• Авторизация


"Маленькие комедии", реж.Аршад Алекперов, театр "За Черной речкой" 31-05-2009 00:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В понедельник мне неожиданно позвонила Ира и попросила написать в Pro-сцениум статью про премьеру Аршада. Для диплома. Я, естессно, сначала согласилась, а потом испугалась - а как я? А вдруг по заказу не смогу?
Но - партия сказала надо)) Этот текст - основа статьи... И мои впечатления от маленьких, но очень талантливых комедий.

Спектакль поставлен по мотивам "Медведя" и "Драмы" Чехова. Именно по мотивам - особенно это касается "Драмы", где почти весь текст Мурашкиной сочинен, как я понимаю, силами ребят.
"Медведь" обозначен самим Чеховым как "шутка в одном действии". Но ребята играют настолько искренне, что шутка перестает быть шуткой и смех угасает, едва начавшись. Нежная, тоненькая вдова Елена Ивановна (Даша Курочкина) тоскует по умершему семь месяцев назад мужу. И вдруг в её окутанный трауром дом приезжает кредитор, "отставной поручик артиллерии, землевладелец Григорий Степанович Смирнов", которому срочно нужны деньги. Елена Ивановна же может заплатить долг только через несколько дней. Смирнов, пытаясь добиться необходимых денег, неожиданно для себя влюбляется. Да и вдова влюбляется тоже. Сюжет, банальный во всех отношениях. Но разыгран он совершенно всерьез, нежно, с настоящими слезами, непритворным горем и на мотив романсов Евгении Смольяниновой. Пафосно-комичное "я погребла себя в четырех стенах" так полно непритворного горя, что вызывает почти слезы. Хрупкая, с тихим голосом, девушка, шепчущая портрету признания в любви и укоряющая умершего мужа за неверность кажется сошедшей прямо со страниц чеховского рассказа. Тем удивительнее внезапно охвативший её гнев, когда она готова "всадить пулю" в лоб Смирнова, "черт вас возьми!". И грубоватый Смирнов, не любящий говорить с женщинами, которого раздражают "траур и ямочки на щеках", вдруг оказывается очарован "вдовушкой". Да так очарован, что, смущаясь и путаясь в словах, он делает ей предложение, в то время как она целится ему в сердце револьвером. И её тихое "не уходите" звенит в тишине, как колокольчик. Актеры играют свои преображения и открытия с такой нежностью, что смеяться не хочется. Хочется улыбаться тому свету, что льется со сцены, улыбаться ямочкам на щеках, робким взглядам, и наконец - счастливому финалу.
Полностью же комический персонаж тут один - лакей Лука, с его лукавыми усмешками, полными подтекста "хмыканьями" и невероятно хитрыми глазами. Актер Сергей Малахов умудряется практически без слов сыграть отношение Луки к происходящему - и его недовольство жизнью хозяйки, и его радость внезапному приезду Смирнова, и явные симпатии к последнему.

"Драма", дополненная ребятами, является, по сути, смехом над самими собой. В ней собраны штампы драматургии и театра - трагичная история любви, несчастная героиня и мрачно-мужественный герой, вздохи и поцелуи, убийство... И все это сыграно одной актрисой - Полиной Булычёвой! Можете себе представить?
Действие происходит в кабинете Павла Васильевича (Сергей Яценюк), куда приходит Мурашкина, "разрешившаяся от бремени драмой". Она умоляет Павла Васильевича послушать пьесу и высказать свое мнение. Когда он соглашается, начинается действо, при виде которого не смеяться невозможно. Мурашкина разыгрывает пьесу в лицах - здесь и тучная горничная, и старый лакей Осип, и заламывающая руки Анна Сергеевна, строгий старик-отец, "печальный Валентин", дети, "народ"... Словом, театр одной актрисы. Которая мгновенно преображается, становясь то манерной Анной, которая "рыдает и засыпает", то её печальным возлюбленным, который "за 20 минут успел напиться и убить человека", то отцом с больным сердцем, то слугами... В это время несчастный Павел Васильевич пытается как-нибудь избавиться от назойливой посетительницы, но это ему не удается совершенно, она даже хватает его за грудки, ведь "третье действие - самое важное!". В конце-концов он в полном отчаянье кидается на неё с тяжелой вазой. Уже налив себе рюмку коньяка и тихо сказав слуге, что убил человека, он слышит за спиной: "действие третье". И надо просто видеть лицо и глаза Сергея Яценюка в этот момент. Потому что пересказать такую безмолвную игру невозможно. Финальные аккорды спектакля тонут в зрительском хохоте - Мурашкина всё-таки продолжает свою "драму в пяти действиях", а взгляд Павла Васильевича устремлен куда-то вдаль.
Блестяще играет Полина Булычёва, ведь сделать пародию на себя всегда невероятно сложно, но ей это удается легко, ярко, и до того комично, что на спектакль хочется приводить всех будущих актеров - ведь это отличное "лекарство" от штампов!

Удивителен контраст между двумя частями спектакля, и в то же время их внутреннее единство - смотреть их по-отдельности невозможно, это одно целое, разыгранное предельно искренне, с невероятной отдачей. Это только кажется, что все так просто - любовь, комедия, пародия на театр... Всё чуть глубже, всё с "двойным дном". И понять это можно, только увидев спектакль - с первой секунды и до последней.
Под звуки романса выходят на поклоны молодые актеры - и в глазах каждого из них можно прочитать только что сыгранные истории. Истории о самом важном, которое только кажется самым простым.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Маленькие комедии", реж.Аршад Алекперов, театр "За Черной речкой" | Ninel_ka - Жизнь с чистого листа | Лента друзей Ninel_ka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»