• Авторизация


Беседа с епископом Афанасием 25-04-2007 16:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Алекс_Топор Оригинальное сообщение

"ПОКАЯНИЕ - САМЫЙ КРАСИВЫЙ ЦВЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЧЕСТНОСТИ"

БЕСЕДА С СЕРБСКИМ ЕПИСКОПОМ АФАНАСИЕМ (ЕВТИЧЕМ). ЧАСТЬ 1

Епископ Афанасий (Евтич)

- Владыка, расскажите, пожалуйста, о ситуации, которая сложилась в епархиях Сербской Православной Церкви, граничащих c районами, где проживают мусульмане и католики, где прошла война...
- Прежде всего, благодарим вас за молитвенное единство вместе с единством в вере, в литургии, в общении. Это нас делает более сильными c вашей помощью, помощью Божией и святых, особенно святых мучеников, и дает нам силы выдержать.
Мы прошли ужасную войну с 1991 года, которая началась в Сербской Краине, а потом перекинулась в Боснию. Сербская Краина - это западная часть сербского народа, которая находилась в коммунистической республике Хорватия. Такого государства - Хорватия - никогда не существовало; раньше они были в Австро-Венгрии, после Первой мировой войны стали частью королевства Югославии, и потом Тито им дал свою республику. После падения коммунизма хорваты, словенцы, мусульмане получили свои государства. Американцы не желали коммунизма, но желали воспользоваться всеми результатами коммунизма. Результаты же коммунизма в том, что сербов в Югославии разбили на пять республик. В Хорватии жило около 750-800 тысяч сербов, это только в республике Хорватии. Сейчас их там вряд ли осталось 200 тысяч. В Боснии жило 1,5 миллиона сербов, сейчас их немного меньше, но, слава Богу, они там остались. Черногорию сделали особенной национальностью. Непонятно, как это возможно? И Македония теперь отдельное государство. Это тоже наши братья-славяне. Некоторые из них болгары. До войны, во время существования первой Югославии, это были сербы, а затем они вынуждены были менять фамилии. И еще выделили как автономные области Косово и Воеводину. В последней - 1 миллион 650 тысяч сербов, и только 350 тысяч не сербов.
- Владыка, с Вашей точки зрения, в результате чего могли произойти такие катастрофические для Югославии и для Сербии события?
- Югославия в общем-то была искусственным созданием - оно не было реальным государством, даже как королевство. Оно нам было навязано австрийскими политиками, католиками.





Мусульмане - это другое дело. Мусульмане всегда считались сербами, и их никто не трогал после ухода турок. Нам навязали этих католиков, потому что хотели иметь на Балканах государство, в дела которого всегда можно вмешиваться. На Балканах европейцы, а в новое время - американцы, постоянно не дают нам создать свой дом и самим урегулировать отношения. Они всегда вторгаются. Все решения, которые принимаются, всегда таковы, чтобы всегда оставалась возможность снова вторгаться. Коммунизм был дьявольским делом. Когда коммунисты определяли границы этих федеративных республик, то использовали немецкие оккупационные линии разделения королевства Югославии. Это было направлено на то, чтобы сербы повсюду были в меньшинстве. А сербы-то были в большинстве по отношению к каждому - и мусульманскому, и хорватскому элементу! Сейчас, правда, в последние 20 лет, из-за высокой рождаемости у мусульман ситуация несколько изменилась.
При коммунистах активно проводилась пропаганда борьбы с "великосербским гегемонизмом", который якобы всех угнетал, и необходимо было народы от него освободить. То же самое и у вас в России с "великорусским шовинизмом". И даже сейчас, когда нынешняя Сербия является лишь частью Центральной Сербии, у нас хотят отнять Косово. Нас все время обвиняют в желании создания Великой Сербии. Но Великой Сербии никогда и не было, а было нормальное желание объединения сербских областей, сербских земель - как говорили уже со времени Неманичей, со времени святого Саввы, Архиепископа всех Сербских земель. Но этому всегда противодействовала политика и Ватикана, и европейских государств. И не надо забывать, что сербов всегда связывали с Россией, а православных всегда старались разъединять. Поэтому и греков разъединяли. Это очень опасная игра: разбивать и греков, и славян! Нас всегда разъединяли и не давали объединиться.
Когда распалась Югославия, сразу признали все эти новые государства. И все эти международные комиссии - это уже все было предвзято. Просто заранее решили уничтожить Югославию. Зато Боснию хотели сохранить единой. Если бы все разделилось, и Босния, то было бы лучше. Летом 1990 года хорватов там было 18%, сербов - 35-37%, и 42% - мусульман. Сербам не хотели дать автономию в Хорватии, а их потом побили с помощью американцев и выгнали, а сейчас будто бы позволяют возвращаться, но это очень трудно происходит, как и в Косово тоже.

До 1941 года сербов в Косово было большинство. Албанцы, как мусульмане, были всегда турецким орудием против нас. К тому же 30% албанцев в Косово сербского происхождения. Их раньше сделали под давлением мусульманами, это происходило с 1750 года, когда Турция начала слабеть и усилилось давление на православных. То же самое было и в Боснии. Потом из этих мусульман сделали албанцев. Во время Второй мировой войны они были за немцев. Тогда в Косово было убито 40 тысяч сербов, а 100 тысяч выгнали. Когда в 1945 году к власти пришел Тито, то он дал албанцам полную автономию, а 100 тысячам сербов вернуться запретил. К тому же албанцы во время Энвера Ходжи массами приходили из Албании и селились в Косово и Метохии. Косово - это восточная часть, а западная - Метохия. Там в Метохии большие участки плодородных монастырских земель. Коммунисты запрещали название Метохия, называли все "Косово", но это Косово и Метохия. На этой территории 1300 православных храмов, монастырей, а это территория 100-120 км по диагонали.
В общем, антисербской была австрийская политика, и ватиканской в то же самое время, затем коммунистическая, и теперь американская.
- Каково Ваше отношение к Милошевичу и проводившейся им политике? Какова его роль в событиях последних лет в Югославии?
- Милошевич пробовал что-то делать, но он так делал, что по крайней мере это была медвежья услуга и даже хуже. Он хотел удержать коммунизм и продлить ему жизнь. И все время говорил, что он коммунист. Получалось, что Сербия как будто защищает коммунизм, а ведь Сербия больше всех пострадала от коммунизма! - как и русские, конечно, в России. Так что роль Милошевича оказалась плохой, а, кроме того, как агрессивный трус действовал против своих! Если бы он был хорошим дипломатом, то не стал бы решать судьбу народов Боснии без Караджича, но он позволил его убрать. И в Косово тоже только он один решал. Надо было сербов спросить в первую очередь! В общем, он правил один и один всё решал. Но он не должен был решать проблему сербов один, никак!
Я не хотел бы больше говорить о Милошевиче: это наша трагедия, что нашелся такой человек - неверующий, злодей. В общем, что от коммуниста можно ожидать? Честные люди давным-давно ушли из коммунизма, а он остался и хотел продолжить жизнь мертвому. Для Запада его присутствие было желательно. Они были за Милошевича - якобы он харизматик и лидер. Никакой он не лидер! Он просто навязывался. Это неправда, что сербы всегда хотят лидера. Нет, они хотят мудрого, умного правителя. Вот сейчас Коштуница - скромный человек, никакого лидерства не хочет, а просто честный человек. Но вряд ли Коштуница сможет что-то сделать, потому что через других политиков вмешиваются американцы, шантажируют нас. Они сделали нам большое унижение тем, что так сдали Милошевича. Это возмутило всех.
Но сербы - народ героический, свободолюбивый, который может защищать себя и свою веру и не ждет американской милости. Европа для нас не идеал. Как говорит великий Достоевский - пророк: Европа - это святая земля чудес, и мы удивляемся, мы это ценим, мы благодарны ей за то, что она нам дала, но уже пора нам давным-давно выйти из этого египетского рабства, которое называется Европа. Это Достоевский говорил, потому что понимал глубину Православия. Что Европа? Один наш историк сказал немцам: "Скажите, вот вы говорите - Европа, Европа… А кто выдумал газовые камеры? - Балканы или Европа? Кто выдумал Варфоломеевские ночи, кто выдумал Гитлера?" Это - не нашего происхождения.
- Владыка, а во время войны в Боснии и Герцеговине ваша епархия сильно пострадала?

Владыка на руинах собора в Мостаре
- На территории моей епархии во время войны проживали на севере мусульмане, а на юго-западе - хорваты. В ней около 150 храмов - 35 из них уничтожили. Среди них кафедральный собор, епархиальная резиденция и монастырь в Мостаре. В Мостаре до войны была одна треть сербов, одна треть хорватов и одна треть мусульман. Сейчас сербов там живет две-три тысячи, самое большее - четыре. Отняли сербскую территорию: около Требинья - 50 деревень, из них 40 - чисто сербских! Это все сейчас у нас забрали.
- Мы видели страшные фотографии поруганных икон, разрушенных храмов. Действительно было так, что Вы и другие сербские епископы ходили прямо по полю боя, помогали раненым, отпевали убитых?
- Помогали, конечно! Мы были и остаемся со своим народом - другого народа у нас нет. Когда мне говорили из Женевы, и Патриарху, почему там Афанасий ходит по боевым позициям - потому что там народ, живые люди. Я и хорватов спасал, и мусульман… Но об этом никто не говорит. Они заранее решили, что сербы - злодеи и надо сербов сделать черными дьяволами. А сейчас уже выясняется, что, когда бомбили в центре Сараево, на площади Маркале, и было убито 80 человек, - это сделали моджахеды, организованные и руководимые американцами. Свой народ убили, чтобы показать - вот сербы какие! Это было на Успение Божией Матери, в 11 часов, когда сербы еще в церкви! И мы сразу сказали, и тогда еще говорил японец - Ясуши Акаши, что это не сербы, но его не слушали, а сейчас уже генерал английский Роуз пишет, что это сделали моджахеды. Неправда и лицемерие западной цивилизации, как говорил Достоевский, это ужасно. Мы это пережили на себе. Я ненавижу Запад, Запад является и опасностью внутри меня - я мог стать западным человеком, бесчувственным, бесчеловечным, бессовестным. Это всегда таится в ветхом, невозрожденном человеке, ветхом Адаме. А они это культивировали до идеала: надо стать такими, как Клинтон - преступник, аморальный человек и, конечно, большая мафия - наркотики. Они делают, американцы, в Черногории, и в Косово сейчас, особенно в Косово - действует черный рынок наркотиков, оружия, женщин, сигарет и так далее. Говорят, вышла книга "Албанская мафия", написали ее два француза. Они пишут, что американцы собирают каждый год из этого региона пять миллиардов. И в Боснии это тоже было. Но они всегда всё скрывают, всегда у них действует конспирация.
Бог знает, что они сейчас хотят сделать с этим Афганистаном. Боюсь, что они хотят подойти к России через эти мусульманские страны. Им никогда нельзя верить - у них нечестная политика. Говорят, сербы - националисты. А скажите, есть ли больший национализм, фашизм, нацизм, чем американский? Он называется: "американские стратегические интересы". Какое дело нам на Балканах до американских стратегических интересов? Это фашизм, нацизм, агрессия, это американский тоталитаризм. Они всем миром хотят править по-своему, и в этом есть демонический тоталитаризм. Пусть они нас предоставят самим себе, мы свое дело устроим сами - нет, они никогда это не сделают.
Да, мусульмане давно поддерживали турок. Когда Сербия в начале XIX века стала освобождаться от агрессии, они говорили: нет, турецкое государство - законное. Сейчас написали историю Боснии и историю Косово, чтобы похвалить, какое турецкое государство было юридически безупречное, что все было в порядке, и как албанцы были угнетаемы сербами. На самом деле, как у Гитлера были самые жестокие войска СС, точно так и албанские четы были орудием турок. Они пишут историю такую, какая им нужна, а не такую, какой она действительно была и какую мы все знаем и которая задокументирована. Они говорят, что сербы никогда на Косово не были в большинстве. А как тогда объяснить наличие 1300 сербских церквей и монастырей с XII века? Как это объяснить? И вплоть до XX века все время церкви и монастыри разрушали и много раз восстанавливали. И мы, даст Бог, восстановим и эти 110 разрушенных церквей. Но они не хотят исторических свидетельств, они не любят историю из-за своей темной, грязной совести.



Но сербы выдержат, у сербов глубокая вера. Сербы - грешный народ, но Бог пришел спасать грешных. Во время войны меня обвиняли: "Вот, Афанасий сказал, что сербский народ - Божий народ". Патриарх меня спросил: "Как ответим на это в Женеве?" Они прислали две тысячи маленьких таких коробочек по несколько килограммов помощи, а мы получали из Греции, из России, но особенно из Греции - намного больше. Мы очень благодарны им - они спасали наш народ. У меня было тогда 100 тысяч православных - 32 тысячи беженцев, 2 тысячи убитых, 800 детей-сирот; и я ответил: "А это Божий народ. Бог не имеет другого народа на этом пространстве, кроме сербов. Сербы - это Божий народ". Евреи тоже были Божий народ, были грешные. Мы, православные, - Божий народ, хотя и грешные. Нам необходимо спасение, может спасти только Спаситель, значит, мы - тот народ, который пришел спасать Господь.
Какие злодеи там... Что случается в Калифорнии, какое зло, сатанисты, что случается в Лондоне, в Париже - какая бесчеловечность. Никто про это не говорит, будто бы они все - Божий народ. А когда встретишься с ними, то видишь, какое лицемерие, какая ложь, какая бесчеловечность, бесчувствие! Я никогда не видел, чтобы они плакали. А кто не плачет, тот не знает, что такое человек. Сербский народ умеет плакать. И если сделает зло в защите или, может быть, иногда, в нападении на человека, и прольется кровь - мы знаем, что такое покаяние, в покаянии - спасение. Есть сербская поговорка: "Самый красивый цвет человеческой честности - это покаяние". Покаяние - самый красивый цвет человеческой честности. Вот какое слово у сербского народа. И вот еще что сказал наш Патриарх, когда пришла эта натовская сила на Косово, а албанцы начали разрушать все, сжигать монастыри! Он сказал: "Милошевич - не серб и не представитель сербов. То, что сделал Милошевич, - это сделал не сербский народ". Сербский народ страдал под Милошевичем, и больше всех - сербы в Косове, а от косовских сербов албанцы не страдали!
Я писал об этом. Помните, как они 16 марта 1981 года в Неделю православия подожгли Печскую Патриархию? Большой монастырский корпус, в котором жило 30 сестер и гости. Никаких беспорядков еще не было, никаких милошевичей. Понимаете? Значит, они против Церкви действовать начали еще тогда. И Патриарх говорит: "Монастыри и церкви в Косово - почему их разрушают, в чем они виноваты?" Мы выдержим, даст Бог, выдержим, но только лучше было бы не терять каждые 10-20 лет самую лучшую кровь, самых лучших молодых людей. У нас все время с XIX века - войны, войны, войны… Теряем таких людей… Больше миллиона сербов убили во время Второй мировой войны - это кроме тех, кто погиб на фронте. Народ побили в Хорватии, Боснии, Герцеговине и в Косово. И мы все выдержали и выдерживаем. Сербы - народ терпеливый, народ благодушный.



Хорваты и мусульмане в начале 90-х вместе начали воевать против сербов, а потом год воевали между собой - с марта 1993 до мая 1994, пока им американцы не навязали мир. Война между мусульманами и хорватами в Боснии была очень жестокой - такая была ненависть и злоба. Значит, не сербы виноваты во всем. Потом это быстро забыли, и сейчас, когда мусульмане и хорваты никак не могут мирно жить вместе, они говорят: "Нам все-таки лучше с сербами, потому что сербы все быстро забывают и быстро прощают". Вот что говорят хорваты. Это правда. Серб как православный человек умеет простить, умеет жить с человеком, как с братом своим.
Я надеюсь, что Косово останется сербским. Там народ терпит большое страдание. От 300 тысяч сербов осталось только 120 тысяч - остальных выгнали. Албанцы и американцы не хотели даже проводить перепись населения, а когда провели оказалось, что 15-17%. А албанцы говорили, что их 2 миллиона - нет, 1 миллион 100 только. Надеемся, что сербы выдержат и что мировая ситуация изменится как-то в нашу пользу.
Но вернусь к мусульманской проблеме. Совершенно очевидно, что мусульманская опасность надвигается и поднимается над миром. Мусульман сейчас больше миллиарда, и повсюду они агрессивны. В Индии 800 миллионов индийцев и 100 миллионов мусульман, и индийцы боятся мусульман, потому что они агрессивные. Индонезия: 160 миллионов мусульман, и Австралия боится Индонезии. У них есть такая зеленая карта мусульманских стран от Индонезии до Марокко. В Северной Африке только Эфиопия - христианская страна. Почему Эфиопия страдает все время? - Потому что они христиане - это одна точка в зеленом море. Как живут христиане в мусульманских странах? в Турции? Там искореняют православие. В 1923 году полмиллиона греков истребили, полтора миллиона выгнали - осталось лишь 120 тысяч; а сейчас их 2-3 тысячи. А мусульмане в Греции сейчас имеют представителей в парламенте, их сейчас больше 120 тысяч, а тогда было 10 тысяч. Как живут православные на Ближнем Востоке? Христианство там угасает - его удушают повсюду. Как живут христиане в Саудовской Аравии, как живут христиане в любой мусульманской стране? А там тоже говорят про свою свободу, свою культуру. Какая культура может выйти из ислама?! Джихад - вот какая культура. Но американцы похожи на них. Они их озлобляют, они их используют, они их эксплуатируют.
Надвигается опасность - в Германии, Англии, Франции уже много мусульман. В Америке почти все чернокожие стали мусульманами. Увидим еще, что будет с Америкой. Она Вавилон - как был древний Вавилон, как был Египет, как был султан, как была Римская империя, как были Гитлер и другие тираны. И Америка пойдет по этой дороге, потому что никакое зло не остается в конце концов неразоблаченным и ненаказанным. Бог правдив, Бог присутствует в истории. Мы верим в Его присутствие в истории.
Дай Бог им спасения, я им желаю спасения. Дай Бог, чтобы они почувствовали, что в действительности самое важное. Как наш народ всегда это чувствует. Мы любим свою Родину, но еще больше любим нашу Небесную Родину - Царство Небесное. И в свете Царства Небесного мы, сербы, смотрим на царство земное. Таков наш Косовский завет. Наш народ страдал, потерял свое государство, свою земную родину, но сохранил веру и душу. Мы пять веков были в рабстве, потом освободились, но никогда не забывали нашу Небесную Родину.
На рeках вавилонских, тамо сeдохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в началe веселия моего (Пс.136). Это такой патриотический псалом. Земной патриотизм - да, но еще лучше - небесный патриотизм, который обнимает и землю. Неправда, что православные забывают землю - нет. Православие желает спастись всем. Бог всё создал для жизни вечной. И мы - ненавистники не тела, а страстей, зла, как говорят отцы. Вот подлинный православный реализм, и это богочеловеческий реализм, и он трудный. Поверьте, мне легче быть язычником, легче быть мусульманином, легче быть даже католиком, и еще легче - протестантом, но православным - всегда трудно. Это всегда распятие, а распятие всегда ведет к воскресению, но надо выдержать распятие, чтобы пришло воскресение.



Я давным-давно ждал противостояния ислама и христианства в мировых масштабах. У них сейчас прежде всего сильная биологическая экспансия. В Косово главная проблема всегда была - агрессивность албанцев, агрессивность биологическая, демографическая. У них по 10-12 детей. Рождают детей иногда от двух жен и так далее. Таков ислам. Но кто виноват? Каждые два года в Турции проходят съезды всех религиозных вождей с территории бывшей Оттоманской империи. И в Турции все больше возвращаются к сознанию Оттоманской империи. Америка признает Турцию как секулярное государство, но у них в народе оттоманское сознание.
Я думаю, и не только я, что у американцев есть план разделить Россию на несколько частей, и прежде всего занять Сибирь из-за ресурсов. Если русские это не поймут, то когда-нибудь может стать поздно. А почему американцы так лояльны к мусульманам? Конечно, их миллиард и они не хотят с ними ссориться. Америка поддерживала Талибан, а теперь вот что у них самих происходит. И сейчас к Афганистану они подошли через Турцию, и уже, думаю, не уйдут из Афганистана, а останутся там.
Но Бог иногда по-другому все устраивает. Вот сейчас Америка пребывает во всей своей мощи, и вдруг три самолета совершают такие терракты. Если бы четвертый упал на Белый дом, это была бы для них психологическая катастрофа. Они бы не выдержали этого. Психологически они очень слабы и нестабильны. Если, не дай Бог, была бы война, то Америка бы сразу рухнула. Они не могут такого выдержать.
- Как Вы относитесь к происходящим в мире событиям: террористические акты в Америке...
- Террор в Америке - это творение самой Америки. Создали человека по своему подобию. Как сказал отец Паисий: "Диавол создал злого человека по своему подобию". А Америка создала человека по своему образу и подобию - это бен Ладен. И вот так получилось, что он пошел на своего отца. Они создали и бен Ладена, и этих талибов, а сейчас это им вернулось обратно.
Но вряд ли теракты в Америке - это дело только бен Ладена. Я этому не верю. Там много еще темных сторон. Конечно, велика роль в этом самих американцев. Нельзя было так все сделать. А сейчас они бедный народ наказывают.
- Но в мире происходят не только катастрофы и разделения. Не так давно наметилось сближение Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью. Сербская Церковь является посредником в этом процессе. Что лично Вы думаете о возможности воссоединения?
- Я давным-давно говорил, что Русская Заграничная Церковь должна воссоединиться с Русской Православной Церковью, и даже влиял на Патриарха Павла, чтобы он писал об этом, потому что Сербская Церковь имеет непосредственное отношение к этому вопросу, и мы имеем своего рода долг перед Русской Заграничной Церковью, перед карловчанами, потому что они у нас были. Они получили свою автономию внутри Сербской Церкви, вроде того как во время Юстиниана II, когда сарацины или арабы вторглись на Кипр, и киприоты вынуждены были бежать в Малую Азию. Им дали там область около Дарданелл, у Мраморного моря, и они сохранили там церковную автономию. Такой есть пример, и даже каноны это позволили, но временно. Сербская Церковь писала, что Русская Заграничная Церковь должна вернуться к своей Русской Церкви. Их реакция была различной. В общем, должны соединиться.
Как я слышал на днях, ушел митрополит Виталий, который был непримиримым, не только в отношении Русской Церкви, но и в других отношениях. А сейчас владыка Лавр, который умеренный и умный, более молодой. Наверное, соединение будет. Московская Патриархия очень хорошо сделала, что никогда их не судила.
Когда был сербский раскол в Америке, отец Иустин [преподобный Иустин (Попович)] плакал, молил патриарха Германа сделать все, чтобы не допустить раскола. Раскол всегда трудно потом преодолеть. То, что Московская Патриархия не делала суда над ними, - это хорошо. Мы так же с нашими македонцами сделали: им дали автономию, а они захотели сделаться автокефальными. Никто их не признал, и сейчас, похоже, возвращаются обратно. Это еще окончательно не произошло, но дай Бог, чтобы возвратились, и были бы нормальные отношения, а то они совсем изолированы. Большая опасность здесь исходит и со стороны Ватикана, который все время пытается распространить на них свое влияние. Сербская Церковь ставила вопрос суда, но не совершала судебного процесса, не расстригала их епископов. Хотя для этого были серьезные причины.
Но когда такое соединение произойдет, не надо, как говорят сербы, правду "гнать до конца". Есть латинская поговорка: "Абсолютная правда - абсолютная неправда". Если до конца доводить правду, то не по-человечески это, не по любви. Должна быть действительно икономия [снисхождение]. У них есть хорошие священники, хороший порядок, и они сохранили в Америке точное богослужение. Так что дай Бог, будет это соединение. А я давно писал и говорил об этом.
Отец Иустин (Попович) часто говорил о мученической Русской Церкви и о Заграничной Церкви: "Я их понимаю, они не хотели сотрудничать с советской властью, но и те были вынуждены, надо и их понять. Мученическая Церковь - она выдержит это". Он советовал Заграничной Церкви вернуться и воссоединиться с Московской Патриархией.
Я советовал тем, кого сам знал из РПЦЗ: "Вам необходимо воссоединиться". Они против митрополита Сергия. Ну, хорошо, против Сергия; но Сергий уже умер, и что дальше? Особенно я всегда был против того, чтобы они вторгались в дела Русской Церкви и сталкивались с ней, принимали каких-то священников или каких-то прихожан. Дай Бог, чтобы Бог потом не наказал их, как это всегда случается, тех, кто делает в Церкви зло - раздор - благодать Божия больше не бывает с такими людьми. И даже кровь мученическая не может исцелить раскол в Церкви, это св. Киприан говорил, и другие. Святой Ириней говорил, святой Игнатий - как зеницу ока надо сохранять единство Церкви: около епископов, около священников, около клира, народа.
(Продолжение следует...)



Вопросы епископу Афанасию
задавали студенты и преподаватели
Сретенского высшего православного училища

"СЛАВА БОГУ, ЧТО Я НЕ НЕПОГРЕШИМ"

БЕСЕДА С СЕРБСКИМ ЕПИСКОПОМ АФАНАСИЕМ (ЕВТИЧЕМ). ЧАСТЬ 2

Продолжение. Начало см. здесь.

Епископ Афанасий (Евтич). Фото: Православие.Ru

- Владыка, нас интересует вопрос о чтении тропаря 3-го часа на Божественной литургии во время Евхаристического канона. Мы знаем, что в разных Церквах существует разная традиция.Читается ли тропарь 3-го часа во время Божественной литургии в Сербской Церкви?
- Тропарь третьего часа существует в Сербской Церкви. Я в своей епархии, пока был правящим епископом, не читал его, а что сейчас делает новый епископ - не знаю. Я его не читаю. Это включение было сделано в XVI веке. Иногда я произношу его, когда другие епископы тоже его читают, но это не суть дела. В основном я читаю его как частную молитву, если можно так сказать. Скажем, во время каждения на Великом входе на Херувимской читают 50-й псалом, но этого нигде не написано, а просто такая практика. Или чтение трижды: "Боже, милостив буди мне грешному!" - этого тоже в служебнике нет. Я слышал от отца Георгия Флоровского, Александра Шмемана, что они по освящении Даров про себя говорили: "Ей, гряди, Господи Иисусе, маранафа!" Это из раннехристианской литургии, взято у апостола Павла, в конце первого послания к Коринфянам (16.22). Или, как вы знаете, отец Иоанн Кронштадтский присовокуплял и свои молитвы во время литургии.
Но сейчас, чтобы не было беспорядка, хорошо бы иметь соборное решение насчет этого. Плохо то, что этого держатся только славяне. Нас об этом просил хиландарский игумен отец Никанор, потому что афонцы очень строгие насчет порядка, и когда они видят как в сербском или русском монастыре читают молитву 3-го часа, то плохо к этому относятся. Они спрашивают: "Разве вы не знаете историю всего этого?" Отец Киприан Керн ясно писал, что это ввели против вычеркивания эпиклезиса в Римской Церкви.
Я не считаю, что делаю ошибку в этом плане. Я не самочинный, но такие вещи совсем очевидны. Когда я был правящим епископом и видел, что большинство моих священников его читают, я их не трогал - пусть читают, если привыкли. Я был свидетелем, когда наш Патриарх Павел спросил Святейшего Алексия, а он ответил: "Нет", и наш Патриарх это уважает.
- Как Вы относитесь к вопросу катехизации перед Крещением. Как обстоит дело с катехизацией в Сербской Церкви?
- В Сербской Церкви, к сожалению, в этом отношении святой хаос. У нас мало катехизируют - это плохо. Сейчас вряд ли возможно восстановить весь этот порядок катехуменов: кающихся, припадающих и так далее. Это была, конечно, хорошая дисциплина. Понятно желание ее восстановить, но это вряд ли возможно.
Самое важное - привлечь человека, чтобы он вошел в жизнь Церкви и затем продолжал свою катехизацию, которая в любом случае не оканчивается с крещением. У св. Кирилла Иерусалимского об этом ясно говорится.
Я служил в Афинах, в русской церкви. Вначале приходила молодежь - русских мало, а в основном греки. И вот большая проблема: что сказать молодому человеку? "Не ходи в кино, не ходи в театр, не ходи еще куда-то", - я об этом не говорил, а попробовал сделать так, чтобы у молодого человека возникла жажда христианской жизни, а подвиг в этом направлении Господь ему Сам укажет. Если сидеть у телевизора и смотреть его, то в этом состоянии невозможно молиться. Хочешь молиться - тогда сам выключи телевизор. А если я тебе скажу: "Не смотри телевизор, не смотри плохие картинки…", - то много из этого не получится. Катехизацию необходимо проводить так, чтобы человек серьезно зажил церковной жизнью, а затем продолжал ее.
С одной стороны, легко и быстро крестить - это опасно. Но все-таки лучше поступать по примеру святых отцов, которые говорили о том, что лучше крестить мальчика, чем отпускать его к сарацинам или каким-нибудь антихристианам. Лучше крестить, потому что времена такие: может погибнуть, может умереть. Наша жизнь всегда в руках Божиих, но, скажем, в Греции от несчастных случаев погибает большое количество людей. Я имею в виду не только автомобильные аварии, но и другие случаи. В общем, не надо слишком отлагать крещение, но надо идти узким путем, мудрым, царским путем. А то у нас склонность впадать или в одну, или в другую крайность. Надо и одно, и другое сочетать - и одно надо делать, и другого не оставлять.
Особенно важно быть проницательным в общении с человеком - понять состояние его души, его настроение, чтобы с помощью Божией помочь ему. Без этого, поступать формально - опасно. Бывало так, что некоторые из западных христиан крестились и стали православными, а затем, увидев обстановку в церкви, ушли. Это бывает и по диавольскому наущению, и по недостатку нашего труда и пастырского старания.
Конечно, у нас преобладают случаи (судя по всему, и у вас тоже), когда мы быстро крестим человека без предварительной катехизации и приготовления и без дальнейшего старания с нашей стороны. В пастырской работе надо действительно сораспинаться Христу (Гал.2.19).
У сербов, по-моему, здесь дело обстоит хуже. Бывает проблема со священниками, которые входят в рутину, в инерцию, как сказал Господь, делают "как наемник" (Ин.10.12-13). У русских, наверное, не так остро стоит эта проблема. Иногда бывает, что священник служит как бы только для того, чтобы содержать свою семью. Говорит: "У меня семья, сейчас мой сын должен учиться в школе, переведите меня с этого прихода на лучший, потому что мой сын должен учиться". Если так ставить вопрос, тогда выходит, что для него служение Церкви - просто средство получать деньги, чтобы содержать свою семью. Бывает и так.
В общем, легко крестим, и получается, что эти люди, недавно пришедшие в Церковь, как будто получают привилегии, а христиане, которые несли свой крест во время коммунизма, иногда даже обижены на неофитов. Особый спрос будет и с нас, но это и их слабость, как у старшего сына, когда вернулся блудный сын. Так что есть и такая сторона проблемы. Нас в этом плане всегда ждет большой объем работы.

Епископ Афанасий (Евтич). Фото: Православие.Ru
- Владыка, Вы учились и преподавали в богословских учебных разных стран. Где, по Вашему мнению, выше уровень преподавания и богословской науки?
Я учился в Сербии, Греции, на Халке был только пять месяцев - там была проблема, турки собирались закрыть Халку. Так что в отношении Халки трудно сказать. В общем, образование в Константинополе было по образцу русских академий и выдающегося богословия там не было. В Греции школы государственные, но есть хорошие богословы. Правда, есть и соперничество среди богословов. В общем, жизнь идет динамичная, и богословие там есть, но не всегда академическое, лучшее даже иногда не в школах. Живой там подъем богословский, сильный, но есть много опасностей и сложностей. На Афоне есть молодые ученые люди, в афонских монастырях, где по 50-80 монахов: Филофей, Симонопетра, Григориат, Ватопед, Иверон - там уже почти наполовину ученые, среди них и богословы, и в других монастырях тоже. Некоторые пишут, некоторые начинают. В общем, такое развитие идет повсюду. Мне сказал митрополит Иоанн Пергамский (Зизиулас), что в России есть молодые богословы, которые через 10 лет все превзойдут нас. Десять лет прошло, я не видел еще, чтобы превзошли конкретно его - это было его смирение, он очень хороший богослов, глубокий, динамичный, очень хорошо знает отцов, но все время хочет диалога с современной миссией… Он хороший философ тоже, ему это удается, он хороший ученик Флоровского, я имею к нему доверие, хотя и не со всем согласен. Такие богословы, конечно, нужны; это глубокий человек. В патристике, я скажу открыто, он сделал шаг дальше Флоровского. Вот он так говорил. Никогда нельзя сказать, что есть направление, которое кто-то ведет, потому что это всегда откровение Духа Святого.
Есть молодые богословы во Франции. Например, француз Жан-Клод Ларше, через год-два будет сербским священником - он в Сербской Церкви. Он опубликовал хорошие книги. Владыка Каллист Тимофей? Очень хороший, глубокий богослов.
В Америке немного ослабло богословие после известных отцов - Флоровского, Шмемана, Мейендорфа. Мало их там. Свято-Сергиев институт тоже ослабел - но что делать? Как Флоровский говорит, в истории Церкви бывают и подъем, и упадок. Есть православные, которые думают, что вот, приходит эра Православия, будет Святая София наша, православная, и так далее. Вряд ли, это немножко утопический взгляд, но это не значит, что мы не должны работать.
Я вижу в Русской Церкви подъем, поэтому, между прочим, и приехал, не только из-за вашей любви, но и для того, чтобы немножко посмотреть, немножко почувствовать. Есть живая жизнь в Русской Церкви. Пусть это иногда бывает внешне, но все-таки тут жизнь. Но - есть проблемы унаследованные, и есть новые проблемы - диавол не оставит ведь в покое.
О богословском образовании вот что я вам скажу. Где лучше? - Повсюду. По-моему, Греция и Россия сейчас здесь держат первое место. Сербы что-то делают, конечно, пока с владыкой Амфилохием. Есть там и молодежь, но - посмотрим. А на Западе по-разному.
Особенно важно вернуться к традиции святых отцов. Вам намного легче, у вас уже многие отцы переведены - вы читаете отцов в русском переводе. У сербов этого нет. Я начинал читать отцов в русском переводе. Мало, очень мало тогда у нас было, сейчас уже больше переведено, и идут дальше. Без отцов вряд ли возможно возобновление богословия. И, кроме того, нельзя ограничиваться только чтением. Богослов - не значит хороший начетник - кто читал много книг. Нам необходима благодать Божия и жизнь. Св. Григорий Палама молился Богородице - он был плохим учеником, когда учился. Молился: "Просвети мою тьму!" - и получил, и стал таким великим богословом. Дай Бог и вам учиться, но всегда с жизнью. Как говорил митрополит Филарет, жизнь все время свидетельствует. Так что Бог даст по сердцу, по смирению, по труду, по борьбе, по подвигу. Это не дается сразу, нельзя так быстро. В школах, в академиях, в большинстве, нужно пройти курс. Нужно сдать экзамены, нужно знать то, что в программе. Но программа никогда не выполнится, а если даже и выполнится, то вряд ли будет результат. Необходимо сообразование. Человеческая жизнь такова, что надо быть осторожным, трудолюбивым, и надо подвизаться. Вообще, ничего не дается просто так, и слава Богу. Как говорили отцы, Бог больше наивных Адамов не принимает в рай. Надо пройти большой подвиг. Но богословие нужно, дорогие, не забудьте, что богословие нужно. Но богословие - не такое абстрактное, как если бы кто-то просто книги читал и стал мудрецом. Св. Максим так говорит о том, что значит богословие. Бог сказал Адаму: возделывай землю и питайся хлебом от земли. Это наше бытие - душа и тело. Вот это наша земля. Делай себя, обрабатывай себя, чтобы есть хлеб богословия, - так говорит святой Максим.

Епископ Афанасий (Евтич). Фото: Православие.Ru
- Владыка, как Православная Церковь относится к войне? Как участие в военных действиях соотносится с заповедью "не убий"?
- Знаете, история - это скандал, она непрямолинейна. Наш православный опыт в том, что мы должны бороться. Нас ругали, Сербскую Церковь, и меня: "Что это вы говорили?" Даже перед Патриархом я ругал некоторых интеллектуалов белградских. Патриарх собирал, они приходили, часто были заседания иерархии - трудно было. Я им говорю: " Дорогие, придите в мою епархию - там будем говорить с вами!" Один мой белградский друг, писатель, христианин, говорит мне: "Как же ты одобряешь, что там происходит: разрушают мечети, хватают мусульман?" Было много клеветы, но и много зла - мы и не скрываем. Я ему говорю: "Дорогой, приди ко мне, мы там будем говорить, а не здесь. А ты у своего епископа, он никому не делает то, что я делаю, и ты будь доволен. Я не твой епископ, и ты мне не будешь читать лекции!". Перед Патриархом так сказал. И он замолчал.
Если бы во время войны я не был в рясе, не был священником, владыкой, я бы взял оружие и боролся. Так я говорю. Кто-то другой пусть пойдет молиться на горе или еще что-то, а я бы так делал. И пусть на Суде Божием буду как последний пустынник и молитвенник. Невозможно это определить. Во время нашего страдания под турками что мы претерпели? Тридцать восстаний в Сербии было, и никогда нам не давали освободиться, и сейчас не дают, и все время навязывают свою волю. Мы не можем воевать, а они могут развязать войну? Американцы могут? Вот сейчас эти господа из Гааги делают все, что говорят американцы. Сейчас убивают мирных людей, а американцы говорят: "Это нормально". А у нас не было нормально?
Это война. Когда возьмешь "Калашников", то первой жертвой этого "Калашникова" будешь ты сам. Ты уже не сможешь остаться нормальным. Надо быть искренним и реальным - ты не можешь быть нормальным после этого. Я видел войну, исповедовал людей - совесть работала у людей, но они все-таки защищали свой народ! Помните "Три разговора" Соловьева? Читайте их - это самое лучшее, что он написал, а то много дурачества написал Соловьев, много у него, там - "Римская империя и папа", "Вселенская Церковь" и так далее. Но "Три разговора" - самое лучшее. Почитайте, я не буду повторять.
Господин Толстой говорил: "не противься злу". А он это из суеты говорил просто. Но я не буду здесь теорию излагать. Нельзя дать рецепт, какой доктор вам напишет. Но я скажу другую вещь. И этим в Женеве я тоже говорил. Они спрашивают: "Как это ты говоришь, что сербский народ Божий?" - "Ну да, Божий народ". - "А войну ведет!"- А Израиль что сделал? Был Божий народ и воевал. Мой народ Божий - он грешный, но Бог не имеет другого народа на этой территории, кроме того, который я имею, и это Божий народ. Я не буду хулить, что это не Божий народ. Бог в мир и пришел такой народ спасать. Вы знаете, какое лицемерие у этого Фишера из Швейцарии - Жан Фишер. Я их ругал. Они прислали помощь из Швейцарии - две тысячи маленьких пакетиков и следили, кому я буду их раздавать. Я давал всем, и мусульманам, и хорватам, но там было их немного - они ушли!
Как же можно не бороться против зла? Другое дело, что нельзя злом против зла бороться. Но не бороться против зла - это не по-христиански, не по-человечески, я это утверждаю. Вы можете этого не принимать, но я так думаю.
Вот у Соловьева в "Трех разговорах", когда офицер побил башибузуков, которые сожгли армянскую деревню. Он говорит: "Я первую ночь уснул со спокойной совестью". Когда, скажем, насилуют девочку, а отец видит это. Если он убьет, я не буду его судить. Пусть Бог судит - Он будет судить.
Патриарх наш Павел говорил, что есть и праведная война - Архангел Михаил поднял войну против диавола и выбросил его с неба, и хотел и дальше гнать, но Бог сказал ему: "Подожди". Знаете, как было трудно остановиться Архангелу Михаилу? Вот мы говорим, что святые Борис и Глеб были чудом мученичества и терпения. Но не все были, как Борис и Глеб. И образец для Церкви не только Борис и Глеб.
Во время войны я не искал смерти, но и не бежал. Кто-то в Белграде сказал, что никто из нас, священников, не был убит. Неправда! Были убиты, и двое действительно мученически.
В общем, не надо поддаваться мировым оценкам, что такое война. А они могут вести войну? Сербов ругали, а что сейчас сделали с сербами? Война необходимое историческое зло - кто может сказать тому или иному народу: "Не защищай себя!" Поэтому не надо поддаваться легко духу этого времени. Мы все против войны, но какой войны? Я не защищаю войну, но нельзя так ставить вопрос: не противиться злу. Тогда идите к Толстому. Человечески я не принимаю Толстого. Если, скажем, сейчас в одном автобусе войдут двое и начнут всех вас бить, я что, буду говорить: "Дорогие, не противьтесь". Я бы сразу сказал: "Берите и свяжите их!" Я бы так сказал, даже как епископ. Почему один человек должен терроризировать 30 или 50?
- Каково Ваше отношение к коптскому богослову Шенуде?
- Он - монофизит. Он написал книгу, в которой ясно сказано, что у Христа одна природа. Ее печатали на греческом языке.Я не согласен с теми, кто их называет дохалкидонитами. Они монофизиты, потому что говорят, что у Христа одна природа. Они без Шенуды ничего не делают. На всех этих собраниях посылают факс Шенуде, чтобы он одобрил - он их мозг.
Кстати, Ларше очень хорошо об этом написал -100 страниц на французском. Я перевел на сербский. Ларше написал хороший серьезный анализ насчет диалога с ними.
В общем, мы не можем соединяться с ними, пока они не принимают Халкидонский собор. Без этого никакого соединения не будет - будет ложь.
- Владыка, у нас с Церкви происходят нестроения из-за того, что у вас называется социальными номерами, а у нас - индивидуальными номерами налогоплательщика и тому подобным. Мы знаем, что в Греции были похожие проблемы.
- Я разговаривал с греческими специалистами. Никаких тайн в этих номерах нет, и никакого демонизма. Так можно дойти до того, что нужно выбросить всю технику, выбросить компьютеры, выбросить все остальное. В Греции вопрос был связан с тем, чтобы в паспортах и карточках была вписана принадлежность к православию как религии. Сейчас эта история еще не закончилась. Личные номера - это совсем другое.
Мы должны защищать подлинную свободу совести человека. Надо действительно защищать свободу человека - и внутреннюю, и внешнюю. И, конечно, должна быть гарантированность личной жизни человека. Нельзя все выносить на площадь, нельзя вторгаться в семейную жизнь, как делали ЧК, да, наверное, и в Америке делает ЦРУ - вмешиваются в частную жизнь людей. Это подобно тому, как если бы мы, христиане, открывали грехи один другого и выносили их на всеобщее обозрение. В Европе есть такая тенденция, и вообще в ветхом человеке есть. Необходимо, чтобы Церковь насколько возможно с этим боролась.
Думаю, что если реально смотреть на вещи, то вряд ли Церковь может избежать обязательных правил и норм всеобщей регистрации. Это не наше дело. В Греции были такие - их там немного - зилоты, которые стали говорить, что вот это номер антихриста - 666, и это будет каждому вклеено и будет печать антихриста на нас. Но, я считаю, что все это чепуха. Разве так поверхностно будет нас обольщать диавол - через компьютер, через нумерацию? Это слишком примитивно. Но мы можем потерять больше и глубже, потерять чувство, он глубже может воздействовать. Вот, скажем, одобряют все, что делает с бен Ладеном Буш, и Буш нас ведет к этому поверхностному противостоянию: или с Америкой, или с бен Ладеном. А я ни с бен Ладеном, ни с Америкой! Оставьте меня, мне не до вас и не до бен Ладена! Скажут: "Ах Вы за терроризм?" - Я не за терроризм. Разве в Афганистане одни террористы сейчас, которые страдают и гибнут от самых ужасных американских бомб? Это бедный народ страдает. В Ираке как страдает народ, из-за одного Саддама. Страдает весь народ, а американцам никакого дела нет до иракского народа.
Надо быть осторожным, надо быть бережливым, но надо и открытыми глазами смотреть на жизнь, надо относиться ко всему реалистично. Если завтра меня начнут контролировать - не смогу поехать, например, в Швецию или какую-нибудь страну - ну, ничего. Они могут ввести международную полицейскую систему, через Шенгенское соглашение могут контролировать въезд и выезд, могут сказать, что, например, русский Патриарх опасен и запретить ему передвижение.
В Греции Церковь подняла сейчас вопрос, чтобы в паспортах писали "православный". Церковь три миллиона подписей собрала, чтобы добиться записи в паспортах о православном вероисповедании, а государство это игнорировало. А ведь это половина населения, имеющего право голоса! Там есть люди, которым заплатили со стороны, чтобы показать, что греки - неправославные.
Есть склонность многих людей в Православии к тому, чтобы легко сделать раскол. Но тогда потеряется соборный дух, и Дух Святой не будет снисходить на разделение. Он раздается всем, но нельзя разделить Святой Дух, и нельзя его "приватизировать". Это делали монтанисты, это делали катары, это делали староверы, Аввакум и другие. Есть зилоты на Афоне. Они написали на монастыре: "Православие или смерть!". Черный такой флаг и - "Православие или смерть!" Зачем это? И привезли даже бензин, для того, чтобы если бы захотели силой их выгнать, то они монастырь сожгут. Это изуверы - это не вера. Но их мало, и это не характерно для Афона. Есть много отцов на Афоне, есть люди подлинной духовной жизни - но это живая жизнь.
Нельзя жизнь так упростить, чтобы все было без проблем и без соблазнов. Без проблем и соблазнов не будет, так Спаситель сказал (Мф.18.7), и в истории это так. Но не надо бояться соблазнов, и "горе тому, через которого приходит соблазн" (Мф.18.7), или тому, кто поддерживает, делает соблазны, развивает их, так что ответственность всегда за это существует. И не надо навязывать свою меру, себя как меру, как канон.
Я помню, мне рассказывали, как старушки в Петрограде ругали митрополита Никодима. И ничего, Никодим был таким, каким был. Он - не мера для Церкви, как сейчас не мера - я, или еще кто-нибудь. Христос - мера Церкви. Не надо беспокоиться, но надо стараться, чтобы не соблазняли души, вот в чем проблема! Я не против зилотов, Бог свидетель. И те дипломаты, которые занимаются церковной политикой или мировой и вообще такими большими масштабами, забывают, что ревность их как христиан, тоже нужна. Тело Церкви защищается всеми верными, но верные возглавлялись всегда своими пастырями, своими священниками, своими владыками, своей церковной организацией. Канон Церкви - это тоже святыня. И если бывает по икономии, по нужде, когда преступают канон, то только ради спасения людей, а не так, чтобы попирали каноны… Но не надо держаться за них, как буквоеды. Каждый канон - как будто бы догмат, как старостильники греки, бедные: хотели сохранить старый стиль, но потом пришло большое зло - разделились теперь уже на пять частей. Плохо, что переменили стиль, но не в календаре догма. Иерусалимская Патриархия, Русская Патриархия, Сербская, Синайская, Афон, другие - сохраняют календарь, и ничего. Отец Иустин, мой духовный отец, был такой человек, что за каждое слово канона был готов умереть, но и в то же время пожертвовать любым каноном, чтобы спаслась хотя бы одна душа. Вот свобода отцов.
Есть акривия Церкви, есть икономия, но Дух Святой определяет, и Он имеет конечное слово, как Утешитель Церкви. Когда нужна икономия и когда акривия? Нельзя отрицать одно либо другое в Церкви. Святой Симеон Новый Богослов говорит, что много даров в Церкви, но знак подлинности каждого - тот, что один признает другой. Вот я люблю молитву, ты любишь милостыню, тот - активист, этот - проповедник, другой - книги печатает, этот - богослов, а этот - такой простой рабочий, один больше любит богослужение, другой больше любит гуманитарную деятельность - всё это дары Духа Святого, всё это нужно Церкви. Но отказаться одному и сказать: вот я такой молитвенный, я ревную, а этот - беспечный и индифферентный... Есть ли такие? В Церкви все есть. Это как нива Господня, на которой не только пшеница и урожай. Господь не хочет сразу ее очистить.
Было в Церкви такое движение - монтанисты, во II и III веках, и большое зло делали Церкви. Тертуллиан был хорошим богословом, а потом ушел к монтанистам. Афонцы говорят: есть зилоты - это хорошие, а есть "зурот" - это такой уже, кто совсем ушел… Потом были катары, которые говорили: мы - чистые! Григорий Богослов говорит о них. Они разрешали покаяние только в конце жизни. И другие были, разные…
Были такие движения в Церкви, и сейчас есть напряжение, но я не боюсь этого. По-моему, это нормально. Есть некоторые епископы, которые говорят: "Вот, к нам пришел зилот с Афона и народ возбуждает!" Ну, пусть. Кто его слушает, пусть слушает. Я буду говорить, а кто хочет слышать, он услышит. А этот ушел с Афона, чтобы спасать других, а не спасать себя в первую очередь. Первое, что он сделал, - это его непослушание. Некоторые зилоты с Афона даже снова крестились у старостильников! Это хула. Он был крещен, а снова крестился, будто бы его и не крестили. Это такое нечувствие Церкви, соборности Церкви. Необходимо "держать собор" со всеми, со всеми святыми и прежде всего в своем сердце, а потом - в своем доме, в своем приходе, своем монастыре, своей епархии, своей Церкви, во всем мире. Соборность православия - это значит слушаться голоса всех отцов, не только таких аскетов - пусть они святые; не только мучеников. Можно сказать: "Пойдемте все в мученики!" А что же слабые, которые не смогут выдержать этого? Это тоже соблазн. Или пойдемте только проповедовать народу Священное Писание. А что Священное Писание? Протестанты из него сделали кумира, и более 300 сект образовалось. Но Священное Писание в этом не виновато.
- Как бороться с уходящей ревностью о Боге после нескольких лет монашества?
- Одна опытная монашка мне как-то сказала: "Батюшка, помни свои первые дни, и всегда туда возвращайся". Или как отцы говорили: ты еще не положил начала своему спасению. Так снова нужно возвращаться в своей жизни. Молитвой прежде всего и искренним, некомплексированным самоосуждением. У русских есть такая склонность, чтобы себя мучить, на себя нажимать - это Достоевский ясно показал. Это плохо.
Надо иногда простить себя, - говорил кто-то из русских - надо иногда простить душе. Помните всегда слова Иоанна Богослова: "Дети мои, если сердце ваше зазирает, судит вас, то знайте, что Бог больше сердца вашего". Критерий наш - не наше сердце, не совесть, а Бог, и молитесь Богу: "Господи, войди в меня!", искренне, глубоко, и Бог поможет. А если Он ожидает, то надо потерпеть: терпи, казак, атаманом будешь! Надо потерпеть. "Терпя, потерпех Господа" - это пророк Илия говорил. "В терпении вашем спасайте души свои" (Лк.21.19).
Терпение - это ужасная сила, мощь. Надо ожидать Господа, не терять упование. Отец Иустин говорил: держаться Бога вздохом, слезой, желанием, воздыхать сердцем. И пока это есть, значит и Дух Святой в нас тоже есть. Он никогда нас не покидает. Слава Богу, Ему, Духу Святому.
Никогда не позволяйте себе уныние или безнадежность уравновесить с верою и надеждой. Никакой грех, никакая ситуация не может иметь равновесие с Божественной милостью и Божественной любовью. Сербы говорят, когда бывает тоска и уныние: "Удри бригу на веселье!" - брось все это и будь веселым. У сербского народа такая поговорка.

Епископ Афанасий (Евтич). Фото: Православие.Ru
- Владыка, как Вы сейчас со стороны видите процессы, которые происходят в Русской Церкви?
- Я не могу претендовать, честно скажу, что знаю хорошо Россию; я немного путешествовал, но русских знаю давно - и русских за границей, служил в русской церкви в Афинах, служил в Париже четыре года. С интересом всегда читаю ваши журналы, получаю информацию. К нам сейчас приезжают русские, и мы к вам приезжаем. По-моему, Русская Церковь давно уже находится в таком обновляющем пульсе жизни. Это подлинное дело христианства - образ Божий в нас обновляется, обновляется вера; "обновляйтесь духом" - говорит апостол Павел (Еф.4.23). Это не обновленчество, которое уже ересь. А это - оживление, то, о чем апостол говорит: "Духа не угашайте" (1 Фес.5.19). Дух горит, но надо его разжечь, надо его оживить. Это обновление жизни, обновление ума, "обновляйтесь умом своим" (Еф.4.23), - говорит апостол Павел.
В русском народе после страдания, благодаря мученикам, которые пред Богом за нас заступаются, получилась сила, выжило православие. На Западе смеялись и говорили: "Что там Русская Церковь - одни бабушки только!" А кто-то ответил: "Да, если 50 лет церкви полны только бабушками, то это, что-то значит". Но были не только бабушки - а была жизнь живая. Выстрадала Русская Церковь - столько миллионов мучеников. Как сказал владыка Каллист в своей хорошей книге: Русская Церковь в XX веке дала мучеников больше, чем в прежние века. Благодаря этим мученикам и подвижникам Русская Церковь не просто выжила, но обновляется. И бывают, конечно, в каждом таком периоде напряженной жизни и соблазны, и нестроения - невозможно, чтобы не было соблазнов! В Церкви всегда живые люди. Каким был IV век, какое было потом иконоборчество, потом споры об исихазме и так в каждом периоде! И тем более сейчас - конец не только века, а тысячелетия. Начинается новый период, а вызовы мира серьезные. Мы вносим с собой в Церковь многие свои проблемы. Но не надо бояться проблем.
Ни в коем случае нельзя, чтобы были раздоры и критика внутри Церкви с самоволием, когда кто-нибудь считает, что он только и есть защитник Православия, вроде Аввакума своего рода или каких-то других изуверов. Сейчас есть такое движение: мол, антихрист, конец мира и так далее. Это изуверы, это люди, которые не имеют достаточно веры и боятся, которые затем свой страх преобразуют в какую-то самозащиту и суррогат духовной жизни.
Надо, конечно, беспокоиться, но преобразовывать это в молитву к Богу: "Господи, Ты Спаситель Церкви!" Поэтому Он и страдал. Так что надо иметь глубокую веру, но эта вера не может явиться сверху или извне, она должна быть выражением нашей молитвы, нашего смирения, нашего внутреннего распятия, нашей борьбы!
- У нас сейчас идут постоянные дискуссии о том, что необходимо созвать Поместный Собор по образцу Собора 1917-1918 годов, где были бы представители мирян, священники и епископы…
- Я скажу открыто: Собор 1917 года - не образцовый Собор Православия. Он сыграл позитивную роль - восстановил патриаршество, но нельзя во имя демократии разорять христологическую структуру Церкви. В Церкви - Христократия, не демократия и не монархия. Христос владеет, Христос в каждом верующем, Христос - первый из верных. Христос - диакон, Христос - священник, Христос - епископ, Христос - все во всем (1 Кор.15.28); и каждый из нас выражает Христа, и Христос выражается через каждого, но порядок в Теле Церкви такой, какой дал Бог, а не мы.
Во все времена на Соборах миряне, монахи, священники права определения не имели. Кто читал акты Соборов, тот это знает. Василий Великий так об этом сказал: "Епископы определяют, а народ принимает или не принимает эти определения".
В истории Церкви бывало такое, что на Вселенских и других Соборах присутствовали и монахи, и еще кто-то, но все-таки благодать и место, и служение, и власть, принадлежащая епископам, никак не может быть уравновешена народом. Епископ - не клирик даже - он в себе объединяет Церковь, но если он не выражает полноту Церкви, то надо ему помочь - для этого есть другие епископы, есть народ. Пусть даже будет давление, напряженность, но не разорительность и не разобщение.
Бывает, что соборные определения не принимаются всей Церковью; значит, есть особое традициональное право, или практика, рецепции Соборов. И если это необходимо, то бывает, что Собор может рассмотреть снова свое определение. И не стыдно его по-другому высказать. Вот это действительно православное Предание. Значит, есть роль каждого, но никогда на Соборах миряне, даже цари, никогда не определяли. "Определяю" и "соглашаюсь" - вот что значит право епископов. А те, другие, может быть, подписывались, но не определяли. Они имели только совещательный голос. Можно потом соглашаться, присовокупить к этому свое согласие, но это не определяющий выбор.
Конечно, можно, если желаете, чтобы был и Собор. Но лучше сначала подумать: не получится ли так, что в условиях сегодняшней жизни многие к нему окажутся не готовы? Может получиться так, что тот, кто более красноречивый, более горластый или начитанный, будет надеяться, что он победит. А св. Ириней говорит о том, что не ум, не знание, не еще что-то, а Дух Святой побеждает. Но, конечно, Дух Святой победит и тогда, как Он побеждал всегда в истории, и в Русской Церкви в том числе. По-моему, не время еще таких Соборов. Мы предлагали во время войны собрать церковно-народный собор, чтобы ограничить власть Милошевича, но это не получилось, потому, что эти господа интеллектуалы, писатели, такие ревнители национальной идеи не хотели сотрудничать между собой. Каждый из них имел план национального спасения: одни были за короля, другие были еще за что-то, но ничего не получилось. У нас король сейчас вернулся, но для этого еще не подходящая ситуация. Дай Бог, если это случится, от этого не будет плохо, потому что будет более постоянная ситуация, а то правительство меняется, партии уходят, приходят новые.
Я всегда всем советую и молюсь, чтобы было более трезвым, более терпеливым, более глубоким бытие, жизнь Церкви.
Спасибо Вам еще раз. Я чувствую, что Дух Святой делает Свое дело. Не надо нам Ему помогать - Он нам будет помогать по мере нашего открытия Ему. И мы должны помнить, что все-таки Господь руководит Своей Церковью. Наш Патриарх говорит всегда, что мы должны быть соработниками Божьими (1 Кор.3.9). Бог нашел нас, если бы были лучшие - нашел бы лучших, и найдет лучших! Дай Бог. "Слава Богу, я не непогрешим", - говорит наш Патриарх. И говорит: "Напиши это папе. Я не непогрешим - слава Богу, что я не непогрешим". Вот это православный человек.
Вопросы епископу Афанасию
задавали студенты и преподаватели
Сретенского высшего православного училища

01 / 11 / 2001
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Беседа с епископом Афанасием | shkidd - Мысли вслух | Лента друзей shkidd / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»