• Авторизация


РУССКИЕ КЛАССИКИ О ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 02-03-2010 15:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


нашел свою студенческую работу.

РУССКИЕ КЛАССИКИ О ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(В.Г.БЕЛИНСКИЙ, А.П.ЧЕХОВ, А.И.КУПРИН, Н.С.ЛЕСКОВ И ДР.)


В.Г.БЕЛИНСКИЙ. Одним из первых о детской литературе и, главным образом, о принципе отбора текстов для нее заговорил В.Г.Белинский. Его тезис о том, что литература для детей должна “занимать взрослых людей... как литературное произведение, писанное для всех” будет многократно и в разных вариациях повторяться в последующие десятилетия, причем чаще всего независимо от Белинского, настолько всеобщей станет эта мысль.
“Общее мнение осудило детские книжки на ничтожество и презрение. Детские книжки, детский писатель — это все равно, что “пустые книжки”, что “вздорный писатель”. Предложи книгопродавец какому-нибудь известному литератору написать книжку для детей: если еще не обидится таким предложением наш известный литератор, то уж непременно ответит, что ему некогда заниматься таким вздором. Предложи книгопродавец написать детскую книжку какому-нибудь незавидному литератору: “Извольте, — ответит тот, — детскую-то книжонку мы разом намараем” — сядет, да и напишет. Отец, покупая для детей книги, говорит книгопродавцу: “Как же можно так дорого просить за детские книжки?... Напиши журналист в своей библиографической хронике серьезную статью о вновь вышедшей детской книжке — все близорукие крикуны возопиют: “Помилуйте! можно ли говорить так много, так важно и таким ученым языком о детской книжке? Грубое заблуждение, жалкая ошибка!” (4,68) .


А.П.ЧЕХОВ. Целый ряд полемических высказываний о детской литературе принадлежит А.П.Чехову. В письме к Г.И.Россолимо от 21 янв. 1900 г. он отмечает: “...так называемой детской литературы не люблю и не признаю. Детям надо давать только то, что годится и для взрослых. Андерсен, “Фрегат Паллада”, Гоголь читаются охотно детьми, взрослыми также. Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений; уметь выбирать лекарство и дозировать его — это целесообразнее и прямее, чем стараться выдумать для больного какое-то особенное лекарство только потому, что он ребенок.”
В “Осколках московской жизни” Чехов пишет о воздействии на детей приключенческой литературы: “Раньше дети, начитавшись Майн Рида и Купера, удирали из родительских домов и изображали бегство в Америку, теперь дети зачитываются пастуховским “Разбойником Чуркиным” и идут в... разбойники”.
В качестве примера писатель приводит нашумевший случай, когда подростки, сбежав из дома, убили подвозившего их мужика. “Теперь малыши сидят в тюрьме и изобретают способы бегства... описываемый случай может служить тысяча первым доказательством тлетворного влияния чтения книг на детские умы — роскошная тема для передовицы в ваганьковском вкусе”, — с иронией продолжает Чехов.
Для детей М.В.Киселевой Чехов пишет пародию “Сапоги всмятку”, в которой нагнетает слащавые приемы плохой детской литературы:


Шли однажды через мостик жирные китайцы.
Впереди их, задрав хвостик, торопились зайцы.
Вдруг китайцы закричали: “Стой! Лови! Ах! Ах!”
Зайцы выше хвост задрали и попрятались в кустах.
Мораль сей басни всем ясна:
Кто зайцев хочет кушать,
Тот ежедневно, встав со сна,
Папашу должен слушать!


Рассказ “Каштанка”, переделанный для детей из одноименного взрослого рассказа, вышел отдельным изданием и вскоре стал очень популярен. 13 марта 1888 года Чехов писал брату Михаилу: “Детишки не отрывают от меня глаз и ждут что-нибудь необыкновенно умное. По их мнению, я гениален, так как написал повесть о Каштанке. У Сувориных одна собака называется Федором Тимофеевичем, другая Теткой, третья Иваном Ивановичем.”
Скептически относясь к занятию детской литературой в целом, Чехов одновременно помогал многим детским писателям, обращавшемся к нему за советом.
“Вашего “Ларьку” шлю Вам. Вы почините его, приспособите к детишкиным мозгам, перепишите и пришлите мне... (2, 144)“ — пишет он одной из своих корреспонденток.


Н.С.ЛЕСКОВ. Создавал детские произведения и Н.С.Лесков. Из них наиболее известен рассказ “Старец Герасим и лев”, написанный им для журнала “Игрушечка”. Однако детским писателем себя, разумеется, Н.С.Лесков не считал и любил цитировать шутливое четверостишие Шумахера к памятнику А.И.Крылова:


Лукавый дедушка с гранитной высоты
Глядит, как резвятся вокруг него ребята,
И думает: “О милые зверята,
Какие, выросши, вы будете скоты!”


Любопытно и письмо Н.С.Лескова к А.Н.Толиверовой, издателем журнала “Игрушечка”, в котором известный писатель резко отзывается о детях и литературе для них :
“Так как вы выразили намерение напечатать мой портрет в числе “друзей детства”, то я должен вам сказать, что это едва ли будет уместно. Я не питаю никаких особливых чувств к детям, из среды которых выходит все множество дурных и невоздержанных людей, укореняющих и упрочивающих несчастие человеческой жизни. Поэтому я никак не хочу, чтобы меня называли “другом детей” — существ, ничем добрым себя не выразивших. Пусть с ними дружит кто хочет и кто может дружить с неизвестными величинами, но я питаю больше дружбы к тому, что я знаю за хорошее и полезное: я дорожу дружбой взрослых и зрелых людей, доказавших жизнию свою нравственную силу, прямоту, честность, умеренность и воздержание. Этим людям я друг и хотел бы жить и умереть с ними; но что до детей, то их потому только, что они дети, — я нимало не люблю и часто ужасаюсь за них и за их матерей и отцов. Притом же у вас у журнале было сказано, что вы будете пособлять воспитывать детей так, чтобы они умели достигать как можно больше “счастия”. Но этакое воспитание, по моему понятию, очень предосудительно и гадко, и я ни в коем случае не желаю быть в числе “друзей” тех детей, которых педагоги ваших изданий будут воспитывать в выраженном ими вредном и противообщественном духе.”
Однако мнение, выраженное Лесковым в этом письме, отражает лишь часть его взглядов на детское воспитание. В начале своей литературной деятельности в пылкой антинигилистической статье “Специалисты по женской части”, перечисляя слабые места позиции нигилистов, Лесков пишет: “Материнскую заботу о детях называли узостью взгляда, которому противопоставляли широкий взгляд на сдачу детей попечению общества или на существующую будто бы возможность любить чужих детей так же, как своих.”


А.И.КУПРИН. Немало любопытных суждений о детской литературе принадлежит Александру Ивановичу Куприну, автором детских рассказов “Лолли”, “В цирке”, “Белый пудель”, “В недрах земли” и многих других.
В 1911 году, беседуя о детских книгах с репортером “Петербургской газеты”, Куприн заметил:
“ — О детской литературе? — с оттенком едкой иронии переспросил Александр Иванович, — у нас нет детской литературы. У нас детей не уважают, не любят, чуть что не презирают. Какая уж тут литература?”
Так же как А.П.Чехова и Л.Н.Толстого, А.И.Куприна выводила из себя сентиментальность, царящая в детской литературе. Именно в этом ключе писатель пародирует популярный жанр святочного рассказа в своей миниатюре: “По заказу”:
“Бледный, изнуренный мальчик любуется на куличи, выставленные в роскошной кондитерской. Неожиданно появляется на сцену таинственный господин с золотыми очками и непременно в богатой лисьей шубе (вообще удивительную энергию проявляет на святках этот господин!). Завязывается разговор. Оказывается, что “тятька” у мальчика умер, столетний “дедка”, согнутый в дугу, не слезает с печи, “мамка” лежит больная, сестренка..., ну и т.д. “Веди меня туда!” — решительно говорит господин в золотых часах, и через полчаса у мамки появляется хорошее вино и лекарство, прописанное лучшим доктором, дедку накормили манной кашей и купили ему теплый набрюшник..., а господин в лисьей шубе скрылся, не сказав даже своего имени, но оставив на столе кошелек, наполненный золотом”.
В то же время Куприн последовательно выступает против любого произведения, написанного для детей, в котором обнаруживает неуважение и нелюбовь к ребенку. Для понимания взглядов Куприна на детские книги представляет немалый интерес его письмо к И.Елпатьевской, написанное им во время его пребывания в Саратовской губернии:
"... Или, вздумав учить грамоте Ваньку-пастуха и дочку лесника Параньку, составляю новую... азбуку по своей системе и со своими рисунками. Навел меня на эту мысль попавшийся мне под руку букварь какого-то идиота... Букварь этот, предназначенный для народных школ и, конечно, одобренный Ученым комитетом, приводит следующие примеры на буквы: ж — жирафф, г — горилла, б — бизон, д — дикая собака и серна (почему серна?)... И тут же рисунки — расплывчатые, размазанные, безобразные... И выходит что же? Выходит, что I) ребенок должен поверить, что это пятно изображает животное, называемое жираффом, 2) учитель должен удовлетворить любопытство учащегося, который, конечно, заинтересуется подробностями о нравах и обычаях этих самых жираффов, горилл и ягуаров. Здесь, наверное, не только учитель из "неокончивших" наплетет с три короба, и 3) ученик должен запомнить эти новые и странно звучащие для него слова и не смешать гориллу с Гаврилой...
Ей Богу, это не я придумал, я списал слово в слово. Хорошо? И это я взял наугад, первое попавшееся. Много есть в этом букваре и других редкостей... Словом, я решил составить свою азбуку... И эту систему прекрасно усваивают, как оказалось, не только дети, но и неграмотные взрослые".


САША ЧЕРНЫЙ. Активное пародирование плохих образцов детской литературы продолжается и в ХХ веке. В 1910 году Саша Черный язвительно высмеивает стиль детских авторов в стихотворении “Сиропчик”:


Дама, качаясь на ветке,
Пикала:
"Милые детки!
Солнышко чмокнуло кустик.
Птичка оправила бюстик
И, обнимая ромашку,
Кушает манную кашку...
Дети в оконные рамы
Хмуро уставясь глазами,
Полны недетской печали
Даме в молчаньи внимали.
Вдруг зазвенел голосочек:
"Сколько напиликала строчек?"


Несмотря на свою остроту, все высказывания классиков о детской литературе объединены единым пафосом. Этот пафос в стремлении к улучшению и выработке в горниле спора полноценной детской литературы, которая, как это происходило и происходит сейчас, не будет отделена от взрослой литературы непреодолимой стеной.
В литературе XIX века и позже, века ХХ-го, последовательная преемственность закрепляла лучшие традиции русской детской литературы. Традиция русской повести о детстве идет от Карамзина. Традиция батальной и военной повести — от Л.Н.Толстого. Традиция зообеллетристики — от Аксакова и Тургенева. Традиция сказочно-фантастической повести — от Погорельского, традиция стихотворной сказки — от Пушкина и Жуковского. Все эти образцы создали для русской детской литературы прочный фундамент, на котором она стоит и доныне.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (21):
avantyristka 02-03-2010-16:33 удалить
Познавательный материал....Лично я думаю,что если детская литература хорошая, то ее с удовольствием будут читать взрослые)) И знаю не мало таких вот взрослых(в основном это те у кого маленькие дети)) Я в детстве читала то,что мне покупали - " Фунтик" ,"Маугли" , "Приключения Незнайки и его друзей", "Следствие ведут колобки" ,отличные произведения,но как не странно,первой книгой которую я купила и прочла по своему желанию был "Волкодав" Марии Семеновой :) Всех своих учителей на него подсадила, а ведь училась только в пятом классе))) Теперь каждый год перечитываю полностью это произведение,кроме 5 части...учительница русского сказала что он там умирает :(
Для меня детской литературой был Крылов,Пушкин, Есенин. Сказки о "рыбаки и рыбке" и др. знала наизусть. Много сказок читала. И много Астрид Линдрген. Это до 3 класса. А потом уже читала Конан Дойля, Джека Лондона. Но это всё-таки не совсем детская литература. А в 5ом классе подсела ещё и на Татьяну Гроттер... =)
Listopad_off 02-03-2010-20:04 удалить
А я как-то детскую литературу не очень читала. Сразу начала с Толкина. Я вообще до десяти лет читала очень мало. Но потом мама сунула мне Толкина, Гарри Поттера, Котов-Воителей, Редвел, Брэдбери... Позже пошла классика - Шарлотта Бронте, Джейн Остин, "Полианна", "Над пропостью во ржи" Сэлинджера, и прочее, прочее. Зато сейчас восполняю пробелы. Читаю Мими-троллей Туве Янссона.:)
My_Gee-Jo 02-03-2010-20:06 удалить
В марте ШНыра скорее всего не будет(((((А вот в начале апреля-скорее всего!
Zyprexa 02-03-2010-22:50 удалить
Я задумалась сейчас о том, как мало русской "детской" литературы читала в детстве. В самом раннем детстве читала Пушкина. В 3 классе - Марка Твена. Позже В.Г. Короленко, причем, наиболее сильное впечатление произвели "Сон Макара"(http://www.classic-book.ru/lib/al/book/926) и "Парадокс" (http://az.lib.ru/k/korolenko_w_g/text_0210.shtml); еще чуть позже Диккенса (особенно люблю по настоящее время, "Рождественские Повести" (http://lib.ru/INPROZ/DIKKENS/d12.txt), из которых, "Рождественская Песнь В Прозе" и "Одержимый, Или Сделка с Призраком" - самые любимые). А потом уже пьесы Чехова (в 6 классе), Булгаков в седьмом, Гоголь, Оскар Уайльд, в восьмом, Л.Н. Толстой, Достоевский в девятом. А когда приятельница (в то время - студентка филфака) готовилась к экзамену по детской литературе, вместе с ней читала "Сказки Матушки Гусыни"... в 20 лет. =)
avantyristka 02-03-2010-23:08 удалить
Кстати говоря, Дмитрий Александрович немного пролил свет на всех интересующую тайну - кто же такой "ШНыр"? >>Когда тебе больно, не корчи из себя страдающего героя. Нужно или плакать в голос, или терпеть. Ты можешь дать всё другим, но ничего себе. Потому что ты шныр! Ты будешь рвать зубами подушку, расшибать кулаки о стены. Но на людях ты будешь улыбаться. Потому что ты шныр! "Кодекс шныра"<<( это заметка Дмитрия Александровича в контакте) Мне показалось ,что "ШНыр" это не сколько имя главного(предположительно) героя,сколько его характер.... Как вы думаете??
My_Gee-Jo 02-03-2010-23:28 удалить
Там нет главного героя,их как минимум десять!
Это ваша десертация? очень интересно...)) Вообще, мне кажется, мир не стоит делить на взрослых и детей. Дети такие же люди, с таки ми же эмоциями и чувствами(ну или почти такими же) просто у них ещё нет опыта и жизнь ещё не сильно била...
03-03-2010-10:40 удалить
Очень интересно узнать, все-таки правда, шныр- это кто? До меня книга еще не скоро дойдет, я живу в Нальчике, и здесь с этим туго..... А на счет детей- присоединяюсь к предыдущему коментарию. Меня очень раздрожает, когда с детьми "сюсюкают", как говорит моя подруга, помню, как я сама маленькой была и ко мне подходили вот такие взрослые. Хотелось спросить "Дядя, вы дурак что ли?!". В общем думаю есть дети,которые на самом деле взрослей любого взрослого, а на рост не надо внимания обращать! вот еще недавно начала задумываться, что многие взрослые могут осчастливить ребенка в течении пяти минут,но не хотят этого делать, что бы показать детям что они главнее. Вот папример что надо девочке пяти лет для счастья? Шоколадка и чтоб с ней в куклы поиграли.. Но какой взрослый человек будет с ней в куклы играть? Это "глупо" в его возрасте.. И врезультате растроенная девочка стоит и терпеливо ждет пока "взрослый человек(!)" потреплет ей щечки (хотя это ужасно неприятно).
dmitrii_emets 03-03-2010-12:27 удалить
Ответ на комментарий avantyristka # Я очень люблю Марию Семенову:)
dmitrii_emets 03-03-2010-12:28 удалить
Ответ на комментарий My_Gee-Jo # Посмотрим. Мне хочется все-таки верить, что в марте, хотя, возможно, и в начале апреля.
dmitrii_emets 03-03-2010-12:30 удалить
Ответ на комментарий Просто_ежик # Нет, это не диссертация. Просто цитатник. Да, дети это люди и притом уже абсолютно готовые. Со своим отдельным характером, недостатками, достоинствами. А ключевые слова "искренность" и "непосредственность". Как только ребенок их теряет, он теряет все.
dmitrii_emets 03-03-2010-12:31 удалить
Ответ на комментарий Listopad_off # Очень люблю мумиков:) Хотя давно уже не перечитывал.
dmitrii_emets 03-03-2010-17:14 удалить
Ответ на комментарий # Ага:) А иногда бывает, что взрослый человек это замечает, но ему скучно играть в детские игры. И он, чтобы отделаться от ребенка, присасывает его к телеканализации:) Или к мультикам, как я часто делаю:)
03-03-2010-20:43 удалить
Ответ на комментарий dmitrii_emets # у меня есть сестра. Такая ситуация происходит очень часто и когда я это заметила попыталась исправиться, но у меня пока не очень хорошо получается))
03-03-2010-21:05 удалить
Поздравляю вас со всемирным днем писателя!!!!))))))) .....даже не знаю что пожелать... наверное творческих успехов!!! и ШНыр поскорее дописать, а то уже интересно
avantyristka 03-03-2010-22:28 удалить
Хм...у меня к сожалению нет сестренки или братика,хотя заказывала маме не раз :( Но свое детство помню очень хорошо,со мной всегда играли...родители,бабушки,соседские бабушки...папа рассказывал,что я выходила на улицу и звала Семеныча со мной гулять,а так как Семеныч редко был трезвым,я надувала губки и говорила- " Семеныч засем ты пьешь? тетя Надя же на тебя ругается...." И в детский садик ходила...потом вся семья избавлялась от ветрянки xD Вот так же хочу своих детей воспитывать,с полной отдачей но не баловать)) И семью сохранить...
Мистерио 04-03-2010-14:56 удалить
а я совсем недавно подсел на "Сагу о Форсайтах" :) раньше думал, я эту муть читать не буду, а сейчас очень понравилась история Дмитрий Александрович, а мне вот интересно, ваши герои из разных книг пересекаются в какой-нибудь другой истории ? ну как в "Мефодии Буслаеве встречаются упоминания о персонажах из "Тани Гроттер"
Мне вот тоже как то скучно играть с младшей сестренкой(у меня их две, 15 лет-родная и 10 троюродная),я её очень люблю,но после 20 минут игры в куклы становится ужасно скучно. Но мы нашли компромис-плаванье,футбол прогулки и т. п. это интересно и мне и ей.)))
Читать мама научила рано. Вначале читала Пушкина, Носова, разные сказки про принцесс и т.п., не извлекая из них ничего. А в пятом классе подсела на Татьяну Гроттер, а потом и на Мефа..) Года идут, а эти книги постоянно перечитываю))
L_Lowliet 22-03-2010-22:08 удалить
Хммм, вот в детстве я очень много "взрослых" книг прочитала, а сейчас мне по-прежнему интересны детские......это нормально?)) "искренность" и "непосредственность" - это же и у многих взрослых остается, я думаю, никому не стоит этих качеств терять......


Комментарии (21): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РУССКИЕ КЛАССИКИ О ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ | dmitrii_emets - Дмитрий ЕМЕЦ | Лента друзей dmitrii_emets / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»