[200x271]

Удивительное время - наступление Нового года. Эта зимняя сказка пленяет весь мир, наполняет души людей мечтой о грядущем счастье. Ну а главное в этот праздник, конечно, подарки. Подарки, которых ждут не только дети, но и взрослые, врачи и продавцы, секретари и директора, менеджеры и дизайнеры. Кто-нибудь из них когда-то представлял, как среди заснеженных гор есть сказочная фабрика, на которой трудятся какие-нибудь эльфы в красных колпачках, производя подарки каждому на Новый год. Но вряд ли он представлял эту фабрику новогодних подарков среди улиц Самары, которая, кстати, существует и не одна.
Трудовая деятельность этих фабрик длиться не более трех-четырех месяцев ежегодно. Можно смело сказать, что бизнес это сугубо сезонный. В остальное время эльфы и Дед Мороз либо спят, либо занимаются другими делами, а свой бизнес они просто «замораживают». В июне коллектив, состоящий из самых главных эльфов, собирается и составляет маркетинговую бизнес-кампанию на оставшееся время до Нового года. Также рассматриваются предложения по упаковке подарка и, безусловно, его начинке. В сентябре посторонние дела забываются, и начинается работа исключительно над всеобъемлющим новогодним счастьем. Старт начинается с закупки продукции. Она осуществляется непосредственно у поставщиков или у дилеров. Как правило, это всегда кондитерские фабрики и одна «упаковочная» компания.
Современная фабрика новогодних подарков знает, что самый выгодный клиент – это клиент корпоративный, поэтому и производит подарки преимущественно для предприятий и фирм. Ориентируется на крупные компании с немалой численностью служащих и финансово успешных, но не забывает и про малые фирмы, и даже про частных лиц, которые составляют пятипроцентную долю клиентов фабрики. Да и немногие фабрики привлекают внимание конкретного клиента. В силу их полусказочности они слабо рекламируют себя розничному покупателю, к примеру, домохозяйке. Этот потенциальный клиент требует очень дорогой рекламы, а это совсем ни к чему и без того занятым эльфам. Ночью они разбрасывают прайсы по организациям, а в свободное время раскручивают сайт собственной фабрики – этого вполне достаточно.
Среди фабрик новогодних подарков, таких, как «Кондитер-экспресс», «Выбор», «Русь», «Самарская шоколадная фабрика» или «Калина», есть и такие, которые не нуждаются в представлении. Одни ориентированы на «областного» клиента и тех, кто находится близлежащих регионах. Другие – на клиента административного, а третьи и вообще на маленьких детишек. Количество заказов у некоторых превосходит 350 тысяч штук в год. Только «Лукойл» в прошлом году заказал 40 тысяч подарков для своих сотрудников. Впечатляют также административные заказы, которые уходят по областным школам и детским садам. Каждая фабрика подарков ежегодно стремиться выиграть этот тендер. Многие эльфы и не совсем честным путем, как показывает практика.
Так уж повелось, что дети перестают верить в Деда Мороза, а вот сотрудник в доброжелательность своей фирмы – никогда. Еще с советских времен были популярны социальные программы на предприятиях. Наверняка многие помнят стандартный подарочный набор, состоящий из коробки конфет, батона колбасы, баночки икры и бутылки шампанского. А иногда и просто килограмм конфет в яркой картонной коробке. Раньше и мотивация персонала любого предприятия была на высоте. Дарили и грамоты, и путёвки. Словом, показывали, насколько сотрудник дорог всему предприятию. Сегодня уже подобная система повсеместно не существует. А социальные программы давно канули в прошлое. Зато остались руководители, помнящие о регулярных поощрениях сотрудников, особенно новогодних. Тем более что этот подарок преподносится не за доблестные отличия, а как бы от души, потому что Новый год неким образом объединяет счастьем всех людей – и руководителя и подчиненного.
С моей полной версией материала вы можете ознакомиться в "Самарском Бизнес-журнале" №25