1.Предмет, задачи и функции педагогики как науки. Ее место в системе педагогических наук.
Док, пед. наука- свой предмет познания (образование и воспитание человека), свой понятийно-катигориальный аппарат – основные категории – воспитание, образование, обучение, развитие; функции свойственные любой науке- аналитическая - состоит в теор анализе закономер пед процесса. Прогностическая – обостнованное предвидение развития пед реальности (школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся) Практическая – разрабатываются новые методы, средства, формы , системы обучния, воспитания, управл, образоват структурами.) Задачи – познание действительности, описание и объяснение этой действительности, выявление закономерных связей явлений познаваемой действителньости, прогнозирование пед процессов будущего. Педагогика – наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых, отвечает на вопросы какие и почему происходят изменения в развитии чел под воздействием воспит, обуч. Объект- чел развивающийся.
Базовая науч. Дисциплина – общая педагогика(обуч и воспитан чела в учереждениях всех типов): общие основы педаг, теор обуч, теор. Восп, школоведение(управление образоват системами) возраст педагогика – преддошкольная, дошкол, пед школы, высшей школы,пед взрослых,
.Задачи пед-ской науки: вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными. Задача - изучение и обобщение практики, опыта пед. деятельности. Следующая задача – разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.К важнейшим постоянным задачам принято относить прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.Область пед. прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки.Среди новых задач педаг. науки называют задачу внедрения результатов исследований в практику.
2.Педагогика как наука и искусство. Место педагогики в системе наук о человеке.
Когда-то в русском языке было два понятия, которые объединяли два явления педагогика- теория педагогической деятельности и педология – практика обуч и воспит. Понятие падология ушло.Искусство- знание дела, дела требующего умения, мастерства. Говоря о педагогике как об искусстве идет речь об умении , мастерстве педагога.. Личность педагога, его талант, мастерство, имеют решающее значение. Пед. деят. – искусство созданное на науч основе. Пед – искусство как высокая степень мастрества, те пед умений, ядром кот я вл пед знания. Пед искусвто – это реализация пед теории на практике. Связь пед практики и теор. Есть естественные и общественные науки – медицина педагогика, антропология – объект человек. Пеадгогика – это наука, тк свой предмет познания (образование и воспитание человека), свой понятийно-катигориальный аппарат – основные категории – воспитание, образование, обучение, развитие; функции свойственные любой науке- аналитическая - состоит в теор анализе закономер пед процесса. Прогностическая – обостнованное предвидение развития пед реальности (школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся) Практическая – разрабатываются новые методы, средства, формы , системы обучния, воспитания, управл, образоват структурами.)
Пед-ка не может развиваться без опыта и ее открытия являясь необходимой предпосылкой совершенства обучения и воспитания. к настоящему времени пед-ка оформилась как многоотраслевая наука, функционирующая в тесной взаимосвязи с другими научными дисциплинами. Пед-ка органически связана с психологией.Психол. изучает законы развития психики человека. След-но, оно не может осущ. специалистами,не владеющими психологическими знаниями. Пед-ка тесно связана с физиологией. Будучи самостоятельной наукой, педагогика находится в тесной связи со многими смежными науками.
3. Характериситика основных понятий и категорий педагогики.
Основные пед. понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также пед. категориями.Философские категории – это такие понятия, которые отражают общие черты и связи, стороны и св-ва действительности. (воспитание целенаправленный и организованный процесс формирования личности, обучение взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, образование - целенапр. процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и гос-ва) Общенаучные категории – (Развитие – количественно-качественные изменения личности при переходе от одной возрастной степени к другой, в психике, интеллектуальной, духовной сферах под влиянием внутренних и внешних, управл. И не управл. факторов; формирование – процесс становления чел как соц существа под воздействием всех факторов соц эконом психологич экологич идеологич; знания –отражения человеком объективной действительности в форме фактов, предствалений, понятий и законов науки. Понимание сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий.; навыки – автоматизированный компонент сознательной деятельности, умение доведения до автоматизма, высокой степени совершенства, умения- способность выполнять некие оперции опираясь на праила.) Частнонаучные категории – область применения которых ограничена предметом науки (Пед процесс взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных сво-в и кач-в воспитанников, Продукты пед. деятельности – результаты четко спланированных действий педагога, направленныъх на формирование личности) К основным пед. категориям относятся воспитание, обучение, образование.
4.Методология и методика научно-педагогического исследования.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, совокупность методов применяемых в науке, наука об основных подхождах. Существуют уровни – философский – составл общие принципы познания и категориальный строй наукив целом. Экзестенцион (Бердяев Ясперс))-объективный мир существует только благодаря субъекту. Отрицали существования объективного знания, истины, внешний мир таков каким мы воспринимаем его внутренне. В совр мире происходит деформация личности, утрата своей неповторимости. Считали, что чел должен творить себя сам, создавать себя самих. Выступали против учебников и школьных программ. Задача учителя предоставить свободу в освоении знаний, а ученик должен сам определить смысл вещей и явлений, главную роль играют чувства, вера, мечты ученика. Минус- если учить то, что нравиться личностью не станешь, система знаний не целостная – только отрывочные знания. Не все могут учиться и найти самостоятельно смысл вещей и явлений. Опора на индивидуализацию обучения. Неотомизм - мир разделен на ниши без целей. Существует материальный и высший, духовный мир. Первым материальным миром занимается наука, но она не способна раскрытьсущности мира, она открывается Богом. Вечная истина сближение с Богом. Ведущая роль религии в воспитании, обвиняют школу в излишней рационализации, в забвении досознательного, т.к. только в досознательном есть смысл любви и свободы. Обучение должно быть направлено на развитие досознательного развития с Богом. Бог идеал. Воспитание души нравственных качеств. Позитивизм – абсолютизация наук и методов , которыми эти науки пользуются. Доверяют количественным методам. Все проблемы псевдонаучные.Признают науки – математику и естествознание. Неопозитивизм – Видят слабость педагогики в доминировании идей и абстракции, они за то чтобы оставались одни факты. Главное не знания, а методы с помощью которых эти знания появляются. Прагматизм – Главное учение опыт дело. Познание действительности через индивидуальный опыт. Истинно только то знание которое получено в практике и полезно человеку. Джон Дьюи. Человек должен сам добывать свои знания. Идеологич материализм – материя первична, а сознание вторичн. Наше сознание продукт материи. Наше сознание отражение объективной реальности мира. Все предметы и явления находятс я впостоянном движении – изменении. 3 теории динамики- 1) закон перехода количественных изменений в качественные – раскрывает механизм развития (как). 2) закон единства и борьбы противоречий – указывает на причину любых изменений (почему, развитие) 3) отрицания отрицания – прежние формы жизни исчезают и возникают новые (развитие цивилизаций, направление) Общенаучный – в основе лежат концепции научные подходы. Конкретно-науччный – совокупность методов принцыпов исследования. Технологический уровень – методика и техника исследования. Идеи гуманистической психологии: Бихевиоризм – писихич жизнь совокупность актов поведения. Формула – стимул –реакция. Обучение – искусство управлениями стимулами с целью возникновения или предотвращения опр. Реакций.
Основные подходы к построению пед процессов: традиционная педагогика – передача знаний умений и навков, усвоение, проверка, оценка знаний. Изучение закрепление контроль оценка. Технология развивающего обучения – Занков – принцип обучения на высом уровне сложности. Программированное обучение – Скиннер, обучение спомощью спец средств (порграмированного учебника, машин.) Помогает учиться в соотвествии с индивидуальными способностями и возможностями. Линейный принцип программирования – последовательное обучение, от одного этапа к другому. Разветвленный принцип – верно отвнетил, получил подкрепление идет дальше, неправильно – разъяснение ошибки, возвращение к предыдущему шагу программы. Проблемное обучение – форм умения, навыки знания, познават активность
Аксеологический подход к воспитанию – ценностный подход. Системный подход – отражает всеобщую связь и обусловленность явлений и процессов окр действительности.Целостный подход – Сво-ва целого не явл суммарным порождением всех сво-в которые обладают элементы целого. Деятельностный подход – вовлеченность в разные виды деятельности. Полесубъективный подход – вера в позитивный потенциал человека, творческие возможности. Антропологиечский подход – хочешь человека воспитать во всех отношениях должен узнать человека во всех отношениях. Метод – способ получения научной информации. Методы пед исслед.-Это способы получения науч информац с целью установления связей, отношений науч теорий. Теоритич методы-расширяют науч факты, объясняют явления устанавливают понятия между различ понятиями и гипотизами. Анализ-выявление отдельных признаков и качеств явлений. Синтез- соединение признаков, св-в явления в целое. Сравнение –сходства и различия между явлениями. Обобщение выявление общих черт. Моделтрование – исследование процессов и явлений при помощи их моделей. Индукция – от частных к общему выводу. Дедукция – от общ к частному. Наблюдение. Беседа- можно выяснить мнение. Анкуетировани- метод массового сбора материала. Тестирование.
5.Педагогическая антропология как основа целостного подхода к воспитанию. Пути её практической реализации.
Ушинский – целостность. Мы должны знать ребенка и в горе и в радости, чем он увлечен. Хочешь человека воспитать во всех отношениях должен узнать человека во всех отношениях.
Предмет антропологии – объект педагогики – развивающийся человек с токи зрения его самоосуществления и самосовершенствования под воздействием воспитания и обучения. Комплексная наука, т.к. на на воспитание оказывают влияние не только преднамереннее воспитатели(школа), но и непреднамеренные(природа, народ, семья религия). Необхдимо учитывать все эти факторы. Особым принципом антропологии явл. Принцип природосообразности – учет природы человека при формировании его личности и воспитания. Вольдорская Шокла - Основной принцип вальдорфской школы — свободное развитие ребенка, без страха и стресса (в школах нет оценок и экзаменов), а общим законом для вальдорфских учителей является уважение к личности ребенка. Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками, но день на всех этапах обучения (от ясель до семинарий) разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативный-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее). Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье). Педагогика Монтессори часто характеризуются как педагогический метод, при котором ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребенка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего. Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Поэтому Монтессори-педагоги поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.
6.Сущность и факторы развития личности.
Развитие – процесс количественного и качественного изменения, осуществляемый соц. и психологическими качествами человека.Прогресс и регресс основные части развития.Развитие – сложный процесс прогрессивного движения, который может включать в себя элементы регресса отдельных функций.Развитие человека – сложный, длительный и противоречивый процесс, в котором в полной мере реализуются всеобщие законы развития.Личность – человек как субъект отношений и сознательной деят-сти, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.Чел-к личность как социальное существо, представляя собой высшую ценность, ради которой осуществляется развитие общества, в гуманистической философии, педагогике и психологии определяется как: носитель и выразитель социальных ценностей, опыта, норм, установок, культуры и ролей; субъект совместной деятельности и общения; цель, объект и субъект воспитания и самовоспитания. Раз-тие чел-ка – внутреннее детерминированный процесс; оно определяется не случайным набором внешних обстоятельств, сочетанием влияний внешних факторов, а внутренними противоречиями, психофизиологическими особенностями.Раз-тие чел-ка детерминировано социальной ситуацией развития, представляющей собой «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий».Раз-тие чел-ка обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении. Раз-тие чел-ка детерминировано типом ведущей деятельности, под ктр. понимается «такая деят-ть, развитие ктр. обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности.Раз-тие чел-ка закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности.Человеч. раз-тие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека.Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития.Воспитание и обучение составляют главные условия развития высших психических функций.Факторы развития личности: внутренние (наследственность, собственная активность личности) и внешние (макросреда, микросреда, воспитание в широком соц. смысле, в широком, в узком в педагогическом смысле).Наследственность – сво-во организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена вещ-в и индивидуального развития в целом.Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность чел-ка, направленная на саморазвитие, самообразование.Макрофакторы – объекты, явления, отношения, обстоятельства, оказывающие влияние на жизнедеятельность больших групп людей, проживающих в разных странах. Микрофакторы – материально- бытовые условия жизни человека, его ближайшее социальное окружение.В процессе раз-тия закономерно изменяются качества и характеристики личности, в соответствии с которыми необходимо систематически обновлять содержание, методы, средства и формы воспитания.
7.Дидактика как теория образования и обучения. Характеристика основных дидактических понятий.
Центральное место занимает процесс обучения в ходе которого формируются личностные качества, позволяющие адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность, усваиваются знания умения и навыки. Дидактика – теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы изучает она.
.Одни выделяют в качестве предмета дидактики обучение как средство образования и воспитания; другие – закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения;третьи – взаимодействие преподавания и учения в их единстве.Д. изучает цели, содержание, закономерности, методы и принципы обучения. Философские категории: знание – совокупность идей чел-ка , в ктр., выражается теоретич. овладение этим предметом ; практика – действие, деят-ть, деятельная жизнь, опыт; сознание – способность чел-ка оперировать образами социал. взаимод.,действий с предметами, природных и культурных связей отделеных от непосредственных контактов с людьми; количество – число, величина,численная определенность; причина – то без чего не было бы другого следствия; следствие, познание, общее и единичное, смысл, явление, возможность и действительность, бытие.Частно-научные категории: преподавание – обучающая деят-ть педагога по организации усвоения учебного материала. Учение – деятельность учащихся по усвоению знаний. обучения, воспитания, осознания и практич. применение знаний; учение – процесс, в ходе ктр. на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и дея-ти.; обучение – упорядочен. взаимод. педагога с учащ., направленное на достижение постановленной цели; образование, средство, результаты, учебник, учебный предмет, педагогика, форма, урок, умения, метод обучения, самовоспитание.Общенаучные – система, цель – то, к чему стремится обучение, будущее на к-рое направлены его усилия; навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства; деятельность, функция, элемент, оптимальность, состояние, способ, организация, структура, формализация.
8. Содержание образования в современной школе: учебные планы, программы, учебники. Государственный образовательный процесс.
Для успешного обучения нужно понять чему учить. Сод образования – педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними прктических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимися. Сод образ отражается в учебных планах – документ, определяет состав учебных предметов, порядок их изучения и кол-во часов отводимых на каждый предмет в год, неделю, продолжит учебного года и каникул. Базисный учебный план – пеерчень учебных дисциплин по годам обучения в школе. Предметы делятся на обязательные, по выбору, предметы, определяемые советом школы. Учебная программа – пояснительная записка о целях изучения данного предмета, об основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, тематическое планирование изучаемого предмета; собственно программу – перечен разделов и тем по курсу, перечень учебного оборудования, наглядных пособий, литературу и т.д. Есть типовые, автроские и учебные программы. Учебник – источник учебной информации, высиупает средством обучения, отражает цели и содержание образования. Гос образоват стандарт – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающий возможности по достижению этого идеала. Выделяют три компонента: Федер. компон. обеспечивает един-во образования в стране и включает в себя часть содержания образования, в ктр. выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения. Национально-регион. компон. обеспечивает особые потребности и включает в себя ту часть содержания образования, в ктр. отражено национальное и региональное своеобразие культуры.Школьный компонент отражает специфику конкретного образовательного учреждения
9.Общ. основы процесса обучения и его функ-ии. Процемсс обучения-специфический процесс познания,управляемый педагогом..Направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний ,умений и навыков,развитие их умственных сил и творческих способностей. Познавательная деятельность-единство чувственного восприятия,теоретического мышления и практической деятельности.В процессе обучения познание обретает оформление в учебно-познавательной деятельности или УЧЕНИИ. Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе.Слово одновременнот является средством выражения и познания сущности изучаемого явления,орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников.Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов,процессов и явлений окружающей действительности.Обучение связано с движением,которое идет в процессе от решешия одной задачи к другой.Это двусторонний процесс,в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники:преподавание и учение.Учитель не может ограничиваться только изложением знаний-он развивает и воспитывает,осуществляет целостную педагогическую деятельность.Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению,их стремлением к познанию,способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания,умения и навыки,активностью.Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности,то основой обучения следует считать не преподавание,а учение. Функ-ии обучения:1.Образовательная ф-я состоит в вооружении учащихся системой научных знаний,умений навыков,с целью их использования на практике.Научныу знания включают в себя факты,понятия ,законы, закономерности,теорию,обобщенную картину мира.В соответствии с образовательной ф-ей они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта.Знания должны особым образом упорядочиваться,приобретать всё большую стройность и логическую соподчиненность,чтобы новое знание вытекало бы из ранее приобретенного и пологало бы путь к освоению нового.Конечным результатом реализации образовательной ф-и является действенность знаний,выражающаяся в сознательном оперировании ими.Умения образуются в результате упражнений,которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают её постепенное усложнение.Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.Осуществление обр. ф-и неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой,справочной лит-ры,организации см.работы,конспектирования и т.д.2.Воспитывающая ф-я органически вытекает из содержания, форм и методов обучения,но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.Обучение воспитывает всегда,но не автоматически и не всегда в нужном направлении,поэтому реализация воспитывающей ф-и требует при организации учебного процесса исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества.Важнейшим аспектом осуществления восп.ф. в обучении является формирование мотивов учебной д-ти,изначально определяющих ее успешность.3.Развивающая ф-я Правильно поставленное обучение всегда развивает,однако развивающая ф-я осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учеников на всесторонне развитие личности.Эта специальная напрвленность получила закрепление в понятии "развивающее обучение"-развивающий х-р обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.Начиная с 1960-х гг в педагогической науке разрабатываются различные подходы к построению разв. обучения.Л.В. Знаков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения.А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др. разрабатывали основы проблемного обучения.Объединяющей идеей ведущихся научных поисков и педагогической практики развю об. является мысль о необходимости существенного расширения сферы разв. влияния обучения.Полноценное интеллектуальное,социальное и нравственное развитие личности- это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей ф-ий.
10.Гносеологические основы проц.обучения,закономерности ,принципы.
Гносеология – раздел философии, теория познания. философский – составл общие принципы познания и категориальный строй наукив целом. Экзестенцион (Бердяев Ясперс))-объективный мир существует только благодаря субъекту. Отрицали существования объективного знания, истины, внешний мир таков каким мы воспринимаем его внутренне. В совр мире происходит деформация личности, утрата своей неповторимости. Считали, что чел должен творить себя сам, создавать себя самих. Выступали против учебников и школьных программ. Задача учителя предоставить свободу в освоении знаний, а ученик должен сам определить смысл вещей и явлений, главную роль играют чувства, вера, мечты ученика. Минус- если учить то, что нравиться личностью не станешь, система знаний не целостная – только отрывочные знания. Не все могут учиться и найти самостоятельно смысл вещей и явлений. Опора на индивидуализацию обучения. Неотомизм - мир разделен на ниши без целей. Существует материальный и высший, духовный мир. Первым материальным миром занимается наука, но она не способна раскрытьсущности мира, она открывается Богом. Вечная истина сближение с Богом. Ведущая роль религии в воспитании, обвиняют школу в излишней рационализации, в забвении досознательного, т.к. только в досознательном есть смысл любви и свободы. Обучение должно быть направлено на развитие досознательного развития с Богом. Бог идеал. Воспитание души нравственных качеств. Позитивизм – абсолютизация наук и методов , которыми эти науки пользуются. Доверяют количественным методам. Все проблемы псевдонаучные.Признают науки – математику и естествознание. Неопозитивизм – Видят слабость педагогики в доминировании идей и абстракции, они за то чтобы оставались одни факты. Главное не знания, а методы с помощью которых эти знания появляются. Прагматизм – Главное учение опыт дело. Познание действительности через индивидуальный опыт. Истинно только то знание которое получено в практике и полезно человеку. Джон Дьюи. Человек должен сам добывать свои знания. Идеологич материализм – материя первична, а сознание вторичн. Наше сознание продукт материи. Наше сознание отражение объективной реальности мира. Все предметы и явления находятс я впостоянном движении – изменении. 3 теории динамики- 1) закон перехода количественных изменений в качественные – раскрывает механизм развития (как). 2) закон единства и борьбы противоречий – указывает на причину любых изменений (почему, развитие) 3) отрицания отрицания – прежние формы жизни исчезают и возникают новые (развитие цивилизаций, направление) Общенаучный – в основе лежат концепции научные подходы. Конкретно-науччный – совокупность методов принцыпов исследования. Технологический уровень – методика и техника исследования. Идеи гуманистической психологии: Бихевиоризм – писихич жизнь совокупность актов поведения. Формула – стимул –реакция. Обучение – искусство управлениями стимулами с целью возникновения или предотвращения опр. Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом,а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. Закономерности: общие – цели обученя зависят от уровня темпов развития учеников.. Содержание обучения – зависит от общественных потребностей и целях обучения. Качество обучения – зависит от продуктивности предыдущего этапа обучения и достигнутых на нем результатов. Методы обучения. Управление обучением – продуктивность зависит от интенсивности обратных связей. Стимулирование обучения – прод. Зависит от внутренних стимулов. Частные:собственно дидактические – зависит от применяемых методов средств. Гносеологические – зависит от позновательной активности учащихся, умения, потребности учиться. Психологические – от возможностей учащихся. Социологические – зависит от развития других индивидов. Организационная – от организации.
Принцип научности. Наглядности.доступности, сознательности и активности,систематичнгсти и последовательности, связи теории с практикой, прочности,воспитывающего обучения, личностного подхода.
Приниипы обучения— это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленностъ на развитие личности.
11.Современные концепции содержания образования,основные напр. его гуманизации. Сод образования – педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимися.
Согласно одной из концепций, имеющей достаточно давнее происхождение, содержание образования определяется как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе. Такое понимание содержания образования нацеливает школу на формирование у школьников основ научных знаний и приобщение их к производству. В другой концепции содержание образования определяется как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. Такое определение не раскрывает характера этих знаний и умений и не основано на анализе состава всей человеческой культуры.
Концепции. Содержание образования рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре (разумеется, не по объему) мировой культуре.
Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и неожиданной мысли. Существуют различные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое.Согласно одной из концепций содержание образования определяется как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе. Такое понимание содержания образования нацеливает школу на формирование у школьников основ научных знаний и приобщение их к производству. Человек, овладевший такой суммой знаний, в ряду средств производства выступает как «производительная сила». Образование, реализующее такое содержание, может быть охарактеризовано как технократическое или сциентистское. (Сциентизм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании и методах естественно-научного познания как о наивысших культурных ценностях.). Сциентизм абсолютизирует роль науки в системе культуры человеческого общества. При этом наивысшей ценностью считается стиль и общие методы построения знания, свойственные естественным и точным наукам, которые рассматриваются как образцы научного знания вообще. В другой концепции содержание образования определяется как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. Такое определение не раскрывает характера этих знаний и умений и не основано на анализе состава всей человеческой культуры. Предполагается, что обладание знаниями и умениями (относящимися, кстати, к тем же основам наук) позволит человеку адекватно жить и действовать внутри существующей социальной структуры. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать подрастающему поколению знания, умения и навыки по языкам, математике, физике и другим учебным предметам. Однако такое ограниченное понимание образования явно ошибочно. В последние десятилетия (ориентировочно с 60-х гг.) в общественном и педагогическом сознании произошел сдвиг, повлекший за собой продвижение в понимании всего комплекса вопросов, связанных с образованием, его роли в социуме. То, что называют личностно ориентированным образованием человека, выступает как часть глобального социального процесса смены рецептивно отражательного понимания мышления, а значит, и образования человека, другим, который называют конструктивно деятелъностным. Проявления этого процесса глубоки и разнообразны. Они, прежде всего, предполагают отказ от жестких авторитарных схем, связанных с манипулированием учащимися, ориентацию на их развитие и воспитание. Конструктивно деятельностное понимание сущности образования стало основой построения концепции его содержания, в наибольшей степени соответствующего установкам гуманистического мышления. В этой концепции содержание образования рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре (разумеется, не по объему) мировой культуре. В соответствии с таким пониманием содержание образования должно включать, помимо «готовых» знаний и опыта осуществления деятельности по образцу, также опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений. Тем самым содержание образования существенно шире основ наук и нацелено на формирование личности освоившей социальный опыт человечества в его структурной полноте. Усвоение социального опыта в его цельности позволит школьнику не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее.Данная концепция не сводит содержание образования к науке. А учебные предметы (физика, химия, литература, иностранные языки и др.) не могут представлять собой простую проекцию науки на школу и быть уменьшенными копиями той или иной научной дисциплины. Гуманизация сод.обр.-многомерное направление,составленное из возможностей не только гуманитарных и естественных дисциплин,а также наполнение курсов математических, биологических, технических дисциплин "очеловеченными" знаниями,роль которых непереходяща в формировании научной картины мира,понимании учащимися взаимосвязи человека с обществом,техникой.Овладение гуманистически напрвленным содержанием ведет к формированию гуманистического типа мышления,личностно-ориентированного миропонимания, оптимичтических взглядов на проблемы жизни и выживания,пониманию обучаемыми смысла жизни человека,который в любых условиях должен не только быть источником рабочей силы,но и сохронять свою самоценность и самобытность.Приоритеная роль в гуманизации школы принадлежит языковому и литературному образованию, эстетическому воспитанию, человековедческим курсам,позволяющим детям лучше познать себя и мир,овладеть навыками самоорганизации и саморегуляции поведения. В базовом образовании системообразующая роль принадлежит гуманитарному и естественно-математическому образованию.
12.Современные дидактические концепции и технологии.
Концепция Л. В. Занкова. Усилия коллекгива Л. В.Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, при которой до-стигался бьт гораздо более высокий уровень развития младших школьников, чем при обучении по традиционным методикам. Основу системы обучения по Л. В. Занкову составлягот следующие взаимосвязанные принципы: -обучение на высоком уровне трудности; -быстрый темп в изучении программного материала; -ведущая роль теоретических знаний; -осознание школьниками процесса учения; -целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых.
Концепция содержательного обучения. Научный коллектив под руководством психологов В.В.Давыдова и Д. Б.Эльконина пытался установить роль и значение младшего школъного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития у учащегося абстрактно-теоретического мышления и произвольного управления поведением. Отсюда следует, что обучение должно быть направлено на создание необходимых зон ближайшего развития, которые превращались бы со временем в психические новообразования. В основе развивающего обучения школьников, по мнению В.В.Давыдова и Д. Б.Эльконина, лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии. В процессе ее осуществления школьник овладевает теоретическими знаниями. Приступая к овладению каким-либо учебным предметом, школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, выделяют в нем некоторое исходное общее отношение, обнаруживая вместе с тем, что оно проявляется во многих других частных случаях. Первоначальнр младшие школьники выполняют учебную деятельность совместно, поддерживают друг друга в принятии и решении задачи, проводят обсуждение путей поиска. Именно в этих ситуациях и возникают зоны ближайшего развития. Иными словами, на первых этапах учебная деятельность выполняется коллективным субъектом. Постепенно ее начинает самостоятельно осуществлять каждый, становящийся индивидуальным субъектом этой деятельности. Концепция развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основу личности. Именно этот тип развивагощего обучения они противопоставляют традиционному.
Концепция поэтапного формирования умственных действий была разработана на основе соответствующей теории П.Я.Гальперина и Н. Ф. Талызиной. Ее можно представить в виде ряда этапов. Первый этап предполагает актуализацию соответствующей мотивации учащегося, предварительное ознакомление с целъю действия, так как только в том случае, когда цель задания совпадает с мотивом, можно считать действия деятельностью. Второй этап связан с осознанием схемы ориентировочной основы деятелъности (действия). Учащиеся предварительно знакомятся с характером деятелъности, условиями ее протекания, последовательностью ориентационных, исполнительных и контрольных функций. Уровень обобщенности действий, а значит, и возможности переноса их в другие условия зависит от полноты ориентировочной основы этих действий. Выделяют три типа такой основы: • дается неполная система ориеитировок в готовом виде, по образцу, необходимая для оперативного исполнения (например, овладения элементами техники чтения); • дается полная ориеытировочная основа действия в готовом виде; • ориентировочная основа действия представляется в обобщенном виде. Третий этап — выполнение действия во внешней форме — материалъной или материализованной, т. е. с помощью каких-либо моделей, схем, чертежей и т.п. Эти действия включают не только ориентационные, но и исполнительные и контролъные функции. На этом этапе от учащихся требуется проговаривание вслух сооб-щений о совершаемых операциях м их особенностях. Четвертый этап предполагает внешнюю речь, когда действие подвергается дальнейшему обобщению благодаря речевому (устному или писъменному) оформлению и отрыву от материализованных средств. Пятый этап — этал внутренней речи, на котором действие приобретает умственную форму. Наконец, шестой этап связан с выполнением действия в умственном плане (интериоризация действия). Достоинством техыологии поэтапного формирования умственных действий является создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе и для мотивированного самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Концепция проблемного обучения связана с интенсификацией традиционного обучения, что предполагает поиск резервов умственного развития учащихся и прежде всего — творческого мышления, способности к самостоятельной познавателъной деятельности. Принято различать четыре основных звена в технологии проблемного обучения: осознание общей проблемной ситуации; анализ ее и формулировка конкретной проблемы; решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная про-верка их); проверка правильности решения проблемы. В зависимости от того, какие и сколько звеньев осуществляются в учебном процессе, можно выделить три уровня реализации технологии проблемного обучения. При традиционной технологии обучения учитель сам формулирует и решает проблему (выводит формулу, доказывает теорему и т.д.). Ученик же должен понять и запомнить чужую мысль, запомнить формулировку, принцип решения, ход рассуждения. Первый уровенъ технологии проблемного обучения характеризуется тем, что учитель ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения. Второй уровень отличается тем, что у ученика воспитывается способность самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а учитель только указывает на нее, не формулируя конечного результата. И наконец, на третьем уровне учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ. Если учителъ чувствует, что учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, он может ввести дополнителъную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести учащихся на более низкий уровень технологии проблемного обучения. Трехуровневая технология проблемного обучения применима при постановке задачи на «открытие» простого математического закона, правила правописания, исторической или биологической закономерности.
13.Цели и ф-ии обр. в школе. Образовательная воспитывающая развивающая.Российские законы провозглашают образование основой духовного,социального,экономического,культурного развития общества и гос-ва.ОбразованиеРФ имеет целью становление самостоятльной,свободной,культурной ,нравственной личности.Главн. зад. общеобразоват. школы.:Удовлетворение национально-культурных потребностей населения;Обеспечение усвоения учащимися системы знаний,определяемой общественными и производственными потребностями;Формирование научного миропонимания,политической ,экономической,правовой культуры ,гуманистических ценностей и идеалов,творческого мышления,самостоятельности в пополнении знаний;Выработка у молодёжи осознанной гражданской позиции,человеческого достоинства,стремление к участию в демократическом самоуправлении,ответственности за свои поступки.
14.Хар-ка осн. этапов усвоения знаний школьниками.
Чувственное познание (живое созерцание). Восприятие — процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, в которых отражаются лишь отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. На восприятие информации в процессе обучения оказывают влияние многие факторы, в частности частота передачи информации, скорость (темп), психическое состояние обучаемого, день недели, часы занятий и др. Содержание восприятия зависит и от поставленной перед учеником задачи, от мотивов его деятельности и установок, а также эмоций, которые могут изменять содержание восприятия. Для управления процессом восприятия существенным является факт его зависимости от особенностей личности ученика, его интересов, мировоззрения, убеждений и направленности в целом. Зависимость восприятия от прошлого опыта и содержания всей психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией. Абстрактное мышление (понимание, осмысление, обобщение).Понимание сообщаемой информации осуществляется через установление первичных, в значительной мере обобщенных, связей и отношений между предметами, явлениями и процессами, выявление их состава, назначения, причин и источников функционирования. В основе понимания лежит установление связей между новым материалом и ранее изученным, что, в свою оче-редь, является основанием для более глубокого и разносторонне-го осмысления учебного материала. Осмысление изучаемой информации требует задействования общеучебных умений и навыков, опирающихся на такие приемы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификация и систематизация и др. Осмысление учебного материала сопровождается формированием у учащихся определенных отношений к нему, понимания его социального, в том числе практического, значения и личностной значимости. Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения знаний. Обобщение характеризуется выделением и систематизацией общих существенных признаков предметов и явлений. Это более высокая по сравнению с осмыслением ступень абстрагирования от конкретного, момент перехода от уяснения смысла к определению понятия. Научные понятия всегда абстрактны, поскольку в них фиксируется отвлечение от конкретных предметов и явлений. Оперирование научными понятиями на этапе обобщения знаний приводит к установлению связей между ними, к формированию суждений. А сопоставление суждений приводит умозаключениям, к самостоятельным выводам и доказательствам.Учитывая возможность применения в обучении как аналитической, так и дедуктивно-синтетической логики учебного процесса, надо особо заметить, что обобщение завершает обучение, если избран индуктивно-аналитический путь. При дедуктивно-синтетической логике, наоборот, обобщенные данные в виде понятий, определений, теорий, законов вводятся в начале изучения темы или же в процессе ее изучения. Применение знаний (практика). Необходимыми структурными компонентами процесса усвоения являются тесно взаимосвязанные закрепление и применение знаний. Закрепление предполагает повторное осмысление и неоднократное воспроизведение изучаемого с целью введения нового материала в структуру личного опыта ученика. Оно естественно требует задействования механизмов памяти, однако не может сводиться к механическому заучиванию фактов, определений, способов доказательств и т.п. Эффективность закрепления обусловлена системой упражнений в применении знаний на практике. Ценность, прочность и действенность знаний проверяется практикой. В основе применения знаний лежит процесс обратного восхождения от абстрактаого к конкретному, т. е. конкретизация. Конкретизация как мыслительная операция выражается в умении применить абстрактные знания к решению конкретных практических задач, к частным случаям учебно-познавательной деятельности. В учебной практике конкретизация начинается с умения привести свой пример. В дальнейшем эта мыслительная способность выявляется через умение решить более сложную задачу без помощи педагога, через использование знаний в ситуациях внеучебной деятельности. Применение знаний может осуществляться в различных формах и видах деятельности в зависимости от специфики содержания изучаемого материала.
15.Хар-ка воспроизводящей и творческой д-ти. Опыт творческой деятельности как компонент содержания общего образования и базовой культуры личности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Его специфика состоит в том, что он не совпадает с содержанием первых двух компонентов. В противном случае, приобретя любым способом знания и умения, каждый человек был бы подготовлен к творчесой деятельности. Однако ни объем знаний, приобретенных в готовом виде, ни умения, освоенные по образцу, не могут обеспечить развития творческих возможностей человека. Опыт творческой деятельности человечество накапливало постепенно. И хотя не во всякой деятельности он формируется и проявляется, творчеству можно научить, но по-иному, чем научают знаниям и умениям. Конкретное содержание опыта творческой деятельности и ее главные черты проявляются в следующем: самостоятельном переносе знаний и умений в новую ситуацию; видении новой проблемы в знакомой ситуации; видении структуры объекта и его новой функции; самостоятельном комбинировании известных способов деятельности в новый; нахождении различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств; построении принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных. Черты творческой деятельности проявляются не одновременно при решении той или иной проблемы, а в различном сочетании и с разной силой. В самом характере творческой деятельности заключена та особенность содержания данного элемента базовой культуры личности, которая состоит в том, что для ее осуществления нельзя указать систему действий. Эти системы создаются самой личностью. В процессе воспроизводящей деятель