Существует несколько версий относительно духовного статуса Священного двора.
Официально, с большими оговорками и недомолвками, христиане считают, что благодать покинула это место, когда умер Христос. Как написано в священном Евангелии: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись...» (Матф. 27:51). Это мгновение считается моментом потери благодати евреями, которая перешла к христианам. В то же время в Деяниях святых апостолов указано, что они, апостолы, всякий день в Храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе. А окончательное разделение христианства и иудейства произошло после падения Иерусалима. Местные христиане почти с радостью приняли римское господство и не участвовали в сопротивлении властям, считая разрушение Храма подтверждением слов Спасителя и истинности Христианства. Иудеи же оплакивали свой город и разрушение Храма как великую потерю.
Так или иначе, на горе Мориа стоял первый Храм Соломона, который осенило облако божественной благодати. Второй храм, построенный Зоровавелем, уже не осенила благодать, поэтому он впоследствии и был разрушен императором Титом. По пророчеству Иезекииля Третий Храм спустится с небес на Священный двор и благодать будет обитать там во веки и веки: «И слава Господа вошла в храм путем ворот, обращенных лицом к востоку. И поднял меня дух, и ввел меня во внутренний двор, и вот, слава Господа наполнила весь храм» (Иез 43. 4:5).
Также есть древняя традиция о существовании так называемого Краеугольного камня, с которого Господь начал сотворение земли. По иудейским и мусульманским преданиям, этот камень есть вершина скалы Мориа, где сейчас стоит знаменитая мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол в Скале). Многие восточные христиане также верят в существование Краеугольного камня. Ведь, по их мнению, это предание старше христианства и не может быть отвергнутым по той причине, что в это верили и сами апостолы. Правда, противники этой версии учат, что Краеугольный камень – это сам Христос, отвергнутый строителями-иудеями, а вершина горы Мориа – лишь символ и некое предзнаменование, которое с приходом в мир Спасителя утратило свою силу и значение. Может быть, это и так, но ведь по древним преданиям на вершине горы Мориа Авраам хотел принести в жетву Богу своего сына Исаака. Этот библейский отрывок считается древнейшим пророчеством о голгофской жертве Спасителя. Даже из-за этого гора Мориа может считаться святой не только иудеями и мусульманами, но и христианами.
В библейский период Храмовой горы было все понятно – это было самое святое место на земле. Христиане, за исключением некоторых сект, признают Ветхий Завет и богоизбранность евреев. Затем, после пришествия Спасителя, все стало гораздо сложней. Христиане иудеи старались полностью отложиться друг от друга. Христиане долго доказывали, что они не просто иудейская секта, а сыны нового откровения. Иудеи начали собирать талмудический кодекс – своеобразный «новый завет» для евреев, в котором крещеный еврей был объявлен предателем народа. Талмудисты пытались сохранить букву Торы, обвиняя христиан, что они соблазнились недостижимой мечтой и богохульствуют, отрицая закон Моисеев. А христиане обвиняли иудеев в том, что они прельстились буквой и отвергли дух писания, отрицая пришедшего мессию. Христиане стали считать евреев не богоизбранным народом, а богоотвергнутым.
После жестокого подавления восстания Бар-Кохбы, который объявил себя мошиахом, Иерусалим был переименован римскими властями в Элия Капитолина, в честь императора Адриана. На месте Святая святых была установлена его конная статуя, а на месте второго Храма, в котором проповедовал Христос, Адриан воздвиг огромный храм Юпитера Капитолийского. Сам Храм был разобран на камни и из них язычники построили множество храмов своих богов. Языческое название Иерусалима продержалось вплоть до захвата города калифом Омаром, когда ему было дано арабское название Аль-Кудс (святой город).
Язычество, отжившее свой век, постепенно сходило на нет, а христиан, несмотря на многочисленные гонения, становилось все больше. Наконец, Император Константин Великий превратил христианство в государственную религию. Но это почти не изменило государственную политику Рима относительно евреев и Иерусалима. Ведь считается, что любой христианский храм по благодати равен великому Храму Соломона. В византийский период в Элии Капитолийской существовала лишь небольшая митрополия, подчиненная Константинополю. Борьба молодого христианства с иудейством наложила большой отпечаток на понимание священного двора как места, которое оставила благодать Божья, как она оставила и сам иудейский народ. Поэтому «мерзость запустения» воцарилась на святом месте.
Когда воздвигался Храм Гроба Господня, местом его строительства был выбран не Харам-эш-Шериф, а предполагаемое место распятия Иисуса Христа, где в то время находился языческий храм Венеры. Святой двор на тот момент был превращен в хранилище городских отходов. Христиане и язычники были единодушны в своем отношении к Харам-эш-Шерифу. Язычники видели в этом запустении месть за противодействие империи, христиане – выполнение пророчества Спасителя о том, что «мерзость и запустение водворятся на святом месте».
Среди местных христиан в ходу тогда было ветхозаветное пророчество того же Иезекииля: «Тогда Херувимы подняли крылья свои, и колеса подле них; и слава Бога Израилева вверху над ними. И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез.11:22). Многие утверждали, что благодать Божия покинула Храмовую гору, но почивает теперь на Елеонской горе. Христиане приходили со всех сторон света в Иерусалим и творили молитвы на Елеонской горе, на том месте, где сейчас находится русский монастырь, напротив города, куда перешла слава Господа, когда Он оставил прежний город. По этой причине Храмовая Гора была пустынна и запущена – она стала символом самого иудейства у христиан. Но самим иудеям такое отношение христиан к Харам-эш-Шерифу казалось не просто кощунственным. Принятие Империей Христианства как государственной религии отождествило в их глазах Христианство с язычеством. Тогда иудеи стали называть христиан акумами – идолопоклонниками. Теперь евреи не имели собственного государства и тлели скрытой ненавистью во многих анклавах и гетто Империи.
Постепенно с ростом числа паломников к местам, где был распят Христос, поднялся и статус святого города. Это выразилось в создании особенной Иерусалимской Патриархии. Тысячи паломников обогащали древний Иерусалим, который к тому времени стал полностью христианским.
Наконец, византийский император Юстиниан Великий обратил внимание на растущее политическое значение Элии Капитолины и решил превратить этот город в великий религиозный центр. В этот момент произошел большой пересмотр государственной политики Священной Восточной Римской Империи в отношении Харам-эш-Шерифа.
Юстиниан правил более тридцати лет. За это время он значительно преобразил Иерусалим. В это время город приобрел такое великолепие, которое он не видал за всю свою историю, как прошлую, так и будущую. Тогда это был воистину христианский Иерусалим – краса и гордость Востока. Паломники поражались византийским великолепием Святого града и восхваляли Господа, позволившего создать всю эту красоту. С этим периодом связано два двунадесятых христианских праздника: Введение Богородицы во Храм и Сретение Господне. Многие христиане, как католики, так и православные чтят эти праздники, но мало кто может рассказать историю их возникновения. А ведь это очень важно для понимания многих вещей, что творятся и сегодня.
История этих праздников тесно связана с Харам-эш-Шериф. Юстиниан Великий все же решил упразднить «мерзость запустения» и вновь превратить Священный двор в святое место. Юстиниан I в одном из своих указов обратился с мольбой к Деве Марии, прося ее о ходатайстве перед Богом для восстановления Римской империи. Затем он начал строительство одного из самых величественных храмов в истории человечества – Неа (Новая Церковь). Сейчас уже стерлась даже память об этом храме, но тогда он был знаменит во всем мире. Там, где уходят вниз склоны горы Мориа, этот прославленный христианский храм Богородицы поражал своим великолепием паломников. Чтобы выровнять поверхность для постройки здания, потребовалось в восточной и южной части горы возвести каменную стену, начинавшуюся в долине внизу, и соорудить обширное основание, частично из сплошного камня, а частично в виде арок и колонн. Камни были просто огромными – каждую глыбу нужно было перевозить в телеге, запряженной сорока сильнейшими быками императора. Чтобы обеспечить проход этим телегам, пришлось расширить дороги, ведущие в Иерусалим. Леса Ливана отдали прекраснейшие свои кедры для брусов кровли, и созданная поблизости горах каменоломня, где добывали разноцветный мрамор, обогатила здание великолепными мраморными колоннами. Рядом с храмом Юстиниан приказал соорудить странноприимные дома для путников, больных и нищих всех национальностей. По своему великолепию этот храм напоминал лишь храм Софии в Константинополе, а по мнению многих современников, и превосходил его. Само название базилики – Новый храм было необычным, в нем не было ни имен святых, ни воспоминания священных событий. Оно показывало особый статус этого храма в христианском мире. Новый храм Богородицы взамен старого храма евреев, разрушенного Титом.
День освящения базилики Неа и празднуется многими христианами мира как праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Лалибела думал, что это очень странно: сегодня редко какой христианин знает о базилике Неа – чуде мировой архитектуры. Все знают о храме Артемиды Эфесской, но даже православные христиане, почитающие Юстиниана как святого, ничего не знают о его иерусалимском проекте и о базилике Неа. Особо любознательным и взыскательным туристам покажут несколько камней от базилики, которая якобы находилась рядом с Храмовой горой. Рядом с Храмовой горой, а не на ней! За этой с виду невинной исторической фальсификацией стоят невидимые мудрецы, которым не выгодно освещение того исторического периода Иерусалима, когда Святой город вместе с храмовой горой был полностью христианским. Величественный и прекрасный Иерусалим Юстиниана!
Почему же историки не принимают прямое свидетельство Прокопия – самого известного историка эпохи Юстиниана, который писал, что Неа находилась на Храмовой горе?! Упорное замалчивание этого факта как христианами, так и иудеями заставляло Лалибелу думать, что здесь кроется какая-то тайна.
...Как известно, Божья Матерь родилась по обету родителей посвятить ребенка Богу. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, ее святые родители Иоаким и Анна решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник Захария – отец Иоанна Предтечи – с множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Маленькая Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, Она, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию...
Юстиниан Великий был богословски образованным Императором, он написал известнейший тропарь Единородный Сыне, который поется на каждой литургии в тысячах храмов по всей земле каждый день. Его знает наизусть каждый воцерковленный православный христианин: «Единородный Сыне и Слове Божий, бессмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас».
Знаменитейшие богословы и песнописцы эпохи под его непосредственным руководством составили службы двунадесятым праздникам Сретения Господня и Введения во Храм Божьей Матери. Теперь значение Храмовой горы было утверждено и в литургических текстах. Следующий этап: архитектурное выражение нового статуса – великая базилика Неа. Новый Храм.
С окраин Империи доносились сообщения о воинственных движениях аравийского полуострова. Арабы еще были язычниками, но их пытались обратить в свою веру как христиане, хоть и несторианцы, так и иудеи, которые основали в южном Йемене свое небольшое агрессивное государство. В обращении арабов был залог долгой жизни Империи. Юстиниан не только мечтал крестить всех арабов, но и иудеев. В то же время он повел против иудаизма настоящую войну. Гонение Юстиниана против евреев было одно из самых сильных в истории. Евреи в спешке покидали Империю. Император использовал для крещения евреев два основных инструмента, известных от сотворения мира – кнут и пряник. Величественная, радующая глаза базилика Неа, по его мнению, и послужила бы для евреев таким пряником. Ведь их больше всего коробило отношение христиан к храмовой горе. Теперь на месте, где царила «мерзость запустения», воцарился великолепнейший храм империи – Новый Храм. Самое время евреям отойти от своих заблуждений и припасть ко Христу. Но Юстиниан жестоко ошибался. Базилика Неа лишь чрезмерно раздражила евреев, для них гораздо лучше было, чтобы на священном дворе по-прежнему находилась свалка. Пусть они сейчас в изгнании и мерзость запустения действительно воцарилась на святом месте, они до сих пор евреи, надеющиеся на пришествие мессии, который и построит Третий Храм. Прекрасная базилика Неа как бы упраздняла вражду иудейства и Христианства, но путем исчезновения талмудического Иудаизма. Да и Юстиниан – гонитель евреев – мало походил на мошиаха.
Непрестанно бунтовавшие палестинские самаряне и иудеи, объединившись на почве ненависти к империи, решили отложиться от Юстиниана и пафосно провозгласили своим царем некоего Юлиана. Центром восставших был Неаполь, современный Наблус (Шхем). Восстание почти не задело Элию Капитолину, и совсем не было кровавым. Но отныне всем стало понятно, что восставшие чувствовали за собой силу зороастрийской Персии. Персидская империя была более терпима к различным религиям, в отличие от Византии, которая хотела навязать всем имперским народам халкидонское Православие, и евреи в Персии никогда не преследовались, напротив, занимая там видное положение.
Управитель Палестины византийский наместник Феодор при помощи полководца Иоанна атаковал восставших и захватил Юлиана, уничтожив при этом двадцать тысяч самарян. Христиане Палестины жестоко отомстили обидчикам за причиненное им зло. Во время возмездия один богатый купец – скифопольский крещеный еврей – был сожжен заживо. Это происшествие весьма огорчило императора, потому что сын сожженного, Арсений, служил, по еврейскому обыкновению, важным чиновником при дворе императора и требовал от него наказания обидчиков. Арсений говорил, что если император не накажет восставших, пропали его благочестивые планы по крещению иудеев. Что им, дескать, делать, если и принявшие крещение евреи не могут спать спокойно и подвергаются избиению со стороны христиан. В результате внушений этого чиновника Юстиниан страшно разгневался и отдал приказ строго наказать местных христиан. Если учесть, что большинство палестинских христиан не придерживались халкидонского Православия, авторитета имперской власти этот шаг также не прибавил. К этому времени евреи уже почти как сто лет снова жили в Иерусалиме, и напряженность в городе снова возросла, разряжаясь короткими кровопролитными стычками между общинами.
Император все поставил на идею великой Империи. Но многочисленные войны и строительные работы ослабили мощь Византии, побуждая новых императоров повышать налоги, что вело к кровопролитным дорогостоящим войнам и восстаниям. С каждым годом Византия становилась все меньше и меньше. Ее границы постоянно менялись, и картографы не оставались без работы...
Наконец, евреи дождались момента, чтобы по-настоящему отомстить христианам. Беда в Элию Капитолину пришла в 614 году. Блестящая эпоха Юстиниана Великого давно миновала. Империя, которая казалась такой могучей, была на грани полного развала. Византией правил тогда благочестивый император Ираклий. Началась очередная персо-византийская война, и персы, покорив Антиохию, Кесарию Каппадокийскую и Дамаск, весной вошли в Палестину. Персидские полчища под руководством Хозроя II Апарвиза осадили высокие стены Иерусалима. Хитроумные стенобитные орудия персов легко разрушили городские ворота. Злые враги Христа как рассвирепевшие хищники и обозлившиеся драконы вошли в город, желая как можно больше пролить христианской крови. Взятие города сопровождалось кровавой резней и разрушением христианских святынь. Храм Гроба Господня был разрушен до основания. Величественная базилика Юстиниана Неа также была превращена в развалины. Персы вместе с евреями не пощадили эту красоту и великолепие. Замысел Юстиниана провалился – базилика Неа не стала самым знаменитым храмом Востока, объединяющим многочисленные народы и религии, и память о ней затерялась в веках. Только несколько камней в старом Иерусалиме, которые показывают взыскательному туристу...
Многие христиане посчитали, что пришел конец света, и антихрист в лице Хозроя воцарился в мире. Память о взятии Иерусалима персами жила веками в сознании местных христиан. Также персы срыли все монастыри, как в черте города, так и за его стенами. Христиан умерщвляли тысячами, особенно жестоко издевались над монахами. Вражеские солдаты похитили множество иерусалимских сокровищ, среди которых было и священное древо Креста Господня. Его не уничтожили, а отправили с обозами в Ктесифон. Патриарх Захария был пленен. Иудеи за большие деньги выкупали у персов пленных христиан и прямо на месте казнили их.
Евреи получили свой Иерусалим только на три года. Потом Хозрой понял, что христиане составляют большинство населения присоединенных к империи территорий. Евреи были вновь изгнаны, а христиане стали восстанавливать святыни. За короткое время был отстроен заново Храм Гроба Господня и другие церкви. Только базилику Неа отстроить не могли, но не только по причине отсутствия средств, хотя Империя уже не имела власти и средств для восстановления всех храмов, и Элию Капитолину, вошедшую в состав Персидской Империи, субсидировал щедрый Патриарх Александрийский Иоанн Милостивый. Замысел Юстиниана по крещению евреев и арабов казался уже недостижимым. Христиане отказались признавать святость храмовой горы. Страшное взятие Иерусалима персами казалось тогда многим наказанием за попрание вековых христианских традиций, когда священный двор был городской свалкой.
Христиане вновь решили отомстить евреем. В этот период владычества персов Храмовая гора снова превратилась в городскую свалку – так христиане вторично хотели выполнить пророчество Спасителя о том, что мерзость и запустение воцарится на святом месте. Было решено ничего больше здесь не строить, дабы евреи поняли свои заблуждения и обратились в истинную веру. Разрушенные стены базилики Неа стояли в полном запустении на юго-востоке Харам-эш-Шериф. В этот время Император думал только о том, как вернуть животворящее Древо Господне.
Ираклий – Император ослабевшей византийской империи – удалился в затвор, где целый год совмещал молитвы к Христу с занятиями боевыми искусствами. Он верил, что Бог не допустит погибели богоспасаемой Империи, либо Христос и не приходил вовсе. Вся Византия была взволнована подобными настроениями. Она напоминала команду корабля во время жестокого шторма. Команда делает все возможное, чтобы спасти корабль, но их взоры и надежды устремлены в Небо, откуда только и может прийти спасение.
В победившей Персии в это время тоже не дремали. При Хозрое происходит пересмотр Авесты, священной книги зороастризма, и дается ее новая редакция. Жена Хозроя была христианкой и содержала животворящее Древо в надлежащем этой святыне почтении. Персы во множестве принимают Несторианство. В это же время возводятся новые зороастрийские храмы. Хозрой запретил смену религий и объявил себя воплощением Ормузда. Он даже стал строить величественные храмы в свою честь. Но всем было видно, что часы Зороастризма сочтены. Никто уже не верил Авесте, и никакая сила не могла отвлечь народ от принятия Христианства. Восток бурлил подобно котлу. Множество мистиков и бродячих монахов несли всевозможные религиозные учения на основе Христианства, Иудаизма и язычества...
На второй день Пасхи, помолившись в церкви св. Софии, Ираклий обратился к Патриарху Сергию со следующими словами: «Оставляю сей город и сына моего на попечение Божие и Богоматери и в твои руки!». Затем, взяв в руки нерукотворный образ Спасителя, служивший ему как военное знамя, Ираклий открыл поход на корабле, готовом к отплытию. И этот поход увенчался великим успехом. Ираклий уничтожал святыни персов, в том числе и новый величественный храм, посвященный самому Хозрою, как наместнику Ормузда на земле. Еще недавно сильно униженная Византия переживала необычайный религиозный и политический подъем. Церковное предание соединяет с обстоятельствами походов Ираклия в Персию следующие два празднества, соблюдающиеся и доселе в практике восточной Церкви. Это акафист Богородице «Возбранной воеводе победительная» и последний установленный двунадесятый праздник – Воздвижение Креста Господня. Велико было религиозное воодушевление византийского общества того времени. Священное Древо занес в Храм Гроба Господня сам император, одетый в рубище. Можно сказать, что поход Ираклия в Персию являлся по-настоящему первым крестовым походом, оказавшим влияние на нового арабского пророка, который в то время еще учил, что в религии не должно быть принуждения. Он тогда написал в Коране пророчество, что Румы бегут, но скоро обратятся и победят язычников. Мощная идея религиозной священной войны против неверных легла в основу исламского учения о джихаде. Пророчество Мухаммеда исполнилось, пророк провел на земле черту и сказал: «Как толста эта черта, так и велики противоречия между учением Христа и моим учением». Эта толерантность привлекала к нему многих восточных христиан. Но проведенная им по земле тонкая черта на деле оказалась неодолимой пропастью. Уже через несколько лет Мухаммад отправил ко всем окрестным правителям составленное в вызывающих тонах обращение с призывом принять Ислам. Шах Ирана, придя в страшный гнев, порвал это письмо. Что сделал Ираклий, бывший в этот момент в Иерусалиме, никто не знает, возможно – не обратил внимания. А зря. Уже через десять лет, после двухлетней осады иерусалимский патриарх Софроний сдал город мусульманам на почетных условиях. Предводитель мусульманского войска халиф Омар ибн Хаттаб торжественно вошел в Иерусалим. Одетый в потертый плащ из верблюжьей шерсти, он въехал в город на ничем не украшенном верблюде. Халиф огромного мусульманского государства всегда отличался простотой и воздержанностью, чем вызывал непритворную любовь своих воинов.
Патриарх Софроний договорился с Омаром, что местные христиане смогут справлять свои обряды и жить как они хотят, благословляя Бога. Взамен они будут платить небольшую дань, меньшую, чем Константинополю. Когда калиф Омар решил найти Краеугольный камень, он расспросил Патриарха Софрония, где самое святое место Аль-Кудса. Святитель показал ему Храм Гроба Господня. Но Омар лишь засмеялся в ответ и попросил указать ему точное место, где находиться мечеть Аль-Акса (отдаленнейшая), первое направление молитвы (кибла) Ислама, о которой упоминал пророк Мухаммед, когда он молился во время своего изгнания в Медину: «Хвала Аллаху, перенесшего раба своего из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую.
- Где мечеть Аль-Акса? – Омар спрашивал владыку Софрония. Патриарх, не долго думая, отвел Калифа на Храмовую гору, где в то время была городская свалка, и указал на развалины базилики Неа. Тогда Калиф удивился, почему великая священная мечеть Аль-Акса находится в таком ужасном запустении?
Патриарх рассказал Калифу, как евреи и персы во время знаменитого разграбления Иерусалима начисто разрушили святыни Аль-Кудса, и что христиане теперь лишь выполняли пророчество Спасителя о том, что мерзость и запустение воцарятся на святом месте, отсюда и горы мусора на Храмовой горе. Калифа покоробило такое отношение к святыне, но он тогда ничего не сказал Патриарху.
В свите Омара были советники еврейской веры, которые непрестанно клеветали на христиан и справедливо указывали на то, что они, христиане, превратили Харам-эш-Шериф в помойку. А разрушили они, мол, идольское капище, которое Юстиниан воздвиг на месте великого Храма Соломона – истинной мечети Аль-Акса.
Тогда Омар приказал Патриарху проползти по помойке, показывая свое негодование за кощунственное, по его мнению, отношение к территории Харам-эш-Шериф. Калиф приказал евреям очистить, прежде всего, Краеугольный камень, вершину горы Мориа. Пока верблюды увозили повозки со смердящим мусором, Омар молился на Храмовой горе Аллаху. Затем, по преданию, Омар спросил у еврея-советника, где следует построить мечеть. Еврей посоветовал построить ее севернее краеугольного камня, чтобы, обращаясь на юг, мусульмане молились и Мухаммаду в Мекке, и краеугольному камню, где стоял когда-то Ковчег. Но халиф понял уловку и выбрал место южнее краеугольного камня, там, где стояли стены разрушенной евреями христианской базилики Неа. Калиф подошел к стенам базилики и приказал воздвигнуть из обломков Неа священную мечеть Аль-Акса… Что он сам принял за мечеть Аль-Акса, в которую был перенесен Мухаммед, история умалчивает.
Мусульмане с самого начала их учения считали Аль-Кудс священным местом. Так учил сам пророк Мухаммад. Первые богословы уммы начали связывать многие места в Иерусалиме со своими преданиями. Так, они стали утверждать, что от Масличной горы к восточной стене Храмовой горы после конца дней будет перекинут мост, по которому пройдут все судимые грешники. Осужденные на ад попадут в долину Кедрон и оттуда прямо в долину Генном – известнейший символ преисподней. А праведники взойдут на Храмовую гору и оттуда – прямо в рай. Другими словами, как мусульмане, так и христиане связывали Масличную гору с концом света.
Через столетия после захвата Аль-Кудса халифом Омаром, предстоятель Русской Православной Церкви в изгнании митрополит Антоний Храповицкий даже ввел особенное учение, в соответствии с которым искупление человечества произошло даже не на Голгофе, а на Масличной горе, когда Спаситель молился до кровавого пота и слезно просил Господа: «Да минует Меня чаша сия». Это была древняя идея первых веков христианства. Она была для владыки Антония тем более привлекательней, что на Масличной горе красуется русский монастырь святой Марии Магдалины. Святитель Антоний считал, что со временем Святую землю заселят русские: маковки и шатры православных храмов будут здесь повсюду. Этим замыслам не удалось осуществиться из-за вспыхнувшей в России революции.
Станислав Сенькин
12/01/2009 12:43
Взято отсюда :
http://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=50&newsid=7528