Образ Элизы и его характеристика — субъективные и зависят от авторского восприятия и интерпретации.
Фортепианная пьеса Людвига ван Бетховена «К Элизе» (нем. Fur Elise)не была известно при жизни композитора и была обнаружена только через 40 лет после его смерти.
В 1865 году биограф композитора, музыкант Людвиг Ноль, обнаружил рукопись «К Элизе» у Бабетты Бредль в Мюнхене. Рукопись состояла из альбомного листа с посвящением и нотами. В 1867 году Людвиг Ноль впервые опубликовал пьесу в том виде, в котором она известна сейчас, но сама рукопись вскоре бесследно исчезла.
На альбомном листе рукой Бетховена было написано: «Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля». Личность «Элизы» достоверно не установлена. Некоторые исследователи выдвигают разные версии:
В 1923 году исследователь творчества Бетховена Макс Унгер предположил, что «К Элизе» на самом деле было посвящено пианистке и ученице Бетховена Терезе Малфатти фон Роренбах цу Децца (1792–1851).
По другой версии, выдвинутой в 2009 году берлинским музыковедом Мартином Копитцем, пьеса была посвящена немецкой сопрано-певице Элизабет Рёкель, младшей сестре друга композитора, тенора Йозефа Рёкеля. В дружеском кругу девушку звали Элизой, а когда в 1810 году она переехала из Вены в Бамберг, Бетховен сделал ей прощальный подарок.
|
![]() |
Идея рассказа Виктории Токаревой «Человеческий фактор» (входит в авторский сборник 2023 года «Странности любви, или Хозяева и слуги») обозначена в его заглавии.
Словосочетание человеческий фактор означает «учёт особенностей, потенциала и возможностей человека как личности, индивидуальности», «вся совокупность свойств человека (социальных, психологических, биологических), по-разному проявляющихся в его социальной деятельности и тем самым оказывающих определённое влияние на социальные процессы и их отношения».
На практике выражение человеческий фактор часто используется для объяснения различных негативных событий и принятия неверных решений.
В рассказе Виктории Токаревой суть понятия «человеческий фактор» проецируется на образ Михаила Спицы, заведующего хирургическим отделением больницы.
Полный текст статьи на диске Google
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
Сегодня отмечается большой праздник, готовый относится к Богородичным и имеет красивое название — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день появилась на свет будущая мать Иисуса Христа, он считается днем на стыке Ветхого и Нового заветов. Это событие дало человечеству надежду на будущее спасение. Богоматерь— одна из главных святых, к которым обращаются люди с просьбой о помощи. Считается, что она особенным образом относится к России, защищая и оберегая ее и ее жителей.
Праздник является одним из самых важных в году. Он относится к двунадесятым (12 важнейших праздников помимо Пасхи), к Богородичным (относящимся к земной жизни Девы Марии).
Событие, о котором вспоминают в этот день, случилось в семье Иоакима и Анны, но имело значение для всего мира. Пророчества о рождении Богородицы можно найти во многих источниках, его ждали за годы. Однако о родителях Марии сведений в Новом Завете крайне мало.
Две знатные дамы вели разговор о мужчинах, о поклонниках, о забавах и удовольствиях, делали друг другу рискованные признания, от которых, как пишет автор, «несомненно воздержались бы, если бы вино так неожиданно и приятно не ударило им в голову».
Мужья баронессы и графини днём вернулись в Париж, где у них были дела, намеренно оставив жён одних в пустынном приморском селении, чтобы их не искушали любители лёгких побед, которых немало на модных курортах.
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.