Эту часть я иллюстрирую картинкой, созданной ChatGPT по заказу. Сидят лейтенант Донатас, инспектор Барсалога и лжецмен Вентер (Удо Кир в молодости, хороших фото не сохранилось)..
-Всегда мечтал увидеть офигевшего бизона. Поехали!
Журнальная братия, человек пять, млела под платаном у дома, когда затормозила машина Вентера. Едва они бросились к ней, путь преградил желтый «бантам». Оттуда выскочила Шоан.
-Привет, шелупень! — радостно гаркнула она. — Бумага в редакции кончилась, что клеитесь, как жвачка к сапогу?
Один, хлипкий и в очках, лепетнул «работа такая».
-Да-да, работа. Я тебя прямо сейчас приглашу к нам в постель, а? — ласково осведомилась Шоан. -Будешь сидеть на краю, стенографировать. Фотограф здесь? Тираж до небес взлетит.
Журналист захлебнулся воздухом и побагровел.
-Слушайте сюда, газетные тараканы! — продолжила она громче. — Не до вас. Неужели не заметно? Замучитесь ждать. Убирайтесь. Кто останется — я на того гляну. Потом.
«Потом» прозвучало э...э... эксклюзивно. Кто-то вякнул про «свободу прессы».
-Ага. Свободу тебе? На ферме дедушки такой свободой свиней кастрировали.
Пресса загомонила, но попятилась.
-Свободны! Как Великий Китайский Народ! — провозгласила она. —Одну жёлтую задницу оставьте, побалуйте бульдога.
Внезапно Ветер притянул её к себе и поцеловал.
Пресса запаниковала и разбежалась.
***
-Не знал, что ты так умеешь, -Вентер едва сдерживал смех.
В гневе лицо Шоан будто осветилось, и стало занимательным. Щёки горели.
-Ну, этим бизона на скаку не остановишь, — ответила она. - Сюда бы мою бабушку.
-Это которая лётчица?
-Да. Жива и здорово. Если что разбомбить — обращайся. Или торпедировать. У её знакомых очень разносторонние интересы.
-Вы тоже впечатляете, мисс...
-Бабушке пришлось многое уметь - у деда руки, прямо говоря, из задницы росли.
-Я в точности твой дедушка! А ты замечательно сработала. Смотри - ни одного проныры. Не боишься за свою… ну…эту...
Шоан фыркнула:
-«Репутацию»? Да хрен с ней. Думаешь, те дамочки, что видели нас в «Кбеб-Пу», поверили, что ты мой кавалер? Только и сплетен, как я их «развела». Пусть прочитают, что мы прикатили вместе.
-Это будет в каждой газете, — засмеялся Вентер. — Не хочешь завершить день чашкой кофе или рюмочкой? Вообще переночевать, чтоб они там из штанов повыпрыгивали?
-Ты чего? - она покрутила пальцем у виска. - Если я лягу спать в десяти метров от мужчины, сама из штанов выпрыгну.
...
Он не знал своей искусительной силы. Не дай Бог разжечь девушку. Он не был против, но потом. Что-то поймёт о проклятии, тогда.
Шоан уехала и прихватила пионы...
...но утром аромат ещё витал в воздухе.
Спал Вентер плохо. Опять снилось круглое окно особняка. Падающие через него солнечные лучи выжигали каменный пол, и перемещались, оставляя на нём слова «простокнига», «простокнига», а он прикован... К нему перемещались, или от него? В какую сторону должен ползти луч из окна?
Чертыхаясь, он встал рано. Несмотря на то, что артисты раньше обеда не завтракают, позвонил Россоланте. Не ответили. По спине пробежал холодок...
В почтовом ящике лежал журнал с интервью Эрскина, присланный из универа. За кофе он его проработал:
«Три белых слона» — беседа с сэром Ноэлем Эрскином, FRSL
-Сэр Ноэль, Ваше избрание в Королевское общество литераторов вызвало удивление: этой чести, как правило, удостаиваются поэты, романисты, философы. С этого Вы и начинали, но обратились к детективу. Почему именно этот жанр?
-Как-то я слушал Майкла Мириса — молодого человека, которому платят пять фунтов в час за то, чтобы он рассказывал сказки больным детям. По сравнению с ним я вообще не достоин такой чести.
-Мы непременно поинтересуемся, почему мистер Мирис до сих пор не член FRSL. Но давайте о Вас. Почему детективы?
-Внутри них всегда пружина, которая толкает события. Жанр интеллектуально превосходит другие.
-«Интеллектуально превосходит»? Сильное заявление.
- Разумеется. Детектив — это игра. Его читают с тем же нетерпением, с каким хотят сыграть партию в шахматы. Ваш ум жаждет работы. Возьмите Ибсена, возьмите Достоевского: это блистательно, ошеломляюще, гипнотически. Но при этом интеллект лишь зритель, а не игрок.
-Разве у Ваших коллег детектив не слывёт недостойной ловушкой?
-И прекрасно! От хорошего детектива невозможно оторваться, как невозможно не заинтересоваться, что замыслил гроссмейстер жертвой ферзя. Да, капкан. Но капкан — это сила, а не слабость.
-Говорят, жанр условен, неправдоподобен, и его нельзя считать «серьёзной литературой».
-Не считайте. Шахматы тоже условны и неправдоподобны, однако это не мешает играть. Детектив ближе к шахматной задаче, а она ещё условнее: там может быть, к примеру, три белых слона, и никто не возмутится. Слабость жанра не в условности, а в том, что подавляющее большинство детективов вращаются вокруг банальных мотивов. Крайне ограниченных: ревность, наследство, алмаз.
-И Вы пытаетесь это исправить?
-Мечтаю. Найти цели, от которых не отмахнуться. В мистической литературе это луч, заставляющий исполнить вашу волю, эликсир любви, бессмертия..
-То есть загадкой должна быть не техника преступления, а его цель?
-Да. Настоящая загадка в "Деле рыжих" Конан Дойля — зачем мистеру Уилсону понадобилось каждый день покидать свою кассу. Попробуйте придумать другую причину, и увидите, как это трудно.
-«Бог из машины» или спиритизм не удержат внимания. Приведите нашим читателям ещё пример истории-капкана, где всё держится на неожиданной цели.
-Их много. У Честертона бригадир самых высочайших моральных принципов оказывается растратчиком и устраивает проигрышное сражение, чтобы спрятать среди убитых тело свидетеля. Хотя общий мотив банален, читатель не мог его предположить.
-Но это не слишком честно?
-Я не рыцарь, я охотник за вниманием. Мне нужна кажущаяся нелепость, нечто невероятное, что держит читателя в капкане. А в конце — сокрушительное объяснение.
-Благодарю, сэр Ноэль.
***
Вентер задумался. Не его ли это случай? Может, он просто не может предположить цель «цепочки смертей», потому что она не умещается в границах его воображения? А вдруг его «проклятие» - и не проклятие? Но случайную смерть ведь невозможно устроить. Это невероятно, как выразился сэр Ноэль...
Не находя себе места, он поехал в «Ваонду», полагая, что там никого. Но из-за двери инспектора доносились голоса. Он вошёл.
-О! Вентер? Что? Опять труп?
Барсалога и Донатас сидели друг напротив друга.
-Ничего такого, - отмахнулся лжецмен. - Не спится. Я посижу, посмотрю на ваш словесный поединок. О чем спор?
-Я доказываю, что писатели не убийцы. Даже Лазариос — клоун, а не злодей, - ввёл его в курс Барсалога. - Один мудрец сказал: ещё ни один автор детективов не пробовал убивать по собственному рецепту.
-Лазариос? - поморщился Донатас. - Да у него фильмография! «Сестрёнки на продажу», «Ниночка снимает штанишки»... Это он-то не мог убить?
-Распутник — не убийца. А даже наоборот, - резонно заметил инспектор.
-Уёби... ой... он был, - мрачно вставил Вентер.
-Это слишком расплывчато, - прищурился Барсалога.-Оно на убийство-то способно, это самое у-ё?
-На что угодно. От прейскуранта зависит, -Вентер зевнул.
Донатас перевёл тему:
-Вентер, знаешь, почему я тут? - обратился Донатас. - Все смеялись над нашим химиком, а он взял да проверил чернила Пампавиа тестом на гемоглобин. Так вот: крови там процентов тридцать.
–Чёрт! Как я не люблю эту мистику! – с тоской воскликнул лжецмен.
-Подпись можно подделать, а кровь не подделаешь, в ней биологический код,– почти всерьёз сказал Барсалога. – Потому Дьявол и заставляет ею расписываться. Он технически подкован. Писал ли Пампавиа чушь или это шедевр пошлости – теперь это уже только его.
-А вот я приехал, потому что взяло беспокойство. Ни свет, ни заря, позвонил Дюймовочке. А её там нет, - поделился страхами Вентер. Барсалога тут же обрёл серьёзность и взялся за телефон:
-Нет, говоришь? Та-ак, и где эта птичка...