• Авторизация


Неделе борьбы с вивисекцией посвящается 17-04-2007 12:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Злоупотребление милосердием, или Открытое письмо противникам экспериментов на животных

              Глубокоуважаемые друзья!

              Обратиться к Вам с этим воззванием меня побуждают сразу несколько обстоятельств. Сразу хочется оговорить, что более точной формулировкой будет не «меня», а «нас» - надеюсь, что к моему обращению присоединятся многие из моих коллег.

        Вот уже несколько лет движение против вивисекции в Вашем лице становится все в большую оппозицию по отношению к нам, биологам. Почти весь прошлый год, например, арки ворот, ведущих на территорию биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (где, к слову, я имею счастье работать) украшали надписи «Позор вивисекторам МГУ!» и «Жестокости нет!» И, хотя я сомневаюсь, что эти слова - звучные, вне всякого сомнения, - были обращены лично ко мне, сделанная вначале оговорка (та самая, которая о множественном числе) дает мне возможность принять их и на свой счет. Вопрос только в том, что предмета позора я не нахожу, как ни стараюсь.

       Даже затрудняюсь определить, кто виноват в сложившейся ситуации. Подозреваю, что слишком часто и слишком по-дилетантски звучащие слова об экологии. Может быть, чьи-то не слишком продуманные рекламные слоганы. Может быть, несовершенство системы образования. А может быть и просто желание (вполне, заметим, естественное) с кем-то бороться и кого-то защищать до последней капли крови. В определенные периоды жизни мы все этим грешили - или были в этом добродетельны? 

       Вы предлагаете нам полностью отказаться от экспериментов над животными. Их жалко, они маленькие и беззащитные. Предлагаю на одну минуту задуматься о целях существования науки - я полагаю, что именно против науки направлена Ваша критика, переходящая в активные действия. 

       Речь ведь идет не о предметах роскоши типа норковых шуб, против которых вы, кстати, тоже боретесь. И не об охотничьих трофеях и сувенирах из крокодиловой кожи. И даже не о черепашьем супе. Почему-то предметом вашей борьбы стала научная и образовательная деятельность. 

Для чего мы занимаемся наукой, спросите вы? Думаю, что в целом мы занимаемся ей для блага людей. Пафосно, скажете? Ничуть. Большая наука начинается со студенческой скамьи и направлена именно к цели, называть которую по имени все стесняются - в зубах, дескать, навязло, да и слишком торжественно. А зря. 

Вы предлагаете нам заниматься этой наукой на других объектах. Все чаще звучит предложение перейти на имитационные компьютерные модели. Модно, да и безобидно. 

На досуге задумайтесь о том, как открыть вакцину против птичьего гриппа с помощью компьютерной модели. Или о том, как теми же средствами изучать ишемическую болезнь сердца. Или хотя бы, простите, облысение. 

Только в случае, если о проблеме знаешь лишь то, о чем пишут глянцевые журналы, то все кажется легким и простым. Подумаешь, сложность: клонирование там, или СПИД. 

Но только занимаясь чем-то всерьез понимаешь, как мало известно, и как много еще осталось изучать. И совсем не на имитационных моделях, заметим. Как построить модель объекта, о котором не знаешь ничего, и о котором срочно надо знать как можно больше? Тоже вопрос, и неординарный вдобавок. 

А как учить биологии на моделях? Науку придется переименовать, ясное дело. Или ограничиться растениями и микроорганизмами, а зоологию, например, упразднить. Правда, нет гарантии, что никто не заговорит о правах растений и цианобактерий на жизнь и свободу. Судебных прецедентов пока не было, но вдруг? Дарю идею. 

В общем, непростая задача. 

Кстати, о критике, переходящей в действия. Активные. Вот об этой активности поговорить бы стоило - с пониманием, конечно. Надписи на воротах мы, положим, переживем. Да и листовки тоже. А вот... 

Несколько лет назад группа лиц (надо ли говорить, что имена этих героев неизвестны?) прорвалась на кафедру физиологии высшей нервной деятельности нашего факультета и разгромила виварий. Выпустили кроликов - почему-то в окно - но как-то не расчитали в благородном порыве, что кафедра на четвертом этаже. Пытались соревноваться с нами в жестокости? 

В другой раз вот тоже было. Тоже громили виварий (правда, было дело уже на третьем этаже, на кафедре физиологии человека и животных), но уже с крысами. Сорвали полугодовую работу у одного аспиранта (кстати, результаты его работы были бы с успехом применены в лечении людей), но это, понятное дело, мелочи. Но вот собираясь на благородное дело не мешало бы знать, что нет у белых лабораторных крыс врагов страшнее, чем серые крысы. Пасюки то есть. Страшно даже предположить, что случилось с теми крысами, которые все же прорвались на желанную свободу. 

Пока Бог милует, и никто не добирался до вивария на кафедре... впрочем, так ли уж важно, какой именно? Там, видите ли, мыши с радиоактивной меткой. Не хуже, чем в Лондоне. Стоит ли, правда, мелочиться, коль скоро дело дошло до свободы несчастных животных? Едва ли. 

Любопытно, кстати, как Вы представляете себе эксперименты на животных. Вас, наверное, впечатлили рассказы об испытании препаратов на слизистой оболочке глаз кроликов, у которых пришивали веки к щекам и надевали деревянный ошейник, чтобы лапой не смахнули образец. Меня в свое время тоже это поразило до глубины души, но эти времена (в смысле, времена таких экспериментов) прошли безвозвратно. 

Кстати, было бы здорово, если бы Вы пришли к нам без транспарантов - просто в гости. Я, например, со вчерашнего дня мечтаю о проведении круглого стола на тему вивисекции с участием настоящих ученых (не пиарщиков, заметьте). Стоит подумать. 

А если серьезно, то есть в Ваших действиях некая странность, которая совсем не странна, если задуматься. Более того, она присуща многим радикальным движениям в пользу или против чего-нибудь. 

Вот я о чем. Вот взять, к примеру, вегетарианство. Я знаю вегетарианцев даже в рядах членов-корреспондентов Российской Академии наук. Но вот как-то мне на жизненном пути не попадались пока вегетарианцы, требующие от окружающих безоговорочного вегетариантства. 

Тавтология, зато точно. 

Вы не носите меховых шуб? Это Ваше право. Но зачем же их краской, забрызгав по пути и обладателя шубы, не разделяющего Вашего мнения? 

Вам не нравятся эксперименты на животных? Уважаю Ваше мнение. Но зачем же срывать чужую работу, направленную, кстати, на благородные цели? Почему требование уважения превращается в требование разделения? 

Непонятно. 

Я, например, не могу убивать животных. Даже в рамках учебного процесса. Но у меня никогда не возникало желания запретить другим этим заниматься. Тем более, что эти другие - не живодеры, как принято думать (это, знаете, стереотип такой: «Биофак? Лягушек режешь? Живодер...»), а увлеченные своим делом люди, делающие маленькую - но науку. А таких людей, прямо скажем, все меньше и меньше. 

В общем, есть над чем задуматься. Кстати, чуть не забыл: если Вам еще никто не говорил, то имейте в виду, что совсем не обязательно легко поддаваться на чужие уговоры с чем-то бороться или что-то громить. Есть альтернативные пути самореализации - правда, чуть более сложные. Ломать, известно, не делать... 

Такие вот дела. Я совсем не уверен, что мое короткое послание переубедит Вас, но мне хочется надеяться, что, прежде чем идти кого-то освобождать, Вы задумаетесь. О целях, средствах и последствиях - не только для Вашей самооценки, но и для окружающих Вас людей, у которых тоже есть право на... много на что. 

Стоит ли? 

 

Андрей А. Синюшин, 

аспирант кафедры генетики 

биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (21):
17-04-2007-12:53 удалить
Прфессор, я сильно сомневаюсь, что Ваш блог читают такие борцы.
Raining_Man 17-04-2007-12:57 удалить
max-max-max, я, в сущности, тоже в этом не уверен. Но моя задача заключалась не только и не столько в увещевании (если бы это было так, я бы расклеивал листовки). Глядишь, хоть кому-то из числа сомневающихся - бороться или нет? - это будет полезно. Очень забавно смотрится "профессор" после подписи под воззванием. А еще я очень рад вас видеть.
Ashura 17-04-2007-14:01 удалить
Raining_Man, я сошлюсь и пораспространяю, с вашего позволения?
Raining_Man 17-04-2007-14:47 удалить
Без всякого сомнения. Это тот случай, когда я только "за". Вас я тоже рад видеть.
я,как физиолог,работающий на животных,полностью согласна с вышенаписанным.Мне физически было очень плохо,когда я видела,что изза плохого наркоза крысы мои просыпаются посреди эксперимента.Эту проблему мы решили.теперь все идет нормально.так что у физиологов сердце вполне есть.а живодеры - те,кто выпускают лабораторных животных на свободу,где те погибают при более жестоких обстроятельствах.
evgeniy_a 17-04-2007-18:32 удалить
Точно сформулировано, Андрей. Я тебе как физиолог говорю.
Liocorno_lieto 17-04-2007-20:14 удалить
Привет! Я тоже утащу, ладно? Никогда не смогу сама ставить эксперимент над животными, но в их разумности не сомневаюсь.
Homer2k3 17-04-2007-21:12 удалить
Трепетно, с чувством, но это, простите, бисер перед свиньями. Сами сказали, что "Есть альтернативные пути самореализации - правда, чуть более сложные.", а значит понимаете, что дело не в экспериментах над животными, не в жестокости, не в том, что они маленькие и беззащитные, а в том что, говоря по-простому, "силушку девать некуда" - доказать охота, что не "тварь я дрожащая - право имею!" А в контексте этого, всё остальное бессмысленно и круглые столы и квадратные глаза.. единственные выход - дать толпе другой жупел - показать кого травить на сей раз..
18-04-2007-02:00 удалить
Предлагаю там, где это возможно, мтавить эксперименты не над животными, а сразу над людьми. Ну, теми самыми противниками экспериментов над животными. Этим и они своей цели добьётся, и от науки не убудет!
Solnushko 18-04-2007-02:06 удалить
Вам бы на ЖЖ этот пост забросить. Там скорее до адресата дойдет.
fucking_me 18-04-2007-02:15 удалить
предыдущий комментарий - мой. увы, ваши разумные слова для адресатов пустой звук. исполнители - неграмотные экзальтированые люди, организторы зачастую имеют свой шкурный пиар-интерес и, как любые общественники, таже умом не блещут. охрана да юристы Вам помогут, на мой вгляд, куда более круглых столов.
18-04-2007-09:41 удалить
От provi_zorro.livejournal.com Очень хороший текст. Разделяю и поддерживаю. Есть лишь одно маленькое уточнение: мотивация некоторых "борцов" вполне материальна. Во всяком случае тех, кто ими руководит. С уважениме, Провизор.
Insip 18-04-2007-10:16 удалить
Ну в топ-30 яндекса вы попали, так что думаю они прочитают :)
Дельное предложение для обеих сторон, чем наливать друг друга взаимной неприязнью (я образно) компромисс. Тех товарищей, которые так уж против "насилия" над животными использовать в проведении опытов. Помогут хотя бы. И животным и науке. Вот увидите, многие охладят свой пыл после такой идеи.
18-04-2007-13:00 удалить
А почему нельзя проводить опыты не на беззащитных животных, которые никому ничего плохого не сделали, а на заключенных, осужденных по наиболее "тяжелым" статьям?
Ashura 18-04-2007-13:08 удалить
Аноним, а почему вы думаете, что эксперименты проводят в наказание над экспериментируемыми? Странная идея какая-то. И почему вас не смущает выращиваение коров на убой? Поедание яиц? Тех же крыс лабораторных не по подвалам со стен отскребают, а разводят специально для эксперимента. В чем принципиальная разница, я не понимаю.
18-04-2007-13:34 удалить
Ashura: А я разве сказала, что в наказание? Я просто говорю, что на мой взгляд - эксперименты над заключенными - это более этично. Да, и плюс результаты будут более корректными. Согласитесь, странно испытывать на крысах то, что предназначенно для человека.
Raining_Man 20-04-2007-13:04 удалить
Аноним, не знаю, не знаю. Для меня ценность жизни человека (вне зависимости от заслуг этого человека) несоизмеримо выше, чем ценность жизни хомячков и крыс. Не соглашусь я с Вами, короче говоря.
25-04-2007-00:07 удалить
Андрей, я использовал цитату из твоего письма в сообщении об этой акции протеста на сайте «биомолекула» (http://biomolecula.ru/?page=content&id=66). Посмотри, верно ли отражено твоё мнение, и, если хочешь, прокомментируй материал (я-то на биофаке теперь бываю редко и составил это сообщение из интернетовской писанины и программы по ТВ). Чугунов Антон.
Raining_Man 25-04-2007-12:47 удалить
Все нормально, Антон. Это ведь все к одной благой цели, правда?
natali12009 10-05-2007-16:41 удалить
Сразу оговорюсь-я против погромов,но и опыты над животными не приветствую... И согласна с анонимом написавшем : "А почему нельзя проводить опыты не на беззащитных животных, которые никому ничего плохого не сделали, а на заключенных, осужденных по наиболее "тяжелым" статьям?"Вообще не понимаю почему их содержат на деньги налогоплательщиков,пускай каторжным трудом зарабатывают себе на пропитание и возмещение причинённого вреда! Ваша цитата: "Любопытно, кстати, как Вы представляете себе эксперименты на животных. Вас, наверное, впечатлили рассказы об испытании препаратов на слизистой оболочке глаз кроликов, у которых пришивали веки к щекам и надевали деревянный ошейник, чтобы лапой не смахнули образец. Меня в свое время тоже это поразило до глубины души, но эти времена (в смысле, времена таких экспериментов) прошли безвозвратно. " Смотря на это я не могу,мягко говоря,здраво размышлять...Хочется дать"врачу"в лоб за это! :((( http://www.video.mail.ru/mail/rm91/sXe/113.html?from_catalog=1


Комментарии (21): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Неделе борьбы с вивисекцией посвящается | Raining_Man - Колонка "Daily Prophet" | Лента друзей Raining_Man / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»