём слишком жарко, поэтому иногда приходится ехать ненадолго к бабушке и дедушке.
У них во второй половине дня двор в тени, поэтому там можно скоротать часок-другой до захода солнца
Ну, а как стемнеет, мы уж гуляем да гуляем. Я стала считать шаги, пройденные за день. Наматываю от 6 до 15 тысяч в зависимости от дня недели и погоды.
Иногда нам удаётся выезжать и в парк, и на пляж.
Вот этот человечек очень полюбил ходить. Ему всё равно куда - главное, чтобы долго! Раньше мы прогуливались только по нашей улице и его было легко развернуть. Достаточно было сказать: "Пойдём назад". Сейчас, заслышав это, он ускоряется и ни в какую не хочет возвращаться. Два дня подряд мне приходилось брать его на руки и нести пару минут в обратную сторону, иначе он рвался и плакал. Потом уж, как пронесу какое-то время, соглашался и топал сам домой.
Сегодня мне захотелось посмотреть, как же далеко он может уйти, поэтому захватила с собой коляску. Мы прошли километр и только тогда он согласился сесть в неё, но при условии, что мы едем дальше ) Так мы и прогуляли ещё больше часа. Повстречали на пути много знакомых людей, которых раньше видели, когда Сэмик был совсем маленьким. Они его радостно приветствовали и хвалили за стремление столько ходить, а он махал им в ответ.
Вот так вот выходит из дома и только вперёд! Почти как Форрест Гамп
Сегодня получила по почте компьютер с новой работы. Сижу распаковываю, а Сэм тем временем летает с папой по комнате. Я думала, что Сэм -- самолёт, но нет -- птица-какун.
Расскажу сначала о самом главном. В октябре Сэм научился делать поцелуи. Не могу их назвать воздушными, потому что движения рукой он не делает, зато губами причмокивает просто отлично. Ему это нравится и он знает, что нравится нам.
Мы сейчас занимаемся по программе онлайн, где учат детей копированию, чтобы потом это перешло в копирование звуков речи. Я долго не решалась на это, потому что программа на английском. Не хотела, чтобы Сэм запутался в двух языках. Мы пытались заниматься копированием сами. У Сэма не было проблем с повторением всяких движений руками, ногами; он научился некоторым жестам, начал повторять движения языком, губами. А вот звуков всё не было и не было. Так я и решила, что начальные уровни в той программе можно и сейчас пройти, потому что там показывают крупным планом, как произносятся простые звуки и слоги. Сэм смотрит с большим удовольствием!
А на этой неделе мы заметили большой прогресс. Сэм очень заинтересовался, как мы разговариваем. Смотрит очень внимательно, шевелит губами и издаёт всякие звуки. Сначала пошли писки на все лады, а на днях - слоги. Мы уже услышали пару раз "ма", "ба", "ха", "на", "га", "ка". Ребёнок уже практически готов нам всё высказать!
В октябре мы сделали пару вылазок на пляж. Сэм сначала был напуган, тянулся ко мне и плакал. Постепенно согласился посидеть на песочке, ну, а потом уже бегал и пищал.
А вот машина, которую мы подарили Сэму на День рождения. Он сначала её очень боялся, потому что там на руле кнопочки и машина издаёт громкие звуки. Наконец он перестал бояться.
Одна из любимых игрушек, которая по-прежнему не надоедает - железная дорога, поезд и множество машинок. Подарок моей начальницы :)
В гостях у бабушки с дедушкой. Сэмик к ним исправно ходит с понедельника по субботу, как в садик. Что б мы без них делали! :)
Саша: Пойду голову помою.
Я: А ты быстро? Я когда мою, мне нужно 40 минут.
Саша: За 40 минут я 40 раз помою.
Попытаюсь перечислить всё, что умеет Сэм. А умеет он уже много чего!
Свои первые шаги он сделал 6 июня, то есть в год и почти неделю. Сначала ходил очень осторожно, бочком, а теперь уже гоняет только так.
Что интересно, с вот такой тележкой он всегда ходил на носочках, а без неё - нормально. Даже сейчас бывает, попадётся она ему под руку и он сразу на носочки. Отставит в сторону - опять нормально.
Мелкая моторика у Сэма отлично развита. Он легко берёт двумя пальцами любые мелкие предметы; может включать-выключать машинки с маленькими рычажками, которые нужно тянуть пальцем; умеет листать книжки; накалывать вилкой еду; закручивать-раскручивать крышки на детском пюре в пакетиках.
Может соединять-разъединять блоки конструктора, вставлять пазлы, собирать пирамидку, вытаскивать и складывать в коробочку кубики, вставлять фишки в копилку (вместо монет), снимать и вешать назад магнитики на холодильнике, рисовать каракульки мелом на доске и толстыми детскими карандашами на бумаге.
Сэм очень любит книжки. Сначала он просто их листал, открывал нужную страницу и мычал, чтобы мы называли, что там нарисовано. Потом, в начале июня, он научился показывать пальцем на то, что его интересует. А к июлю стал показывать всё по нашей просьбе. Мы недавно подсчитали - он знает и может показать на картинке или вживую не меньше 200 предметов: много животных, птиц, насекомых, виды транспорта, овощи, фрукты, части тела, предметы в доме и на улице, всех членов семьи.
Он знает и понимает не только существительные. Его можно попросить что-то подать и он выполнит. Понимает, когда я говорю, что пора купаться или есть кашу. Знает всякие действия в игре, например, что значит открыть-закрыть шлагбаум, подтолкнуть машинку.
Меня удивляет, насколько он может спланировать некоторые действия. Например, он знает, что в какой комнате находится, и если ему нужен предмет из другой комнаты, может за ним сходить. Я думала, что он по дороге на что-то отвлечётся и забудет, за чем шёл, либо забудет вернуться. Но нет, чётко следует своему плану. :)
Сейчас больше всего работаем над имитацией, так как она нужна для развития речи. Сэм легко копирует большие движения: поднять руки, постучать и т. д., но только недавно начал повторять жесты. Вчера впервые начал махать "привет-пока", недавно научился хлопать в ладоши, сейчас осваивает воздушные поцелуи. Что интересно, жест для показывания пальцем у него получается чётко уже давно, хотя он гораздо сложнее, чем помахать рукой. Но мы просто на жестах раньше не зацикливались, а показывание пальцем для него оказалось очень важным, вот он и научился. А то как же книжки читать!
Слов пока никаких не говорит, но издаёт всякие интересные звуки. Например, он где-то с 12 месяцев умеет умилённо пищать, когда видит каких-то симпатичных животных. Началось всё с кошек и, можно сказать, такой писк у него обозначал "мяу-мяу". Но потом перешло на всю мелюзгу, даже улиток. Выглядит это очень уморительно и мило :) Ещё Сэм любит, когда мы строим башню из стаканчиков, а он её потом разламывает. Когда башня падает, мы обычно говорим "бух" или "тыщ". Так теперь Сэм иногда гоняет по дому, повторяя "тись". Больше пока ничего не говорит, но занятия имитацией явно помогают. Он начал с интересом смотреть на рот, когда мы говорим. Иногда даже подходит и дотрагивается рукой, просит, чтобы что-то сказали. Умеет повторять движения, например, показать язык. В общем, того и гляди заговорит.
А это он сегодня был запечатлён пешком под столом. Из-под всех других столов уже вырос, а тут едва, но всё же уместился. Так что любуйтесь: скоро человек повзрослеет совсем.
Сидели недавно с Сэмом в гостиной, листали книжки. Я взяла пульт от телевизора и стала щёлкать по каналам, искать тот, где про животных. Сэм забрал у меня пульт, выключил телевизор и продолжил читать.
Ура! Нашему зайчику исполнился год!
Он уже совсем большой: любит вкусно и плотно поесть, носит размер на 18 месяцев и окончательно перешёл на один дневной сон. А вчера, 6 июня, сделал свои первые шаги сам, только запечатлеть их пока не удалось.
Очень любит гулять. Если засидеться с ним дома, берёт меня за руки и настоятельно ведёт к двери.
Любит помогать на кухне.
А это его первый торт со свечкой.
Заходите к нам
В "Инстаграм": https://www.instagram.com/mkybb/
С самого рождения Сэма мы ведём блокнот, в котором записываем, когда и сколько он спал. С тех пор, как начал есть что-то кроме молока, записываем и это. Ну, а раз стали записывать о входных данных, то потом добавили и о выходных. Получилась отличная база данных, по которой можно делать прогнозирования.
Сэм всегда был достаточно пухленьким. Раньше, когда он носил одежду размером до 12 месяцев, было легко найти для него цельную пижаму. А сейчас почти все, что на 18 месяцев, слишком обтягивающие. На днях пришлось вернуть две пижамы разных брендов, потому что он в них просто не влез. Пришлось купить ещё пару одинаковых, но уже проверенных.
Из последних достижений. Уже два дня подряд Сэм ложится спать днём, отказавшись от молока. Видимо, ему стало хватать всей той дополнительной еды, которой он увлёкся с недавнего времени, а значит, мне можно снижать молочное производство. Мальчик растёт!
Заходите к нам
В "Инстаграм": https://www.instagram.com/mkybb/