На протяжении 12 лет в СМИ упоминаются новости о школьном насилии в разном ее проявление: издевательства, драки, убийства. Зачинщиками и пострадавшими от данных преступлений являются как юноши, так и девушки. А в некоторых из случаев учителя и преподаватели. Школа - это то место, которое в дальнейшим предопределит твое будущее место в обществе. Личность человека начинает формироваться со школьной скамьи и для этого существует очень много факторов, начиная от взаимоотношений в классе, заканчивая учителем, который должен быть уважаем и являться хорошим примером в глазах детей. И пусть будет совестно тому учителю, который скажет "Я им даю материал, а воспитанием должны заниматься родители". Учение предполагает не только давать материал по уроку, но и учить детей мыслить правильно. Если ребенок умеет мыслить правильно, то у него будет четкое представление о том, что хорошо, а что плохо. Я разделю школьное насилие на три раздела:
- издевательства учителей
- драки и избиение
- убийства и самоубийство
Издевательства учителей это отголосок прошлого века, когда в годы правления Сталина применялись методы Макаренко. Примером можно привести историю в одной школе, где ученик дергал девочек за косички и отбирал у других детей игрушки. За что учительница предложила всем остальным детям "оплевать ребенка, что они с радостью и сделали". Другим примером можно привести когда учителя бьют детей об стену головой, заклеивают им рты и т.д. Кто сегодня работает в школе? Средний возраст российского учителя - 45 – 50 лет. Каждый шестой педагог - работающий пенсионер.
Драки и избиение в школах происходят, чуть ли не каждый день. Школьники нашли новую игрушку, все свои "геройские" и "крутые" поступки они снимают на камеру мобильного телефона, а потом показывают их друзьям или еще более того, они выкладывают эти ролик в Интернете. Еще бы, ведь в наше время зрелища на такое видео пользуется огромным спросом. Отсюда и пропаганда насилия и участившиеся избиения и драки в школах. Вот комментарий одного учащегося: "У нас в колледже есть компания ребят, которые всех "держат. У студентов есть выбор: или быть с ними, или стать постоянным посмешищем. Я выбрал первое. Меня пообещали взять в компанию, если я докажу свою крутость. Ночью я напал на случайного прохожего, ударил несколько раз по лицу кулаком. Сестра сняла на мобильник. Я показал ребятам. Теперь я с ними". Возраст насильников стремительно снижается. Ребята 10-14 лет могут запросто, не задумываясь, убить человека. Такое понятие, как ценность человеческой жизни, у них отсутствует напрочь". Причастной к данной проблеме, безусловно можно отнести телевидение и компьютерные игры. Дети, с еще несформировавшейся психикой берут пример с экрана, где стреляют, убивают, насилуют.
Убийства и самоубийства могут сопровождаться из-за издевательства учителей. В основе главного фактора убийства лежит издевательство и насилие со стороны своих одноклассников. Если быть точным, то доведение до убийства и самоубийства. Примером можно привести "Стрельба в Вирджинском технологическом университете США: более 30 погибших", где 23-летний кореец Чо Сен Ху, сначала расстрелял в общежитии свою подругу и студенческого советника, после чего продолжил расправу в самом здании университета. Убийца ворвался в аудиторию, где начались занятия по-немецкому языку, убив первым профессора, он продолжил беспорядочную пальбу по студентам. "Закончив" свое дело, кореец решил закончить свою жизнь, путем самоубийства. В дальнейшем, в его комнате нашли записки, в которых он не скрывал своего раздражения окружающими людьми и даже написал "Вы подтолкнули меня к этому". Вторым примером хочу привести недавно просмотренный Эстонский документальный фильм "Класс", в котором события разворачиваются в школе, а именно в классе. Над одним из учеников постоянно издеваются. Одноклассник, который отказывается от издевательства над этим несчастным и встает на его защиту, в дальнейшем на себе испытывает все "прелести" унижений. События разворачиваются в течение недели и на 7-ой день эти двое вооруженные пистолетами и обрезом заходят в школьную столовую и начинают расстреливать своих одноклассников. После проделанной работы, "друзья" решают покончить жизнь самоубийством. Один из убийц так и не решается покончить с собой, в то время как второй выпускает себе пулю в висок, концовка этой сцены проходит под титрами "Я останусь жить вам назло...".
Совсем недавно в США появился пуленепробиваемый рюкзак. С его помощью детей хотят обезопасить от возможной стрельбы в школе. Авторы новой модели говорят, что идея создать бронированный рюкзак появилась у его авторов, из-за боязни за своих детей-школьников. Разработчики трудились над ним почти 10 лет. По их словам, надежность изделия составляет 97%.
Моё личное отношение к данной проблеме является однозначно отрицательным, то что происходит в наших школах и с нашими детьми просто недопустимо. Наши школы становятся не только школами, где учат читать-писать, но и школами в которых дети учатся жестокости, а это уже первый тревожный звонок, который свидетельствует о том, что в дальнейшем в нашем обществе можно ожидать возрастание преступности.
Пути решения данной проблемы, я вижу в следующем:
- установление комендантского часа на телевидении. Фильмы, содержащие сцены насилия должны показываться не "в детское время".
- работа школьных психологов с учениками и с их родителями на предмет выявление у детей "ненормальных" отклонений в поведении. Выявление и решение конфликтных ситуаций, другими словами пресекать любое проявление жестокости на корню.
- улучшение работы школьных охранников, на предмет выявление запрещенных предметов в помещении школы (колющее, режущее и огнестрельное оружие, а так же наркотики и др.)- активное привлечение подростков в спортивные секции, Дворцы Культуры и др.
Владислав Колодюк, доклад по "Социологии".