1
Есть такая притча.
В самые тяжелые минуты жизни Бог всегда несет нас на руках.
Но эта история вовсе не о Боге. Она о моей бабушке. Хотя… В общем, решайте сами.
Моя бабушка родилась 1 января по старому стилю и ей дали длинное-предлинное имя – Апполинария. Уже взрослой она переделала его в простое и понятное Полина. Почти всю свою жизнь она была инвалидом – в раннем детстве ее подняла на рога корова, бросила на землю и нога переломилась пополам. До города было далеко, крестьяне жили небогато, в семье, кроме бабушки было еще двадцать детей… Да-да, двадцать братьев и сестер! Не все из них выжили, но прокормить такую ораву… Так и срослась нога - вывихнутой и подогнутой. Не знаю когда и каким образом, но затем под нее вырезали деревянный протез, и под длинным платьем искривленной ноги было почти не видно. Сначала с костылем, затем с палочкой, так и проходила она почти целый век – не дожила до ста лет всего два года и один месяц.
Подработка была просто необходима. Работа у этого частного предпринимателя, непоследнего в городе человека, не приносила никакой радости. Но когда в воздухе висит слово "надо", чаще всего выбирать не приходится, и ты вынужден мириться с некоторыми вещами, которые тебе неприятны.
Он часто приезжал посмотреть, как работают, внезапно, а задолго до этого всех предупредив, что его сегодня не будет. Все начинали испуганно вокруг него бегать и шуршать. Ему это так нравилось, а на лице было написано "Ага, вот я вас и поймал!" И довольный сам собою, напивался при всех так, что казалось, будто у него определенно что-то в голове съехало. Он проходил мимо моего кабинета, останавливался и закатив кверху глаза говорил:
- Представь, вот ведь я ничего не делаю, ничего...а деньги сами ко мне рекой текут и текут, и текут....и мне начинает казаться, что я Бог, и я все могу. Что думаешь?
- Как веревочке не виться, конец всеравно будет... - отвечала я и продолжала свою работу.
Этот короткий диалог запомнился. Самое страшное, что от него пострадало очень много людей, а денежки так к нему до сих пор и текут...
Я здесь впервые! И сначала хочу рассказать историю моей бабушки. Она, Скорнякова Устиния Ивановна, была женой военнослужащего, политрука армии Скорнякова Михиала Степановича.
Дедушка был красивым мужчиной! Видным, симпатичным.
Бабушка деда очень любила : родила ему трёх дочерей: Галину - мою маму, Женечку - мою тётку и Раечку - она умерла от болезни во время войны.
Бабушка редко получала письма с фронта. Иногда. Все тяготы военной жизни с детьми она выносила одна, без помощи, т.к. никого родных в Ленинграде тогда и не было. Не было еды, не было лекарств. Жили очень трудно!
…на пороге стоит мальчишка лет 11. В руке матерчатая сумка. Одежонка на нем старенькая и грязная, давно не стриженый, какой-то весь неухоженный, как будто беспризорник.
Мобильник трещал и трещал. Номер незнакомый… Она никогда не включала телефон на незнакомые номера.
Итак, навели на размышлялки меня некоторые люди. Станиславский. Второй том. За вечер. Сократить. Как?
Очень просто. Берешь одну главу. Выбираешь оттуда десять (ЛЮБЫХ) предложений, копируешь, сохраняешь... Берешь вторую главу - те же самые махинации. И так до конца тома.
А дело все в чем? Константин Сергеевич пишет 10 дельных предложений за одну главу. Все стальное их интерпретации. А бывает и просто возьмет, да слова местами поменяет. Вот вам 8 томиков.
Золотые ангелы летели
Над моей заснеженной деревней...
Их ловили голые деревья,
Их боялись голубые тени.
[639x564]Занятия с детьми изобразительным искусством - это может быть самое интересное из того, что я делала в жизни. А делала я многое. Иногда это бывает отчаянно трудно: просто заставить набрать краски на кисточку и добиться того, чтобы рука ребенка пошла по листу.
Я занимаюсь с детьми с 4 лет, не пытаясь разбирать: талантливые, не талантливые. Некоторые в самом начале плачут: у меня ничего не получается. Другие просто до бесконечности готовы грузить краску на лист, не глядя, что же там получается.
Первая задача, встающая перед преподавателем - это освобождение ребенка от мышечного зажима: только свободный от зажимов ученик может сделать что-то творческое.
Я никогда не задаю тему занятий, предлагаю детям приходить не спустой головой, а с рассказом о чем-то интересном, что они хотят нарисовать. Но далеко не всегда они принося свои впечатления и тему, ведь умение видеть, умение смотреть внимательно, необходимо еще развивать и развивать.
В случае отсутствия наблюдений мы берем кисточку и бегущей рукой делаем несколько движений по листу. И вот ЭТА ЭНЕРГИЯ СВОБОДНОЙ РУКИ дает потрясающие результаты. Во-первых, снимается зажим, поскольку нет необходимости рисовать что-то конкретное и правильное. Уже не зажатый, свободный ребенок легко находит в своей почеркушке какое-то конретное существо и с энтузиазмом проявляет увиденное, доводя работу до уровня художественной выразительности.
Голая земля такая неприглялная и мы на ней бесприютные. Но дети умеют мечтать, они уже видят землю одетой мягким покрывалом снега, чистой и праздничной, по настоящему новогодней.
Ваня иногду злоупотребляет своей свободной рукой, делает движени механически, отключая голову и душу. Ему уже 9 лет и я могу говорить ему прямо: прекрати рисовать как робот, включи душу, забудь это словечко "нормально". Нормально никому не интересно, нормально - это никак.
Дети понимают такие вещи. И вот эта Ванина зима по настоящему вдохновенная, легкая, воздушная работа.
Неизгладимое впечатление от посещения детского спектакля. На занятия студии Алина пришла с кучей набросков к теме. Там были все: и кот Василий, и кошка,и племянники котята. Наброски были сделаны фломастерами, а на занятиях мы рисуем сразу красками.
Быстро построила Алина кошкин дом, нарисовала кота Василия и беленькую Кошку. Беда в том, что беленькую кошку было абсолютно не видно на белом листе. Скрипя сердцем (не люблю вмешиватьсяв процесс творчества), я все-таки подсказала идею с елкой за спиной кошки. Так проявилась кошечка.
Обратите внимание: у кота Василия - царапки. Спрашиваю Алину: "А у кошечки где царапки?", "Она их спрятала" - отвечает Алина.
Это был свободный полет в звездном пространстве и звезды легко просеивались сквозь меня. Было чувство, чтоя вернулась на родину.
С тех пор я не боюсь смерти.
Было мне тогда лет шесть. И снится мне неясное пространство, слишком туманное и пугающее своей неясностью и обширностью. И нет в этом пространстве никаких ориентиров, только большой обгорелый пень рядом, зияет своей выгоревшей серединой. Середина именно зияет уходя глубоко под землю. И вот из этого пня медленно-медленно начинает подниматься толстая как ствол дерева оранжевая змея. Ее тело покрыват черные полосы, такие как у тигра. Она вырастает высоко в небо, колышется и вырастает все выше и выше, протискиваясь в вязкую тьму пространства, не пропускающую никаких лучей или звуков.
А я стою под этим все вырастающим из черного пня монстром, ноги отнялись, язык отнялся: не могу ни убежать, ни даже закричать.Только ужас душит тонкую детскую шейку и сердце каменеет.
Проснулась я вся в слезах, с криком и рыданьями вырвалась из кошмарного сна, и долго еще рыдала и боялась снова уснуть и оказаться опять в том мире.
Так я пережила самый большой страх в моей жизни, пережила его в самом раннем детстве. С тех пор мало что могло меня испугать: это была прививка от страха. Думаю ИНОЕ поле готовило меня к жизни.