• Авторизация


Без заголовка 16-06-2009 13:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


44. 45. Сущность понятия и содержания воспитания.

Воспитание – целенаправленный процесс формарования личности. Воспитание должно соответствовать требованиям общества . если общество строит правовове демократическое госво соответсвенно чел необходимо воспитывать в духе гражданственности, уважения к законам и нормам поведения. Важно формировать общечеловеческие ценности, при этом учитывать что соц среда действует как стихийно так и целенаправлденно.Совр воспитание гуманистично, оно отражает социокультурное, индивидуальное и сопричастное направления в развитии личности.При воспитании воспитанник преобритает опр опыт, передачу которого необходимо организовать. Одна из задач воспитателя-  найи способ, чтобы воспитуемого вкулючить в деятельность, где он может повторить увиденного, где он может повторить увиденное, реализовать его, и воспроизвести как собственную деятельность.Цели воспитания определяются потребностями развития общества и зависят от темпов социального и технического процессов,  возможностей общества, взрослых и детей. Для воспитательного процесса характерно: 1) целенаправленность- чем понятнее цель, тем эффективнее результат. 2) единство цели – сотрудничества между воспитателями и воспитуемыми. 3) длительность – результаты не ощущаются сразу как при обучении, многофакторность – при воспитании влияет много факторов. Подвижность – воспитуемый подвергается целенаправленным воздействиям. Непрерывность – систематическая воспитательная работа. Комплексность – единство целей задач, содержания, форм и методов воспитанря. Вариативность, двустороннесть – сотрудничество воспит и воспитуемых. Противоречивость – противоречия движущая сила воспитания.

46.Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Воспитание как общественное явление — сложный и противо­речивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становле­ние их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный про­гресс и преемственность поколений.

Воспитание как общественное явление характеризуется следу­ющими основными чертами, выражающими его сущность:

а)         Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь взрослыми,  обеспечивают  собственную  жизнь  и  жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений.

б)         Воспитание — категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется   вместе  с  возникновением   человеческого  общества   и существует пока  живет само общество.  Оно необходимо потому,
что является одним из важнейших средств обеспечения существо
вания и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека. Категория воспитания общая. В ней отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этогоявления с другими общественными явлениями. Воспитание включает в себя как часть обучение и образование человека.

в)         Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития   по   своему   назначению,   содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и организацией жизни общества  и потому отражает общественные противоречия   своего   времени.   В   классовом обществе коренные тенденции воспитания детей различных классов, слоев, групп порой противоположны.

г)          Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате  вовлечения  их старшим  поколением  в обще­ственные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность.  Общественные отношения и взаимоотношения, воз­действия  и  взаимодействия, в которые вступают между   собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспиты­вающими, независимо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми. В самой общей форме эти взаимоотношения направлены на обеспечение жизни, здоровья и питания детей, определение их места в обществе и состояния их духа. По мере того, как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед  собой  определенные  цели  формирования  у детей  тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогическими, сознательно целенаправленными.

Рассмотрим основные признаки воспитания как педагогического явления:
1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента. Имеется постановка воспитателем цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение целей и задач во внутренний план воспитания; планирование на основе их всей жизнедеятельности воспитанников и воспитателя.
2. Воспитание - это процесс. Система компонентов воспитательного процесса самая динамичная структура, так как каждый из ее компонентов в наивысшей степени динамичен: педагог, как субъект педагогического процесса - развивающаяся личность, находящаяся во взаимодействии со стремительно меняющимся окружающим миром, воспитанник - развивающаяся личность, не только объект педагогических воздействий, но и субъект многообразных отношений с окружающей действительностью, в том числе и в педагогическом процессе его позиция активна, многочисленные внешние факторы так же динамичны.
3. Воспитание - в своей сущности - это процесс взаимодействия педагога и воспитанников при активности обеих сторон. Причем по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания, с точки зрения воспитанника, в процесс самопознания и на этой основе самовоспитания, саморазвития. Меняется при этом и позиция воспитателя: ему в большей степени становятся присуши функции наставника, советчика, куратора, старшего друга - что позволяет ученику, воспитаннику более экономично и эффективно решать задачи самопознания и саморазвития.
4. Одним из основополагающих направлений, является создание оптимальных условий воспитания или воспитывающей среды. Эффективность тех или иных воспитательных воздействий и процесса воспитания в целом зависит от того, в какой среде он протекает.
5. Важнейшим (можно сказать центральным признаком) воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания. Во - первых, - это организация освоения (как учащимися, так и педагогами) социально - культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов искусства, жизненной практики во всех видах деятельности. Самой существенной характеристикой воспитания является формирование отношения к предметам, явлениям, факторам, событиям окружающего мира. Во - вторых, развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе.
6. Воспитание - это процесс творческий. Это объясняется многими причинами. Прежде всего, овладение культурой носит творческий характер. Во - вторых, - индивидуальность воспитанников. В - третьих, - сама личность педагога "состоявшегося" обладает большим творческим потенциалом.
7. Важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется специально подготовленными людьми: учителями, воспитателями, журналистами и писателями, руководителями кружков и секций. Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в демократическом обществе, где действительными, а не мнимыми регуляторами поведения будут мораль и право.

47. Закономерности и принципы воспитания.

Закономерности представляют собой существенные внутренние и внешиние связи между важнейшими компонентами системы воспитания.

1) осуществление воспитания в процессе деятельности.

2) зависимость воспитания от складывающихся у личности взимоотношений с обществом, с отдельными людими – отношения негативные, то результаты воспитания низкие.

3) единство воспитания и жизни – опыт  лучший воспитате, жизнь воспитывает, важно ее организованность включая ребенка в деятельность.

4) Воспит происходит по закону парралельного пед действия – воспитанник проверяет на практике все о чем ему говорит воспитатель.

5) содержание воспитания зависит от конкретного периода времени – надо овладеть опытомсложившийся на данный период исторического развития, необходимо учитывать достижения науки, культуры на данном истор этапе.

6) содержание, методы и формы воспит зависят от возрастных, половых и индивижд особенностей воспитуемых.

7) зависит от отношения воспитуемого к воспитателю

8) зависит от качества воспит воздействия

9)воп зависит от согласованности воспит действий и возможностей воспитанников.

Принцип воспитания – основопологающие идеи, ценностные основания, определяющие содержания образования, организационные формы, и методы воспит процесса.

1) Принцип гуманистической направленности воспитания – работа строится на гуманной основе, в сочетании уважении, чуткости внимания, доброжелательности педагога, с разумной требовательностью к воспитанникам.

2) Принцип вариативности социального воспитания – создание на различиных уровнях многообразных видов и типов воспитательных организаций, которые бы позволили удовлет интересы и потребности личности и общества

3) прин связи воспит с жизнью – включение воспитанников в решение различ соц проблем, стимулир самопознания для опр собств позиции.

4) принцип опоры на положительное- найти положит стороны опираясь на кот можно добив устойчивых успехов.

5) принцип диалогичности воспитания – воспитат должен актуализировать стимулировать стремление воспитанников к саморазвитию, создавать условия для самовоспитания,

6) Принцип ориентации на развитие личности – учет возрастных и индивид особенностей.

48. Учет возраст и индивид особ.

Первостепенное значение имеет не столько знание возраста и индивид особенностей, сколько учет личностных хара-тик. Ни возраст, ни индивид особенности (характер, темперамент, воля) рассматриваемые изолированно от личностных качеств (ценностные ориентации, жизненные планы) не обеспечивают высококачественного воспитания. Личностный подход требует 1) изучать особенности темперамента, черты хар-ра, взгляды, вкусы, устранять причины, которые мешают достижения цели, сочетать воспитание и самовоспитание. Максимально благоприятные возможности для формирования нравственных качеств младший школьный возраст легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанника к труду, дисциплине. Старших школьников отличает стремление к самостоятельности. Индивид особенности: восприятие, мышление, памяти речи, характера, темперамента, воли.

49 Методы воспитания, их классификация. Основные критерии выбора методов воспитания.

Метод воспитания – способ достижения цели воспитания, получение результата, способ решения воспитательных задач и осуществление воспитательного взаимодействия. Прием воспитания (вручение книги). Классификация методов- построена по опр признаку системы методов, способствующая выявлению у них общего и специфического , теоретического и практического. Классификация Щукина, Сластенин: методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекции), методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, требования, приучения), методы стимулирования деятельности и поведения (соревнования, наказания, поощрения).  Метод убеждения – один из способов влияния на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника. Формирует взгляды воспитанника, мотивы поведения и действия, способствует выработки уверенности в правильности того или иного знания. Приемы убеждения: рассказ, беседа. Метод упражнений – многократное повторении какого-нибудь действия для формирования устойчивого поведения. Упражнения бывают прямые(открытая демонстрация той или Инной поведенческой ситуации), косвенные (природа упражнений),естественные и искусственные. Метод поощрения – способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование нравственного поведения. Одобрение, похвала, благодарность, награждение. Метод наказания – способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки её поведения. Метод примера – способ предъявления образца как готовой программы поведения.

Критерии- цели, задачи, возрастные и индивид особенности, , интресы потребности воспитанников.

50. Методы воздействия на сознание.

51. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Человек как субъект труда, познания и общения формируется в деятельности, которая обеспечивает нужное усвоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю. Все это служит строительным материалом для развития и становления личности. Деятельности является важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения. Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Педагогической наукой обнаружен ряд закономерностей, обуславливающих методы управления деятельностью и формирования опыта общественного поведения: 1.Все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными воспитательными возможностями. Каждая такая деятельность содержит необходимые компоненты для усвоения соответствующих ей знаний. Однако одна деятельность не может заменить все остальные, поэтому целесообразно использовать комплекс деятельностей. 2.Даже  объективно ценная для общества деятельность может не повлиять положительно на воспитанника, если она не имеет для него личностного смысла. Общественное отношение лишь тогда раскрывается для человека, когда смыслообразующий мотив деятельности адекватен данному отношению. 3.В итоге педагогических воздействий у школьников формируется готовность к выбору цели и способов деятельности. Будучи идеальным предвосхищением ожидаемого результата, цель человека является той силой, которая определяет способ и характер его действий. 4.По отношению к формированию личности школьника деятельность является нейтральным процессом, если не найдены соответствующие способы ее педагогической инструментовки, где должны сочетаться различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение учащихся, формирование опыта общественного поведения. Центральное место в данной группе методов занимают упражнения. Упражнение – планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение действий с целью формирование определенных умений и навыков. Упражнение в социально ценном поведении изначально опирается на приучение  - организация планомерного и регулярного выполнения детьми определенных действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения. Привычка с точки зрения Ушинского, есть тот процесс, посредством которого убеждения делаются наклонностью и мысль переходит в дело. Приучение наиболее действенно на ранних этапах воспитания и развития детей. Применение этого метода требует соблюдения некоторых педагогических условий: 1.Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в четком и ясном правиле. 2.На каждый отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых складывается форма поведения. 3.Учащимся следует показать образец воспитываемой формы поведения и создать положительное отношение к ней. 4.Вначале следует добиться точности выполнения действия, лишь затем быстроты. 5.Контроль за характером выполнения действия. Связь метода приучения с методом упражнения состоит в том, что в основе приучения лежит овладение ребенком процессуальной стороной деятельности, а упражнение делает ее личностно значимой. Выделяются основные виды упражнений:  коллективные, индивидуальные, устные, письменные, механические, логические, репродуктивные и творческие. Самостоятельную группу практических методов составляют лабораторные опыты. Это метод своеобразного сочетания практических действий с организованными наблюдениями учащихся. Большое место в практике учебно-воспитательной работы занимает такой метод постановки педагогической задачи как инструктаж. Он применяется, если учащимся предстоит выполнение самостоятельной работы. Педагогическое требование – исходный метод организации деятельности. Педагогическое требование должно не только опережать развитие личности, но и переходить в требование воспитанника к самому себе. Оно может выступать в виде конкретной задачи, а может вскрывать  внутренние противоречия педагогического процесса, фиксировать недостатки в поведении и деятельности учащихся и тем самым побуждать их к дальнейшему росту, развитию.  Наблюдение как активная форма чувственного познания широко применяется при изучении дисциплин естественнонаучного цикла. Сущность метода иллюстрации и демонстрации заключается в наглядном представлении учащимся натуральных предметов, явлений и процессов или их моделей и изображений. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы отражают характер познавательной деятельности и используются в организации процесса обучения, хотя  могут распространяться на весь педагогический процесс. Выделяют: -Объяснительно-иллюстративный метод. Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и запоминают эту информацию.; -Репродуктивный метод предполагает воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя.; -Метод проблемного изложения. Учитель ставит проблему и сам решает ее, демонстрируя ученикам путь решения данной проблемы, вскрывает ход мысли при движении по пути познания.; -Частично-поисковый (эвристический) метод. Учитель привлекает учеников к выполнению отдельных шагов поиска, он конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги помощи, а сами шаги выполняют учащиеся.; -Исследовательский метод. Способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учитель ставит проблему для самостоятельного исследования, знает ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые следует применить для ее решения.

52 Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Методы контроля, самоконтроля и самооценки. Критерии и диагностика воспитанности школьников. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если у личности имеются сильные, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать и настойчиво двигаться к поставленной цели. С мотивацией деятельности тесно связано ее стимулирование. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника применяются следующие методы стимулирования: -Соревнование.  Детям и подросткам свойственно стремление к здоровому соперничеству, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, ответственности. В настоящее время соревнование по некоторым показателям не проводится и не должно проводиться. Однако полностью исключить соревнование из деятельности школьников было бы неправильно.  Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим.  В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать такие принципы как: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта. Действенность соревнования объясняется возникновением ситуаций успеха, что необходимо особенно для детей, испытывающих трудности в учебе.; -Познавательные игры и учебные дискуссии. Познавательные игры с учетом возраста широко используются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций вызывающих яркие положительные эмоциональные переживания.; -Поощрение.  -  способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран учеником. Переживая чувство удовлетворения школьник испытывает уверенность в своих силах и желание двигаться вперед. Сила воспитательного воздействия поощрения зависит от того, насколько оно объективно и поддерживается в общественном мнении коллектива.; -Наказание – воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает возможность понять, где он допустил ошибку, вызывает чувство стыда, дискомфорта. Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание не должно причинять ребенку моральных или физических страданий.  Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной поступок. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Наказаниями не стоит злоупотреблять, т.к. это может привести к объединению групп учащихся, нарушающих порядок. Методы контроля, самоконтроля и самооценки. Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, определенной системы проверки эффективности его функционирования. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности воспитанников и педагогической работы учителя. Наиболее доступным методом контроля является систематическое целенаправленное наблюдение за деятельностью учащихся. Целесообразно вести специальные записи в дневниках, отражая как общие факты так и конкретные, касающиеся отдельных учеников. Для контроля обучения используются следующие методы: -Устный индивидуальный контроль.  Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который потом разбивается на ряд более конкретных, уточняющих, обычно для ответа ученик вызывается к доске.; -Устный фронтальный контроль. Требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. Преимущества: активизирует работу всего класса, позволяет спросить много учащихся, экономит время. Недостатки: не проверяет глубину знаний, возможны случайные удачные ответы учащихся.; -Письменный контроль.; -Практический контроль. Применяется когда надо выявить сформированность навыков практической работы или сформированность двигательных навыков.; -Машинный контроль. С развитием информационных технологий обучения получил широкое распространение программированный контроль, когда учащимся предлагается из нескольких вариантов выбрать правильный ответ. Преимущества: экономия времени, машина беспристрастна и не допускает ошибок. Недостатки: метод не выявляет способа получения результата.; -Комбинированный контроль. Сочетание устного и письменного контроля. Например, к доске для ответа вызываются несколько учеников, один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу у доски, часть учеников выполняет письменно задания по карточкам, остальные участвуют в опросе. Этот метод дает возможность основательной проверки знаний нескольких учащихся за небольшой промежуток времени. Применяется когда усвоен весь материал и есть необходимость проверить знания нескольких учащихся сразу. Возможности контроля в школе велики, однако они используются не всегда эффективно, в частности из-за того, что учащимся не доверяют работать самостоятельно. Этим ограничиваются возможности самоконтроля и самооценки. Самоконтроль с применением машин сходен с безмашинным контролем по окончательному результату, который должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Школьников специально надо учить самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные пробелы. Критерии и диагностика воспитанности школьников. Особую сложность представляет организация контроля эффективности воспитательной работы, т.к. ее критерии трудно поддаются измерению. Однако есть устоявшиеся характеристики, по которым можно судить об эффективности воспитательной работы и педагогического процесса в целом: -уровень сформированности коллектива; -структура межличностных отношений в нем; -проявления социальной активности, инициативности, ответственности, самостоятельности и других общественно значимых характеристик. Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности(коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований. Определение уровней воспитанности представляет собой тестирование практического поведения воспитанника в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных качеств. Личность – целостное образование и изучать ее необходимо в комплексе всех ее качеств. Разработать критерии, которые охватывали бы все многообразие качеств личности(коллектива) в единстве еще не удалось. Среди множества критериев воспитанности  можно выделить две группы: содержательные (связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей ) и оценочные(  фиксация интенсивности проявления диагностируемого качества).  Есть еще общие критерии для диагностики конечных результатов – достигнутого уровня развития личности и частные критерии для анализа промежуточных результатов. Первые отражают требования, заключенные в формулировке цели, а вторые – конкретные задачи воспитательного процесса. По направленности, способу и месту применения  критерии воспитанности делятся на: -связанные с проявлением воспитания во внешней форме (суждения, оценки, поступки, действия личности); -связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя (мотивы, убеждения).

53   Связь воспитания и обучения.

Что общего- воспитание включает в себя элементы обучения, прежде чем требовать выполнения каких-то правил, необходимо научить их выполнять. 2) процесс обучения представляет собой форму организации взаимодействия учит и ученика. В процессе деятельности учитель оказывает воспитыающее воздействие 3) используются одинаковые методы.

Педагогический процесс – внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека (Данилов). Этот процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим закономерностям.  Целостность – основное свойство п.п. , подчеркивает подчинение всех его составляющих процессов единой цели.  Специфика процессов, составляющих п.п. обнаруживается при выделении доминирующих функций. Домин. ф-ция обучения – обучение, воспитания – воспитание. Но каждый из этих процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет также и образовательную и развивающую ф-ции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей накладывает отпечаток на цели, задачи, содержание, методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых приходиться выделять доминирующие характеристики. Например, в содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние на воспитанность и развитие личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентаций, но в то же время формирует представления, знания и умения. Таким образом, эти два процесса ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами. Например, при изучении темы «местоимения» по русскому языку учащиеся знакомятся с фразеологическими оборотами, построенными на использовании местоимения «себя». Они приводят примеры: весь в себе, наедине с собой, себе на уме. Учитель спрашивает: а вам нравится человек, который себе на уме? а когда человек наедине с собой, как вы в этот момент к нему относитесь? На этом примере дети учатся понимать других людей, ставить себя на их место.

54 Основные тенденции воспитания в современных условиях. Главная цель средней общеобразовательной школы сегодня – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному  и физическому развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся, национальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другую бессмысленно. Следует развить систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом. Традиционными составными частями воспитания называют: умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое. Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания: -усвоение определенного объема научных знаний.; -формирование научного мировоззрения.; -развитие умственных сил, способностей и дарований.; -развитие познавательных интересов.; -формирование познавательной активности.; -развитие потребности пополнять свои знания. Большинство педагогов требуют постоянного обновления направленности образования  с учетом быстро изменяющейся жизни и постоянно обновляющихся потребностей общества и личности. Физическое воспитание. Современное общество требует физически крепкого молодого поколения. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности. Задачи физического воспитания: -укрепление здоровья, правильное физическое развитие.; -повышение умственной и физической работоспособности.; -развитие основных двигательных качеств.; -развитие стремление быть здоровым. Трудовое воспитание.  Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, и как часть физического и эстетического воспитания. Благоприятное воздействие оказывает лишь производительный труд, в процессе которого создаются материальные ценности. Нравственное воспитание. решает такие задачи как: формирование нравственных понятий, суждений, чувств, убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормах общества. Непреходящие нравственные качества: честность, справедливость, порядочность, ответственность, трудолюбие, уважение к старшим и т.д. Нравственные качества, рожденные современным развитием общества: интернационализм, уважение к государству, патриотизм, гражданский долг, дисциплинированность. Эмоциональное (эстетическое) воспитание.  – еще один базовый компонент цели воспитания, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстет. воспитания можно разделить на две группы: приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, вторая – включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения: -формирование эстетических знаний; -воспитание эстетической культуры; -овладение культурным наследием прошлого; -развитие эстетических чувств. Задачи включения в эстетическую деятельность: -практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в объединениях, группах, студиях.

55 Особенности воспитания детей разного пола и возраста. Возрастными особенностями называют характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Биологическое и духовное развитие человека тесно связанны между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психологической сфере.  Это и служит естественной основой для составления возрастной периодизации. Педагогическая периодизация: младенчество (1год), преддошкольный возраст (1 – 3 года), младший дошкольный возраст (3 – 4), средний дошкольный возраст (4 -5), старший дошкольный возраст (5 – 6), младший школьный возраст (6 – 10), средний школьный возраст (10 – 15), старший школьный возраст (15 – 18).  Разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития.  Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обуславливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Младший школьный возраст: переход в школьный возраст связан с изменениями в деятельности ребенка, в его общении, отношениях с др. людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности. Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с учителями и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целостную систему коллективов.  У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для развития личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе.  Школа должна включать своих воспитанников разумно организованный, посильный труд. Работа, которую выполняют дети, имеет характер самообслуживания и помощи взрослым. В младшем школьном возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать к труду, дисциплине, поведению в обществе. Средний школьный возраст: воспитательная работа со школьниками среднего возраста – важнейшая и самая сложная из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в противоречивые условия реальной жизни. Это верный путь преодолеть прогрессирующие пока отчуждение подростков от школы и общества. Ученик среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснованности, согласиться с разумными доводами. Демократизация школьной жизни, свободный выбор коллектива, занятий по душе, предметов для изучения – все это создает благоприятные условия для самовыражения подростка, взаимопонимания его со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге должно положительным образом отразиться на формировании нравственных и социальных качеств. Старший школьный возраст: старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, этому сопутствует выработка собственной точки зрения, которая не всегда совпадает с общепринятой. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и  крайне необходима для самоутверждения личности. Взрослые, учителя часто безапелляционно отвергают наивные, односторонние, не до конца зрелые заключения, создавая своей бестактностью предпосылки для конфликтов и недоразумений. Этот возраст характеризуется развитием самовоспитания. Нравственные и социальные качества формируются ускоренными темпами. Этому способствует сензитивный период нравственной зрелости, а также изменение характера деят. , положения в обществе и коллективе, интенсивность общения. Данный возраст характеризуется стремлением выразить свою индивидуальность, но у некоторых молодых людей это принимает гипертрофированные размеры (демонстративное увлечение модными вещами, не всегда безобидными). Тут могут помочь терпимость и заинтересованная помощь взрослых. Проявляется усиленный интерес к этическим проблемам и «вечным» проблемам (смысл жизни, счастья, долга). Важное значение имеет статус личности в коллективе. В одинаковой мере коллектив способствует появлению как позитивных так и негативных качеств. Следует помнить о постепенном снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения пластичности нервной системы и необратимости сензитивных периодов. Особенности воспитание детей разного пола. Особенности воспитания мальчиков и девочек зависят от общества и статуса мужчин и женщин в нем.  Во многих обществах мальчиков ценят больше чем девочек. Соответственно уровень требования к мальчикам и девочкам неодинаков. Мальчиков подвергают более интенсивной гендерной социализации, чем девочек. На мальчиков оказывается более сильное давление, чтобы они не участвовали в поведении, противоречащем гендерным стереотипам и требованиям. Женские роли определяются не столь четко и внедряются менее последовательно, чем мужские. Мальчики получают больше поощрений и автономии в своем развитии, требуют больше внимания, чем девочки. Этот факт объясняется тем, что они по природе своей более активны и беспокойны. Их физическая сила, энергия и агрессия требуют усиленной дисциплины и социализации. Мальчикам, начиная с раннего возраста предоставляют больше свободы, что касается внесемейной, социальной активности. В формировании мужского стиля жизнедеятельности очень рано начинает играть роль такой внесемейный фактор как группа сверстников. К девочкам с раннего возраста предъявляют повышенные требования в том, что касается работы по дому, ухода за младшими детьми. В результате у девочек остается меньше времени для свободной игры. Это связано с дифференциацией целей социализации: девочек готовят к выполнению домашних обязанностей, а мальчиков – к внесемейной публичной деятельности, поэтому им предоставляют большую независимость и самостоятельность. Значимость и целесообразность совместного обучения мальчиков и девочек– предмет спора многих педагогов. Совместное образование способствует выравниванию гендерных различий и благоприятствует социальному и умственному развитию девочек.

56. Воспитательная среда: понятие, сущность, методика создания. Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с др. людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в т.ч. географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, имеется в виду социальная и домашняя среда. Первую относят к отдаленному окружению, вторую – к ближайшему. Воспитательная среда — духовное, материальное (предметное) и событийное наполнение жизнедеятельности личности, создающее условия для ее самореализации, саморазвития, раскрытия творческого потенциала, повышения уровня нравственной воспитанности. В системе личностно-ориентированного воспитания выделяют различные среды самореализации личности: среда родительского дома, академическая среда, оздоровительная среда, досуговая среда и др. Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте оказывает домашняя среда. В семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни ребенка. Семья предоставляет условия для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.  Развивающая среда – один из важнейших факторов социализации. Она должна быть хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. Большинство отечественных педагогов не отрицают влияние биологического фактора на формирование личности, но не отводят ему решающей роли, как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями – это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Переоценка роли среды (Дидро, Оуэн) привела к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда – это прежде всего люди, чтобы изменить среду, надо изменить людей. Но человек не пассивный продукт среды, он тоже на нее влияет. Изменяя среду, он изменяется сам.  Отечественная педагогика исходит из признания того, что свободное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Организация различных форм коллективной деят. (учебно-познавательной, трудовой художественно-эстетической) способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее социальной позиции. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями создает воспитательную среду.

57. Воспитывающая деятельность как основа воспитательного процесса. Воспитывающая деят. – вид (форма) организации и осуществления конкретной деят. воспитанников. Главные отличительные особенности вд. – необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел. В основе вд. два подхода: деятельный и комплексный. Первый требует организации разл. видов деятельности школьников (познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной), второй требует органичного сопоставления всех видов деят. , их влияния в едином процессе. Деятельностный подход указывает направленность воспитания, а комплексный определяет характер его содержания. Если рассматривать вд. как обособленное системное образование, то можно выявить этапы ее конструирования: 1. целеполагание (анализ ситуации, формирование доминирующей и сопутствующих воспитательных целей) 2. планирование, 3. организация и подготовка, 4. непосредственное осуществление деят., 5. анализ достигнутых результатов. Задача педагога на этапе целеполаания – учесть социальную ситуацию, подчинить всю вд. доминирующей цели, определить уровень воспитанности коллектива и отдельных его членов, затем провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к тем или иным видам деят. На этапе планирования перед педагогом стоит важная задача – вместе с воспитанниками во всех деталях определить направление деят., распределить обязанности между участниками, указав не только то, что должно быть сделано, но и то, как это сделать. Многие педагоги считают планирование вд без участия воспитанников грубым нарушением, т.к. задача педагога – организовать работу воспитанников. Иначе вд будет мероприятием, а не собственным делом школьников. Организация деят. будет успешной если педагог ясно определит цель предстоящей работы, точно определит задачи каждого ученика, установит нормы выполнения деят., распределит ответственности, проинструктирует исполнителей как достичь желаемого результата. Участие в организации дела воспитывает важные качества личности: целеустремленность, ответственность, умение доводить работу до конца, дисциплинированность, исполнительность.  Для многих школьников это проверка качеств, связанных с выбором профессии, возможность развить организаторские умения и навыки. Если дело хорошо подготовлено и организовано, то можно надеяться, что оно успешно осуществится. Однако воспитателю не следует выпускать из своих рук  делом до его полного завершения. На завершающем этапе подводят итоги. Это может быть коллективное обсуждение или индивидуальный педагогический анализ. Ставится цель: раскрыть причины успехов и неудач. 

58. Виды воспитывающей деятельности, их функции в воспитании и развитии человека. По целям и назначению выделяют многие виды воспитывающей деят. : этическая, социально-ориентированная, эстетическая, познавательная, спортивно-физкультурная, экологическая, трудовая. Социально-ориентированная деят. – деят., в которой доминирующей целью явл. воспитание общественно-значимых качеств (гражданственность, дисциплинированность, умение соблюдать режим). Этот вид деят. создает условия для формирования жизненной позиции школьников. Это должны быть не игровые, а настоящие серьезные дела, требующие ответственности. Этическая деят. – нравственное воспитание. В структуру воспит. деят. направленной на этическое воспитание педагог включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, что мораль – форма человеческого сознания, часть культуры. Понимание сущности и принципов морали приводит воспитанников к нравственным суждениям, с помощью кот. они оценивают свои и чужие поступки. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются в жизненном опыте воспитанников, поэтому воспит. деят. составляет цепь нравственных поступков в ежедневных жизненных ситуациях. Система поступков ведет к формированию нравственной привычки – устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Эстетическая и физкультурная деят. – общее название дел, доминирующая цель кот. – формирования эстетического отношения к жизни: труду, общественной деят., природе, искусству, поведению. Задачами эстетич. воспит. также явл.: формирование эстет. понятий, оценок, суждений, идеалов. Эстетическое воспитание развивает чувство прекрасного, неразрывно связано с нравственным воспит. Воспит. деят. физкультурной направленности способствует укреплению здоровья, правильному физическому развитию школьников, выработке двигательных умений и навыков, воспитанию нравственных качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности). Экологическая и трудовая деят. – конкретная практическая природоохранная деят. Трудовая деят. готовит школьников к труду в будущем, способствует осознанию целей и задач труда, мотивов труда, формированию трудовых умений и навыков. Акцент в трудовой деят. делается на практическое применение теоретических знаний

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Иринчичик - Дневник lotos'a | Лента друзей Иринчичик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»