Это цитата сообщения
kakula Оригинальное сообщение7 сентября родились...
[436x699]
12
Вителлий I (полное имя - Авл Вителлий Цезарь; Aulus Vitellius Germanicus)
древнеримский император, правивший с 17 апреля 69 года вплоть до 20 декабря этого же года. Был одним из императоров 69 года, «года четырёх императоров».Он был сыном Луция Вителлия, который был консулом и губернатором Сирии при Тиберии (между прочим, отстранил от должности Понтия Пилата). Вителлий-сын стал консулом в 48 и, возможно, в 60—61) проконсулом Африки, где показал себя с лучшей стороны. После удачного восстания Гальбы Вителлий стал командиром германских легионов. Восстав против Отона и победив его армию, он стал новым императором. Основные силы — 60000 человек - Вителлий разместил в Риме, а тем временем на оголённой германской границе начались вторжения варваров. Дунайская армия, которая была верна Отону, неохотно признала нового императора. И когда приевфратская армия, подавлявшая под командованием Веспасиана восстание в Иудее провозгласила своего командира императором, дунайские легионы сразу его признали. Утвердив свою власть на востоке, Веспасиан двинулся на запад, после поражения своей армии Вителлий пытался отречься, но переговоры были безуспешными, и когда армия вошла в Рим, Вителлий был убит солдатами 20 декабря 69 года. Подталкиваемый со всех сторон остриями копий и мечей, Вителлий вынужден был высоко поднимать голову; удары и плевки попадали ему прямо в лицо, и он видел, как сбрасывают с пъедесталов его статуи. Глумившемуся над ним трибуну он сказал: «Ведь я был твоим императором». Произнеся эти слова, он тут же упал под градом ударов, и чернь надругалась над мертвым так же подло, как она пресмыкалась пред живым. Литература: Ф.Ф.Зелинский «Римская империя»; The Eleventh Edition of the Encyclopжdia Britannica.
[587x699]
1316
Семен Гордый (Симеон I Иванович Гордый)
великий князь московский и владимирский. Старший сын Ивана Калиты и его жены Елены. Родился в Москве. Заняв после смерти отца московский великокняжеский стол в 1340, он в 1341 отправился Орду и без особенных затруднений получил от хана Узбека ярлык, удостоверяющий, что он является «великим князем всея Руси» (впоследствии это было выбито на его печати) и что «вси князи Русские под руце его даны». С братьями Семен заключил договор: «быть им за один до живота и безобидно владеть каждому своим», но эта «безобидность» была показной. Летописи свидетельствуют, что князь сурово обходился с другими, подвластными ему князьями и правителями земель, за что и получил прозвание «Гордый». Подачками и лестью, хитростью и волей Семен Гордый обеспечил жизнь Московскому княжеству без войн и крови. Пять раз (в 1341 дважды, в 1342, 1344, 1351) ездил он в Орду, чем заслужил особую благосклонность хана и возвращался из Орды всякий раз «с великой честью». Удельные князья считали его судьей в разрешении споров. Укреплению власти способствовал поход на Торжок в 1341, с которого была взята дань в 1000 р. В том же году литовский князь Ольгерд Гедиминович подвел войско к Можайску, но взять его не смог. Умелой дипломатической борьбой Семен Гордый одержал верх: хан, страшась усиления Литвы, выдал посла Ольдерберга московскому князю и исход борьбы был решен в пользу Москвы. В 1351 Гордый продолжил борьбу с Литвой (поход на Смоленск). Вскоре вместе с митрополитом Феогностом совершил поход на Новгород с целью освобождения собиравших там дань великокняжеских наместников. Взяв с Новгорода выкуп, посадил туда наместника из Москвы. Расширил территорию Московского княжества на юго-востоке за счет бассейна Протвы и выморочного Юрьевского княжества с плодородными землями и соляными источниками. Договорная грамота с братьями Иваном и Андреем (1350–1351) и духовная грамота 1353 (оба документа написаны на впервые начатой употребляться на Руси бумаге) свидетельствуют о дальнейшем усилении власти старшего среди князей московского дома. В Договорной грамоте Семен Гордый назван «Князь великий Семен Иванович всея Руси», в ней подтверждено его старшинство («брата своего старшего чтити... во отцово место»).Удачливый в государственных делах, Семен Гордый был несчастлив в семейной жизни. В 1333 женился первым браком на дочери великого князя литовского Гедемина Августе (она умерла в 1345), вторым браком – в 1345 – на дочери рязанского князя Федора Святославича (и отослал ее обратно к отцу, а по сути развелся, вероятно, из-за «неплодности» в 1346), третьим браком – на тверской княжне Марии Александровне. Последний брак митрополит вначале отказался венчать, но поддался уговорам: Семен Гордый мечтал о наследнике и этим объяснялись все его поступки. Все дети Семена (в том числе рожденный от третьего брака, с Марией) умирали в раннем возрасте. Отчаявшись, Семен постригся в монахи и в духовном завещании оставил свое состояние третьей жене Марии и будущему сыну, оставив пустое место для его имени: «Пишу вам это слово для того, чтоб не перестала память родителей наших и наша, чтоб свеча не угасла». «Духовная» (завещание) Семена Гордого дошло до наших дней, это одно из первых русских завещаний, написанных на бумаге (до нее использовался пергамен). Во время написания завещания – в 1351–1353 – на Руси свирепствовала эпидемия чумы («моровая язва», «черная смерть», которая, по преданию, была занесена на Русь из Европы «немцами», точнее – ливонцами – через торговые города). От нее скончались в Москве митрополит Феогност (март 1351), брат Семена Андрей (27 апреля 1353), все дети Семена, а вскоре – 26 апреля 1353 года – и сам 36-летний князь московский. Похоронен в Архангельском соборе Кремля. После моровой язвы в Москве выжили лишь брат Семена – князь Иван Иванович (Иван Красный) да ставшая вдовой Мария, отдавшая Ивану все завещанное мужем. Иван Иванович и стал правителем Московского княжества. Литература: Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. Петроград, 1918; Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы 14–15 вв., том 1. Москва – Ленинград, 1948; Соловьев С.М. История России с древнейших времен, книга 2, том 3,. Москва, 1988.
[590x699]
1533
Елизавета I Тюдор (Elizabeth I)
королева Англии, способствовавшая созданию образа Золотого века, который, как принято считать, пришелся на ее правление. Елизавета родилась в Гринвичском дворце (ныне в Лондоне). Ее отцом был король Генрих VIII, а матерью – Анна Болейн, бывшая фрейлина первой жены Генриха, Екатерины Арагонской. Чтобы жениться на Анне, король развелся с Екатериной и вышел из подчинения папской власти, провозгласив себя в 1534 главой английской церкви. В мае 1536 Анна Болейн была казнена по обвинению в прелюбодеянии, хотя ее трагический конец объясняется главным образом тем, что она не смогла родить Генриху сына, который стал бы наследником престола. В период между смертью отца в 1547 и собственным восшествием на престол в 1558 Елизавете пришлось претерпеть тяжкие испытания, наложившие отпечаток на ее характер. В правление своего единокровного брата Эдуарда VI (1547–1553) она была невольно вовлечена в заговор Томаса, лорда Сеймура, лорда-адмирала. Завидуя своему брату Эдуарду Сеймуру, герцогу Сомерсету, протектору королевства во время несовершеннолетия Эдуарда VI, Томас совершил ряд необдуманных поступков, заставившим предполагать, что он лелеет планы государственного переворота. Вершиной безрассудства был план женитьбы на Елизавете. В январе 1549 Томас был взят под стражу. В правление Марии Тюдор (Марии I), единокровной сестры Елизаветы (1553–1558), над Елизаветой нависла еще более серьезная угроза. Мария находилась в достаточно сознательном возрасте, когда Генрих развелся с ее матерью Екатериной, чтобы глубоко прочувствовать связанный с этим позор. Она стала фанатичной католичкой с происпанскими симпатиями, подозрительной и исполненной негодования в отношении дочери Анны Болейн. Заняв престол, она вышла замуж за Филиппа, наследника испанского престола, что породило множество заговоров, главным из которых было восстание Томаса Уайета в январе 1554. Хотя внешне Елизавета покорилась вновь введенной католической религии, протестанты неизбежно стали связывать с ней надежды на успех своего дела, и поэтому само ее существование составляло угрозу для Марии. После восстания Уайета Елизавета была арестована и помещена в Тауэр, где она провела два месяца в Тауэре, а затем в течение года содержалась под пристальным надзором в Вудстоке (близ Оксфорда). Елизавета взошла на престол 17 ноября 1558. Вопрос о новом церковном устройстве был поднят на заседании парламента, которое состоялось в январе 1559. Королева проявила готовность вновь отделить английскую церковь от Рима и от папства, но в прочих отношениях желала действовать осторожно и в консервативном духе. Палата общин настаивала на проведении бескомпромиссной радикальной реформы. Сама королева предпочитала епископальную организацию церкви и церковную службу, принятую в т.н. «высокой церкви». В конце концов был достигнут компромисс, известный как via media (лат. «средний путь»). Елизаветинские реформы определили характер Англиканской церкви вплоть до сегодняшнего дня, однако породили неудовольствие как католиков, так и протестантов. Государственные деятели и парламент были серьезно озабочены проблемой протестантского будущего страны, поскольку Елизавета была последней представительницей династии Тюдоров. Как собственный выбор, так и политические соображения привели к тому, что Елизавета осталась Королевой-Девственницей. Протестанты были полны решимости не допустить на престол католичку, шотландскую королеву Марию Стюарт, имевшую права на английскую. Елизавета осталась фактически в полном одиночестве, решив оставить в неопределенности вопрос о престолонаследии. Долголетнее, почти 45-летнее царствование подтвердило ее правоту, но на первых порах упрямство королевы приводило к изъявлениям неудовольствия как со стороны ближайших советников, так и парламента, особенно в 1566. В этот период на первый план вышли отношения с Шотландией. Реформация бурно заявила о себе в Шотландии в 1559 – в форме восстания против Марии Гиз, француженки-регентши, правившей от имени своей дочери Марии Стюарт, являвшейся тогда как королевой-супругой Франции, так и правящей королевой Шотландии. Елизавете пришлось вмешаться, чтобы помочь мятежникам вытеснить французов из страны. В 1562, а также в течение длительного времени после этого она вмешивалась во внутренние дела Франции, оказывая поддержку мятежной гугенотской (протестантской) партии, а еще позднее поддержала голландских протестантских мятежников, выступивших против Филиппа II, короля Испании. В 1561, когда муж Марии Стюарт Франциск II умер, она возвратилась на родину. Началась непростая и во многом спорная история личных взаимоотношений двух королев. В отличие от Елизаветы, Мария не была государственным деятелем. После убийства своего второго мужа Генриха Стюарта, лорда Дарнли, она была низложена и заключена в тюрьму. Бежав из заключения, Мария проиграла своим оппонентам, одержавшим верх над ее войсками, после чего перешла границу и оказалась в Англии. Проблема Марии Стюарт. Прибытие Марии в Англию в мае 1568 создало проблемы для Елизаветы. Английское правительство содержало Марию в качестве пленницы, и в силу этого она неизбежно стала центром притяжения оппозиции. Вскоре в Англии началась смута, связанная в том числе с присутствием Марии: в конце 1569 мятежники подняли восстание на севере, за которым в феврале 1570 последовала известная папская булла, провозглашавшая Елизавету низложенной, а также освобождавшая ее подданных от присяги на верность королеве. Подобно тому, как при Марии Тюдор за границу бежали протестанты, при Елизавете то же самое были вынуждены делать католики. На континенте были основаны семинарии, в которых воспитывались и получали образование католические юноши, после чего их отправляли обратно в Англию как миссионеров. Цель папства состояла в том, чтобы с помощью светских властей Испании и партии Гизов во Франции свергнуть Елизавету и возвести на трон Марию Стюарт. Министры королевы и парламент стали требовать все более суровых законов против католиков, особенно в отношении миссионеров. В 1572, после того, как был раскрыт заговор Ридольфи (первый из знаменитых заговоров против Елизаветы), в который была вовлечена Мария, парламентарии и министры потребовали ее обвинения в государственной измене. Елизавета вмешалась, и осуждение не состоялось. Когда было принято более умеренное постановление, лишавшее Марию права на английский трон, Елизавета наложила на него свое вето. Начиная с 1580 ряды семинарских священников были укреплены иезуитами. В том же году Испания присоединила к своим владениям Португалию. Длительное содействие Елизаветы восстанию Нидерландов против власти Испании, а также налеты англичан на испанские колонии разожгли конфликт. В 1584, вскоре после раскрытия заговора Трокмортона в Англии стало известно об убийстве католиком Вильгельма Молчаливого в Нидерландах. Протестанты в Англии образовали т.н. Договор ассоциации, заявленной целью которого была немедленная расправа с Марией Стюарт в том случае, если на их собственную королеву будет совершено покушение. Смерть Вильгельма Молчаливого лишила голландское восстание лидера, что вынудило Елизавету осенью 1585 послать на помощь голландцам английские войска под командованием графа Лестера. Столь открытое вмешательство было эквивалентно объявлению войны. В 1586 был раскрыт заговор Бабингтона, имевший целью убийство Елизаветы и возведение на престол Марии. Мария приняла участие в заговоре, была отдана под суд и приговорена к смерти в соответствии с постановлением парламента, принятым в 1584–1585. Парламент был созван осенью 1586, и его единогласное, повторенное неоднократно требование не оставило королеве выбора. Мария была казнена 8 февраля 1587. Смерть Марии дала толчок «Католическому Предприятию» (так его называли) против Англии. Поздним летом 1588 Испанская Армада вышла в море, чтобы разгромить английский флот и прикрыть высадку на английском побережье испанской армии. В решающем морском сражении, продолжавшемся более восьми часов, Непобедимая Армада была побеждена и рассеяна. На пути в Испанию она понесла тяжелые потери от штормов. Хотя формально война между Испанией и Англией так никогда и не была объявлена, открытый конфликт продолжался. В 1589, когда был убит король Франции Генрих III, Елизавета оказалась втянутой в противоборство на новом фронте. Французская католическая лига, которой помогала Испания, противилась восшествию на престол законного наследника Генриха IV, вождя гугенотской партии, и Елизавета помогала ему в его борьбе. Ни один монарх тогда или раньше не проявлял такой верности приближенным, как Елизавета. Все министры Елизаветы были подобраны ею самой. Первым ее кандидатом был Уильям Сесил, лорд Бёрли – на него она полагалась больше, чем на кого-либо другого. Среди других советников Елизаветы были Фрэнсис Уолсингем, Уолтер Майлдмей, Томас Смит и Роберт Сесил (сын Уильяма). Несмотря на то, что министры сами были незаурядными людьми, Елизавета неизменно оставалась их госпожой и повелительницей. Кроме министров, она имела придворных. Наиболее заметными фигурами среди них были граф Лестер, Кристофер Хаттон и Роберт Девере, граф Эссекс. Уолтера Рэлея и Фрэнсиса Бэкона Елизавета предпочитала держать на краю политического поля, потому что, не доверяя их человеческим качествам, высоко ценила способности этих придворных. Бёрли, проживший до 1598, желал передать должность и влияние своему весьма способному, но страдавшему физическим недостатком младшему сыну, Роберту Сесилу. Препоной к осуществлению этого намерения Бёрли оказался молодой аристократ, граф Эссекс, человек неотразимого обаяния. Эссекс удостоился громкой славы и лестных оценок при захвате Кадиса в 1596, однако, когда к его военным амбициям прибавились политические, он столкнулся с Сесилами. При том что Елизавета сделала Эссекса своим «фаворитом» и восторгалась его качествами, она не была очарована им настолько, чтобы сочувствовать его опасным политическим целям. Елизавета намеренно продвинула Роберта Сесила наверх, в то же время оказывая противодействие Эссексу в его попытках выдвинуть своих кандидатов на высшие должности. Между королевой и ее фаворитом произошел также ряд личных столкновений. Однажды Елизавета схватила повернувшегося к ней в бешенстве спиной и собиравшегося уйти прочь Эссекса за ухо (в другом варианте – дала ему пощечину), и тогда он угрожающе взялся за эфес шпаги, вскричав: «Такой дерзости я не потерпел бы даже от вашего отца! Я ваш подданный, но не раб!» Кульминационным моментом истории с Эссексом явился 1599, когда ему было поручено подавить восстание Тирона в Ирландии. Получив от правительства все затребованные ресурсы, Эссекс не подчинился инструкциям, полученным из Лондона, потерпел неудачу в исполнении поставленной задачи и заключил с мятежником перемирие. После этого он, также вразрез с приказаниями, вернулся в Англию. В феврале 1601 Эссекс совершил открытую измену, попытавшись поднять Лондон против королевы и ее советников, был отдан под суд и казнен (25 февраля 1601). Пуритане и парламент. Королева была непоколебима в противодействии пуританству, и в 1583 она назначила архиепископом Кентерберийским Джона Витгифта, главного оппонента пуритан. Но оппозиция не собиралась сдаваться. Часть духовенства обратилась к пресвитерианству. Постепенно было создано хорошо организованное движение, целью которого было уничтожение епископата. Пуританское духовенство стремилось действовать, используя политические рычаги и влияя на своих сторонников в палате общин. В результате Елизавете пришлось вести борьбу с палатой общин, которая вплоть до последнего десятилетия ее правления симпатизировала почти исключительно пуританам. Парламентарии постоянно вступали в конфликт с королевой, и не только по вопросам, связанным с реформой англиканской церкви, но и по вопросам о необходимости брака, о престолонаследии, обращении с Марией Стюарт. Парламент был фанатичным противником католицизма, здесь собрались самые преданные приверженцы королевы в ее борьбе против Марии и Филиппа II. Правление Елизаветы было одним из наиболее динамичных периодов в английской истории. Протестанты с самого начала считали, что ее сохранило само Провидение. По мере того как правление Елизаветы сталкивалось со все большими внутренними и внешними опасностями, любовь народа к королеве возрастала и перешла в настоящий культ. Елизавета умерла в Ричмондском дворце (ныне в Лондоне) 24 марта 1603 года, вероятно, в последний момент она назвала или указала на шотландского короля Якова VI как на своего преемника. Литература: Архив Маркса и Энгельса, том 7, (Ленинград), 1940, страницы 378-398; том 8, (Ленинград), 1946., страницы 26-34; Штокмар В.В., Экономическая политика английского абсолютизма в эпоху его расцвета, Ленинград, 1962; Семенов В.Ф., Проблемы политической истории Англии XVI в. в освещении современных английских буржуазных историков, "Вопросы истории", 1959, № 4; Nea1e J. E., Elizabeth and her parliaments, v. 1-2, L., 1953-57; Black J. R., The reign of Elizabeth. 1558-1603, 2 ed., Oxf.,1959.
[581x699]
1677
Стивен Гейлс (Stephen Hales)
английский физиолог. Родился в Бексборне (графство Кент). В 1696 поступил в Кембриджский университет, где изучал теологию и естественнонаучные дисциплины. В 1703 был посвящён в духовный сан, в 1709 стал викарием в Теддингтоне (графство Мидлсекс). Исследуя испарение воды растениями (транспирацию), показал, что основную роль в этом процессе играют листья; рассчитал скорость испарения; используя «гемостатический метод», определил давление растительного сока, движущегося от корней по стеблю. Измерял скорость роста побегов и листьев растений в разных условиях. Изучая дыхание растений, показал, что они поглощают из воздуха углекислый газ. Гейлз первым измерил кровяное давление у животных. Для этого он вставлял в кровеносный сосуд стеклянную трубочку и определял, на какую высоту поднимается кровь. Первым измерил сердечный выброс, скорость движения крови и сопротивление, которое она испытывает при движении по сосудам. В 1718 Гейлс был избран членом Лондонского королевского общества и представил его вниманию свою первую статью, посвящённую влиянию солнечного тепла на подъём растительного сока в деревьях. В 1727 вышла его книга «Статика растений» (Vegetable Staticks), а в 1733 – «Гемостатика» (Haemastaticks), в которой были обобщены его опыты на животных. В том же году Гейлс был награжден медалью Копли, но не за исследования по физиологии растений и животных, а за работу, посвящённую знаменитому в то время «волшебному» средству миссис Стефенс для лечения мочекаменной болезни. Гейлс сконструировал несколько приборов для сбора газов, выделяющихся в ходе химических реакций, изобрел искусственный вентилятор для подачи свежего воздуха в помещения. Писал памфлеты о вреде алкоголя. Умер Гейлс в Теддингтоне близ Лондона 4 января 1761 года.
[453x699]
1707
Жорж-Луи Леклерк, граф де Бюффон (или просто Бюффон; французское имя - Georges-Louis Leclerc, Comte de Buffon)
французский натуралист, биолог, математик, естествоиспытатель и писатель XVIII века. Высказал идею о единстве растительного и животного мира. Родился в Монбаре (Бургундия). Получил от своего отца, Бенжамена Леклерка, советника парламента в Дижоне, хорошее образование, объехал с молодым герцогом Кингстоном Францию и Италию, затем отправился в Англию, где перевёл «Метод флюксий» (лат. Method of Fluxions) Ньютона и «Статику растений» Галя. Эти переводы и несколько самостоятельных статей математического содержания вызвали в 1733 году назначение его членом Академии наук; в 1739 году он был назначен интендантом Королевского ботанического сада в Париже, и с этого времени деятельность его была посвящена преимущественно естественным наукам. Бюффон умер в Париже 16 апреля 1788 года, после того как Людовик XV возвёл его в графское достоинство, а Людовик XVI, ещё при его жизни, почтил бюстом, установленным у входа в королевский кабинет естествознания с надписью: «Majestati naturae par ingenium». В то время, как родившийся в одном с ним году Линней поставил себе задачей создание формальной стороны науки, систематики и классификации, — Бюффон старался противопоставить строгому методическому ходу описания природы и наружного вида животных их нравы и образ жизни, и тем возбудить интерес образованных людей к животному миру. Соответственно с этим, план его состоял в том, чтобы собрать отдельные факты из всех отраслей естествоведения и воспользоваться ими для выяснения системы природы. Но для выполнения этого плана ему недоставало как основательного знания, так и терпения в трудных исследованиях. Одарённый живым воображением и склонный разрешать сомнения блестящими гипотезами, он не мог приспособиться к строго научному методу Линнеевской школы. Важная заслуга Бюффона состоит в том, что он положил конец смешению позитивной теологии с естествоведением. Это стремление не осталось без влияния и вне Франции. С подачи Бюффона свободные воззрения, несмотря на сильную оппозицию Галлера, Бонне и некоторых немецких ученых, пробили себе путь по всем направлениям, и кроме того его наблюдения дали толчок более глубоким научным исследованиям. С научной точки зрения сочинения Бюффона имеют сегодня мало значения, между тем как они всё ещё представляют собой образец ораторского, иногда высокопарного стиля. Его философские попытки объяснения явлений природы нашли резкого противника уже в Кондильяке и могли привлечь к себе только как поэтическое представление природы; такова, например, написанная в самом блестящем стиле теория Земли («эпохи природы»). Наблюдения над жизнью животных редко собраны им самим, но остроумно обработаны, хотя и не с физиологической точки зрения. Научное значение имеют ещё систематические работы Добантона, товарища Бюффона, который принимал серьёзное участие в «Естественной истории млекопитающих» Бюффона. В противоположность К. Линнею, отстаивавшему в своей классификации мысль о постоянстве видов, Бюффон высказывал прогрессивные идеи об изменяемости видов под влиянием условий среды (климата, питания и т. д.). В области геологии Бюффон систематизировал известный в то время фактический материал и разработал ряд теоретических вопросов о развитии земного шара и его поверхности. Самая незначительная часть сочинений Бюффона посвящена минералогии. В «Естественной истории животных» рассмотрены млекопитающие, птицы и большая часть рыб; она началась в 1749 году (3 тома) и закончилась в 1783 году (24-й том). Содержит также опыты по геогении, антропологии и т. д. В ней он описал множество животных и выдвинул положение о единстве растительного и животного мира. В этом труде он также утверждал, что человек произошёл от обезьяны. Это вызвало резкую реакцию негодования, а книга была публично сожжена палачом. Другие источники утверждают, что он в итоге отверг идею о происхождении человека от обезьяны, которая выдвигалась Джеймсом Бёрнеттом. В первой геологической работе «Теория Земли» (1749) выдвинул гипотезу образования земного шара как осколка, оторванного от Солнца падением на него кометы и постепенно остывавшего до самого центра. Бюффон преувеличивал значение геологической деятельности моря и недооценивал вулканические явления и тектонические движения в истории Земли. Ему принадлежит гипотеза развития земного шара и его поверхности. Сочинения Бюффона издавались часто, обыкновенно под заглавием «Естественная история» (Histoire naturelle gйnйrale et particuliиre): лучшее издание в 36 томах, Париж, 1749—1788; издание Ламуру и Демарэ, в 40 томах, 1824—1832; издание Флуранса, в 12 томах, Париж, 1802. Переводы и выдержки из них есть почти на всех европейских языках. Знаменитый французский натуралист составил несколько примечательных статей, относящихся к лесному хозяйству и исследованию технических свойств древесины. В III томе «Supplement а l’histoire naturelle» (Париж, MDCCLXXVI) помещены мемуары: XI — «Expйriences sur la force du bois», где изложены исследования автора над плотностью, твердостью и тяжестью древесины; XII — состоит из двух частей: в первой статья «Moyen facile d’augmenter la soliditй, la force et la durйe du bois» указывает простое средство для увеличения плотности, твердости и прочности древесины посредством снятия коры на растущих еще деревьях, в другой же — «Expйriences sur le dessиchement du bois a l’air et sur son imhibition dans l’eau» — описываются опыты Бюффона над высушиванием дерева в воздухе, произведенные им с 1733 по 1744 год, и над впитыванием воды древесиной; во второй части, в двух статьях: «Sur la conservation et le rйtablissement des forкts» и «Sur la culture et l’exploitation des forкts», рассматривается вопрос о сбережении, восстановлении и разведении лесов и пользования ими. В «Recherches sur les bois» излагаются весьма интересные опыты взращивания погибистых деревьев на корабельные кницы двукратным обрезанием у этих деревьев вершин стволов и верхушек молодых ветвей. Изданная Лелоном «Естественная история редких и забавных животных, открытых за время путешествий после смерти Бюффона» (Histoire naturelle des animaux rares et curieux dйcouverts par les voyages depuis la mort de Buffon) (Париж, 1829) и особенно выходившие в Париже с 1837 году, весьма важные многотомные «Дополнения к Бюффону» (Suites а Buffon) имеют общего с сочинениями Бюффона только лишь имя и суть чисто систематических сочинений. Правнук Бюффона, Анри де Бюффон, издал его переписку (Correspondance) (2 тома, Париж, 1860), а также сочинение: «Бюффон, семья, соратники и друзья» (Buffon, sa famille, ses collaborateurs et ses familiers) (Париж, 1863). В русском переводе из сочинений Бюффона вышли: «Всеобщая и частная история естественная графа де Бюффона» (10 частей, Санкт-Петербург, 1789—1808); «Бюффон для юношества, или сокращенная история трех царств природы», сочинение Петра Бланшарда (5 частей, Москва, 1814). Библиография: Маракуев В.Н., Знаменитые естествоиспытатели: Линней, Бюффон, Паллас и Кювье, Москва, 1874; Райнов Т.И. Русские академики второй половины XVIII в. и Бюффон (к 150-летию русского перевода Бюффона)// Вестник Академии Наук СССР.1939. № 10. Страницы 126-147; Канаев И.И. Жорж Луи Леклер де Бюффон (1707—1788). — Москва.: Наука, 1966. — 266 страниц; Разумовская М.В. Бюффон-писатель (французские естествоиспытатели XVIII в. и литература).Санкт-Петербург, 1997.-156 страниц. ISBN 5-288-01812-X; Мари-Жан Эро де Сешель. Поездка в Монбар (Бюффон в последние годы жизни), 1785. Перевод с франц. Н.М.Карамзина // Пантеон иностранной словесности. — Москва, 1798. Книга 1. Страницы 51-128.
[586x699]
1725
Жан Дарсе (также Д'Apce; Jean Darcet)
французский врач и химик. С ранних лет Дарсе ревностно занимался химическими исследованиями, имея постоянно в виду их практическое применение. Много работал он вместе с Руэлем, на дочери которого был женат. Его важные исслелования над фарфором, послужившие усовершенствованию и успехам севрской фарфоровой мануфактуры, доставили ему место ее директора по смерти Маке. При этом он делал много соответственных опытов над действием огня, о чем он в 1770 г. представил записку академии наук. Он первый показал сгораемость алмаза, указал способ извлекать соду из морской воды, делать мыло из всяких жиров и масел, извлекать из костей желатин, усовершенствовал способы крашения и т. д. Его имя (металл Дарсе) носит изобретенная им в 1776 г. легкоплавкая смесь из 8 частей висмута, 5 частей свинца и 3 частей олова. Дарсе был профессором химии (с 1774 г.) в Collиge de France, был членом академии наук и Института; в 1799 г. избран в сенат. - Его сын, Жан-Пьер-Жозеф Дарсе (1777-1844) - тоже известный химик; подобно отцу, вместе с которым работал первое время, обращал главное внимание на прикладную химию. Он успел сделать много весьма важных для промышленности открытий; так, он усовершенствовал способ приготовления пороха, указал дешевые технические способы получения разных солей, ввел улучшения в составление бронзовых сплавов и др. Он получил премию за решение вопроса о предохранении золотильщиков от испарений ртути. Им указан также метод разделения золота и серебра посредством кипящей серной кислоты. Дарсе был членом академии наук, директором монетного пробирного отделения. Большая часть его работ помщена в "Annales de chimie et de physique". Умер в 1801 году.
[699x696]
1726
Франсуа Андре Даникан Филидор (французское имя - Franзois-Andrй Danican Philidor)
французский оперный композитор, шахматист, шахматный теоретик, в своё время считался сильнейшим шахматистом в мире. Предвестник позиционной шахматной школы. Родился в Дрё (Франция). Отец — Мишель Даникан Филидор (по другой версии - придворный музыкант и композитор Андре Филидор старший). В шесть лет был принят в придворную хоровую капеллу Версаля. Ученик А.Кампра. После окончания обучения переехал в Париж, где посещал кафе «Режанс»; там он брал уроки шахмат у Легаля. Проживал в Нидерландах, Англии, Пруссии (1745—1754). Умер в Лондоне 31 августа 1795 года. Как композитор широкую известность завоевал прежде всего своими мелодически привлекательными комическими операми, которых за свою жизнь написал свыше 30. Будучи в Англии, Филидор познакомился с музыкой Генделя и, подражая ей, начал писать мотеты (1754). Но вскоре Филидор обращается к сочинению комических опер и достигает в этом жанре больших успехов. Он жил попеременно в Париже и Лондоне, где состоялись премьеры его опер. Сюжетами для своих произведений Филидор выбирал незатейливые бытовые комедии. Героями его опер большей частью были ремесленники, крестьяне, солдаты. Значительное место в них занимали жанровые сцены из жизни простого люда. Филидор превосходил своих современников А.Гретри и Монсиньи в богатстве гармонического языка, в более интересном построении ансамблей, в красочности оркестра, но значительно уступал им как мелодист. В опере «Том Джонс» по сюжету романа Генри Филдинга (пост. 1765) Филидор впервые ввел в квартет солистов без инструментального сопровождения, производивший в те годы огромное впечатление на зрителей. Новым в его комических операх была и замена обычных куплетов различными формами арий и ансамблей. Филидор писал и оперы-сериа, среди которых имела успех «Эрнелинда, принцесса Норвежская» (1767; 2-я редакция. — «Сандомир, датский принц» — 1769). Некоторые оперы Филидора успешно шли и на русской сцене. Оперы: «Сапожник Блез», 1759; «Солдат-чародей», 1760; «Садовник и его господин», 1761; «Кузнец», 1761 (выдержал в то время свыше 200 представлений); «Санчо Панса на своем острове» (1762); «Дровосек, или Три желания» (1763); «Колдун», 1764; «Том Джонс», 1764; «Добрый сын», 1773. Является одним из виднейших шахматных теоретиков XVIII века. Подверг серьёзному пересмотру взгляды предшественников, прежде всего, итальянских мастеров, считавших, что наилучшим стилем игры является массированная атака на короля противника всеми наличными средствами и использовавших пешки только как вспомогательный материал. Развил то, что впоследствии было названо позиционным стилем игры. Считал, что игроку не следует безрассудно бросаться в атаки, он должен планомерно строить сильную, устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные удары по слабым местам позиции противника, при необходимости прибегая к разменам и упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору, это, прежде всего, правильное расположение пешек. По его словам, «Пешки — душа шахмат, только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение». Филидор разработал тактику продвижения пешечной цепи, настаивал на важности пешечного центра и проанализировал борьбу за центр. Во многом его идеи легли в основание шахматной теории следующего века. Написанная им книга «Анализ шахматной игры» стала классикой, она выдержала 42 издания только в XVIII веке и многократно переиздавалась позже. Его именем назван шахматный дебют «Защита Филидора». Филидор разработал технические приемы, способствующие продвижению пешечной фаланги или препятствующие ему, отметил важную роль пешечного центра, признаки, характеризующие его силу и слабость, высказал ряд других теоретических соображений, не утративших значения и в современной шахматной практике. Свою теорию Филидор считал универсальной. Партии, сыгранные Филидором в пору его творческого расцвета, не найдены; известны только 70 партий, относящихся к последнему периоду его жизни. Несмотря на то, что Филидор играл их с форой или вслепую, они позволяют судить о его высоком стратегическом искусстве, превосходстве над современниками.
[700x474]
На Кубе в 1976 году вышла «шахматная» почтовая марка, посвящённая памяти Франсуа-Андре Филидора.
Книги: «Анализ шахматной игры», 1749. Литература: Шахматы. Энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страницы 428—429. — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3; Нейштадт Яков Исаевич. Некоронованные чемпионы. — Москва: Физкультура и спорт, 1975. — 303 страницы.
[488x699]
1739
Жозеф Легро (Joseph Le Gros, Logros)
французский артист оперы (контратенор), композитор. Родился в Монантёй. Воспитывался в певческой школе при соборе в Лионе. В 1764 дебютировал на сцене Академии музыки ("Гранд-Опера") в роли Титона в героической пасторали Мондонвиля "Титон и Аврора". До 1783 был ведущим тенором этого театра, лучшим исполнителем партий в операх Люлли - Тезей (оперная постановка), Ринальдо ("Армида"); Рамо - Кастор ("Кастор и Поллукс"), Меркурий ("Празднества Гебы"), Ипполит ("Ипполит и Арисия"), Зороастр (оперная постановка). Участвовал в первом исполнении опер: Филидора - "Эрнелин-да" ( 1767, Сандомир); Госсека - "Алексис и Дафна" (1776, Алексис); Гретри - "Андромаха" (1780, Пирр); Глюка-"Альцеста" (новая редакция 1776, Адмет),"Ифигения в Авлиде" (1774, Ахилл), "Ифигения в Тавриде" (1779, Пилад), "Орфей и Эвридика" (новая редакция 1774, Орфей) и др. В 1783-1786 работал как режиссер. Легро написал балеты "Гилас и Аглая" (1775, "Гранд-Опера") и "Триумф гармонии" (1775, там же) - оба совместно с Дезормери, а также оперу "Анакреон" (1782, Замок Брюнуа, Прованс) и другие сочинения. Умер в Ла-Рошель 20 декабря 1793 года.
[699x673]
1742
Александр Онисимович Аблесимов
русский писатель, драматург-сатирик, из мелкопоместных дворян, из небогатых помещиков Галичского уезда Костромской губернии. В 1758—1766 и в 1770—1772 гг. состоял на военной службе, был участником Семилетней войны. Аблесимов образование получил незначительное, и только благодаря тому, что попал на службу в лейб-кампанскую канцелярию и переписывал набело служившему там Сумарокову стихи его, в Аблесимове пробудились природные способности к литературному творчеству. Из этой канцелярии Аблесимов перевёлся в комиссию для составления нового уложения, затем поступил на военную службу, был адъютантом генерала Сухотина и, дослужившись до капитанского чина, перешёл экзекутором в московскую управу благочиния. В этой должности Александр Онисимович и умер в Москве 27 августа 1783 года, в крайней бедности, так как жалованье и довольно значительный гонорар за свои пьесы использовал исключительно на воспитание единственной дочери. Литературную деятельность начал с 1759 в «Трудолюбивой пчеле» А.П.Сумарокова элегией «Сокрылися мои дражайшия утехи» и шуточным стихотворением «Подьячий здесь зарыт». Затем Аблесимов напечатал сборник стихотворных басен под заглавием «Сказки» (Санкт-Петербург, 1769), а в новиковском «Трутне» 1769—1770 г. поместил ряд сатирических стихотворений и статеек, частью без подписи, частью под псевдонимом Азазеза Азазезова. В этих своих произведениях Аблесимов по преимуществу подражает сатирам и басням Сумарокова; круг обличения его не обширен: подьячие, моты, хвастуны, щёголи; язык местами не лишён выразительности, но в общем страдает некоторой растянутостью. 20 января 1779 года впервые поставлена была знаменитая комическая опера Аблесимов «Мельник колдун, обманщик и сват» (Москва 1782, 1817, 1886; Санкт-Петербург, 1831 и чаще) с музыкой М.М.Соколовского, составленной из русских песен. Это одна из тех «народных» опер XVIII века, которые принадлежат к числу первых попыток влить струю народности в русскую литературу и театр, заполонённые немецко-французским псевдоклассицизмом. Аблесимов не был в этом деле инициатором. Есть известие, что ещё в 1740-х годах поставлена была «комедия на музыке» Колычева, взятая автором «из древних русских сказок», а при Елизавете в Головинском «вольном театре» дана была комическая опера «в русских нравах» «Танюша, или Счастливая встреча», текст которой был написан Дмитревским, а музыка Ф.Г.Волковым. Затем появились такие же оперы Михайлы Попова «Анюта» (впервые поставлена в 1772 с музыкой Е.И.Фомина), Михаила Матинского «Перерождение» (1777). Но из всех опер, «Мельнику» предшествовавших и за ним последовавших («Сбитеньщик» Княжнина), опера Аблесимов имела наибольший успех, который она сохранила и в первой половине XIX века. Другие сочинения Аблесимов: «Счастье по жребию» (Москва, 1780), оперетка «Странники» (Москва, 1780), драматический диалог на открытие нового Петровского театра в Москве. Не напечатаны и утеряны комедии «Подьяческая пирушка» и «Поход с непременных квартир».В 1781 г. Аблесимов анонимно издавал в Москве сатирический журнал: «Раскащик забавных басен, служащих к чтению, в скучное время; или когда кому делать нечево», который далеко уступал Новиковским изданиям и успеха не имел. Собрание сочинений Аблесимова издал Смирдин (Санкт-Петербург, 1849). Преодолев влияние Сумарокова, Аблесимов отказывается от «высокого штиля» и один из первых в России выдвигает элементы реализма и народности (впервые изображается крестьянская среда). Библиография: Собрание сочинений изданное в одном томе Смирдиным (неполно), Санкт-Петербург; Полное собрание стихотворений (1849) в «Русской поэзии» под редацкией С.А.Венгерова, том I. — Санкт-Петербург,1897; Сочинения, Санкт-Петербург,1849; [Сочинения], в книге: Русская комедия и комическая опера XVIII в., Москва—Ленинград, 1950; Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. том I. — Санкт-Петербург, 1900; Венгеров С.А. Критическо—биографический словарь русских писателей и учёных. Том I. — Санкт-Петербург,1889; История русской литературы XVIII в. Библиографический указатель. Под редакцией П.Н.Беркова, Ленинград, 1968; Аблесимов, Александр Онисимович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-Петербург,1890—1907.
[481x699]
1756
Виллем Билдердейк (Willem Bilderdijk)
нидерландский поэт. Родился в Амстердаме, в семье врача. Изучал юриспруденцию в Лейденском университете, затем практиковал в Гааге как адвокат. В 1795 по политическим причинам отправился в изгнание и вернулся в Нидерланды только в 1806. Некоторое время служил учителем при дворе; отказавшись от этой должности, до конца жизни преподавал историю и словесность в Лейденском университете. Одаренный писатель, Билдердейк во многом был скован своеобычным представлением о роли и природе поэзии. Он считал, что поэты пишут по вдохновению свыше, и потому отказывался исправлять написанное как продиктованное Святым Духом. Он полагал также, что поэзия не ограничена в своих темах, и высоким слогом рассуждал о самых прозаических и специальных предметах, например, в Болезни ученых (De Ziekte der Geleerden, 1807). Билдердейк – автор множества баллад, эпической поэмы, сатир, лирических и религиозных стихов, драматических произведений. Мастерское владение словом, блестящая фантазия, драматизм наиболее личных стихов надолго оставили за ним главную роль на нидерландской литературной сцене. Среди его поэтических произведений – Стихотворения (Poezij, 1803–1807), Зимние цветы (Winterbloemen, 1811) и поэма Гибель первого мира (De Ondergang der eerste Wereld, 1820); кроме того, ему принадлежит 13-томный исторический труд История Отечества (Geschiedenis des Vaderlands, 1832–1851). Умер Билдердейк в Харлеме 18 декабря 1831 года.
[575x699]
1781
Георг Франц Август Бюкуа (немецкое имя - Georg Franz August von Buquoy)
немецкий натурфилософ. Родился в Брюсселе. Посещал дворянскую академию в Вене и затем изучал математику, физику и химию. Наследовав после смерти дяди большое состояние, Бюкуа много путешествовал и, вернувшись в 1806 г., жил постоянно в своих имениях в Чехии, занимаясь учёными трудами и руководя своими многочисленными фабриками. Особенной известностью пользовались стеклянные его заводы, выделывавшие прекрасный хрусталь, цветное стекло и изобретённый им гиалит. Первое его произведение: «Analytische Bestimmung des Gesetzes der virtuellen Geschwindigkeiten in mechan. und statist. Hinsicht» (Лейпциг, 1812) написано ещё совсем в духе теории корпускул. В позднейших сочинениях Бюкуа присоединяется к натурфилософскому направлению Шеллинга. Из них заслуживают особенного внимания: «Ideele Verherrlichung des empirisch erfassten Naturlebens» (2-е издание, 2 тома, Лейпциг, 1826); «Theorie des Nationalwirtschaft» (Лейпциг, 1815); «Skizzen zu einem Gesetzbuche der Natur» (Лейпциг, 1836). Все свои сочинения Бюкуа печатал за собственный счёт и рассылал бесплатно людям, интересующимся этими вопросами. Умер в Праге 19 апреля 1851 года.
[431x699]
1782
Сьюзен Ферриер (Susan Ferrier)
шотландская писательница. Дочь адвоката, хорошо знавшего писательскую среду Эдинбурга, что во многом определило профессиональную судьбу С.Ферриер; особенно на нее повлияло знакомство с Вальтером Скоттом (1811). Романы Ферриер «Супружество» (1818), «Наследство» (1824), «Судьба» (1831), опубликованные при ее жизни анонимно, в соответствии с принятой тогда традицией, написаны в основном в русле нравоописательного романа (Дж.Остен, М.Эджуорт). Любовная история, неизменно лежащая в их основе, позволяет писательнице коснуться проблем собственности, сословных предрассудков, нередко разрушающих отношения возлюбленных. В палитре ее художественных средств находится место и юмору, однако в последнем романе заметно усиливается религиозно-морализаторская интонация. Умерла 5 ноября 1854 года.
1788
Франц Бем
русский скрипач-виртуоз, педагог, в течение тридцати лет был концертмейстером Императорских театров в Санкт-Петербурге. Его учениками были Верстовский и А.Ф.Львов. Умер 28 февраля 1846 года Литературное прибавление к Нувеллисту, 1846, № 3. — Московские Ведомости, 1846, № 2
[581x699]
1788
Фридрих Вильгельм Шадов (Friedrich Wilhelm von Schadow)
немецкий живописец-романтик, рисовальщик, стал одним из основателей дюссельдорфской школы. Сын скульптора Иоганна.Г.фон Шадова, брат скульптора Р. фон Шадова. После первых уроков у отца поступил в берлинскую Академию, где занимался у Ф.Г.Вейса и В.Ваха. Сформировался как художник в кругу немецких романтиков — Л.Тика, Ф.Тика, А. фон Гумбольдта, братьев Шлегель. В 1811—1819 жил и работал в Италии, преимущественно в Риме, как пенсионер Академии вместе с братом Рудольфом. Сблизился в 1813 с назарейцами, стал последователем их эстетических взглядов. Много путешествовал по Италии, изучая живопись мастеров Раннего и Высокого Возрождения. В Риме часто посещал дом В. фон Гумбольдта, где бывали Б.Торвальдсен, А.Канова, В.Камуччини и другие известные деятели европейской культуры. В 1814 под влиянием Овербека перешел в католичество. В 1819 возвратился в Германию и получил звание профессора мастерского класса берлинской Академии. В 1826 стал преемником Корнелиуса на посту директора дюссельдорфской Академии художеств. В 1830—1831 и 1835—1840 работал с друзьями и учениками в Риме. Большая заслуга Шадова в том, что он упорядочил деятельность Академии, сгруппировал вокруг себя талантливых, профессионально подготовленных преподавателей, разработал новый устав (1831). Благодаря его руководству дюссельдорфская Академия после реорганизации стала одним из самых известных и прогрессивных художественных заведений в Европе, обрела мировое признание. В 1829 по инициативе Шадова было создано "Объединение Рейна и Вестфалии", благодаря которому оказывалась финансовая поддержка художникам, живописцы получали заказы на монументальные росписи церквей и ратуш. Значительными начинаниями под руководством Шадова были осуществленные его учениками росписи ратуши в Ахене (А.Ретелем, 1839 — начало 1840-х) и Аполлинарискирхе в Ремагене (Э.Дегером, А. и К.Мюллерами, 1860-е). С 1842 Шадов — почетный профессор Боннского университета. В 1859 покинул пост директора Академии, не понимаемый молодыми художниками. Одним из ранних произведений итальянского периода явились росписи палаццо Дзуккари (Каза Бартольди), принадлежащего прусскому консулу в Риме С.Бартольди. Фрески художника Иосиф в темнице и Плач Иакова (с 1867 — Берлин, Государственные музеи; кортоны — Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), как и исполненные здесь же композиции П.Корнелиуса, Ф.Овербека и Ф.Вейта, заключают в себе назидательный, морализаторский смысл. Библейский сюжет, согласно эстетическим воззрениям назарейцев, призван раскрыть роль добра и зла, иметь воспитательное значение. Шадов трактует сцены в несколько сентиментальном духе, как Овербек, находя образец возвышенного, идеального искусства в произведениях Рафаэля. В большом станковом полотне на библейский сюжет Девы разумные и неразумные (1838—1842, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств; эскиз — 1836—1837, Дюссельдорф, Художественный музей) художник обращается к той же теме из Евангелия, что и Корнелиус (1814), несколько изменяя композицию. Полукруглые завершения рамы стилизуют картину под алтарный образ старонемецких мастеров. Подражая Афинской школе Рафаэля, художник помещает фигуру Христа в центре, как бы над остальными персонажами, окружающими его, — святыми, разумными и неразумными девами. Тяготеющий к серому, пепельному цвету приглушенный колорит, строгие четкие формы фигур, гладкий мазок придают академическую сухость полотну. Значительное место в творчестве Шадова занимал портрет. Одним из ранних произведений, созданных в Италии, явился Автопортрет с Б.Торвальдсеном и братом Рудольфом (1815—1818, Берлин, Государственные музеи). В написанных на фоне идеального итальянского пейзажа фигурах представлены три яркие художественные натуры, три разнообразных человеческих характера. Среди портретов назарейцев этот портрет Шадова, пожалуй, самый романтический. Более академичен портрет К. фон Гумбольдт (1820-е, Гамбург, Кунстхалле), в традиции живописи сентиментализма рубежа XVIII—XIX вв. исполнен Портрет великой княгини Александры с детьми (1825, Шверин, Государственный музей). О свойственном назарейцам желании следовать идеалу и натуре свидетельствуют картины Гений поэзии (1825, Потсдам, музей дворца и парка Сан-Суси) и Юная римлянка (1832, Берлин, Государственные музеи). В уподобленной прекрасной Мадонне молодой итальянке и названном "гением" юном итальянце с книгой присутствует заданный взгляд на модель, приводящий к созданию идеально-отвлеченных и одновременно натуралистически выписанных образов. В портрете друга художника, руководителя Дюссельдорфского театра К.Иммермана (1828, Дюссельдорф, Художественный музей), попытка придать образу романтическое звучание не согласуется с театральной позой модели и всем композиционным решением полотна в характерной для XVIII в. форме тондо. Поздние произведения художника на библейские и аллегорические сюжеты (Источник жизни, 1848—1858, Потсдам, музей дворца и парка Сан-Суси), трактованные в духе назарейцев, казались уже далекими от проблем, которые выдвигала перед художниками новая эпоха. Умер в Берлине 27 января 1850 года. Литература: Schmidt H. Wilhelm von Schadow. Dьsseldorf, 1962; Hьbner I. Schadow und seine Schule. Bonn, 1969; Hьtt W. Dьsseldorfer Malerschule. 1819—1869. Leipzig, 1984.
[700x669]
1791
Джузеппе Джоакино Белли (Giuseppe Gioachino Belli)
итальянский поэт. Родился в Риме. Главное произведение - "Римские сонеты" (издание 1886-1889, посмертно), поэтический цикл, состоящий из 2000 сонетов на римском диалекте, которые, по его замыслу, должны были стать "памятником римскому простонародью". Написанные от лица людей из народа, сонеты проникнуты ненавистью к духовенству и продажным судьям, презрением к высшим классам, уважением к бедным труженикам. Н.В.Гоголь назвал Белли настоящим народным поэтом. Белли принадлежат также любовная лирика и стихи религиозного характера, написанные после Революции 1848-1849.
[700x525]
Скончался в Риме 21 декабря 1863 года. Сочинения: Sonetti romaneschi... Sonetti ordinati..., t. 1-2, Roma, [1944-1945]. Литература: Горленко В., Гоголь и иностранцы. Поэт, открытый Гоголем, в его книге: Отблески, 2 издание, Санкт-Петербург, 1908; Storia della letteratura italiana.v. 7, Mil., 1969.
[634x700]
1805
Модест Иванович Богданович
русский военный историк, генерал-лейтенант (1863). Родился в городе Сумы. Воспитание получил в Дворянском полку. В 1823 выпущен прапорщиком в 1-ю гренадёрскую артиллерийскую роту. В 1827 перевёден в 24-ю (позже 13-я) артиллерийскую бригаду, с которой в 1831 участвовал в сражениях с поляками под Вавром, Гроховым, Дембе-Вельке и в деле под Рагозиным, где Богданович был так сильно контужен, что остался на поле сражения, взят поляками и находился в плену до 8 сентября 1831 г. В 1833 по 1835 проходил курс в Военной академии (позже Николаевская академия Генерального штаба). В 1836 — переведён в Генеральный штаб и оставлен при академии для приготовления в адъюнкт-профессоры военной истории и стратегии и с тех пор почти до конца своей жизни не оставлял профессорской кафедры. В 1838 — адъюнкт-профессор. В 1843 — профессор по кафедре военной истории и стратегии. 8 декабря 1849 г. награждён орденом святого Георгия 4-й степени. В 1863 — генерал-лейтенант, в распоряжении военного министра, был официальным военным историографом. Скончался в Ораниенбауме в звании члена Военного совета 6 августа 1882 года. Сочинения: История военного искусства и замечательнейших походов, от начала войн до настоящего времени, тома 1—2, Санкт-Петербург, 1849; История Отечественной войны 1812 года (в 3 томах). — Санкт-Петербург, 1859; История войны 1813 за независимость Германии, т. 1—2, Санкт-Петербург, 1863; История войны 1814 во Франции и низложения Наполеона I, тома 1—2, Санкт-Петербург, 1865; История царствования императора Александра I и России в его время, тома 1—6, Санкт-Петербург, 1869—1871; Русская армия в век Императрицы Екатерины II. — Санкт-Петербург.: Типография Департамента уделов, 1873; Восточная война 1853—1856, 2-е издание, тома 1—4, Санкт-Петербург, 1877; Исторический очерк деятельности военного управления в первое 25-летие царствования императора Александра II. (тома 1—6, 1879—1881). Кроме того, Богданович печатал много статей в «Русском инвалиде», «Военном сборнике», «Русской старине» и других журналах, а также редактировал 2-е издание «Военного энциклопедического лексикона» (тома 1—14, 1852—1858). В частности, это относится к его мемуарам, например: Дело при Дембе-Вильке, 31 марта 1831 года (Из записок очевидца) // Исторический вестник, 1881. – Том 2. - № 6. – Страницы 279–282.
[492x700]
1806
Христиан Август Фридрих Петерс (Christian August Friedrich Peters)
немецкий астроном. Член Санкт-Петербургской Академии Наук (1842). Родился в Гамбурге. В молодости заинтересовался астрономией и математикой и занимался ими самоучкой. Самостоятельно овладел математическими и астрономическими знаниями. Астроном Шумахер, заметив в Петерсе большие способности, пригласил его для практических занятий в гамбургскую обсерваторию. В 1826-1832 - наблюдатель и вычислитель в Гамбургской обсерватории, в 1832-1834 работал в Кенигсбергской обсерватории под руководством Ф.В.Бесселя, в 1834-1839 - наблюдатель Гамбургской обсерватории. В 1839 г. по приглашению В.Я.Струве принял место астронома при открывшейся в том году Пулковской обсерватории, где и оставался до 1850 г. В 1842 избран адъюнктом, в 1847 - академиком Санкт-Петербургской Академии Наук. В связи с переездом в 1849 в Кенигсберг, где занял кафедру астрономии, выбыл из числа штатных академиков, но состоял членом-корремпондентом Санкт-Петербургской Академии Наук. С 1854 - директор обсерватории в Альтоне (в 1872 была переведена в Киль), с 1874 - профессор Кильского ун-та. В России известен под именем "Петерс Христиан Иванович". Научные работы относятся к астрометрии. Первой капитальной работой П. было определение в 1842 постоянной нутации. Полученное им значение 9.22" оказалось значительно точнее, чем прежнее определение Бесселя и почти не отличается от принятого в настоящее время (9.21"). Положил начало пулковским исследованиям изменяемости широт. В 1848 опубликовал результаты определения параллаксов восьми звезд. Во время работы в Кенигсберге получил ряд ценных наблюдений на гелиометре Бесселя, одним из результатов которых было определение орбиты спутника Сириуса. Большой вклад внес в практическую геодезию. В Альтоне завершил обработку геодезических измерений своего предшественника Г.Х. Шумахера, измерил разность долгот между Альтоной и некоторыми пунктами в Германии и Дании. Принимал активное участие в международной программе европейской триангуляции. С 1854 - редактор журнала "Astronomische Nachrichten". Золотая медаль Лондонского королевского астрономического общества (1852). Умер в городе Киль (Германия) 8 мая 1880 года. Его имя занесено на карту Луны. АБС; АК-1956; ИАИ-IV (1958); ОИАвР, п.
[583x700]
1810
Герман Генрих Госсен (немецкое имя - Hermann Heinrich Gossen)
немецкий (прусский) экономист, предшественник математической и австрийской школ в экономике. Госсен родился в Дюрене, когда тот был оккупирован французами, учился в Бонне, после чего работал чиновником в прусской администрации до ухода на пенсию в 1847 году. В его книге, опубликованной в 1854 году в Брауншвейге, Госсен математически обосновал основные принципы теории предельной полезности. Он сформулировал два закона, которые во многом предвосхитили теоретические и математические построения Леона Вальраса, Уильяма Джевонса и других представителей математической школы. Важнейшие экономические процессы объяснял с позиции идеи максимума полезности. Эти законы были не совсем привычны для его времени, так как рассматривали экономические взаимосвязи с математической точки зрения. По причине сложности языка написания и переполненностью многочисленными формулами его книга сохранилась в небольшом количестве экземпляров. С австрийской школой теорию Госсена связывает ряд общих методологических принципов. Умер он в неизвестности, но уже в 1878 году экономист Джевонс признал его работу и сделал ее известной. Умер в Кёльне 13 февраля 1858 года. В честь Госсена Союзом социальной политики с 1997 года вручается Премия Госсена. Основные произведения: «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности» (1854, Брауншвейг). Переиздана Адамсоном в 1889, а затем в 1927.
[635x700]
1814
Уильям Баттерфилд (William Butterfield).
английский архитектор готического Возрождения. Ввел архитектурный реализм, который включал в себя ясное выражение материалов с помощью цветного контраста текстур и моделей. Вначале он работал строителем Вестминстера. Позднее провел три года вместе с архитектором Ворсестером, приобретая вкус к готике. В 1843 г. присоединился к Кембриджскому обществу Кемден, высшей англиканской группировке, которая стремилась к тому, чтобы церковная архитектура соответствовала литургии оксфордских реформаторов. Спроектировал около 100 церквей, известных благодаря своей правильности с точки зрения литургии. Он работал в оригинальной манере, используя кирпич и грубо обработанные лесоматериалы. Пестрая укладка кирпича и лесоматериалов, контрастных по цвету, является характерной чертой всех его работ. Внутренние поверхности, для достижения более богатого цветового решения, покрывались мрамором и изразцами. «Структурная полихромия» архитектора стала модой конца викторианского периода. Его самой разукрашенной является церковь Всех Святых на Маргарет-стрит, Лондон (1849-1859). Среди других церквей – святого Матиса, Стоук Ньюингтон (1851-1853) и святого Албана, Холборн (1859-1863) в Лондоне; церковь в Баббакомбе, Девон (1867-1874), и святого Августина, Борнемаут, Гемпшир (1891-1892). Одна из его немногих светских работ – Колледж Кеббл, Оксфорд, полностью закончен к 1857 г. Умер 23 февраля 1900 года.
[610x700]
1815
Джон Мак-Доуэлл Стюарт (John MacDouall Stuart)
шотландский путешественник, исследователь Австралии. Родился в Дисарте (Файф, Шотландия). Образование получил в Шотландской морской и военной академии, однако в армии служить не остался и, получив специальность инженера, в двадцатитрёхлетнем возрасте эмигрировал в Австралию, поселился в Южной Австралии и работал по своей специальности. Пользуясь расположением капитана Стёрта, Стюарт был привлечён им к исследовательским работам в Южной Австралии, в 1844—1845 годах сопровождал его в трудном походе в Квинсленд, когда Австралия впервые была пересечена по меридиану. В мае 1858 года Стюарт предпринял первую самостоятельную экспедицию и исследовал районы западнее озера Торренс, поднялся к озеру Эйр, откуда прошёл на запад и в районе Кубер-Педи (на восточном краю Большой пустыни Виктория) обнаружил небольшой горный хребет, впоследстви названным его именем. Затем через озеро Гарднер спустился к побережью и вернулся в Аделаиду. Всего за пять месяцев им было пройдено около 2400 километров. В 1859—1860 годах Стюарт исследовал земли на стыке Южной Австралии, Нового Южного Уэльса, Квинсленда и Северной территории. Во время экспедиций 1860—1861 годов Стюарт в компании всего двух спутников попытался пересечь Австралийский континент с юга на север, но смог дойти только до хребта Мак-Доннелл, который увидел первым из европейцев. По возвращении в Аделаиду, Стюарт принялся за организацию новой экспедиции с той же целью — пересечь Австралию с севера на юг. Стартовав в ноябре 1860 года, Стюарт пошёл уже проверенным маршрутом и дошёл до местности, впоследствии получившей название Ньюкасл-Уотерс; до побережья ему оставалось около 300 километров, но, поскольку у него оставалось крайне мало припасов и не рассчитывая их найти на побережье залива Карпентария, Стюарт снова вынужден был вернуться. В декабре 1861 года Стюарт выступил в свою последнюю экспедицию на север; используя проверенный маршрут Стюарт вновь достиг Ньюкасл-Уотерса и оттуда двинулся к верховьям реки Ропер. В этом месте он решил идти не на восток к заливу Карпентария, а на северо-запад к заливу Ван-Димен. В конце июля Стюарт вышел к берегу моря немного восточнее Дарвина. Таким образом ему вторично, вслед за Чарльзом Стёртом, удалось совершить меридиональное пересечение Австралии. В 1870—1872 годах по маршруту экспедиции Стюарта была построена линия трансконтинентального телеграфа Аделаида—Дарвин. Сам Стюарт после этого путешествия уехал в Англию, проживал в Лондоне, где в 1864 году опубликовал книгу о своих путешествиях «Explorations in Australia». Cкончался в Лондоне 5 июня 1866 года. Имя Стюарта до 1933 года носил посёлок Алис-Спрингс у подножия хребта Мак-Доннелл.
[462x700]
Памятник Стюарту установлен в Аделаиде.