Режиссер: Лариса Шепитько; в ролях: Майя Булгакова, Жанна Болотова, Римма Никитина-Маркова, Сергей Никоненко, Евгений Евстигнеев и др.Когда я начинал смотреть "Крылья", я не ожидал, что фильм окажется таким глубоким и сложным, со множеством скрытых смыслов.
Я бы сравнил сюжет фильма со штрих-пунктирной линией: в основном, это плавное повествование о жизни директора провинциального училища, в прошлом военной летчицы – Надежды Петрухиной (Майя Булгакова), но ряд сильных эпизодов как бы расставляют в этом повествовании важные смысловые акценты.
Ключевой эпизод –когда Петрухина, выпив пивка, вместе с буфетчицей Шурой (Римма Никитина-Маркова) пускается в пляс по пустой пивнухе. Но вот они останавливаются – в окнах торчат молчаливые свиные рыла, явно с неодобрением разглядывающие директора училища, легкомысленно пляшущую с социально неблизкой ей буфетчицей, разбитной разведёнкой, Шурой. Как правило, советские режиссеры воздерживались от показа масс, или больших групп советских людей в негативном ключе, но Шепитько в "Крыльях" это сделала.
Шепитько мастерски то принижает статус Петрухиной, показывая ее в компании буфетчицы или пьющих пивко мужиков (это называется "карнавализацией образа"), то возвышает его, помещая героиню в президиум какого-то важного совещания или в жюри конкурса самодеятельности. А иногда Петрухина попадает и вовсе в чуждые для себя группы – например, в группу творческой интеллигенции, приятелей своего нелюбимого зятя. (Следует хотя бы в скобках отметить блистательное камео Евгения Евстигнеева, похоже, сыгравшего самого себя).
Признаться, я до конца не понял смысл этой игры со статусом главной героини. Что хотела сказать этим режиссер? Ирония над сословностью, утвердившейся в советском обществе? (Нет смысла подчеркивать, что сословный статус директора училища был выше статуса буфетчицы). Или же эти перебегания из одной общественной страты в другую должны продемонстрировать тщетные попытки героини найти свое место в жизни?
А вот еще один эпизод – Петрухина и выпускница журфака отчаянно ищут синоним к слову "почин", но не находят ничего, кроме казенного "начинания". Оба слова – почин и начинание – надоевшие всем советские пропагандистские штампы, но альтернативы им придумать не удается.
Просмотрев примерно 80% фильма, зритель неожиданно узнает, что Надежда Петрухина во время войны была героической летчицей, поэтому во сне и в мечтаниях ей все время мерещатся полеты, облака и небо. В текущей жизни Петрухиной нет ничего героического, нет даже ничего интересного, кроме свинцовых "почина" и "начинания".
Потеряв связь со своей дочерью, не сумев обустроить личную жизнь, оказавшись никчемным педагогом, в финале фильма Петрухина совершает самоубийство. Разумеется, в советском кино на самоубийства было наложено табу, и самоубийство главной героини показано неявно, вообще не показано. Оптимистично настроенный зритель, конечно, увидит в фильме открытый финал – есть надежда, что Петрухина благополучно приземлится, но в действительности у нее нет надежды справиться с самолетом, которым она не умеет управлять. (Имя героини, кстати, - Надежда).
И в то же время Петрухина – это положительная героиня, вызывающая у зрителя теплые чувства. И что удивительно, окружают ее тоже хорошие, позитивные люди. Конечно, кроме тех рыл в окне. В чем же проблема? В одном из эпизодов приемная дочь Петрухиной (Жанна Болотова) признается, что вышла замуж за Игоря, мужчину гораздо старше себя, с которым уже давно живет. Но Петрухина пропускает мимо ушей это признание, тут же предлагая дочери… расстаться с Игорем. Проблема в том, что Петрухина никого не слушает. Эта глухота приводит к тому, что Петрухина оказывается в психологически репрессивном для себя окружении. Но и она сама для людей, ее окружающих, - ненавистная и репрессивная фигура. Достаточно вспомнить боковой сюжет – ее отношения со студентом училища Сергеем (Сергей Никоненко), которого она беспрерывно мучает. Наконец, Сергей с искренним чувством выпаливает: "Как же я вас ненавижу". А ведь есть, за что.
"Крылья" вполне можно поставить в один ряд с великими фильмами 70-80-х годов о потерянном поколении брежневской эпохи: "Афоня", "Полеты во сне и наяву", "В четверг и больше никогда" и т.д. Примечательно, что этот фильм снят в начале брежневской эпохи, а не на ее излете. Невозможность реализоваться, свинцовая тоска, "аборт будущего", как называют социологи отсутствие картины будущего, психологически репрессивная обстановка – вот основные темы "Крыльев". Разумеется, это очень антисоветский фильм, где положительная главная героиня, до мозга костей советский человек, оказывается в сложном жизненном тупике, из которого нет выхода.
Удивительно, что этот фильм пропустила цензура. В наши дни Шепитько известна в основном благодаря своему шедевру – фильму "Восхождение", построенному на переложении евангельского сюжета. Из-за многочисленных религиозных аллюзий "Восхождение" чуть было не запретили, а Шепитько, скорее всего, ждала
судьба Александра Аскольдова, режиссера фильма "Комиссар", т.е. запрет на профессию и забвение. И только заступничество Петра Машерова, первого секретаря ЦК компартии Белоруссии, имевшего репутацию оппозиционера, спасло и фильм, и режиссера. Но это действительно – совсем другая история.
https://drugoe-kino.livejournal.com/3269553.html