Профессор Литтлтон очень хорошо знал Карлоса Кастанеду, они вместе заканчивали аспирантуру в том же отделе в UCLA в то же время. Их длительная дружба была инициирована одним из общих преподавателей Литтлтона и Кастанеды в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе Уильямом А. Лессой. Скотт впервые встретился с Кастанедой в офисе Лессы в Калифорнийском университете в тот же день, когда Кастанеда проводил там свой семинар. Эти двое сразу завязали друг с другом, и из-за уровня их дружбы Литтлтон неоднократно приглашал Кастанеду в качестве самого желанного приглашенного лектора на своих занятиях в Occidental и UCLA Extension.
Скотт Литтлтон официально заявил, в интервью под названием "Приключения с Кассиопеей" с Лорой Найт-Ядзик, что был убежден, что действительно существует прототип Дона Хуана Матуса, индеец Яки, под руководством которого Кастанеда учился и о котором написал одиннадцать самых продаваемых книг. Профессор Литтлтон рассказал, что дон Хуан, вероятно, был индейцем яки, который довольно свободно перемещался между районом Тусона и северной Сонорой. Литтлтон также сказал, что вспомнил, что Кастанеда сказал ему, что он никогда больше не видел Дона Хуана, по крайней мере во плоти, после того, как Кастанеда вместе с еще одним последователем Дона Хуана прыгнул в пропасть с вершины плоской, бесплодной горы на западном склоне Сьерра-Мадре в центральной Мексике. Он также рассказал Литтлтону, что дон Хуан умер вскоре после этого.
Важно помнить, что ветер есть не только и не столько на Земле. Сильнейшие ветры господствуют на Сатурне, Юпитере, Нептуне, Марсе и Венере. В межпланетном пространстве "дует" солнечный ветер, а межзвездном – проносятся ветры звезд. Существуют даже вполне жизнеспособные проекты кораблей, путешествующих от планеты к планете под солнечным парусом.
Древние люди считали ветер силой, которая имеет собственное осознание, хотя и не похожее на человеческое. Древние люди напрямую обращались к этой силе, используя шаманские практики жертвоприношения и образы богов. В Древней Греции северный ветер имел собственное имя — Борей, южный именовался Нот, западный — Зефир, восточный — Эвр.
Северному Ветру, Борею посвящен орфический гимн – песнопение восхваления. Эти песнопения были частью орфических таинств, мистической традиции, которая была распространена в Древней Греции и Финикии. Орфизм назывался по имени легендарного просвещенного поэта, философа, героя и певца Орфея.
Орфики были видящими и людьми знания своего времени, посвятившими себя познанию природы человека. Согласно их легендам человек возник из пепла титанов, сожжённых Зевсом за съедение его сына Диониса. Таким образом, человек объединяет в себе приземлённое титаническое начало (Земля) и божественное дионисийское (Космос).
Для установления связи с божественной сущностью ветра орфики использовали трансовые песнопения, совершаемые перед алтарем, на котором курился фимиам и возжигался ладан.
Движущий толщи воздушные мира своим дуновеньем,
О леденящий Борей, явись же из Фракии снежной,
Влажнодорожного неба разбей неподвижность сплошную!
Дунув на тучи, развей и прочь разгони дождеродиц,
Ясной погодой даря, дабы радостным взором с эфира
Солнца лучи засветили земле, и сияя, и грея!
Статуя Эхекатля Кецалькоатля в Бруклинском музее (Нью-Йорк)
В самых влиятельных культурах древней Мезоамерики, начиная с Теотиуакана, у толтеков и миштеков, богом ветра был Эхекатль (на языке науатль: "ehecatl" — "ветер"). Эхекатль обычно интерпретировался в виде своего рода ипостаси Пернатого Змея – КецальКоатля, и носил сдвоенное имя Эхекатль-КецальКоатль. Его сила проявлялась в дыхании живых существ и в ветрах, несущих облака с дождем на поля. Эхекатль вдыхал жизнь (вместе с дыханием) в бездвижное тело. Он также был одним из главных богов творчества и культурным героем в сотворении мира. С дыхания Эхекатля начиналось движение солнца, он управлял дождями, грозами, ураганами и бурями.Есть также красивая легенда о том, что однажды Эхекатль влюбился в человеческую девушку по имени Майя и подарил человечеству способность любить, чтобы его возлюбленная могла ответить взаимностью на его страсть, а также способность летать, чтобы достичь его. Его любовь увековечило прекрасное дерево, которое выросло в том месте, где Эхекатль прибыл на землю.
Согласно ацтекской легенде, мы сейчас живем в эпоху пятого Солнца. После создания пятого солнца оно вместе с Луной неподвижно стояло в небе до тех пор, пока Эхекатль не подул на них и не привел их в движение по своим орбитам.
Продолжение
Протограмма (или менее точно акростих) - поэтическая форма, разновидность краестишия - стихотворение или его часть, первые буквы строк в которой складываются в слово или фразу, связанную с содержанием стихотворения как заголовок, эпиграф или имя человека/существа, кому посвящено стихотворение. Выбранное слово может как упоминаться в тексте, так и быть необходимым дополнением к написанному, проясняющим задумку автора, что, на мой взгляд, придает протограмме большую художественную ценность. Количество строк чаще всего равно количеству букв, но иногда поэты "вкрапляют" после каждого слова или заканчивают всё стихотворение строкой (кодой), начинающейся с многоточия и не учитывающейся в тексте протограммы. Также существуют отдельные виды протограмм, использующих не все строчки или особые правила прочтения (подробнее ниже).
Метр, рифмовка, форма в пределах выбранного для протограммы текста могут быть совершенно любыми. На строфику же протограмма иногда влияет тем, что ее слова становятся строфами стихотворения в случае, когда поэт хочет проявить форму произведения.
Существует несколько поэтических забав, одним из условий которых является составление протограммы.
Надо упомянуть и про вкрапления-направляющие - строчки, начинающиеся с многоточий, в зависимости от количества слогов/стоп в них, обозначают в стихотворении переход прочтения от протограммы к другому виду акростиха: цезурограмме, мезограмме или телограмме.
Также интересной задачей является использование в качестве основы для протограммы классической строфической поэтической формы (сонет, газель), а особенно, рефренных (триолет, рондель).
Словарь поэтических форм | Оглавление
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА Солнечная ул., д. 2, г.Сосновоборск, Красноярский край, 662500 тел./факс (8-39131) 2-28-00 ОГРН 1022400562007 ИНН / КПП 2458003977 / 245801001 E-mail: sosn_admin@bk.ru
10.03.2009г. № 669
На № от |
|
|
Е. Карабин
rina2008@mail.ru |
О передвижном зоопарке |
Прятки - поэтическая забава, заключающаяся в написании стихотворения, в котором внутри слов, на их стыках и с помощью краестиший "прячутся" определенные заданием слова. Это может быть список слов или некая обобщенная категория.
Читала лежа - не спасло ничуть
От стен, от слов, легко за книгой спрятать
Лицо, а думы шьют, уронишь ядом
Слезу, бросаешь буквы драме чувств...
В глаза я целый час: "Особа Кати
Его тянула, скажем, как кровать..."
Пыталась сунуть. Тщетно. Хватит! Хватит!
Забыла малость. Сяду вышивать...
Василиса_Иванова,
Поэтические_игры. 12 зверюшек.
Неба раны лечил вихорь неукротимый -
На виски туч сединами тлен
Отвалившихся клочьев бросал тумана.
Рвались души рос, ели качались странно,
Котомки оврагов царица заняла Тень,
А меж складок серого покрывала сказка светила -
Маялся месяц справа, а Солнце - слева ярило!
Немойберег,
Поэтические_игры. 15 зверюшек.
Словарь поэтических форм | Оглавление
Пиррихий (дибрахий, дибрах) - стопа, состоящая из двух безударных слогов _ _. Дибрахий в умелых руках - выразительный звуковой инструмент, поскольку есть явное ускорение при прочтении его слогов. С его помощью можно включить в плавноритмичное стихотворение надрывные или "спешащие" фразы, поставить необходимый акцент, выделив важное слово.
Пиррихий встречается в размерах, кратных двум - двудольных (в хорее и ямбе) во всех стопах, кроме последней, в четырехдольных (хориямб, ямбохорей и др.) - во всех полустопах, кроме последней и т.д.
Вот в этом увеличенном сонете, написанном пятистопным ямбом, пиррихии выделены подчеркиванием:
На кончике твоем дрожит роса...
Ржавей! Тебя оставлю, нож-убийца,
С тобой меня покинут эти лица,
Безумием горящие глаза...
Пусть лезвие грань Неба отразит
И Солнце одарит тебя лучами -
Ты потеряешь блеск, а с ним и птиц,
Не знающих, что делать с палачами.
Пусть прах бумажный, брошенный огнём,
Впитает рукоять твоя витая,
В ней скоро позабудется моё
Тепло, пусть с каждым днём сочится, тает...
Земля всё принимает - добрых, злых,
Ларцы сердец, и цепи сожалений,
И ржу сомнений, и золу хулы...
Ты ж - помни боль потраченных мгновений -
Что, состраданье потеряв, привык
Впиваться в плоть моих стихотворений.
Василиса_Иванова, 1998 г.
В стихотворении выше пиррихии-ускорения расставлены только по смыслу - их появление не имеет структурной закономерности.
Существует несколько ритмических фигур, объединенных одним названием: "Ход пиррихия" - когда безударная пара перемещается по стопам (парам слогов) в определенной последовательности. Например, вот поступь пиррихия в четырехстопном хорее:
_ _ / _ / _ / _
/ _ _ _ / _ / _
/ _ / _ _ _ / _
/ _ / _ / _ / _
Никогда в клещах железных
Сном не забывалась птица -
Виться! биться! надрываться!
Деве-Ветру, в тучах смятой.
Отпусти, позволь остаться:
Или навсегда влюбиться
Или в сумраке исчезнуть -
Для нее свобода - свята!
Немойберег.
Подробно о ходе пиррихия расскажу в отдельной статье.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Хорей;
Хориямб;
Сонет;
Стихотворные метры;
Ямб;
Ямбохорей.
Словарь поэтических форм | Оглавление