• Авторизация


Без заголовка 16-06-2009 13:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


70. Различные формы организации воспитательной работы в системе дополнительного образования и внеурочной педагогической деятельности учителей-предметников. Педагогический процесс не ограничивается обучением. Все, что проводится в школе в плане осуществления воспитательной работы во внеурочное время в некоторых педагогических источ­никах объединяется одним общим понятием - внеклассная воспи­тательная работа. Обратим внимание перед этим лишь на то, что наряду с внеурочной и внеклассной работой вы­деляется еще внешкольная образовательно-воспитательная работа. Она осуществляется в музыкальных и художественных школах, станциях юннатов, юных техников, клубах при различных орга­низациях и т.п., т.е. проводится под руководством не школьных педагогов. Разнообразие форм внеклассной воспитательной работы по­стоянно пополняется новыми формами, соответствующими изме­няющимся общественным условиям школьной жизни. Нередко основы их содержания и методики заимствуются из популярных игр телевизионных передач («Огонек», КВН, «Круглый стол», «Аукцион», «Что? Где? Когда?» и т.п.). В многообразии форм воспитательной работы с учащимися можно выделить познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, вы­ставки и др.); что характерно для работы учителей – предметников. При осуществлении задач нравственного воспитания  могут применятся такие формы как диспут,  круглый стол, беседа на этические темы, телемост, литературно-музыкальная композиция и т.п. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность. Во внеурочной педагогической деятельности характерны для школы такие формы, как День (День дублера, предпринимателя, науки, самоуправления, смеха, лицеиста, хориста, экономиста, рождения школы, национальной культуры, отличника и др.). Месячник (правовой, экологический и др.); Декада (предметная, знаний и др.); Марафон; Праздник; Урок (мужества, нравственной чистоты,). В поисках формы педагог исходит от  содержания :отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим  образом несло  на себе нагрузку внешнего оформления  идеи. Ребенок от формы идет к содержанию. Например педагог ставит своей задачей приобщить детей к музыке и развитие способности слышать музыку. Он рассказывает  детям о романтической любви Паганини. Он писал сонеты для скрипки и гитары, потому что его любимая играла на гитаре. Форма предложенная детям порождает интерес, обуславливает желание деятельности, и дети хотят послушать эту музыку. Чтобы  найти соответствующую форму, надо искать её вместе с детьми. К традиционным формам  относятся  школьный театр,  художественные конкурсы, олимпиады, дискуссии, прогулки на лоно природы, турниры, вечера отдыха, школьный лекторий, танцевальные вечера, юбилейные торжества,  трудовой десант, школьные праздники, соревновании и др.

71.Возможные варианты статуса классного руководителя в современной школе. Планирование воспитательной деятельности классного руководителя.Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует  как с учащимися, так и с их  родителями. Кл. рук. – учитель, организующий учебно – воспитательную работу в порученном ему классе.

Сейчас имеется несколько типов классного  руководства: 1.учитель – предметник, одновременно выполняющий функции Кл. рук.; 2.классн. рук. – выполняющий только воспитательные функции ; 3.классный наставник- вариант должности освобожденного Кл  рук. Должностной статус Кл. рук. определяет задачи, содержание и формы его работы. Так для Кл. воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных  программ развития детей. В этом случае доминирую и индивидуальные  формы работы  с учащимися и их семьями. Воспитательные задачи  определяются запросами , интересами, потребностями детей и их родителей. Широко распространенной формой воспитательной работы в  классе является классный час. Духовная  активность детей по осмысление проблем жизни протекает в контексте всей школьной жизнедеятельности. Кл. рук. должен беседовать  с учащимися не только о прошедшем, но и на заранее запланированные темы: о здоровье, семье, гражданском становлении, искусстве и др. На классном часе основным «действующим лицом» является  педагог, в отличии от собрания. Кл. рук.  целесообразно руководствоваться следующим: -учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы (год, четверть), -на основе задач  определять содержание работы, основные виды деятельности , в которые целесообразно включать детей. -составлять набор  возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом воспитательных задач, учитывая возможности и интересы детей. -продумывать способы обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например через обращение  к опыту других.

 72. Слагаемые системы педагогической деятельности классного руководителя. Классный руководитель в коллективе единомышленников. В основе системы педагогической деятельности  лежат  педагогические теории и идеи, которые объединяет  целостный взгляд на ребенка, стремление развивать личность  в гармонии с обществом и самим собой. Позиция Кл. рук. в детском кол-ве определяется прежде всего  видом совместной деятельности: в учебной работе Кл. рук.  как учитель является организатором  и руководителем деятельности детей, во  внеучебной работе  педагогу важно знать позицию старшего товарища, рядового участника. Главное в деятельности  Кл. рук – содействие саморазвитию личности, реализация её творческого потенциала,  обеспечение активной  социальной защиты ребенка, создание условий  для активизации  усилий детей по  решению собственных проблем. Содержание деятельности Кл. рук. определяется его функциями, как  руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся. Педагогические и социально-гуманитарные функции – воспитание учащихся,  социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды, интеграция усилий  для достижения поставленных воспитательных задач. Социально-психологические организаторские функции. Помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также  свободного общения. Управленческая – диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции. Кл. рук. реализует свои функции  в сотрудничестве  с другими членами педагогического кол-ва. Основной формой работы Кл. рук. с учителями –предметниками являются беседы , которые возникают по мере необходимости и планируются так, чтобы предупредить возможные трудности и конфликты. Кл. рук. изучает стиль , основные метода и приемы  работы своих коллег с учащимися, выявляет проблемы, успехи, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В тоже  время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы. реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

73. Семья как фактор воспитания. Содержание и методика работы классного руководителя с родителями. Социальное , семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена  её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего  в ней человека. Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов  семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности  детей с учетом  их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. Составными компонентами содержания  семейного воспитания  являются: физическое – основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня. нравственное – стержень отношений, формирующих личность. Воспитание любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. интеллектуальное – заинтересованное  участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании их приобретения и обновления. эстетическое – призвано развить таланты и дарования детей или дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. трудовое воспитание – закладывает основы будущей праведной жизни. Эти компоненты дополняются  экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающего поколения. Психолого-педагогические правила и способы установления контактов с семьей. 1. В основе  работы школы и Кл. рук.  с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные  на  укрепление и повышения авторитета родителей. Тон не должен быть – нравоучительный, назидательный, категоричный. Должно быть – взаимное уважение 2. Доверие к воспитательным  возможностям родителей , повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. 3.Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Учитель всегда должен быть тактичным, доброжелательным. 4.Жизнеутверждающий  в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания,  ориентация на успешное развитие личности. Одной из форм  установления контактов с семьей явл. посещение семьи школьника.  Посещение должно осуществляться по приглашению и к нему надо готовиться. Установлению контакта с семьей способствует пропаганда семейного воспитания. Кл. рук. предоставляет научно-популярную литературу по семейно-школьному воспитанию. Одна из форм установления контактов с родителями – педагогические поручения. Это организационная помощь, помощь в решении хозяйственных задач и т.п.

74. Характеристика современной семьи. Сущность, цели и задачи работы школы с родителями. Семья является социальным институтом, т.е. устойчивой формой взаимо­отношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей и удовлетворения их потребностей. Семья - малая социально-психологическая группа, основанная на браке и/или кровном родстве, члены которой объединены совме­стным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональ­ной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомо­щью. Она является первым и ведущим субъектом воспитания детей. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношения­ми: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Каждый этап в развитии се­мьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов. Семья выполняет важные общественно значимые функ­ции по отношению к обществу и по отношению к человеку. Основными функциями семьи по отношению к обществу яв­ляются: -физическое воспроизводство населения. Для смены поколе­ний необходимо соответствующее число детей в рамках опреде­ленного государства; -воспитательная функция — передача знаний, умений, навы­ков, норм, ценностей, духовное воспроизводство; -производственно-хозяйственная. Социологи показали, что для того, чтобы освободить семью от хозяйственных забот (приготов­ление пищи, стирка, уборка жилища и пр.) потребуется допол­нительно 40 — 45 млн человек; -организация досуга, так как значительная часть времени про­водится вне работы, учебы (семейное общение). Функции семьи по отношению к человеку: супружеская функция. Супруги — самые близкие люди, они взаимодополняют друг друга. Отдыхают, получают моральную под­держку; родительская функция — семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей; организация быта. Известно, что семейный быт — самый ком­фортный быт в психологическом смысле. Типы (формы, модели) семей (по разным основаниям): по составу семьи: распространенный тип семьи — нуклеарная, состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Нуклеарная семья может быть полной или неполной. Если в семье есть пра­родители, их дети и внуки, семья считается расширенной; — по количеству детей: однодетные, малодетные, многодетные; — по типу главенства в семье: эгалитарная (равноправная), патриархальная, матриархальная; — по качеству отношений: счастливые, благополучные, устойчи­вые, проблемные, конфликтные, социально неблагополучные, дезор­ганизованные семьи (культ силы, страх, изолированность членов се­мьи и др.) или гармоничные, псевдосолидарные, деструктивные и др. Типология социального риска (девиантные семьи) — это выделение семей, где по объективным или субъек­тивным причинам социальное функционирование затруднено. К ним относятся семьи беженцев и вынужденных переселенцев, малообеспеченные, многодетные, имеющие в своем составе детей инвалидов, военнослужащих срочной службы, семьи с неблагополучными условиями воспитания: алкоголиков, наркоманов. Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи  Кл. рук. Важной частью практической деятельности  Кл. рук .по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение учащихся дома, изучение условий их жизни  на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия, предотвращения нежелательных результатов. Традиционной функцией Кл. рук. остается просвещенческая. Координация деятельности школы, семьи по воспитанию детей осуществляется в следующих формах: 1.Кординация планов воспитательной работы пед. кол-ва школы , родительского комитета с четким распределением функций каждого из этих участников воспитательного процесса. 2.Организации силами школы систематического обучения родителей наиболее эффективным приемам работы с детьми. 3.Изучение и обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.

75. Характеристика  технологий воспитания.

Технология воспитания - совокупность форм, методов, приемов и средств в процессе воспитания, а также техническое оснащение этого процесса

Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:
1. Воздействуют на воспитанников по трем направлениям - на сознание, чувства и поведение.
2. Положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности.
3. Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп - непременное условие комплексного подхода.
4. Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе.
5. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. Для этого необходимо иметь четкое представление об этих факторах и характере их влияния.
Главные факторы:
а) сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему;
б) условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды);
в) средства массовой информации и пропаганды;
г) уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (воспитательные системы, сложившиеся в нем, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат);
д) нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;
е) индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

76. Понятие воспитательной технолгии. Проблема выбора и реализации восп техн-ии. Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития. В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования. Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов воспитания: ориентировки (формирования представления о воспитательных целях); исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности), контроля и корректировки. В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования  для достижения поставленной цели. Для достижения каждой из обозначенных целей воспитания применяется строго определенный алгоритм управления воспитательной деятельностью педагогов. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью. Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они определяют специфику каждой из них и должны отражать существующие условия педагогической деятельности, личностные особенности педагога и его педагогический опыт. Наиболее ответственной задачей воспитательной технологии является вопрос описания и диагностики личностных качеств человека. В этих целях на всех стадиях воспитательного процесса может использоваться избранная концепция психологической структуры личности (например, психические процессы, образования и свойства). Но сами качества необходимо интерпретировать в соответствующих диагностических понятиях, которые должны соответствовать ряду условий. Наиболее важными из них являются однозначная определенность, обеспечивающая четкую дифференциацию (обособление) конкретного качества от других; наличие соответствующего инструментария для выявления оцениваемого качества в процессе диагностики; возможности определения различных уровней сформированности и качества по достоверной шкале личностных измерений. Изложенный общий подход к пониманию сущности воспитательной технологии позволяет сделать вывод о ее достаточной сложности. В педагогической практике она приобретает такие неожиданные признаки, что позволяет говорить о придании всему процессу воспитания новых качеств. 1. Воспитание в условиях реализации конкретной технологии приобретает целостный характер. Его трудно разделить на отдельные воспитательные операции, осуществлять в виде совокупности отельных приемов или последовательного формирования не связанных между собой личностных свойств и качеств. Воспитание в рамках конкретной технологии приобретает комплексный характер. 2. С учетом первого крайне осторожно и взвешено должен решаться вопрос о привлечении к воспитательной деятельности лиц, владеющих лишь отдельными технологическими операциями, например, только методикой формирования отдельных качеств личности. 3. В конкретной технологии воспитания существуют общие для всех воспитателей этапы, которые необходимо проследовать на пути формирования всесторонне и гармонично развитой личности. Идея технологизации педагогических процессов состоит в том, чтобы сделать их управляемыми: чтобы учиться не «чему-нибудь и как-нибудь», а с гарантированным успехом. У педагогов это вызывает противоречивое отношение. С одной стороны, привлекает управляемость и эффективность процесса. По замыслу, учитель любого уровня достигает заданных результатов на основе технологической разработки, учебных материалов, определяющих его действия от целей до оценки результатов. С другой стороны, наличие людей, человеческого фактора в педагогическом процессе усложняет технологический расчет. Противники технологии говорят, что обучение, тем более воспитание невозможно без личности, отношений, эмоций. Это действительно так. Очевидно, наука будет искать разрешения противоречия между технологизацией и личностью в воспитательном  процессе.

 

77. Критерии эффективности воспитетельной деятельности педагога.

Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).

Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые — с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

Есть еще общие критерии — для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива и частные критерии — для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в формулировке цели, а вторые — конкретные задачи воспитательного процесса.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме — суждениях, оценках, поступках, действиях личности и связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя — мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

                Уровни  воспитанности.

1 уровень - не  знает  норм  и  правил  поведения.

2 уровень - знает, но  не  ведет  себя  в  соответствии  с  ними.

3 уровень - нормы,  правила  поведения  имеют  личностный смысл, но  поведение  ситуативно,  не постоянно.

4 уровень - знание  норм,  правил, обязанностей  стало  внутренней  потребностью  личности.

5 уровень - знание  норм, правил,  обязанностей стало  внутренней  потребностью  личности. Постоянное  нравственное  поведение.

Уровень воспитанности это степень сформированности общественных качеств, таких как доброта, человечность, честность,

Уровень воспитанности. Воспитанность - это интегрированный показатель сформированных отношений ученика (его позиции) к учебе,

природе, обществу, людям и к себе. Критерием уровня воспитанности уч-ся является уровень осведомлен-ности о содержании следующих ценностей:

Патриотизм

Любовь к родной природе

Аккуратность

Настойчивость в достижении цели

Творчество и успех во внеурочных делах

Товарищество

Доброжелательность

Забота о своем здоровье

Сила воли.

Для определения эффективности нравственного воспитания были выделены следующие показатели: внешний порядок в школе, успеваемость, проявление инициативности учащихся, благополучность эмоционального состояния школьников.

78. Критерии эффективной воспит деятельности педагога.

Определение критериев эффективности воспитательных усилий педагогов – весьма сложная задача, прежде всего, потому, что в педагогике, как в любой гуманитарной дисциплине, трудно применять жесткие критерии. Педагог скорее чувствует, чем точно знает, что получилось и что не получилось в его работе.

Самым важным критерием эффективности воспитательной деятельности является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, которая строится на основе его положительной самооценки, которую мы считаем главным критерием эффективности воспитательной деятельности. В самые последние годы разработаны новые критерии эффективности гуманитарной деятельности, в том числе деятельности педагогической. Речь идет о гуманитарной экспертизе, суть которой заключается в выявлении «человеческих» результатов педагогической деятельности, это взгляд человека (опытного, квалифицированного специалиста, человека с развитой интуицией) на другого человека – ребенка.

79. Сущность и основные принципы управления школой.

Управление – взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению результата. Три инструмента управления: 1) Организация и иерархия управления, где основным средством явл воздействие на чела сверху. 2) культура управления – это вырабатываемый обществом ценности и соц нормы, установки поведения. 3) Рыночные отношения. Цель управления – совершенствование принятия решения теми, кого они непосредственно затрагивают. Функции управления это планирование, организация, мотивация и контроль. Принципы управления 1) демократизация, гуманизация управления. 2) системность и целостность упр 3) сочетание централизации и децентрализации  - это оптимальное взаимодействие управляющей и управляемой систем администрации в интересах достижения цели.4) Распределение полномочий, делегирование полномочий (по должностям) виды полномочий: согласительные, распорядительные, консультативные, контрольно-отчетные и кординаучные. 5)Сочетание единоначалия (есть руководитель и это закон) и коллегиальности к управлению прибегают разные пед работники на этапе стратегичности колигеальность необходима. 6) принцип научности. 7) Принцип объективности полноты и регулярности предоставления информации о состоянии пед систем. 8) Принцып соответствий 9) принцип первого руководителя 10) принцип обратной связи.

80. Государственно-общественный характер управлений системой образования -Основные признаки государственного управления образовательными системами. Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор личностью прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации "Об образовании", в редакции, введенной в действие в 1996 г. В соответствии с Законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политической, международной сферах связываются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования [1], принимаемая высшим органом законодательной власти России - Федеральным Собранием на определенный промежуток времени. Федеральная программа является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными результатов проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому программа содержит три основных раздела: аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности, и организационный, определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.

81. Функциональные обязанности и управленческая культура должностных лиц школы.

Управленческая культура руководителей школы представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении школой. В таком случае компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя школы образован совокупностью управленческо-педагогических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современной школой.

Технологический компонент управленческой культуры директора школы включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология внутришкольного управления предполагает решение специфических педагогических задач. Решение данных задач основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического-анализа и планирования, организации, контроля и регулирования педагогического процесса. Уровень управленческой культуры директора школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач.

Личностно-творческий компонент управленческой культуры директора школы раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт.

Функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений

Управление учебным заведением осуществляют директор и его заместители, функциональные обязанности, порядок назначения или избрания которых определяется Уставом общеобразовательной школы или другого учебного заведения. Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, который, как правило, имеет опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовал себя на учительской должности и обладает необходимыми организаторскими способностями.

Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности:

несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах; создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;

проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей;

принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;

организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;

по согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;

создает условия для творческого роста педагогических работников учебного заведения, для применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, для осуществления педагогических экспериментов;

несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом управления образованием.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического процесса, за выполнение образовательных программ и государственных образовательных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; регулируют учебную нагрузку учителей и учеников, составляют расписание занятий; руководят методической работой в школе, внедрением педагогических инноваций, стимулируют деятельность учителей по повышению педагогической культуры. Обязанности заместителей директора школы определены в Уставе школы, где обосновывается, в свою очередь, распределение функциональных обязанностей между несколькими заместителями по учебно-воспитательной работе.

82. Правовые основы ругелирования жизнедеятельности соврменной школы, Закон РФ об образования.

Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации "Об образовании", в редакции, введенной в действие в 1996 г. В соответствии с Законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политической, международной сферах связываются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования [1], принимаемая высшим органом законодательной власти России - Федеральным Собранием на определенный промежуток времени. Федеральная программа является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными результатов проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому программа содержит три основных раздела: аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи.

83. Педагогический совет как орган коллегиального руководства -   

 Педагогический совет (педсовет) - постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Педсовет проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы школы. В постоянный состав педсовета гимназии №8 входят директор школы Комекбаева Б.А. (председатель), её заместители, все учителя, воспитатели, организаторы внеклассной и внешкольной работы, социальные педагоги, библиотекарь, врач, председатель общешкольного родительского комитета.

Задачи педагогического совета (педсовета):

*       рассмотрение основных вопросов учебно-воспитательной работы;

*       демократизация системы управления школой;

*       объединение усилий педагогического коллектива школы на повышение уровня учебно-воспитательной работы;

*       внедрение в практику достижений науки и передового педагогического опыта;

*       обсуждение, утверждение и организация выполнения планов всех подразделений и служб школы (методических лабораторий, зам. директора по учебно-воспитательной работе, службы психолога и др.), контроль за санитарно-гигиеническим режимом школы, психолого-валеологическим климатом, состоянием здоровья учащихся и другими вопросами жизни и деятельности школы;

*       принятие решений о создании клубов, студий и других объединений учащихся, допуске учащихся к экзаменам, переводе учащихся в следующий класс, выдаче свидетельств и аттестатов о среднем образовании, поощрениях и взысканиях.

Функции педагогического совета (педсовета):

*       рассматривает спорные вопросы, возникшие между педсоветом и директором школы, между педагогами, между пед.советом и советом школы, органами самоуправления учащихся и их родителей. При необходимости создает согласительную комиссию с конфликтующей стороной и принимает по результатам ее работы необходимые решения;

*       определяет организационную структуру педагогического коллектива в соответствии с нормативными документами школы, утверждает распределение должностных: обязанностей между директором школы и его заместителями (по представлению директора);

*       производит выбор различных вариантов содержания образования, развития и воспитания учащихся, форм и методов учебно-воспитательной работы с ними;

*       рассматривает вопросы взаимодействия с органами ученического и родительского самоуправления, с советом школы;

*       утверждает основные направления самоуправленческой деятельности коллектива школьных работников, руководителей органов его самоуправления;

*       рассматривает вопросы, связанные с осуществлением коррекционно-воспитательной и образовательной работы с учащимися, выставлением им итоговых оценок, проведением учебных занятий, зачетов и экзаменов;

*       утверждает состав методического совета, показатели определения квалификационной категории педагогов в деятельности аттестационной, комиссии, утверждаемой директором школы;

*       по ходатайству методических объединений принимает рекомендации директору школы о предоставлении педагогам права работать в режиме доверия и самоконтроля;

84. Методическая служба школы , ее структура и формы слврешенствования пед.

Методическая служба – деятельность по обучению и развитию кадров.

Цели методической службы школы

·          Удовлетворение актуальных потребностей педагогов в организации профессиональной деятельности.

· вверх^ к полной версии понравилось! в evernote

Комментарии (5):
я просто боюсь спросить откуда у вас такой клад?я кинула в цитатник все добро из последних постов 6 наверное.вопросы по педагогике к моему экзамену просто 1 в 1 совпадают с теми что представлены у вас.жаль последние 2-3 вопроса не влезли, но их я сама поищу.как я рада что выпала ссылка на вас когда я искала 5 вопрос, а не шестьдесят какой-нибудь)с радостью стану вашим ПЧ и с огромным удовольствием поставлю вам симпатию)просто интересно откуда у вас это и для чего вы выкладываете такую ценность?)))))СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!)))))))))
может вы тоже это где-то нашли?была бы премного благодарна, если бы дали ссылку)


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Иринчичик - Дневник lotos'a | Лента друзей Иринчичик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»