Это цитата сообщения
Николай_Кофырин Оригинальное сообщениеКогда меня спрашивают, какой я национальности, я затрудняюсь ответить. Раньше национальность была указана в паспорте, и каждый знал, кто он, хотя некоторые и не соглашались. После распада СССР многие бывшие его граждане пережили кризис идентичности. Оказавшись не по своей воле за границей (а многие до сих пор находятся в странах Балтии), русским надо было доказывать, что ты русский и имеешь право вернуться и жить в России (получить российский паспорт). Характеризуя развал СССР как результат «холодной войны», известный социолог Александр Зиновьев выразился так: «целились в коммунизм, а попали в народ!»
Ни для кого не секрет, что сейчас происходит силовой передел мира, – отмирают старые империи, а на их месте возникают новые. Единая Европа типичный пример новой, так называемой «мягкой империи», прирастающей за счёт бывших владений бывшей империи СССР. Единая Европа без национальных границ предлагает европейцам сохранить свою национальную идентичность.
Что это? Объективная потребность объединения народов в единую общность, или политика «разделяй и властвуй», предлагающая в качестве компенсации за утраченный государственный суверенитет сохранение национальной идентичности?
Политолог Д.Хелд говорит о тенденции отмирания национального государства в глобальном мире. Национальный суверенитет становится помехой на пути транснациональных корпораций, производящих раздел мира и фактически управляющих миром; и национальные правительства для них как пятое колесо в телеге.
Наряду с глобализацией возникает глокализация, как компромиссная стратегия, предлагающая создание новых производств в регионах и подстраивание под потребности покупателей и вкусы потребителей.
По данным ООН в мире насчитывается около 200 государств, в которых проживает приблизительно 5 тыс. этнических групп. В 2/3 стран проживает более одной национальной или религиозной группы, которые составляют не менее 10% населения. Число гражданских войн превалирует над числом межгосударственных войн. Причём подавляющая их часть велась на межнациональных и религиозной основе.
Сепаратизм сегодня уже не борьба этноса за государственный суверенитет, а осуществление глобального плана передела мира. Войны 21 века ведутся в кабинетах политиков; и не путём бомбометаний, а посредством информационных технологий. Самое эффективное оружие ныне это цифровые социальные сети и «свободные демократические выборы». Уже давно посчитано, сколько стоит свобода.
Налицо стремление малых народов к самосохранению через создание национальных государств. В больших многонациональных государствах и мегаполисах возникают крупные диаспоры, стремящиеся защитить свои традиции, язык и культуру от засилья культуры титульной нации.
Самая трудная проблема глобального мира – как сохранить различие внутри единства. Почему-то этносы не хотят растворяться в общемировой культурной «каше», терять собственную идентичность. Человек хочет быть частью всеобщего человечества, принадлежа к сообществу особенных и сохраняя при этом свою неповторимость, индивидуальность.
Галина Старовойтова (известный политик и социолог, с которой я был лично знаком по работе в Ленинградском Университете), сравнивала создание единой общности «советский народ» и «американский народ» с процессом варки супа, когда в итоге всё равно получается винегрет (то есть полного растворения в единую общность не получается). Каждая нация стремится сохранить свою неповторимость и уникальность.
Не является ли стремление наций к обособлению и самосохранению подтверждением гипотезы Бориса Поршнева о причинах расселения людей по планете вследствие непереносимости для психики чужого внушения (как реакций на суггестию возникает контрсуггестия)?
Сейчас в Санкт-Петербурге возводится квартал «Балтийская жемчужина», который строят китайцы. И кто бы там ни жил, можно не сомневаться, что в Санкт-Петербурге появится свой «китайский квартал» по примеру «чайнотаунов» в крупнейших городах мира. Вопрос в том, мы будем учить их язык, или они наш. Пока что, как говорят специалисты, они наш язык учить не торопятся, и вполне обходятся родным, общаясь по преимуществу среди своих. Хотя для получения гражданства надо сдать экзамен по государственному языку.
В теории для определения гражданства существует «принцип земли» (по месту рождения) и «принцип крови» (по гражданству родителей). Когда отец – русский, мать – еврейка, родился в Санкт-Петербурге, учился в Лондоне, работал во Франции, в Португалии, в Испании, в Израиле; имею двойное гражданство (израильское и российское); люблю русскую литературу, считаю себя человеком верующим, но никакого определённого вероисповедания не придерживаюсь, – кто я со всем этим по национальности? Теперь нет графы национальность в паспорте, а указывается только гражданство. Так что я теперь не русский, я россиянин, то есть живу в России.
Если справедливо, что город формирует нацию, то по национальности я петербуржец, гражданин самого «умышленного», по выражению Достоевского, города на земле. Иногда мне
Читать далее...