• Авторизация


Без заголовка 16-06-2009 13:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


59.Формы и методы рганизации внеклассной деят-ти уч-ся. Значительную часть этой работы планируют и осуществляют классные руководители (нравственное воспитание, стимулирование учебной деятельности, организация общественно-полезного труда). Большое место в организации внеклассной работы занимают общешкольные мероприятия (вечера, дискотеки), которые проводятся руководством школы. При организации внеклассной воспитательной работы необходимо направить усилия педагогического коллектива и руководства на: 1.Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание. 2.Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как для воспитания школьников, так и для разумной организации их свободного времени. 3.Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеклассная работа охватывала всех учащихся. 4.Внеклассная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся. С учётом этих положений педагогический коллектив разрабатывает систему внеклассной и внешкольной работы, а руководство школы оказывает методическую помощь и осуществляет контроль за проведением и качеством этой работы. Сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов  учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации дел в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло  по их инициативе. Успеху внеурочной воспитательной работы  содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий  решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организацией форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием  действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия. Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые. Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место  в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов. Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра. К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Так интернациональные клубы могут иметь секции: корреспондентскую, изучение истории, географии, экономики, культуры страны, с которой дружат дети. Профильные клубы (литературные, юного физика, химика, математика). Целью политических  клубов может стать изучение молодёжного движения за рубежом, изучение истории политических  учений и др. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными  людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения. Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь. Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в них принимают учащиеся с начальных классов. Их цель — вовлечь всех детей с отбором наиболее талантливых. Смотры — наиболее общая соревновательная  форма массовой работы. Их задача — подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску. Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

 

60.Специфика деят-ти детей,методич правила ее организации.Чел как субъект труда,познан. и общен. форм-ся в процессе деят-ти, кот. Обеспечивает научн освоен действит-ти, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю,энергию-все то, что есть строительн материал для развития и становл личности. Д.-важнейш источник обогащения школьников опытом соц отношений и обществ поведения. Д.-внутренняя(психич.) и внешняя(физич.) активность чел-ка, регулируемая сознаваемой целью. Когда нет осознания цели, нет и деят-ти, а имеет место импульсивное поведен. Д. сост из операций и действий. Операции-процессы, цели кот нах-ся не в них самих, а в том дествии, элементом кот они являются. Действия-проц-сы, мотивы кот нах-ся в той деят-ти, в состав кот они входят. Сущность технологии осуществлен пед проц-ся заключ-ся в том, что педагог совершает переход от управлен операциями к управлен дест-ми, а затем- к управл деят-тью учащихся. В завис-ти от специфики Д. в ней преоблад субъект-объектные или субъект-субъектные отношения. Познават Д.-расш кругозор, приобщает к чтению, способств интеллект развитию и овладению научн знаниями. Трудов Д.-напр на создание приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного труда. Художествен Д.-развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к худож мышлению. Спорт Д.-культивирует Здор образ жизни, формирует силу, красоту чел тела, сочетающаяся с культивированием высокой гигиены жизни. Обществ Д.-содействует социализации, приобщает к активному преобразованию действительности. Ценностно-ориентационная Д.-напр на рациональное осмысление общечеловеч и соц ценностей мира, поднимает школьника на ур субъекта формируемых отношений. Коммуникативн Д.-досуг школьника, содерж и цель его Д. явл общен с др чел-ом как ценностью. Появление психических новообразований обусловлено характером ведущ для того или иного возр вида Д. На всех возрастн этапах необх-мо стремиться к разумному сочетан всех видов Д. Все виды Д., имеющ обществ цели,обладают развивающ и воспитат возможностями. Однако кажд такая Д. содержит все необход компоненты для усвоен лишь ей соответствующ знаний. 1 Д. не может заменит др или все остальные. При органиц пед проц целесообразно использ комплекс Д-тей. Результ пед воздейст-формирован у школьников готовности к выбору цели и способов Д. Развивающ и воспитывающ возможности Д. возрастают, если она спец организ-ся как коллективная или творч-ая, если она напр на удовлетворен  потребн-ей общ-ва и учит-ет интересы и потребности шк-ов. В орг-ции Д. должны сочетаться различн методы и приемы, обеспечивающ побуждение, приучение и упражнение уч-ся, формирование у них опыта общественного повед. Организация Д. должна отвечать назначению, потенциальным возможностям и задачам. Орг-ция уч-познават Д., направленная на получен определенного предметного результата в виде системы знан, умен, нав, основной задачей имеет формирован потребности в знаниях и активно-положительн отнош к ним. Требования любого вида развивающ Д.: следует исходить из необх-ти подчинения предметного рез-та воспитательному в виде качественных мат-ых и идеальн изменений личности, ее внеш облика, интеллектуальн, мотивационно-потребностной, эмоцонально-волев сферы, поведения и Д-ти. Соблюдение этого может быть обеспечено только при условии адекватн инструментовки любого вида Д. как выражения соотв-го отнош уч-ов к окр миру(общ-ву, природе, науке, отдельн чел-ку). Ещё 1 треб-создан усл-ий обязательного переживания реб-ом положит эмоций и чувства удовлетворенности собой и веры в свои силы и возможности. Важно инструментовать Д., чтобы она способствовала планомерному «сдвигу мотива на цель» (формированию соц ценных мотивов повед и Д.). Орг-ция кажд вида Д. должна подчиняться обусловленном его спецификой организационным правилам, касающимся объема, места, времени (дозирования).

61.Методика и техника подготовки и проведен различн форм КТД. Поскольку основной формой функционирования педагогическо­го процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности (КТД). Технология коллективного творческого воспитания — это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, кото­рые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направ­лены на комплексное решение задач гармоничного развития лич­ности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, си­лами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда мероприятие), кор­ректирующие и направляющие течение педагогического процес­са. Цель любого мероприятия с позиций педагогов — формиро­вание того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.). В технологии коллективного творческого воспи­тания совместные действия педагогов и воспитанников реализу­ются в таких мероприятиях, как разведка дел, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осу­ществление, обсуждение и оценка сделанного и др. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является про­хождение тесно взаимосвязанных стадий. Первые три (предвари­тельная работа воспитателей, коллективное планирование КТД и коллективная подготовка КТД) рассмотрены в главе "Технология конструирования педагогического процесса". Подготовка мероприятия (КТД) предполагает на завершающем эта­пе строгое распределение ролей (кто за что отвечает, что делает каж­дый); определение места и времени его проведения. Само же прове­дение мероприятия связано уже с четвертой стадией. Она предполага­ет, в свою очередь, три этапа: начало, основную часть и окончание. Начало мероприятия как организационный момент (по анало­гии с уроком) должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств здесь могут выступать песня, вступительное слово педагога или ведущего, музыка и др. Основная часть мероприятия отдается осуществлению запла­нированной предметной деятельности, объем которой должен соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам. Применительно к этой части не может быть никаких других рег­ламентации и ограничений. Окончание так же, как и начало мероприятия, — обязатель­ный этап в его проведении. Здесь могут использоваться те же средства. Главное, чтобы они упрочили вызванное основной частью чувство удовлетворенности фактом причастности к коллективу, а также личностной значимости переживаний. Пятая стадия в проведении КТД — коллективное подведение итогов. Это может быть общее собрание коллектива или специ­альный сбор —/'огонек", посвященный результатам данного дела. Во многих случаях после проведения мероприятия достаточно простого обмена мнениями: что получилось, а что не совсем, что учесть на будущее. КТД не. завершается подведением итогов. На шестой стадии, тесно сливающейся по времени и содержанию с предыдущей, определяются ближайшие перспективы, выполняются те реше­ния, которые были приняты на общем собрании, вносятся изме­нения в чередующиеся творческие поручения микрогруппам и отдельным учащимся, задумывается и подготавливается новое коллективное творческое дело. Коллективные творческие дела, в которых аккумулированы коллективные требования к личности, нельзя абсолютизировать, тем более уповать на них как универсальное средство, когда кол­лектив еще не сформирован. Если большие мероприятия могут быть три-четыре раза в году, то ежедневно педагог проводит те или иные малые мероприятия, решает множество более или менее сложных педагогических задач, выражая в той или иной форме требования общества к личности.

62.Детск коллектив, его сущность. Типология детск коллективов, их воспитат потенциал. На основе анализа своего опыта А.С.Макаренко определил, что коллектив это такая группа детей, которую объединяют об­щие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная дея­тельность, организуемая для их достижения.Объединенные единством цели и деятельности, члены коллек­тива вступают в определенные отношения ответственной зависи­мости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого видны основные характерные при­знаки коллектива: наличие общественно значимых целей, их по­следовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая орга­низация совместной деятельности; систематическая практическая связь детского коллектива с обществом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др. Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развито­го коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности. Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательную — детский коллектив становится носите­лем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убе­ждений; стимулирования — коллектив способствует формирова­нию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов Для практической работы в школе большое значение имеет во­прос о структуре коллектива и его органов. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 — 500 уча­щихся. Кроме того, он не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. При организации коллективной жизнедеятельности школьни­ков необходимо стремиться к сочетанию различных форм первич­ных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообра­зие первичных коллективов можно разделить на три группы: ор­ганизованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов дея­тельности по месту жительства. По возрастному составу первич­ные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастны­ми. Принципиально важно, чтобы сочетание первичных коллек­тивов было таким, чтобы позволяло наилучшим образом решать не только практические, но и на этой основе воспитательные за­дачи, стоящие перед педагогической системой. Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих дея­тельность на достижение общих целей. Главным органом коллек­тива является собрание воспитанников. Для решения оператив­ных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (сове­ты, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные уча­щиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие управ­ляющие функции. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром А.С.Макаренко считал актив. Он является тем здоровым и необ­ходимым в воспитательном детском учреждении резервом, кото­рый обеспечивает преемственность поколений в коллективе, со­храняет стиль, тон и традиции коллектива. В актив входят вос­питанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наи­более деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Естественно, что педагог не может стоять в сторо­не, поэтому изучение деловых и личных качеств воспитанников и их положения в коллективе является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения по­явления во главе коллектива лидеров с отрицательной обществен­ной направленностью. Изучение опыта показывает, что воспитательная работа с ак­тивом может складываться из следующих видов педагогической работы: разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива по­средством инструктирования; оказания повседневной практиче­ской помощи в разработке стратегий коллективной деятельности; организации обмена опытом работы ("летучки", совещания); кон­троля за исполнением поручений и привлечения внимания актива к качеству выполненной работы.

 

63.Сущность детск коллектива как воспитывающ среды; его основн признаки. Х-ка класса как коллектива. Групповая форма организации воспитан в школе получи­ла назван коллективной. Воспитан в духе коллективизма стало ведущ принципом педагогики, форми­рование коллектива — целью воспитательн работы. Средст­вом и формой достижен этой цели также провозглашался коллектив. За многие десятилетия коллективистского воспитания наша школа мало продвинулась в формировании человека нового типа. Сегодня ясно, что попытки переделать индивидуальную природу человека оказались прямолинейными и упрощенными. Нельзя доводить дело воспитания до абсурда, культивируя только коллективизм и ущемляя при этом разви­тие индивидуальности (как ошибочно ориентироваться лишь на индивидуализм в ущерб коллективистским качествам лич­ности). Гармония личного и коллективного в наибольш сте­п соответствует зрелым представлениям о воспитан. Наиболее стабильное звено в официальной структуре школь­ного коллектива — коллектив класса, в рамках которого проте­кает основная деятельность школьников — учение. Именно в классном К между школьниками образуется густая сеть межличностн связей и отнош. В силу этого он вы­полняет роль того своеобразного фундамента, на базе кот формируются различн школьн К. Ученический коллектив —группа учеников, объединенная общей соц значимой целью, деят-тью, организацией этой деят-ти, имею­щая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безус­ловном равенстве всех членов в правах и обязанностях. Существенные признаки К: Коллектив это такая группа детей, которую объединяют об­щие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная дея­тельность, организуемая для их достижения (Макаренко). Объединенные единством цели и деятельности, члены К вступают в определенные отношения ответственной зависи­мости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед К. Каждый К имеет свои органы управлен и является частью более общего К, с кот связан единством цели и организации. Из этого видны основн характерные при­знаки К: наличие общественно значимых целей, их по­следовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая орга­низация совместной деят-ти; систематическая практическая связь детск К с обществом; наличие положительных традиций и увлекательн перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина. Выделяют три воспитательн функции К: организационную — детск К становится субъектом управлен своей общественно полезной деят-тью; воспитательн — детск К становится носите­лем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убе­ждений; стимулирования — К способствует формирова­нию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотнош.

 

64.Стадии развития детского коллектива, позиция пед-га на каждой из них. Методика и техника создан и развития детск коллектива. Учение Макаренко о колл-ве. Он сформулир закон жизни К: движение — форма жизни К, остановка — форма его смерти; оп­ределил принципы развития К (гласности, ответ­ственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития К. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегк путь качественных преобразований. Первая стадия — становление К (стадия первоначального сплочения). В это время К выступает как цель воспитат усилий педагога, стре­мящегося организационно оформленную группу (класс, кру­жок) превратить в К, т. е. такую соц-пси­хологич общность, где отнош учеников определяют­ся содержанием их совместной деятельности, ее целями, зада­чами, ценностями. Организатор К — педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в К выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деят-ти и об­щей организации. На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам К, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам К. Если активисты правильно понимают потребности К, то они стан-ся надежными по­мощниками пед-га. Работа с активом на этом этапе требует пристального вниман пед-га. Хар-на стабилизация структуры К. К в это время выступает уже как целостн сист, в ней нач-ют действовать механизмы самоорганиза­ции и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих чле­нов определенн норм поведен, при этом круг требован постеп расш-ся. К выступает как инструмент целенапр воспитан определенных качеств личности. Основная цель пед-га— максимально ис­пользовать возможности К для решен тех задач, ради кот этот К создается. Только те­перь К достигает определенн уровня развития как субъект воспитан, в рез-те чего стан-ся возмож­ным целенаправленно использовать его в целях индивид развития кажд отдельн уч-ка. В общей атмосфере доброжелательности по отнош к кажд члену К, высокого уровня пед руководства, стимулирую­щего положительн стороны личности, К стан-ся средством развития соц важных качеств личности. В развитии кол­лектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять. Третья и последующие стадии хар-ют расцвет К. Уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами К: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Это свидетельствует о до­стигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суж­ден, привычек. Если К доходит до этой стадии раз­вития, то он формирует целостн, нравственную личность. К превращается в инструмент инди­видуальн развития кажд из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерн черта К. Процесс развития К рассм-ся не как плавный проц перехода от одной стадии к др. Меж­ду стадиями нет четких границ — возможности для перехода к последующ стадии созд-ся в рамках предыдущ. Четвертая и последующ стадии движения. Каждый школьник сам предъявляет к себе определенн требован, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитан переходит в процесс само­воспитан. Основн усля развития К. В разв К особая роль принадлеж совместн деят-ти. Это определяет необходимость вовле­чен всех уч-ся в разнообразн и содержательн в со­ц и нравств отношен коллективн деят-ть, необходимость такой ее организации и сти­мулирован, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанни­ков в работоспособн самоуправляем К. Два вывода: 1)в кач-ве важнейших средств форми­рован К выступают учебн и др виды разнооб­разн деят-ти шк-ов; 2)Дея-ть воспитанни­ков должна строиться с соблюдением ряда усл (умелое предъявлен требован, формирование здорового об­щественн мнен, организация увлекательн перспектив, создание и умножение положительн традиций К жизни). Пед требован -важнейш фак­тор становлен К. Помогает быстро навести по­рядок и дисципл в школе, вносит дух организованности в де­ят-ть воспитанников; выступ как инструмент руководства и управлен учащимися, как метод пед деят-ти. Предъявлен требований связано с приучением и уп­ражнением уч-ся. При его реализации необход учитывать настроен воспитанников и общественн мнен К, опираясь на них. Важно, чтобы требован пед-га под­держивались большинством. Достичь такого сост может актив, поэт так важно его воспитан. Общественн мнен в К —совокупность тех обобщенн оценок, кот даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам К жизни. Характер и содержан общественн мнен, его зрелость можно вы­явить только наблюдая воспитанников в реальн усл жиз­недеят-ти или посредством создан ситуаций свободно­го выбора. Два осн пути формирован общественного мнен в К: налаживание практической деят-ти; проведение организационно-разъяснительн ме­роприят в форме бесед, собраний, сборов. Большое значен имеет организация перспективн устремлений воспитанников, т.е. закон движения коллектив (Макаренко). Если развитие и ук­реплен К во многом зависят от содержательности и динамики его деят-ти, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все нов и нов успехов. Остановка в раз­витии К ведет к его ослаблению и распаду. Не­обходим усл развития К -постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Важн усл развития К -организация самоуправления. Оно не может созд-ся "сверху", начи­ная с создания органов, оно естественно должно вырастать "сни­зу", с самоорганизации тех или иных видов деят-ти. Должно подчи­няться алгоритмическим шагам: разделению конкретн дела на законченные части и объемы; формированию микрогрупп соответственно частям и объемам; выбору ответственных за каждый участок деят-ти; объеди­нению ответственных в единый орган самоуправлен; выбору главного, ответственн лица. Высш орган школьн самоупр -собра­ние общешкольн К. Основные пед усл функцио­нирован школьн самоупр: перио­дическая сменяемость органов самоупр и выборных упол­номоченных лиц; обязательное наличие системы ступенчатой ответственности органов самоупр и их периодическая отчетность; наличие игровых элементов, привнесение в систему самоупрсоответствующ атрибутики. С перечисл выше усл разв К тес­но связ накоплен и укреплен тради­ций К жизни. Традиции —форма К жизни, кот наиб ярко, эмоционально и вырази­тельно воплощает хар-р коллективистических отнош и общественн мнен в данн области.

65. Соуправление и самоупр в детском коллективе, их организация и развитие. Несомненно, роль ученического соуправления в демократическом процессе незаменима. Ведь школа готовит учащихся к самоопределению в демократическом обществе. Для этого требуется ряд условий: -директор должен быть реформатором, понимать суть демократического управления и, главное, быть готовым к коллегиальным решениям; -для демократизации управления необходима поддержка «снизу» - активное участие педагогов, учащихся, родителей; -демократическими управленческими умениями должны овладеть учителя-предметники и классные руководители, которые будут способствовать становлению этих умений и учащихся; -для того, чтобы система демократического соуправления стала традицией и заработала реально, необходимо время и накопление опыта. Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Оно не может создаваться "сверху", т.е., начи­ная с создания органов, оно естественно должно вырастать "сни­зу", с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы в своем формировании должно подчи­няться следующим довольно жестким алгоритмическим шагам: разделению конкретного дела на законченные части и объемы; формированию микрогрупп соответственно частям и объемам; выбору ответственных за каждый участок деятельности; объеди­нению ответственных в единый орган самоуправления; выбору главного, ответственного лица. Таким образом, органы самоуп­равления и их количество в школе формируются в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, подготовкой которых заняты и в реализацию которых включены школьники на данный момент. Другими словами, многие органы самоуправления вре­менны, создаются с определенной целью и никогда не форми­руются заранее. В этом и заключен большой педагогический смысл, позволяющий варьировать отношения руководства — под­чинения. Высшим органом школьного самоуправления является собра­ние общешкольного коллектива или его представителей (в боль­ших школах), которому подотчетен учком. При этом собрание вправе принимать решения только в рамках переданных школь­никам полномочий. Педагогическое руководство школьным са­моуправлением должно найти свое выражение только в опреде­лении стратегических направлений деятельности детей, оказании им помощи в форме советов и рекомендаций. Важно отметить основные педагогические условия функцио­нирования школьного самоуправления. К ним относятся перио­дическая сменяемость органов самоуправления и выборных упол­номоченных лиц; обязательное наличие системы ступенчатой ответственности органов самоуправления и их периодическая отчетность; наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики. С перечисленными выше условиями развития коллектива тес­но связано такое условие, как накопление и укрепление тради­ций коллективной жизни. Традиции — это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и вырази­тельно воплощает характер коллективистических отношений и общественное мнение в данной области.

66.Сочетан двух подходов в работе педагога с коллективом: от колл к личности и от личности к колл. Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций - в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность. Между тем диалектика коллективного и индивидуального в воспитании очевидна. Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественнополезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности. Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

67.Неформальные объединения детей и молодежи. Взаимодействие коллектива с неформальными объединениями в открытой среде и в школе.Неформальные объединения молодежи – это одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями. Молодежная субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Группы молодежи характеризуются по разным признакам: возрасту, социальной принадлежности, форме организации, по направленности. Ценности и  интересы молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Увлеченность, каким либо течением подвержена законам моды, имеет часто характер психической эпидемии. Представителей всех течений отличают особенности одежды, нормы, правила поведения, род занятий. Ритуалы, места сбора и пр. Страстное желание подростков быть «как все» («все» - это, как правило, члены своей компании) распространяется на стиль поведения, эстетические воззрения, одежду и т.п. Движущими силами сплочения неформальных объединений выступают  механизмы групповой интеграции: «заражение», подражание, внушение, убеждение, принуждение. Неформальные организации объединяются психологическими факторами, связывающими их членов, а не  законами или юридическими основаниями (отличие). -общественно-политические группы: -скауты, пионеры, комсомольцы, пацифисты.; -радикальные группы - скинхеды, фашки (фашисты), рокеры и т.д.; -эколого-этические-зеленые и голубые патрули, группы «Гринпис»; -группы образа жизни-панки, хиппи и т.п.; -группы по интересам – спортивные и музыкальные фанаты, поклонники восточных единоборств, толкиенисты т.п. религиозные объединения – Общество Кришны, дзэн-буддисты, сатанисты и.т.п. Опыт взаимодействия школы и детских общественных объединений можно представить в следующих вариантах. 1. Школа и молодежное объединение строят отношения как равные партнеры на договорной основе. Взаимодействие равных воспитательных субъектов может быть реализовано в разнообразных формах, прежде всего на основе реализации общих программ ( социальных, культурологических, образовательных и др.) Программы ориентированы  на гражданское воспитание, индивидуальное развитие, социальную адаптацию ребенка.  На базе школы могут создаваться и действовать первичные структуры ( дружины, отряды, клубы), членами которой являются учащиеся данной школы. Новая позиция учеников позитивно влияет на их учебную деятельность, внося коррективы в ее содержание, организацию 2. Школа и молодежное объединение строят отношения как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы, придавая ей черты самоуправляемой, демократической, государственно-общественной. Детская организация с помощью самоуправления способствует укреплению норм демократической культуры. Организация работы детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях должна строиться на принципах добровольности, гуманизма, демократии, необходимо создавать условия для формирования гражданской и нравственной позиции школьников, учитывать их интересы, потребности. Для усиления эффективности совместной деятельности органов управления образованием и детских объединений рекомендуется: - проводить общественно значимые мероприятия, фестивали, слеты детских организаций, - вести пропагандистскую работу по формированию здорового образа жизни, - организовывать профильные лагеря в каникулярное время, создавать условия для трудовой занятости, вести разнообразную профессионально-ориентирующую деятельность. В совместных планах работы, на уровне субъектов Российской Федерации предусматриваются общие акции, включающие длительные воспитывающие игры, игровые и конкурсно-фестивальные программы для школьников разного возраста.

68.Сущность педагогических категорий «мероприятие», «дело», «организационная форма». Классификация и картотека организационных форм  воспитательной работы с учащимися. Понятие «воспитательное мероприятие» используется  для обозначения различных видов и форм воспитательной работы. Воспитательное мероприятие – это совокупность различного рода воспитательных воздействий. Из воспитательных мероприятий складывается воспитательный процесс подобно тому, как процесс обучения составляется из отдельных уроков. Мероприятие – отрезок воспитательного процесса. Системность, комплексность, последовательность непрерывность воспитания лучше передает понятие «воспитательное дело». Это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные отличительные особенности В.Д. – необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел. В.Д. имеют коллективный и творческий характер. В основе В.Д. два подхода -- деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников – познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения, а второй – органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влияния в едином процессе. В.Д. содержит в себе влияния -- нравственные, эстетические, политические, интеллектуальные. Деятельный подход указывает направленность воспитания, а комплексный определяет характер его содержания. 1.Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо из воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. 2.Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим /КТД/. 3.Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленная и организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения /игры деловые, сюжетно-ролевые, спортивные, познавательные, подвижные и др. Организационные формы воспитательной работы с учащимися. Наиболее распространенной формой организации воспитательного процесса в образовательном учреждении, является воспитательный комплекс, как форма интеграции воспитательных воздействий на личность в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Также распространены в образовательных учреждениях и такие формы организации воспитательной работы, как целевые (тематические) программы (например, «Учение», «Досуг», «Здоровье» и т.д.), межвозрастное объединение учащихся, педагогов, родителей на основе общего интереса (например, музей, школьные мастерские, студия, клуб. Наименее распространенной формой организации воспитательного процесса является социально-педагогический проект – реализация социально-значимого проекта, общественная активность школы (например, мониторинг молодежных проблем в районе, создание общественных организаций). Формы организации воспитательного процесса -- воспитательный комплекс (как форма интеграции воспитательных воздействий на личность в процессе совместной деятельности детей и взрослых, воспитательный центр, социально-педагогический проект, целевые программы. Форма воспитательной работы – это ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи (Б.В. Куприянов). В структуру взаимодействия входят функции его участников, содержание, методы, приемы, процесс взаимодействия. Потому важен неформальный подход организаторов воспитательной работы к выбору структуры взаимодействия с детским сообществом.

69. Традиционные и новые формы воспитательной работы, технология их подготовки и проведения. Форма воспитательной работы – это ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи. Наиболее распространенной формой организации воспитательного процесса в образовательном учреждении,  является воспитательный комплекс, как форма интеграции воспитательных воздействий на личность в процессе совместной деятельности детей и взрослых. По количеству охватываемых процессом воспитания  людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые(коллективные), массовые. Индивидуальные – беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями,  оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы. Это формы общения. Для каждого ученика свой подход. В индивидуальных формах заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться полезнее нескольких коллективных дел. Групповые – творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. Воспитатель проявляет себя как рядовой участник или как организатор. Главная его задача – помочь каждому проявить себя, и создать условия  для получения положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Коллективные – конкурсы, спектакли, концерты, походы, турслеты,  спортивные соревнования. и т. д. Педагог может выполнять роль как ведущего участника, организатора, рядового участника, воздействующего на детей личным примером. Формы организации учебно-воспитательного процесса  можно классифицировать в зависимости от используемого средства – учения, игры, труда, общения: формы обучения – уроки, экскурсии, факультативы, консультации и др. игровые формы – имитации, соревнования и др. формы трудовой деятельности – ученические производственные объединения, индивидуальный труд и др. словесные формы – информации, собрания, митинги, и т.п. наглядные формы – выставки, стенды и др. практические формы –благотворительные акции, сбор материала для музея и др. В современной школе используются формы организации учебно-воспитательной работы, как домашняя самостоятельная работа учащихся, но учителям следует помнить об опасности перегрузки учащихся домашними заданиями. Дополнительные занятия и консультации  в школах традиционно проводятся учителями с учащимися, нуждающимися в помощи, отставшими в обучении по каким-либо причинам. Иногда для оказания помощи таким ученикам привлекают хоро­шо успевающих учащихся или поручают учащимся старших клас­сов помочь младшим. Проводятся эти занятия и с учащимися, проявляющими успехи в изучении предмета. Перед экзаменами, а также перед зачетом по каждому крупному разделу и т.д. прово­дятся консультации со всеми учениками класса. Факультативные занятия (занятия по выбору) в последнее время получили широкое распространение. В VII-IX и особенно X-XI классах учащиеся, интересующиеся каким-либо предметом, объединяются в группы по 12-15 человек (им предлагаются на выбор курсы различного содержания). В этих группах они углуб­ленно изучают интересующий их предмет по специальной про­грамме. Учебные конференции практикуются во многих школах для учащихся IХ-XI классов, особенно в гимназиях, лицеях. К конфе­ренциям учащиеся готовят доклады, в которых содержится анализ научной, художественной литературы, результаты собственных (иногда - коллективных) исследований. Семинарские занятия проводятся в старших классах. Для семинарского занятия определяется тема теоретического, чаще всего гуманитарного содержания.. Иногда выделяются основные докладчики и оппоненты (содокладчики) по каждому вопросу, а в ходе семи­нара к обсуждению каждого вопроса привлекается возможно большее число учащихся класса. Экскурсии - посещение учащимися естественных (природных), хозяйственно-промышленных, культурных и общественных объ­ектов с целью ознакомления с ними или получения сведений практического характера. Они могут проводиться перед изучени­ем темы для предварительного ознакомления с объектом, а также в ходе изучения темы (текущая, сопутствующая экскурсия) и после теоретического изучения темы (заключительная экскурсия. Учебные практикумы обычно организуются в конце учебного года по дисциплинам естественного цикла (биология, природоведение), трудового обучения и по предметам специализации в старших классах. Они проводятся на пришкольных участках, в школьных мастерских, в цехах предприятий, в учреждениях.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Иринчичик - Дневник lotos'a | Лента друзей Иринчичик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»