• Авторизация


Как реагировать на критику. 11-03-2013 19:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"Каждый из нас время от времени подвергается критике. Причем, одни люди реагируют на это здраво и конструктивно, а других критика повергает в депрессию. Они обычно «относят все на личный счет» и преувеличивают значение чужих замечаний. А это может нанести огромный вред здоровью человека.

Психология критикуемого. Каждое произносимое слово отражается на противоположной стороне. Отражение может быть позитивным или негативным. Прежде чем давать оценку, необходимо учесть, почему мы критикуем что-то, а также предвидеть, кто и в какой степени выиграет в результате этого. Мы не должны забывать, что наши слова будут не только сообщением оппоненту, но и то, что они окажут влияние на действия этого человека в дальнейшем. Следует помнить, что оценки, которые мы не смогли сформулировать позитивно, могут нанести вред противоположной стороне.

Критика приводит в состояние стресса главным образом того, кто критикуется, а это со временем приводит к отдалению людей друг от друга. Замечено, что люди, которые подвергают все разрушительной критике, бывают одиноки даже в семье. Окружающие перестают им что-либо рассказывать, потому что постоянно встречаются с отрицательными оценками. Одновременно с критикой может возникнуть обида собеседника и чувство отчуждаемости.

Если постоянно говорить о недостатках человека, то его самооценка становится негативной, он чувствует себя неполноценным и неудачником. В такой ситуации у него возрастает чувство беспокойства, а люди в состоянии беспокойства и стресса совершают больше ошибок. Таким образом, получается замкнутый круг. Критика порождает стресс, а тот приводит к ошибкам. Человек, совершающий много ошибок, получает больше негативных оценок.

Критика может стать причиной как потери смелости и усиления пассивности оппонента, так и привести к возрастанию его раздражения. Люди, которые постоянно слышат отрицательные слова, из-за боязни критики становятся робкими. А в случае озлобленности критикуемого человека диалог с ним нарушается.

При наличии множества положительных сторон необъяснимо подчеркивание только его ошибок и отрицательных качеств. Игнорирование положительных качеств критикуемого человека становится причиной уменьшения их количества. Если в саду, полном прекрасных цветов, обращать внимание только на некоторые сорняки, то это может привести к уменьшению количества цветов. Постоянно критикуемый человек может ощутить себя несчастным и замкнуться в себе.

Конструктивная реакция на критику. Специалисты пришли к выводам, что около 90% людей не умеют правильно реагировать на критику и замечания. Правильно – это, в первую очередь, достойно, не унижая себя и собеседника, не провоцируя конфликт. Большинство привычных нам способов реагирования на критику и замечания специалисты считают ошибочными. И вот почему:

Примерно половина людей, когда их критикуют, начинают оправдываться: человек говорит, что он не виноват, что все не так, что замечание несправедливо. Но, оправдываясь, люди занимают изначально униженную позицию. Кроме того, их оправдания чаще всего никому не нужны, и их не хотят слушать.

Двадцать процентов людей начинают вести себя агрессивно: в ответ на критику сами обрушиваются с критикой. Но контратака всегда провоцирует конфликт. А в конфликте нет никакой созидательной пользы. Только ущерб для здоровья и испорченные взаимоотношения.

Еще десять процентов людей просто молчат. Конечно, лучше молчать, чем оправдываться или нападать. Но врачи говорят, что молчать, когда критикуют, очень вредно для здоровья. Никак не отреагировав, человек как бы «глотает» оскорбление и уносит его в себе.

Таким образом, только оставшиеся десять процентов людей могут конструктивно отреагировать на критику и повести себя в такой ситуации достойно. Страх перед критикой подрывает инициативу, разрушает силу воображения, ограничивает индивидуальность, лишает человека уверенности в себе и вообще вредит ему во всех отношениях. Однако специалисты утверждают, что научиться правильно реагировать на критику не так уж и сложно.

Оказывается, ключевым различием между людьми, хорошо переносящими критику, и теми, кто чувствует себя после нее опустошенным, является то, каким они видят значение критики. Для людей, остающихся спокойными, критика где-то «вне настоящего», где-то «вдалеке». Поэтому им легче спокойно оценить критику, решить, есть ли в ней рациональное зерно и определиться, как вести себя дальше. Те же, кого критика приводит в отчаяние, принимают ее слишком «близко к сердцу». Многие из них утверждают, что отрицательный смысл критики «вонзается им прямо в грудь, как стрела или темный луч».

Психологи также разработали ряд советов, полезных для тех, кто хочет научиться правильно реагировать на критические замечания. По мнению психологов, самое главное – удерживать дистанцию между собой и критикой.

Когда человека критикуют, очень важно сохранить самооценку, для этого нужно вспомнить что-то, что послужило бы мощным источником уверенности в себе. Это может быть профессиональный успех, восхищение со стороны коллег, комплименты в свой адрес и тому подобное. И только после этого надо решать, с чем в критике можно согласиться, а с чем – нет. Реакция на критику, таким образом, будет полностью зависеть от личных целей человека, его ценностей, его взаимоотношений с оппонентом и т.д. Человеку гораздо легче выбрать правильную реакцию, когда он одухотворен, чем когда он чувствует себя неуверенно.

Все, что справедливо, следует признать – в этом суть достойного реагирования на критику. Если человек явно не прав, ему лучше всего выслушать критику достойно и предложить свои варианты исправления сложившегося положения. Ведь именно исправление допущенных ошибок, а не оскорбление и является целью любой конструктивной критики. Ее цель – привести к результатам более высокого качества. Конструктивная критика не основана на мести. Она не используется как инструмент выражения недовольства или гнева. И тот факт, что честная, конструктивная, продиктованная интересами дела критика просто необходима, вряд ли кто-нибудь оспорит.

Заметьте: о деструктивной критике речь не идет – это скорее попытка манипулирования, о котором говорить нужно отдельно.

Деструктивная реакция на критику – одна из наиболее опасных линий поведения. Снижается самооценка, человек обедняет собственный образ, подрывает результативность того дела, которым занимается. Такая реакция расшатывает уверенность человека в себе, он начинает заниматься самоуничижением, приходит в напряженное состояние и постоянно совершает ошибки в той самой области, в которой был подвергнут критике. Он может вовсе отказаться от повторения попыток и забросить данное занятие. Человек начинает чувствовать себя некомпетентным и неполноценным. Он начинает злиться, обороняться, упорствовать или вовсе пытается устраниться. Результаты падают до нуля. Появляются всевозможные отрицательные последствия.

Будьте всегда спокойны и терпеливы."

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Как реагировать на критику. | Hvitt_skjell - КАК В СКАЗКЕ. | Лента друзей Hvitt_skjell / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»