Очень люблю супрематический фарфор, поэтому решила сделать маленькую выставку одного из мастеров супрематизма - Ильи Чашника.
Илья Григорьевич Чашник (1902-1929) известен широкой публике прежде всего как автор эскизов для росписи фарфора. Однако этот художник занимался живописью, дизайном плакатов, одежды, орнаментов, был прекрасным графиком, автором архитектурных проектов.
Илья Чашник родился в 1902 г в г. Люцин (Латвия). В 1913 г. его семья перебралась в Витебск. Из-за необходимости работать мальчик уходит из школы, а в одиннадцать лет определяется учеником в оптико-механическую мастерскую. Впервые увидев привезенные матерью из Петербурга дешевые гравюры, мальчик загорелся желанием стать художником и начинает посещать художественную мастерскую Иегуды Пэна, где когда-то брал уроки Марк Шагал.
в 1918 г. Чашник отправляется в Москву, где хочет выучиться на архитектора, и записывается во Вторые Государственные Свободные художественные мастерские, однако вскоре возвращается в Витебск, где посещает мастерскую Шагала, а затем переходит в мастерскую Лазаря Лисицкого, где знакомится с творчеством Малевича, его трактатами, манифестами, с супрематизмом. В 1920 г. Чашник становится членом Уновиса (Утвердители нового искусства). Его интересует супрематическое пространство и работа с пространственными объектами. Как и другие члены мастерской, Чашник участвует в работах по оформлению города. Цвет не очень привлекает художника в этот период. Пестроту супрематизма он стремится свести к монохромности, ведет поиски новых решений, отличных от супрематизма Малевича и других художников этого направления.
Закончив Витебский Художественно-пректический институт, в 1922 г. Чашник уезжает в Петроград, где неудачно пытается стать студентом Академии художеств. В том же году он получает предложение Государственного Фарфорового Завода и становится живописцем-композитором, обязанность которого – сочинять росписи по фарфору. В отличие от Малевича, который быстро охладел к фарфору, Чашник (как и его друг Суетин) увлекается им и очень быстро входит в число мастеров этого искусства. Он не ограничивается «модной» революционной цветовой гаммой – красное, белое, черное – но, как и позже в живописи, обыгрывает цветовые возможности серого, тональные соотношения цветов.
Сохранились десятки архитектурных эскизов Чашника. Его интересуют горизонтальные построения. В них он нередко включает круг и, как и в живописи, любит крестообразные композиции.
С 1925 г. Чашник – лаборант, а затем научный сотрудник Государственного института истории искусств. Разрабатывая типы мебели и обоев, Чашник продолжает заниматься живописью, где теперь его особенно привлекает проблема черного цвета.
В 1927-28 г.г. вместе с Суетиным Чашник работает как художник-полихромист по раскраске зданий, спроектированных в мастерской Александра Никольского.
Илья Чашник умер после продолжительной тяжелой болезни в 1929 году.
Использованные источники:
В. Ракитин. Илья Чашник. М. 2000
1. Сливочник. 1923 г. Фарфор
[400x500]
Другие иллюстрации:
2. Супрематическая композиция. 1923 г. Холст, масло
[381x650]
3. Композиция. 1926-27 г.г. Холст, масло
[418x650]
4. горчичница. 1923 г. Фарфор
[500x618]
5. Тарелка десертная. 1923-24 г.г. Фарфор
[443x500]
6.Архитектурный проект. 1926 г. Бумага, карандаш
[400x359]
7. Архитектурный проект. 1925- 1926 г. Бумага, карандаш
[400x406]
8. Архитектурный проект. 1926-27 г. Бумага, карандаш
[400x267]