• Авторизация


Сколько лет было Понтию Пилату? 08-09-2008 18:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Прочитала о Понтии Пилате Юрия Вяземского "Сладкие весенние баккуроты". Это размышления о событиях на страстной неделе. Понтий Пилат там выведен как молодой человек примерно 25 лет... я так и не смогла я понять, сколько ему было лет...
Кто знает, подскажите!

ПО́НТИЙ ПИЛА́Т, римский прокуратор Иудеи в 26–36 гг. н. э. Уже в начале своей деятельности возбудил неприязнь еврейского населения, когда прибывшие на зимние квартиры в Иерусалим легионы внесли в город свои штандарты с изображением императора; евреи, воспринявшие этот акт как внесение в святой город языческих кумиров, обратились к Понтию Пилату, находившемуся в своей резиденции в Кесарии, с протестом. Понтий Пилат уступил, и штандарты были перенесены в Кесарию. Еще большее недовольство населения вызвало то, что Понтий Пилат изъял для постройки акведука средства Храма. Когда возмущенные толпы потребовали отмены строительства, по сигналу прокуратора римские воины напали на них, убив и ранив многих. Напряженность еще более усилилась, когда Понтий Пилат приказал своим силам атаковать самаритян, собравшихся на священной для них горе Гризим на религиозную церемонию; многие, в том числе некоторые из руководителей самаритянской общины, были убиты. Самаритяне отправили делегацию протеста к наместнику Сирии Вителлию. Тот приказал Понтию Пилату отправиться в Рим, чтобы дать там отчет в своих действиях императору Тиберию, и назначил на его место Марцелла. Однако прежде, чем Понтий Пилат достиг Рима, император Тиберий скончался, и Понтий Пилат больше не вернулся в Иудею.


В приведенном Филоном Александрийским письме Агриппы I Понтий Пилат охарактеризован как продажный, жестокий и кровожадный человек. Это резко контрастирует с образом Понтия Пилата в евангельских рассказах о распятии Иисуса. Видимо, следуя примеру Павла из Тарса, который стремился распространить среди народов Римской империи свое отвергнутое евреями учение, авторы евангелий желали возложить ответственность за смертный приговор Иисусу исключительно на евреев. Согласно этому источнику, Понтий Пилат всячески пытался спасти Иисуса и символически умыл руки, заявляя: «невиновен я в крови праведника сего» (Матф. 27:24), но по настоятельному требованию народа, «бив Иисуса, предал на распятие» (там же, 27:26; Марк 15:15; Иоан. 19:1 толкует: «[велел] бить»). Христианские предания гласят, что Понтий Пилат покончил жизнь самоубийством или, по другой версии, был казнен императором.


В 1961 г. в Кесарии была обнаружена надпись, в которой упоминаются император Тиберий и Понтий Пилат.

ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА > Эпоха Второго храма
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
I_Free_Cat 09-09-2008-18:58 удалить
Публий Корнелий Тацит, видный римский историк (55-120), говорит о христианах, описывая грандиозный пожар, произошед-ший в Риме в 64 г. и уничтоживший большую часть города. Разнесся слух, что Нерон, отличавшийся тщеславием и жестоко-стью, был инициатором пожара в городе, который давно намере-вался перестроить. Многие говорили, что Нерон любовался гран-диозным зрелищем, дававшим удовлетворение наклонностям, ко-торые были ему свойственны.

Тацит пишет: «Нерон, чтобы подавить эти слухи, приискал виновных и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями (постыдными делами) навлек на себя всеобщую нена-висть и кого толпа (чернь) называла христианами. Христа, от имени Которого происходит это название, казнил при Тиверии прокуратор Понтий Пилат. Подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме... сначала схватили тех, кто признался, но потом, после судебного исследования было изобли-чено великое множество этих людей, не столько в том, что они виновники пожара, сколько в том, что они заражены ненавистью к человеческому роду»125.

Для оценки достоверности этого свидетельства предоставим слово кандидату исторических наук М. Кубланову, с которым мы уже знакомы по его суждениям о свидетельстве И. Флавия.

«Оценка, даваемая им (Тацитом) христианам, отрицательная. Римский сановник, принадлежащий к элите, называет возникшее на другой этнокультурной и социальной почве христианство «зло-вредным суеверием», «пагубой». Он, правда, не одобряет изощрен-ных жестокостей Нерона, но в нормальных репрессиях против них видит общественную необходимость. Сомневаться в подлинно та-цитовском характере такой позиции нет оснований. В этом отрывке хронология, имена ? все отвечает историческим фактам. Нако-нец, язык, стиль, фразеология абзаца о христианах ни в малой степени не отличается от остальных разделов книги»126.

Свидетельство Тацита неоспоримо доказывает наличие разви-того христианства в Риме (а следовательно, в Палестине и, веро-ятно, в других частях империи) в начале второй половины I столетия н.э. Тем самым полностью снимаются попытки мифологистов отнести само появление идеи о Христе и составление новозаветной письменности к концу I и даже к началу II столетия (как утверж-дали Р. Виппер, И. Крывелев, а ранее К. Каутский и др.).

Как же реагировали мифологисты на это свидетельство? Конечно, они расправлялись с текстом Тацита по стереотипу, объявляя его позднейшей интерполяцией некоего христианского переписчика.

М. Кубланов убедительно опровергает отдельные доводы мифологистов, а затем приводит самое, на наш взгляд, существен-ное возражение.

«Если приписать этот отрывок христианскому интерполятору, то как объяснить, что тот в столь резких, чернящих, даже оскор-бительных выражениях характеризует религию, исповедником которой является сам? И каким талантливым лингвистом, тексто-логом и т.д. он бы должен быть, чтобы так неотличимо подогнать свою фальшивку под остальной авторский текст? На эти вопросы едва ли можно найти ответы»127

Таким образом, подлинность текста Тацита выдержала все попытки тенденциозно поставить ее под сомнение, и его ценность признается теперь всей мировой наукой, включая также исследова-телей-специалистов по так называемому научному атеизму, кото-рых никак нельзя заподозрить в пристрастном подтверждении ис-тинности свидетельств, ниспровергающих их собственные теории.



Плиний Младший о христианах своего времени 128

В самом начале II в. по Р.Х. (108-110) императору Траяну поступило письмо Плиния, проконсула Малоазийской провинции Вифинии. Письмо, равно как по-видимому и вся переписка этих двух лиц, сохранилось и неоднократно публиковалось в подлин-нике и в переводах. Плиний запрашивает у своего повелителя указаний, как ему поступать с христианами, сообщая императору, что римских граждан он отправлял для суда в Рим, с остальными расправился своей властью, отрекавшихся от Христа отпускал. «Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как Бога... После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной... Тем более счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называемых соелужительницами и не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия... зараза этого суеверия прошла не только по городам, но по деревням и поместьям, но, кажется, ее можно остановить и помочь делу»129.

Интересно, что по данным, имевшимся в распоряжении Пли-ния, некоторые из допрошенных христиан заявляли, что свою веру исповедуют около 20 лет и более, т.е. что они стали христи-анами примерно через 60 лет после конца земной жизни Иисуса Христа, причем, по их убеждению, Ему следовало воздавать «поклонение (хвалу) как Богу».

Если бы Христос не существовал как историческая личность, то это означало бы возникновение мифа, его утверждение, распро-странение и приобретение устойчивой власти над умами и сердцами множества людей в отдаленной от Палестины провинции, за какие-то 60 лет, что представляло бы историческую несообразность; кро-ме того, в это время несомненно еще были в живых современники «мифической» личности, которые могли бы опровергнуть ее исто-ричность и тем самым в корне пресечь ее почитание.

Как, наверное, читатель догадывается, мифологисты и письмо Плиния признали подложным. М. Кубланов пишет: «Каждая фраза письма подверглась крайне пристрастному просеиванию сквозь пресловутое сито «логики последовательности». Нетрудно заме-тить, что такой подход открывает путь для бесконтрольно-субъек-тивистских оценок. Ибо не существует вневременных и внеличностных эталонов этих понятий, одинаковых и для древнего автора и для современного критика... делается надуманный вывод, что автором письма был некий христианский интерполятор, укрыв-шийся под именем Плиния, но он жил настолько позже, что уже смутно представлял себе эпоху, которую описывал»130.

Нам остается только согласиться с объективно мыслящим исследователем.



Свидетельство Светония

Римский историк Светоний (70-140) известен как биограф императоров. Описывая жизнь Клавдия, он сообщает: «Иудеев, которые по подстрекательству Христа (impulsore Chresto) заводи-ли всякие смуты, он (император) изгнал из Рима»131.

В жизнеописании Нерона мы находим другую, интересную для нас фразу: «Наказаны христиане ? приверженцы нового зловредного суеверия»132.

В отношении первой из этих цитат долгое время шли споры, связанные с тем, что в ней стоит имя «Chrestos», а не «Christos». В настоящее время вопрос считается решенным, после того как на основе лингвистического анализа была доказана правомерность подобной передачи греческих звуков в разговорной латыни ? т.е. «Chrestos» и «Christos» по значению тождественны.

Убедительность обоих упоминаний римского историка о Хри-сте говорит сама за себя. Может быть, стоит отметить, что сообще-ние Светония об изгнании иудеев из Рима перекликается со свиде-тельством Книги Деяний Апостолов: «Клавдий повелел всем Иуде-ям удалиться из Рима» (Деян 18:2).




Список языческих и иудейских писателей I и II вв. по Р.X., так или иначе упоминавших христиан в своих сочинениях, не ограни-чивается теми, чьи высказывания мы привели. Так, философ Цельс, написавший примерно в 178 г. направленный против христиан трактат «Verbum verum», который известен нам лишь по полеми-ческому ответу на него Оригена, где сочинение Цельса цитируется почти целиком, называет Иисуса «вождем мятежа»135. Гиерокл, бо-ровшийся против христианства в конце III в., в одном из своих, цитируемых Лактанцем сочинений описывает Иисуса как разбой-ника. По замечанию А. Робертсона, слово «разбойник»... дает основания полагать, что в распоряжении этих писателей были какие-то другие, не имеющие отношения к Новому Завету материалы».



3. Новозаветное и другие христианские свидетельства

Весь Новый Завет, а в широком смысле вся Библия является свидетельством о Христе не только как о Человеке, жившем в

Палестине в I в. н.э., но в еще большей степени как о Сыне Божьем, пришедшем в мир для его спасения.

В то время как вульгарные псевдоученые смотрели на Новый Завет как на несомненный вымысел, стараясь отнести его возник-новение к возможно (точнее ? к невозможно ? более позднему времени (II и даже III вв. по Р.Х.), наиболее объективные, а в настоящее время и все сколько-нибудь серьезные исследователи не сомневаются как в написании новозаветных книг в I в. (споры идут уже о десятилетиях, причем в пределах десятилетий расхо-дятся мнения многих ортодоксальных богословов всех конфес-сий), так и в их исключительно исторической, этнографической и филологической научной ценности.

Мы ограничимся лишь кратким упоминанием некоторых при-знаков, характерных для новозаветной письменности и имеющих кардинальное апологетическое значение:

новозаветные авторы, описывая чаще всего одни и те же собы-тия или приводя одни и те же высказывания Иисуса Христа и Его апостолов, согласны между собой в главном, расходясь нередко в частностях и деталях. Это говорит об отсутствии предварительного сговора или согласования: каждый свидетельствует независимо от других. В первую очередь сказанное относится к Евангелиям;

новозаветные авторы, несомненно, были заинтересованы в успехе проповеднической деятельности, составной частью кото-рой являлась их письменность. Такому успеху, тесно связанному с личным авторитетом проповедников, отнюдь не способствовало раскрытие теневых сторон их характера, поведения, деятельнос-ти. Если бы содержание Нового Завета было бы в большей или меньшей степени продуктом свободной художественной фантазии авторов, иначе говоря ? их выдумкой, то они избегали бы упоминания о недостатках, ошибках и тем более пороках ? собственных и своих сотрудников. Между тем в Евангелиях мы находим множество сообщений, порочащих даже столь высоко-чтимого, знаменитого среди христиан «столпа» (Гал 2:9), как апостола Петра (его отречение, маловерие, его попытка отгово-рить Христа от следования по пути страданий и т.п., см. Мк 14:53,54,66-72; Мф 14:24-32; 14:22-23, «лицемерие», в котором его изобличает апостол Павел ? Гал 2:11-13), не говоря уже о других учениках, проявлявших мелочное тщеславие, малодушие. Столь откровенно могли писать лишь те, кто ставил правду выше личного самолюбия и даже выше тактических соображений;

большинство учеников Христовых, в том числе и авторов Но-вого Завета, окончили мученически свою жизнь, засвидетельствовав истинность своего благовестия собственной кровью, что можно почитать высшим и наиболее убедительным доказательством;

личность Иисуса Христа столь самобытна, величественна и светла, что, как сказал один из западных богословов: «Чтобы выдумать Христа, надо самому быть Христом».
I_Free_Cat 09-09-2008-19:02 удалить
1. изречение оракула у Порфирия (II-III век),

2. Лукиан Самосатский (160 г),

3. Цельс (150г),

4. Марк Корнелий Фронтон (140г),

5. Публий Корнелий Тацит (115 г)



6. Вавилонский Талмуд, Санхедрин (II век)

Греко-иудейские источники:

7. 5-я Песнь Книги Сивилл (140-е гг),

8. Иосиф Флавий (93г),

9. Талл Самаритянин (52г)

Сирийские источники:

10. Мара Бар Серапион (73г)



11. карикатура распятия и поклоняющегося Распятому христианина на стене Палатинского дворца в Риме (II век),

12-13. находки христианских изображений креста, датированные I веком: Помпеи, Крым


[QUOTE]Исходное сообщение I_Free_Cat


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сколько лет было Понтию Пилату? | I_Free_Cat - Кыска Брыска Питер рада вас видеть! Только вперёд! | Лента друзей I_Free_Cat / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»