• Авторизация


Боголюбово в осаде ювеналов filokalia : 30-10-2010 00:10


http://pravaya.ru/look/17272
Что действительно происходит в Боголюбово посмотрите на этом сайте. Кому-то и зачем-то нужна эта провокация.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Методика изучения истории России в 8 классе filokalia : 08-02-2009 14:22


Здесь представлены методические материалы по изучению истории России в XIX в. в 8 классе основной школы.
Прошу учесть, что они не прошли корркторской правки.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

Методика изучения история России в 7 классе filokalia : 26-01-2009 20:20


Уважаемые Коллеги. Здесь содержатся учебные материалы к урока истории в 7 классе - XVII-XVIII вв. Пршу учесть, что представленные здесь материалы не прошли корректорской правки.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
методика изучения истории в 6 классе filokalia : 26-01-2009 20:10


Уважаемые коллеги, здесь подобраны учебные материалы к урокам истории с древнейших времён до конца XVIII в. Используйте эти материалы в своей работе. Прошу учесть, что в данном варианте тексты не прошли корректорской правки.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
День конституции в школе. Материалы для учителя filokalia : 02-12-2008 22:29


Здесь предлагаются материалы по истории конституции в России. Вы сможете выйти на сайт откуда взяты эти материалы, если подведёте курсор к изображению Конституции в конце каждой статьи и выполните соответствующие указания. Используйте учебные материалы при проведении школьных мероприятий, а также на уроках истории.
Скопируйте тексты и разместите их в ссответствующих конспектах.
В этой рубрике Конституция 1993 г.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
День конституции в школе. Материалы для учителя filokalia : 02-12-2008 22:26


Здесь предлагаются материалы по истории конституции в России. Вы сможете выйти на сайт откуда взяты эти материалы, если подведёте курсор к изображению Конституции в конце каждой статьи и выполните соответствующие указания. Используйте учебные материалы при проведении школьных мероприятий, а также на уроках истории.
Скопируйте тексты и разместите их в ссответствующих конспектах.
В этой рубрике Конституция 1936 г.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
День конституции в школе. Материалы для учителя filokalia : 02-12-2008 22:25


Здесь предлагаются материалы по истории конституции в России. Вы сможете выйти на сайт откуда взяты эти материалы, если подведёте курсор к изображению Конституции в конце каждой статьи и выполните соответствующие указания. Используйте учебные материалы при проведении школьных мероприятий, а также на уроках истории.
Скопируйте тексты и разместите их в ссответствующих конспектах.
В этой рубрике конституция 1924 г.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
День конституции в школе. Материалы для учителя filokalia : 02-12-2008 22:17


Здесь предлагаются материалы по истории конституции в России. Вы сможете выйти на сайт откуда взяты эти материалы, если подведёте курсор к изображению Конституции в конце каждой статьи и выполните соответствующие указания. Используйте учебные материалы при проведении школьных мероприятий, а также на уроках истории.
Скопируйте тексты и разместите их в ссответствующих конспектах.
В этой рубрике материалы по истории Конституции стран мира.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
День конституции в школе. Материалы для учителя filokalia : 02-12-2008 22:15


Здесь предлагаются материалы по истории конституции в России. Вы сможете выйти на сайт откуда взяты эти материалы, если подведёте курсор к изображению Конституции в конце каждой статьи и выполните соответствующие указания. Используйте учебные материалы при проведении школьных мероприятий, а также на уроках истории.
Скопируйте тексты и разместите их в ссответствующих конспектах.
В этой рубрике материалы по истории Конституции в России.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
День конституции в школе. Материалы для учителя filokalia : 02-12-2008 22:13


Здесь предлагаются материалы по истории конституции в России. Вы сможете выйти на сайт откуда взяты эти материалы, если подведёте курсор к изображению Конституции в конце каждой статьи и выполните соответствующие указания. Используйте учебные материалы при проведении школьных мероприятий, а также на уроках истории.
Скопируйте тексты и разместите их в ссответствующих конспектах.
В этой рубрике Николай II/
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
День конституции в школе. Материалы для учителя filokalia : 02-12-2008 22:11


Здесь предлагаются материалы по истории конституции в России. Вы сможете выйти на сайт откуда взяты эти материалы, если подведёте курсор к изображению Конституции в конце каждой статьи и выполните соответствующие указания. Используйте учебные материалы при проведении школьных мероприятий, а также на уроках истории.
Скопируйте тексты и разместите их в ссответствующих конспектах.
В этой рубрике Александр III.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
День конституции в школе. Материалы для учителя filokalia : 02-12-2008 22:09


Здесь предлагаются материалы по истории конституции в России. Вы сможете выйти на сайт откуда взяты эти материалы, если подведёте курсор к изображению Конституции в конце каждой статьи и выполните соответствующие указания. Используйте учебные материалы при проведении школьных мероприятий, а также на уроках истории.
Скопируйте тексты и разместите их в ссответствующих конспектах.
В этой рубрике Николай I.
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
День конституции в школе. Материалы для учителя filokalia : 02-12-2008 22:02


Здесь предлагаются материалы по истории конституции в России. Вы сможете выйти на сайт откуда взяты эти материалы, если подведёте курсор к изображению Конституции в конце каждой статьи и выполните соответствующие указания. Используйте учебные материалы при проведении школьных мероприятий, а также на уроках истории.
Скопируйте тексты и разместите их в ссответствующих конспектах.
В этой рубрике Александр I
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
День народного единства filokalia : 29-10-2008 11:05


Сергей Скатов


ВВЕДЕНИЕ

В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ все чаще звучит мнение о необходимости канонизации наших национальных героев Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Об этом мне доводилось слышать, например, от нижегородских, ивановских, костромских священнослужителей и мирян, были публикации в прессе, обращения непосредственно к Святейшему Патриарху Алексию II.

Следует отметить, что это мнение звучит в канун 400-летия народной победы над польско-литовскими оккупантами, восстановления государственности России, зарождения царственного Дома Романовых – династии, при которой Российская империя вошла в ряд мировых держав, получила тот статус, то величие и могущество, благодаря которым мы, несмотря на все хитросплетения истории, и живы по сей день.

Думается, что мнение это звучало, и весьма настойчиво, и прежде. У автора этих строк нет прямых свидетельств того, как обстояло дело в дореволюционные времена, но в то, что такие дискуссии и тогда периодически возбуждались, никаких сомнений быть не может. Достаточно вспомнить, как поминала Россия Кузьму Минина в связи с 300-летием его кончины.

Так, иллюстрированный литературно-художественный журнал "Искры" (приложение к газете "Русское Слово", в N17 за 1916 г.) писал:

"8 мая (по ст.ст. – С.С.) в день торжества по случаю 300-летия кончины Козьмы Минина повсеместно в городах империи состоялось чествование памяти великого нижегородского гражданина. Повсюду отслужены торжественные панихиды в присутствии представителей власти, сословий и многочисленных молящихся… Но особенно торжественно отпразднован этот день на родине Минина – в Нижнем Новгороде и в Москве. Крестный ход в сопровождении Великого князя Георгия Михайловича шел по пути, по которому Минин вел нижегородское ополчение на спасение Москвы". Процессия вышла на Благовещенскую пл. (ныне пл. Минина и Пожарского): "При полной тишине среди многочисленной толпы раздалось стройное пение "вечной памяти" Козьме Минину". И хотя в тот день в Н. Новгороде немало было светских мероприятий (парад войск и воспитанников местных учебных заведений, "слава" Минину и патриотические гимны в исполнении тысячного сводного хора, торжественное заседание городской думы и ученой архивной комиссии с приглашением гостей из многих регионов страны, и т.д., и т.д.), торжества в целом как в Н. Новгороде, так и в Москве, по всей России – отмечали "Искры" – носили ярко выраженный "церковный характер". А теперь вдумаемся: кто еще из подвижников Веры и Отечества удостаивался у нас подобного почитания? Имен таких – наперечет, хотя подвижниками Святая Русь полнилась и полнится.

А незадолго до описываемого события, в 1913 г., в год 300-летия династии Романовых, Император Николай II лично заложил в Н. Новгороде памятник К.Минину и Д.Пожарскому. А еще годом ранее, в 1912 г., Русской Православной Церковью спустя 300 лет после кончины был канонизирован один из деятельных участников освободительного движения Смутного времени, духовный ее предводитель Патриарх Гермоген… Для прославления героев народного Ополчения 1611-1612 гг. К.Минина и Д.Пожарского столетие назад были все предпосылки (читателю ниже предстоит в этом убедиться), и мысли о канонизации не могли не возникать. Но…

Одного только МНЕНИЯ, пусть настоятельного, широко бытующего, для того чтобы начать столь непростой, имеющий массу процедурных нюансов процесс, коим является в православии канонизация святого, конечно же, недостаточно.

Как известно, Русская Православная Церковь, прославляя, следует трем основным критериям: деяния святого, его почитание среди верующих, творимые им при жизни и после кончины чудеса. Опираясь на летописные источники, свидетельства очевидцев, исторические исследования, рассмотрим в отношении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского каждый из них.

ДЕЯНИЯ

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПОВЕСТИ разговор собственно о свершениях Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского во имя Веры и Отечества, о непреходящем значении их подвига для всего последующего развития России, дадим краткую характеристику исторического среза, на фоне которого возникло и двинулось на Москву Нижегородское ополчение.

…Смутное время затянулось уже более чем на десятилетие. Всюду разор, одичание, пепел. Жизнь человеческая – ничто. Все, что есть в человеке безбожного, низкого, подлого – вот оно. Кто злобней и хитрей, кто громче оружием бряцает и без лишних раздумий в ход его пускает, тот и прав. По лесам, по большим и малым дорогам своры бездомных собак, толпы нищих и шайки разбойников. Грабят, отнимают последнее. Если не свои тати-разбойники, то пришлые – шляхта, литва, немчина… Оттого поросли пашни сорняком: мало сеют на Руси, мало жнут – зачем?

А в Москве, в самом сердце ее – Кремле несколько тысяч иноземных солдат. Пребывают здесь они в ожидании Владислава – сына короля польского Сигизмунда, коему в государстве Московском, вроде бы, присягнули: чеканились уже золотые монеты с профилем королевича.
Но существует ли государство?

Властные полномочия исполняет временный, опять-таки до прибытия королевича
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Разумное обоснование христианской веры filokalia : 21-10-2008 22:09


30 октября 2008 г. в школе № 107 состоится семинар для учителей школ "Разумное обоснование христианской веры"
адрес Выборгская ул. д.3 начало в 16. 00
Метро "пл. Ленина" (выход на Боткинскую ул.) или метро "Выборгская"

Уважаемые коллеги!

Семинар «Разумное обоснование христианской веры» является одним из серии семинаров, предназначенных для учителей, преподавателей, которые призваны решать задачи духовно-нравственного образования учащихся, молодежи. Сегодня оно осуществляется в непростых условиях: религиозная ситуация в России такова, что современному учителю в своей учебной и воспитательной деятельности необходимо учитывать разные мировоззренческие позиции семьи и учеников, студентов, соотносить с ними свою собственную позицию. В этой связи проблема религиоведческого, духовно-нравственного образования учащихся может быть поставлена таким образом: традиции религиозного воспитания (вне зависимости от конфессий) и демократизация образования – что это: неразрешимое противоречие или источник профессионального педагогического поиска?
Семинар может быть адресован преподавателям культурологии, религиоведения, учителям школ, читающим курсы православной культуры, истории религии, мировой художественной культуры, истории и обществоведения, а также предметникам, классным руководителям и организаторам внеклассной работы. Знания, полученные ими на семинаре, позволят им более правильно выстраивать свои взаимоотношения с верующими детьми и их семьями в рамках учебно-воспитательного процесса.
Семинар будет интересен студентам философских, исторических, психолого-педагогических, художественных факультетов светских вузов, студентам богословских факультетов, старшеклассникам.

Семинар «Разумное основание христианской веры» может быть рассмотрен в рамках культурологического подхода, как один из способов религиозного объяснения существующей картины мира и в этом смысле рассчитан на самую широкую аудиторию – на людей, честно ищущих рационального и логического основания для своей веры в Бога (или, соответственно, для оправдания своего неверия).
Материал семинара «Разумное обоснование христианской веры» основан на научном опыте и духовном пути учёных, пришедших к вере в Бога и утвердившихся в ней, исследуя научные факты и исторические свидетельства об Иисусе Христе (примером может служить жизненная история учёного-биолога, д-ра биолог. наук Дона Байерли, изложенная в его книге «Настигнут верой», собранные им научные факты и доказательства).
Очевидно, что на вопрос о необходимости поиска и обретения разумного основания веры единого ответа нет и быть не может, наверное, уже потому, что в то время, как одним людям, воспитанным в одной культурной и духовной традиции, он представляется абсолютно необходимым и даже неизбежным, другим он, наоборот, кажется излишним и даже вредным. Однако опыт чтения семинара в самых различных аудиториях позволяет утверждать то, что он оказывается в равной степени полезным, интересным и приемлемым для людей, относящихся к разным традициям, культурам и поколениям. Конечно, доказывать бытие Божие подобно теореме Пифагора невозможно и бессмысленно, но, с другой стороны, не ознакомиться с накопленным наукой знанием о Нём – ещё более неразумно и неосмотрительно.
Семинар занимает от 2-х до 6-ти акад. часов (по договоренности и в зависимости от подготовленности аудитории), проводится в лекционно-интерактивной форме с показом богатейшего иллюстративного материала, предоставлением каждому участнику лицензированного компакт-диска с полным материалом семинара в формате PowerPoint, краткого методического пособия.

Цель семинара – познакомить слушателей с существующими сегодня научно- историческими фактами, позволяющими говорить о разумном основании христианской веры, объяснить психологические механизмы верования.

Первая часть семинара знакомит учителей с существующими научными историко-археологическими фактами, свидетельствующими о пребывании Иисуса Христа на Земле, о достоверности новозаветных рукописей, повествующих о Христе; о свидетельствах Христова притязания на Божественность и фактах, говорящих в пользу их истинности.
Семинар построен в форме ответов на вопросы:

Если Бог есть, то должны же существовать исторические свидетельства Его бытия?
И если Иисус Христос действительно – воплотившийся в человека Сын Божий, то должны сохраниться достоверные свидетельства Его пребывания на земле?
Существуют ли научно-исторические свидетельства достоверности Библии, положительные научные свидетельства достоверности Евангельской истории или, может быть, всё это сказка «про доброго царевича и двенадцать богатырей»? Не поздняя ли это подделка, как утверждают вот уже два с лишним века некоторые философы и мыслители, весьма скептически настроенные в отношении Священного Писания
Не опровергают ли последние археологические находки самих основ Евангельского учения?
- есть ли у нас достаточно оснований, чтобы полагать библейские рукописи исторически достоверным,
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Николай II в истории России/ filokalia : 18-07-2008 21:33


Николай II (Николай Александрович Романов) (19.05.1868-17.07.1918), русский царь, российский император, мученик, сын царя Александра III. Воспитание и образование Николай II получил под личным руководством своего отца, на традиционной религиозной основе, в спартанских условиях. Преподавание предметов велось выдающимися русскими учеными К.П. Победоносцевым, Н. Н. Бекетовым, Н. Н. Обручевым, М. И. Драгомировым и др. Большое внимание было уделено военной подготовке будущего царя.

На престол Николай II взошел в 26 лет, раньше чем ожидалось, в результате преждевременной смерти отца. Николай II сумел достаточно быстро оправиться от первоначальной растерянности и стал проводить самостоятельную политику, чем вызвал недовольство части своего окружения, рассчитывавшей влиять на молодого царя. Основой государственной политики Николая II стало продолжение стремления его отца “придать России больше внутреннего единства путем утверждения русских элементов страны”.

В своем первом обращении к народу Николай Александрович возвестил, что “отныне Он, проникшись заветами усопшего родителя своего, приемлет священный обет пред лицом Всевышнего всегда иметь единой целью мирное преуспеяние, могущество и славу дорогой России и устроение счастья всех Его верноподданных”. В обращении к иностранным государствам Николай II заявлял, что “посвятит все свои заботы развитию внутреннего благосостояния России и ни в чем не уклонится от вполне миролюбивой, твердой и прямодушной политики, столь мощно содействовавшей всеобщему успокоению, причем Россия будет по-прежнему усматривать в уважении права и законного порядка наилучший залог безопасности государства”.

Образцом правителя для Николая II был царь Алексей Михайлович, бережно хранивший традиции старины.

Однако время, в которое выпало царствовать Николаю II, сильно отличалось от эпохи первых Романовых. Если тогда народные основы и традиции служили объединяющим знаменем общества, которое почитали и простой народ, и правящий слой, то к н. XX в. российские основы и традиции становятся объектом отрицания со стороны образованного общества. Значительная часть правящего слоя и интеллигенции отвергает путь следования российским основам, традициям и идеалам, многие из которых они считают отжившими и невежественными. Не признается право России на собственный путь. Делаются попытки навязать ей чужую модель развития — либо западноевропейского либерализма, либо западноевропейского марксизма.

Трагедия жизни Николая II состояла в неразрешимом противоречии между его глубочайшим убеждением хранить основы и традиции России и нигилистическими попытками значительной части образованных слоев страны разрушить их. И речь шла не только о сохранении традиционных форм управления страной, а о спасении русской национальной культуры, которая, как он чувствовал, была в смертельной опасности. События последних восьмидесяти лет показали, насколько был прав российский император. Всю свою жизнь Николай II чувствовал на себе психологическое давление этих объединившихся враждебных российской культуре сил. Как видно из его дневников и переписки, все это причиняло ему страшные моральные страдания. Твердая убежденность хранить основы и традиции России в сочетании с чувством глубокой ответственности за ее судьбу делала имп. Николая II подвижником идеи, за которую он отдал свою жизнь.

"Вера в Бога и в свой долг Царского служения, — пишет историк С. С. Ольденбург, — были основой всех взглядов императора Николая II. Он считал, что ответственность за судьбы России лежит на нем, что он отвечает за них перед Престолом Всевышнего. Другие могут советовать, другие могут Ему мешать, но ответ за Россию перед Богом лежит на нем. Из этого вытекало и отношение к ограничению власти — которое Он считал переложением ответственности на других, не призванных, и к отдельным министрам, претендовавших, по Его мнению, на слишком большое влияние в государстве. “Они напортят — а отвечать мне”.

Воспитатель наследника Престола Жильяр отмечал сдержанность и самообладание Николая Александровича, его умение управлять своими чувствами. Даже по отношению к неприятным для него людям император старался держать себя как можно корректней. Однажды министр иностранных дел С. Д. Сазонов высказал свое удивление по поводу спокойной реакции императора в отношении малопривлекательного в нравственном отношении человека, отсутствия всякого личного раздражения к нему. И вот что сказал ему император: “Эту струну личного раздражения мне удалось уже давно заставить в себе совершенно замолкнуть. Раздражительностью ничему не поможешь, да к тому же от меня резкое слово звучало бы обиднее, чем от кого-нибудь другого”.

“Что бы ни происходило в душе Государя, — вспоминает С. Д. Сазонов, — он никогда не менялся в своих отношениях к окружающим его лицам. Мне пришлось видеть его близко в минуту страшной тревоги за жизнь единственного сына, на котором сосредоточивалась вся его нежность, и, кроме некоторой молчаливости и еще большей сдержанности, в нем ничем не
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Николай II в истории России filokalia : 18-07-2008 20:49


отрывок из Итогового документа Соборной встречи ВРНС в Екатеринбурге
Екатеринбургская инициатива
16.07.2008 г.
"Революция и гражданская война явились трагическим надломом жизни России, приведшим к миллионам человеческих жертв, гонениям на веру и Церковь, гибели многочисленных культурных ценностей, вынужденному исходу миллионов наших соотечественников за пределы Родины.

Эти трагические события стали результатом духовного разлада в российском обществе, эгоизма классовых интересов и политических вожделений, насилия группы рвавшихся к власти радикалов над волей народа. Все основные сословия, классы, социальные слои России так или иначе причастны к катастрофе. И все без исключения стали ее жертвами.

Среди тех, кто пал от рук приверженцев террора, особенно выделяются злодейски убиенные 90 лет назад Государь Николай II, Государыня Александра Феодоровна, их дети, другие члены Царствовавшей фамилии. Династия Романовых столетиями скрепляла и сохраняла величие и единство России, оберегала покой и согласие верных чад Отечества. Своими жертвами Царственные страстотерпцы запечатлели верность Богу и России. Воля государя Николая II к всепрощению и его завещание не мстить за себя взывает к нам, ныне живущим гражданам России. Этот безропотный подвиг сегодня дает нам пример и основание для взаимного прощения, примирения и национального единства.

Убийство Царской семьи было совершено тайно и незаконно. Среди убитых были дети Царя, в том числе и несовершеннолетние, а также добровольно оставшиеся с Царской семьей гражданские лица, не имевшие к политике никакого отношения. Ответственность за это злодеяние несет прежде всего большевистское руководство тех лет, которое в июле 1918 года санкционировало и одобрило убийство Царской семьи. Ответственность несут также правительства ведущих европейских государств, не предпринявшие ничего, чтобы спасти Императора Николая II и его семью.

Важно понимать, что в катастрофе начала XX века были замешаны не только внутренние, но и внешние разрушительные силы. Без поддержки извне, без опоры на тех, кто опасался бурного динамичного развития Российской империи и желал любой ценой устранить с мировой арены нежелательного конкурента, Смута не смогла бы сломить действующую власть. Николай II был не бездеятельным созерцателем, а активным участником той модернизации страны, которая осуществлялась в его царствование. С его ведома и благодаря его усилиям были осуществлены финансовая и аграрная реформы, разработаны великие проекты строительства континентальных магистралей и первого «плана ГОЭЛРО», обуздана революция 1905-1907 годов и разгул террора, осуществлен в 1916 году перелом на фронтах Первой мировой войны."
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ filokalia : 01-06-2008 20:33


СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ
Изучение истории в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
" формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫИ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Историческое летоисчисление. Историческая карта. История Отечества – часть всемирной истории''.
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению но не включается в Требования к уровню подготовки выпускник ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
История Древнего мира
Первобытность. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Зарождение искусства.
Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Занятия жителей. Возникновение государств. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока.
Древняя Греция. Легенды о людях и богах. Полис - город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Эллинистический мир. Культурное наследиё Древней Греции.
Древний Рим. Легенды и верования римлян. Патриции и плебеи. Республика. Войны Рима. Г.Ю. Цезарь. Римская империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.
История Средних веков
Великое переселение народов. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства.
Империя Карла Великого. Политическая раздробленность. Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Власть духовная м светская. Католическая церковь. Вассалитет. Крестьянская община. Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы. Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии.
Кризис европейского средневекового общества в Х1У-ХУ вв. Столетняя война. Крестьянские восстания. Ереси. Гуситское движение.
Византийская империя.
Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Османская империя.
Средневековое общество в Индии, Китае, Японии.
Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья.
История Нового времени
Великие географические открытия и их последствия. Зарождение капиталистических отношений. Колониальные захваты. Начало процесса модернизации в Европе ХУ1-ХУП вв.
Эпоха Возрождения. Гуманизм. Реформация и Контрреформация. М.Лютер. Ж.Кальвин. И.Лойола. Религиозные войны. Утверждение абсолютизма.
Нидерландская и английская буржуазные революции.
Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия. Эпоха Просвещения. Война за независимость и образование США. Великая Французская революция. Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт. Священный Союз. Европейские революции XIX в. Гражданская война в США. А. Линкольн. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк. Социальный реформизм во второй половине XIX - начале XX вв. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIXв.
Монополистический капитализм. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Империализм. Обострение противоречий в развитии индустриального общества.
Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже Х1Х-ХХвв. Начало модернизации в Японии.
Международные отношения в Новое время.
Первая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий, итоги.
Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины мира. Изменение взгляда человека на общество и природу. Духовный кризис индустриального общества на рубеже Х1Х-ХХ вв. Культурное наследие Нового времени.
Новейшая история и современность
Мир после Первой мировой войны. Лига наций. Международные последствия революции е России. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Эпоха Николая I Документы. filokalia : 06-12-2007 18:11


Из записок Николая I . События на сенатской площади.
«В то время как я ездил к Измайловскому полку, прибыл требованный мною митрополит Серафим из Зимнего дворца, в полном облачении и с крестом. Почтенный пастырь с одним иподиаконом вышел из кареты и, положа крест на голову. Пошёл прямо к толпе; он хотел говорить, но и другие сей шайки ему воспрепятствовали, угрожая стрелять, ежели не удалится.
Михаил Павлович вызвался подъехать к толпе в надежде присутствием своим разуверить заблуждённых и полагавших быть верными присяге Константину Павловичу, ибо привязанность Михаила Павловича к брату была всем известна. Хотя страшился я для брата изменнической руки, ибо видно было, что бунт более и более усиливался, но, желая испытать все способы, я согласился и на сию меру и отпустил брата, придав ему генерал-адьютанта Левашова. Но его увещевания не помогли; хотя матросы начали было слушать, мятежники им мешали, и Кюхельбекер взвёл курок пистолета и начал целиться в брата, что, однако, три матроса ему не дали совершить.
Брат воротился к своему месту, а я, Объехав вокруг собора, прибыл снова к войскам, с той стороны бывшим, и нашёл прибывшими лейб-гвардии Егерский полк, который оставил на площади против Гороховой за пешей гвардейской артиллерийской бригадой.
Погода из довольно сырой становилась холоднее; снегу было весьма мало, и оттого – весьма скользко; начинало смеркаться, - ибо был уже третий час пополудни. Шум и крик делались настойчивее, и частые ружейные выстрелы ранили многих в конной гвардии и перелетали через войска; большая часть солдат на стороне мятежников стреляли вверх.
Выехав на площадь, желал я осмотреть, не будут ли возможности, окружив толпу, принудить к сдаче без кровопролития. В это время сделали по мне залп; пули просвистали мне через голову и, к щастию, никого из нас не ранило. Рабочие Исаакиевского собора из-за заборов начали кидать в нас поленьями. Надо было решиться положить сему скорый конец, иначе бунт мог сообщиться черни, и тогда окружённые ею войска были б в самом трудном положении.
Я согласился испробовать атаковать кавалерию. Конная гвардия первая атаковала поэскадронно, но ничего не могла произвести и по тесноте, и от гололедицы, но в особенности не имея отпущенных палашей. Противники в сомкнутой колонне имели всю выгоду на своей стороне и многих тяжело ранили, в том числе ротмист Велио лишился руки. Кавалергардский полк равномерно ходил в атаку, но без большого успеха. Тогда генерал Васильчиков, обратившись ко мне, сказал:
-Ваше Величество, нельзя терять ни минуты; ничего не поделаешь; нужна картечь! (В авторском тексте – по французски)
Я предчувствовал сию необходимость, но, когда настало время, не мог решиться на подобную меру, и меня ужас объял.
-Вы хотите, чтобы я пролил кровь моих подданных в первый день моего царствования? (В авторском тексте – по французски) – отвечал я Васильчикову.
-Чтобы спасти Вашу империю, - (в авторском тексте по французски) сказал он мне.
Эти слова меня снова привели в себя; опомнившись, я видел, что или должно мне взять на себя пролить кровь некоторых и спасти почти наверно всё; или, пощадив себя, жертвовать решительно государством.
Послав одно орудие 1-й лёгкой пешей батареи к Михаилу Павловичу с тем чтобы усилить сию сторону, как единственное отступление мятежникам, взял другие три орудия и поставил их пред Преображенским полком, велев зарядить картечью; орудиями командовал штабс-капитан Бакунин.
Вся моя надежда была, что мятежники устрашатся таких приготовлений и сдадутся, не видя себе иного спасения. Но они оставались тверды; крик продолжался ещё упорнее. Наконец, послал я генерал-майора Сухозанета объявить им, что ежели сейчас не положат оружия, велю стрелять. Ура и прежние восклицания были ответом и вслед за тем – залп.
Теперь, не видя иного способа, скомандовал: пали! – Первый выстрел ударил высоко в Сенатское здание, и мятежники отвечали неистовым криком и беглым огнём. Второй и третий выстрелы от нас и с другой стороны из орудия у Семёновского полка ударили в самую середину толпы, и мгновенно всё рассыпалось спасаясь Английской набережной на Неву, по Галерной и даже навстречу выстрелов из орудия при Семёновском полку, дабы достичь берега Крюкова канала.
Велев артиллерии взяться за передки, мы двинули Преображенский и Измайловский полки через площадь, тогда как гвардейский конно-пионерский эскадрон т часть конной гвардии преследовали бегущих по Английской набережной. …»
Русские мемуары. Николай I. Муж, отец, император. М. Слово. 2000, стр. 61-63.

На следующий день после выступления декабристов. Из записок Николая I.
«Рано утром всё было тихо в городе, и, кроме продолжения розыска об скрывшихся после рассеяния бунтовавшей толпы, ничего не происходило.
Воротившись сами по себе солдаты в казармы из сей же толпы принялись за обычные свои занятия, искренно жалея, что невольно впали в заблуждение обманом своих офицеров. Но виновность была разная: в Московском полку ослушание и потом бунт произошли в присутствии всех старших
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Эпоха Александра I. filokalia : 06-12-2007 18:06


Из тронной речи при открытии первого польского сейма в 1818 году.
«Устройство уже существовавшее в вашем крае, дозволило мне ввести немедленно то, которое я даровал вам, руководясь правилами свободных учреждений, не перестававших быть предметом моих забот и которых благодетельное влияние надеюсь я, с помощью Божией, распространить на все страны, попечению моему вверенные.
Таким образом, вы мне подали средство явить моему отечеству то, что я уже с давних лет ему приуготовляю и чем оно воспользуется, как начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости».
История Отечества. Люди, идеи, решения. М. Политическая литература. 1991 г. Стр.265.
Вопросы. Чем явилось, с точки зрения Александра I, введение конституции в Царстве Польском для дальнейшей истории России? Может ли представленный вашему вниманию документ помочь понять отношение императора к конституции? Можно ли считать эти взгляды либеральными?

Из устава Союза благоденствия (1818)
!. «Убедясь, что добрая нравственность есть твёрдый оплот благоденствия и доблести народной и что при всех об этом заботах правительства едва ли достигнет оное своей цели, ежели управляемые со своей стороны ему в сих благотворных намерениях содействовать не станут. «Союз благоденствия» в святую себе вменяет обязанность распространением между соотечественниками истинных правил нравственности и просвещения споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к кой она своим Творцом предназначена.».
4. «Союз надеется на доброжелательство правительства, основываясь в особенности на следующих изречениях наказа в Бозе почивающей государыни императрицы Екатерины Вторые: « Если ум их (граждан) не довольно приуготовлен к ним (к новым законам), то возьмите за себя труд их приуготовить, и вы тем уже много сделаете» - и в другом месте: Весьма дурная политика та, которая исправляет законами то, что должно исправить нравами».

Вопросы. Какие цели ставит перед собой члены Союза благоденствия? Какие отношения они пытаются построить с Верховной властью?


Из Уставной грамота Российской империи ст.12 (извлечение)
«Государь есть единственный источник всех властей гражданских, политических, законодательных и военных».
«Государь есть верховная глава общего управления империи»
Цит. по История отечества: люди, идеи. Решения. Очерки истории России IX – XX в. М. Изд.политической литературы. Стр.267.
Вопросы. Кто является источником государственной власти в буржуазных европейских конституциях? Как этот вопрос решается вУставной грамоте? Кто является главой исполнительной власти в проекте Уставной Грамоты Российской империи?


«Из записки найденной в кабинете Александра I после его смерти. Написана в 1824 году.
«Пагубный дух вольномыслия или либерализма разлит или, по крайней мере, сильно уже разливается и между войсками; ...в обеих армиях, равно как и в отдельных корпусах, есть по разным местам тайные общества или клубы, которые имеют при том секретных миссионеров для распространения своей партии».
Цит. по История отечества: люди, идеи. Решения. Очерки истории России IX – XX в. М. Изд.политической литературы. Стр.267.
Вопросы. Какими сведениями располагал Император о тайных обществах в 1824 году? Определите по содержанию записки его отношение к этим организациям. Сравните текст из записки Александра с приведённым выше отрывком из речи произнесённой при открытии польского сейма в 1818 году: можно ли на основании приведённых текстов говорить об изменениях политических взглядов государя?
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии