Художник Александр Курзанов «Одиночество бабы Анюты», 1978 год
Закуточек-комнатушка,
Лапку моет Мурка-кошка,
Рядом грустная старушка
Смотрит нА зиму, в окошко.
Не стучатся в дверь подружки,
День и ночь одна, одна...
Что ж ты, добрая старушка,
Приуныла у окна?
Умер муж, убили сына
На последней, на войне,
Фотография застыла
Неживая на стене...Полудрёмы, полустоны,
Всё немило, всё болит...
Но Христовой нет иконы,
И лампадка не горит,
Тёмный угол освещая...
Всё была б ты веселей,
Вслух Евангелье читая,
В тихой келейке своей...
Автор: Татьяна Русецкая
Гигантская серия из 82 детективов о Перри Мейсоне (общий тираж в США >300млн.) будто вопиёт к кинобизнесу: что ещё надо? Экранизируйте! Лучшие образцы жанра, налетай! Никто не создал столько неожиданных, при том досконально продуманных, без единой фальшивой ноты (накладки) поворотов — кроме их автора, Эрла Стэнли Гарднера! Довод в суде, переворачивающий ход процесса, с тех пор так и зовётся - «казус Перри Мейсона».

И студия HBO, откатавшая 2 сезона экранизации в 2020-м вложилась по максимуму, уповая, что затраты оправдаются, если она разработает эту золотую жилу. Воссоздание атмосферы 1930-х потрясающее. В восторге я спросил ChatGPT, чья реклама мелькает там на улицах? Вообразите — она вся придумана!
И при всём этом что-то пошло не так. Что могло пойти не так?
Мозги. У человечества с времён Гарднера усохли мозги. Гарднер стал слишком умным для нас — современный мозг не удерживает последовательность и связь событий. Конечно. Посмотрите даже на те фантастические глупости, из-за которых сейчас развернулась война. Никогда люди не умирали такими пачками из-за выжженых степей и развалин городов, минированные дороги от которых ведут в другие минированные развалины.
И вот сценаристы пытаются адаптировать к нашим деградировавшим мозгам гениальные детективы. Не будучи и сами способны удержать в голове логику событий. Замазывая прорехи кашей для младенцев.
Возьмём основной вопрос: почему у похищенного и умершего младенца оказались зашиты глаза? ИИ и все меня тут убеждают, - чтобы сбить на ложный след, ещё за чем-то. Извините, там вообще банда каких-то поляков. У всех этих типичных, примитивных гангстерито 1930-х (а они такими и показаны) на это ни познаний, ни воображения! Они бы отказались такое устроить даже по чьему-то приказанию — суеверные!
Почему Мейсон так страдает, что главный гад стер следы? Это он для суда их «стёр», но подельникам-то из речей Мейсона всё ясно. Не жить отморозку, он слишком опасен и для своих. Не страдай, Перри. Ты сделал своё дело, его в первой луже утопят.
Зряшных «страданий» в фильме с треть.
А вот как раз как Мейсон превратился в адвоката, я бы отнёс к удачам фильма. 30-е, после Депрессии — каких там только самозванцев не встречалось!
Проповедница — знаменитое историческое лицо. Самозванка покруче Мейсона, и реальная. Все эти её " спектакли" - историческая реконструкция!
Кстати, обратите внимание, как в начале толстяк смотрит на самого себя на экране кинотеатра. Это великий Арбакл, соперник Чаплина - и у него действительно рухнула карьера из-за сексуальной разнузданности. Почему авторы считают необходимым нынешнее «развлекалово» — лесбиянство и другие убийственно занудные сцены 21-го века - это загадка. То есть, главный, шикарный поворот, явно заимствованный ими из какого-то хорошего романа Гарднера, они сочли недостаточным, чтобы заинтересовать зрителя...
Бедняги...
Для успеха фильма всего-то надо было последовательно изложить дело. И кайфовать, снимая сливки с интеллекта Гарднера. Они не смогли и этого.
Но пытались.
Художник Сергей Ляхович
Нелегко сейчас земле моей —
Ей давно бы надо спать под снегом.
Но декабрь теперь пора дождей.
Что там происходит
С нашим небом?!
Скоро Новый год, а за окном
Тусклая осенняя погода.
Ночью — дождь.
И так же было днем.
Может, поменяли время года?
Снег еще белеет под Москвой,
Но и он доверья не внушает.
Лес шумит пожухлою листвой,
Теплый ветер по оврагам шарит.
Автор: Андрей Дементьев
Художник И.Е. Репин. Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года.
Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.
Понятна мне времен превратность,
Не прекословлю, право, ей:
У нас нова рожденьем знатность,
И чем новее, тем знатней.
Родов дряхлеющих обломок
(И по несчастью, не один),
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин.
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов,
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудреных дружин;
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава богу, мещанин.
Мой предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил;
Его потомство гнев венчанный,
Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин.
Смирив крамолу и коварство
И ярость бранных непогод,
Когда Романовых на царство
Звал в грамоте своей народ,
Мы к оной руку приложили,
Нас жаловал страдальца сын.
Бывало, нами дорожили;
Бывало… но – я мещанин.
Упрямства дух нам всем подгадил:
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил
И был за то повешен им.
Его пример будь нам наукой:
Не любит споров властелин.
Счастлив князь Яков Долгорукой,
Умен покорный мещанин.Мой дед, когда мятеж поднялся
Средь петергофского двора,
Как Миних, верен оставался
Паденью третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой в крепость, в карантин,
И присмирел наш род суровый,
И я родился мещанин.
Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил
И не якшаюсь с новой знатью,
И крови спесь угомонил.
Я грамотей и стихотворец,
Я Пушкин просто, не Мусин,
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин.
Post scriptum
Решил Фиглярин, сидя дома,
Что черный дед мой Ганнибал
Был куплен за бутылку рома
И в руки шкиперу попал.
Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двигнулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля.
Сей шкипер деду был доступен,
И сходно купленный арап
Возрос усерден, неподкупен,
Царю наперсник, а не раб.
И был отец он Ганнибала,
Пред кем средь чесменских пучин
Громада кораблей вспылала,
И пал впервые Наварин.
Решил Фиглярин вдохновенный:
Я во дворянстве мещанин.
Что ж он в семье своей почтенной?
Он?.. он в Мещанской дворянин.
Автор: А.С. Пушкин.
4 декабря 1830 года.