• Авторизация


Робер Дуано. 50+50 29-05-2025 13:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения --Лина Оригинальное сообщение



May. 27th, 2025 | 10:00 pm

В Париже проходит ретроспективная выставка работ Робера Дуано (1912-1994), одного из наиболее известных мастеров французской гуманистической фотографии. В этой записи - подборка из ста выставочных снимков, которые мне показались наиболее выразительными. Фотографии в залах скомпонованы по темам, каждый тематический блок предварен краткой аннотацией. Сохраняю эту структуру и привожу перевод аннотаций. Все снимки сделаны со стендов, поэтому делайте скидку на качество визуального материала (блики, отражения...). Запись поделена на две части, в каждой по 50 фотографий.


ЧАСТЬ I
 



Детство

Детство Роберта Дуано было сумрачным. Он рос в стране, охваченной войной, его отец отсутствовал, отправившись на фронт. После возвращения отца умерла мать и Робер остался сиротой в возрасте всего 8 лет. Начиная с 1930-х годов Дуано направил объектив своего нового Rolleiflex'а на живых, бесстрашных детей в кепках - этих непослушных озорников. Вскоре он нашел свой стиль, очень похожий на стиль кинорежиссера, снимающего эпизоды с множеством возможностей монтажа. Его нежная связь с детьми всегда оставалась неизменной. Он разделял их любовь к игре, неукротимую потребность в свободе и радостную дерзость, которая осталась с ним и в более поздние годы. «Неповиновение кажется мне жизненно важной функцией, и я должен сказать, что я сам не обошелся без нее».


Ноги к стене, Париж, 1934
IMG_1493-1_exposure_resize.JPG


Первая любовь, Париж, 1935
IMG_1495-1_resize.JPG

Укрытие. Париж, близ Порт-д'Иври, 1945
IMG_1510-1_resize.JPG


"Цветок ручья", Менилмонтан, 1953
IMG_1513-1_resize.JPG


Картонный дом, Париж, 1953
IMG_1516-1_exposure_resize.JPG


"Стрекоза". Школа на rue Verneuil, 1956
IMG_1496-1_resize.JPG


Зуб, Париж, 1956
IMG_1498-1_exposure_resize.JPG


Дети площади Эбер, Париж, 1957
IMG_1506-1_resize.JPG


Гонка, Париж, 1956
IMG_1511-1_exposure_resize.JPG


Нескромный голубь. Жантийи, 1964
IMG_1501-1_resize.JPG


Фартуки улицы Риволи, 1978
IMG_1503-1_resize.JPG
 




Мастерские художников

В 1926 году, в возрасте 14 лет, Робер Дуано поступил в École Estienne, где провел три года, изучая ремесло литографии. Это ознаменовало начало его жизни в мастерской. В 1937 году, в возрасте 25 лет, он и его молодая жена Пьеретта переехали в художественную студию в Монруже, где он потом прожил всю оставшуюся жизнь. Среди его соседей были такие художники, как Этьен Айду, Андре Фужерон и Этьен Беоти. Даже у Фернана Леже была мастерская в соседнем здании. Жорж Брак, Альберто Джакометти и Сезар также жили неподалеку.
Студия стала местом, где Дуано действительно чувствовал себя как дома. Это была идеальная среда для него, с предметами и незаконченными картинами, которые говорили об истории художника более красноречиво, чем могли бы сказать слова. Однако у него не доставало решимости постучать в двери своих прославленных соседей: «У меня никогда не хватило бы смелости просить время у тех, кто так хорошо его использовал. У великих мастеров, чьи имена — заголовки глав в учебниках по истории искусств, и которых мы представляем себе только перемещающимися с неоновым ореолом... И все же некоторые из этих великих мастеров затаскивали меня за плечи в свои студии».


Морис Утрилло в своей студии, 1947
IMG_1530-1 Утрило_exposure_resize.JPG


Ле Корбюзье, 1945
IMG_1566-1_exposure_resize.JPG


Никола де Сталь в ателье Фернана Леже, 1946
IMG_1540-1_resize.JPG


Альберто Джакометти в своем ателье, rue Hippolyte Maindron, 1957
IMG_1526-1_exposure_resize.JPG


Ателье Рудиер, 1950
IMG_1527-1_resize.JPG


Андре Дерен в Шамборси, 1954
IMG_1533-1_exposure_resize.JPG


Фужита в Пале-Рояль, 1950
IMG_1535-1_resize.JPG


Леонор Фини, 1950
IMG_1537-1_resize.JPG


Пабло Пикассо, 1952
IMG_1545-1_exposure_resize.JPG


Сезар в сварочной маске, Велетанёз, 1955
IMG_1546-1_resize.JPG


Дэвид Хокни и Генри Гельдзалер, Париж, 1975
IMG_1542-1_resize.JPG
 




Агентство, реклама, публикации

В 1933 году Шарль Радо, венгерский иммигрант, основал в Париже первое фотоагентство, Rapho (Rado-photo), объединив там своих друзей Эрджи Ландау, Нору Дюма, Брассая и Иллу Коффлер, помогая им поднимать только зарождающуюся профессию иллюстративной фотографии. Робер Дуано познакомился с Радо в 1939 году, когда его уволили с заводов Рено. Дуано надеялся присоединиться к команде Rapho и представил свой первый фоторепортаж. Однако история пошла по-другому: начало войны остановило проект, что привело к эмиграции Шарля Радо в Соединенные Штаты и в конечном итоге к закрытию агентства.
В 1946 году Раймон Гроссе вновь открыл Rapho, и вскоре к нему присоединился Дуано, который стал его самым близким другом и на всю жизнь остался преданным агентству Rapho. С течением времени к нему присоединились такие известные фотографы, как Билл Брандт, Вилли Ронис, Сабина Вайс, Эдуард Буба, Жан-Филипп Шарбонье, Жан Дьезед и Жанин Ньепс. В 1980-х годов появилось новое поколение ведущих фотографов. Именно в Rapho сформировалась профессиональная жизнь Дуано. Раймон Гроссе занимался пресс-релизами, публикациями и рекламными заданиями агентства, основал консультационный архивный офис в своей квартире и продвигал фотографов в английской прессе. Благодаря Шарлю Радо, который также основал агентство Rapho Guillummette Pictures в Нью-Йорке, агентство присутствовало и на американском рынке.

Робер Дуано и Раймон Гроссе в агентстве Рафо, 1993
IMG_1548-1_resize.JPG


Фото для обложки книги "Запасная веревка", 1952
IMG_1550-1_resize.JPG


Обложка журнала "Точка зрения", 1950
IMG_1552-1_resize.JPG


Из серии рекламы автомобилей, 1950е
1.
IMG_1554-1_exposure_resize.JPG

2.
IMG_1556-1_resize.JPG


Реклама маргарина "Астра". (Коллаж из разных кадров)
IMG_1558-1_resize.JPG


Из серии "Витрина ROMI", 1948
1.
IMG_1576-1_resize.JPG

2.
IMG_1583-1_resize.JPG

3.
IMG_1585-1_exposure_resize.JPG
 




Годы c Vogue

С 1949 по 1952 год Робер Дуано работал в журнале Vogue. Он был нанят Мишелем де Брюноффом, чтобы привнести свежий взгляд на французское послевоенное общество: публичные мероприятия, грандиозные балы, изобилие культурной жизни с периодическими "набегами" на моду. Там он познакомился с молодым редактором Эдмондой Шарль-Ру, с которой у него завязалась дружба. Позже она стала главным редактором журнала с 1954 по 1963 год, продолжая иногда давать Дуано заказы. Это дало ему доступ к миру, который не был его собственным, с которым он на самом деле не ассоциировал себя, но чью красоту и утонченную грацию он мог оценить. Его фотографии в Vogue часто изображают общество изысканной утонченности, а иногда они, кажется, не запечатлевают ничего, кроме жестов легкомысленности. Однако, если взглянуть на них под другим углом, они представляют собой ценные свидетельства стороннего наблюдателя, пусть и немного неуместного в том исчезнувшем мире.


Drapé de Grès, 1955 (Мадам Гре - французский дизайнер, создававшая одежду «от кутюр»)
IMG_1619-1_exposure_resize.JPG


Ники де Сен-Фалль, Магги Руфф и Симка, 1952. (Магги Руфф - французская художница-модельер)
IMG_1621-1_exposure_resize.JPG


Плащи, 1949
IMG_1622-1_exposure_resize.JPG


Вело Тати, 1949. (Жак Тати, режиссер и актер, исполнитель роли сельского почтальона, разъезжавшего на велосипеде)
IMG_1624-1_exposure_resize.JPG


Морис Бежар репетирует "Весну священную", 1960
IMG_1625-1_exposure_resize.JPG


Урок танца в парижской Опере. На переднем плане Клод Бесси, 1950. (Клод Бесси - прима, затем балетмейстер Оперы)
IMG_1626-1_resize.JPG


Мадемуазель д'Ориньи становится графиней д'Аркур, 1952.
IMG_1629-1_resize.JPG


Бал у Бейстеги, Венеция, 1951. (Этот грандиозный костюмированный праздник называли Балом столетия)
IMG_1635-1_exposure_resize.JPG


Жюльет Греко в "Красной розе", 1950. (Красная роза - одно из кабаре в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре)
IMG_1637-1_exposure_resize.JPG
 




Писатели

В 1945 году встреча с Блезом Сандраром позволила Роберу Дуано опубликовать свою первую книгу «La Banlieue de Paris» («Пригороды Парижа») и оставить статус иллюстратора, став самостоятельным автором. Робер Жиро после войны открыл ему двери бистро и многих других мест, где фотокамеры раньше были бы запрещены. Он завязал тесную дружбу с Жаком Превером, с которым встретился в парижской студии литографа и фотографа Виньо в 1931 году.
Франсуа Каванна, с которым он познакомился в 1988 году, чтобы написать книгу под названием Les doigts pleins d 'encre (Пальцы, наполненные чернилами), рассказывал об их первой встрече: «К тому времени, как наступила ночь, я понял, что для того, чтобы завести друга детства, нужен всего один день». Последние годы его жизни были наполнены присутствием Даниэля Пеннака, с которым он написал две книги и который вознаградил его сыновней дружбой.
Писатели были неотъемлемыми спутниками жизни Дуано как фотографа. С ними он любил воссоздавать свой собственный маленький театр, будь то на улице, в кафе, в частной квартире, в студии или у себя дома. Он сдержанно обставял сцену, что было одним из его любимых фотографических приемов.


Блез Сандрар в Экс-ан-Прованс, 1945
IMG_1640-1_exposure_resize.JPG


Жак Превер на улице Парижа, 1955
Robert-Doisneau-Jacques-Prevert 1955_resize.jpg


Жорж Сименон, Париж, 1962
IMG_1643-1_exposure_resize.JPG


Франсис Понж на балконе, 1945
IMG_1648-1_resize.JPG


Поль Элюар у себя дома, 1947
IMG_1651-1_exposure_resize.JPG


Марсель Эме в театре Ателье, 1952
IMG_1652-1_exposure_resize.JPG


Альберто Моравия, 1989
IMG_1654-1_exposure_resize.JPG


Луи Арагон и Эльза Триоле, 1963
IMG_1655-1_exposure_resize.JPG


Франсуаза Саган, 1985
IMG_1657-1_exposure_resize.JPG


Антуан Блонден, 1987
IMG_1658-1_exposure_resize.JPG


https://nikolai-endegor.livejournal.com/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Tess_Garbo 29-05-2025-14:17 удалить
Шикарные фотографии! переодически читаю/смотрю этого юзера из ЖЖ Пожалуй скомпримирую себе тоже подборку
Ostreuss 29-05-2025-14:30 удалить
Tess_Garbo, там ещё вторая серия должна быть. Но по-моему Дуано особенно силён был в молодости.
29-05-2025-16:38 удалить
Ответ на комментарий Ostreuss # Т.е. в хронике.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Робер Дуано. 50+50 | Ostreuss - Никакой информации, политическая фантастика для любителей | Лента друзей Ostreuss / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»