Мы взяли восемь интервью у студентов 1-4 курсов об их опыте. Вопросы касались изменений в отношении к социологии их самих и их одногруппников, а также мы предложили им объяснить результаты из предыдущей записи. Было также использовано пять интервью, которые взяла Дарья Макарова.
Когда студенты говорят о переменах в своём отношении к социологии, то чаще всего возникает тема получения новых знаний, часто упоминается личный опыт участия в исследованиях или опыт знакомых, а также степень интересности учебного материала. Также упоминаются демотивирующие высказывания преподавателей о социологии как профессии, степень увлеченности преподавателей, влияние друзей.
Оценки перемен в себе и одногруппников резко разошлись. Основная тема для товарищей: «я знаю крайне мало людей, которые действительно увлечены». Это в 3/4 интервью, где информанты готовы были дать сведения. Напротив, про себя почти все (3/4) отмечают рост интереса к социологии. Разумеется, о причинах перемен в студентах информанты знаем гораздо меньше и почти ничего не могут сообщить. Но контраст меня впечатляет. Каким оценкам следует доверять?
Можно вспомнить работы психолога из Корнелла Девида Даннинга, показавшего, что люди более точно способны оценить положение других, чем своё собственное. Например, 94 % преподавателей вузов, как сообщает Даннинг, считают, что их уровень преподавания выше среднего. Что совершенно нереалистично. В таком случае, скорее следует доверять сообщениям о разочаровании, чем росте интереса. Вспомним эффект Даннинга — Крюгера, для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее:
1. они склонны переоценивать собственные умения;
2. они не способны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других;
3. они не способны осознавать всю глубину своей некомпетентности.
Такая квалификация, что только они д'Артаньяны.
Это только одна из гипотез