• Авторизация


Алхимия и магический квадрат - Часть 2 05-06-2015 06:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Оригинал взят у assalam786 в Алхимия и магический квадрат - Часть 2
Отдели землю от огня, тонкое от грубого
осторожно и с большим искусством. Эта вещь
восходит от земли к небу и снова нисходит на
землю, воспринимая силу как высших, так и
низших областей мира.

Гермес Трисмегист “Изумрудная Скрижаль”

Прежде чем приступить к изложению второй части, хотелось бы сделать одно ключевое пояснение. Когда речь идет об алхимии как Великом Делании, мы имеем дело не с физической материей, а с духом, содержащимся в материи, который и стоит за превращением простых металлов в благородные. Как утверждает Фулканелли (здесь и далее цитаты из книги "Философские обители"): "Сами вещества друг на друга не действуют, активную роль в данном случае выполняют духи веществ. Для алхимиков духи соответствуют вполне реальным, хотя с физической точки зрения почти нематериальным тонким влияниям".

Джабир в своей Сумме совершенств магистерия (Summa perfectionis Маgisterii) пишет о воздействии духов на вещества следующее: "О сын нашего учения, если вы хотите подвергнуть тела тем или иным изменениям, сделать это можно лишь с помощью духов. Когда духи закрепляются на телах, те теряют свою форму и природу, становятся другими. При последующем разделении духи либо удаляются одни (тогда тела, на которых те фиксировались, остаются как были), либо вместе с телами".

Суть Великого Делания – выделение и сгущение духа в том, что называется эликсир или философский камень, который, несмотря на своё неоспоримое металлическое происхождение, состоит не только из металла. Фулканелли пишет: "Именно эту душу, дух, огонь, собранный, сконцентрированный, сгущённый в самой чистой, самой стойкой, самой совершенной из земных субстанций, мы называем нашим камнем. ... Поначалу наша субстанция больше земная, чем небесная. Искусство [алхимия] вкупе с естеством должны сделать её более небесной, чем земной. ... Дух, готовый высвободиться, как только получит такую возможность, не может просто взять и покинуть тело. Из чистых частиц, которые он собирает вокруг себя, дух творит себе другую одежду, более приличествующую его природе и более послушную его воле. Ею он пользуется как неким новым носителем".

Иначе говоря, философский камень – это материальный носитель, до максимума насыщенный духом огненного свойства, жизненной силой, извлеченной из минералов.

Согласно герметическому учению (названному так по имени Гермеса Трисмегиста – или Меркурия Трижды Великого), минералы и металлы, в определенном смысле, живые. Жизненная сила или дух, в них содержащиеся, способствуют эволюции металлов из простых, низших форм, таких, как свинец, в высшие – серебро и золото. Согласно Фулканелли, "огненное начало, материальное и духовное, благодаря своему универсальному действию способно усваиваться во всех трёх царствах естества. Оно оказывает влияние как на животных и растения, так и на внутреннюю структуру минералов и металлов".

Подобно растению, которое растет, дает цветы и плоды, металл "созревает" в содержащей его горной породе под влиянием космических лучей, достигая своей кульминации в золоте – высшей и не подверженной разрушению форме, достижимой для минеральной формы жизни. Процесс эволюции металла, конечно, очень долог и может быть приостановлен из-за неблагоприятных факторов – нарушения целостности пласта, попадания воды и т.д.

Исходя из этого положения, алхимики считают, что можно извлечь и сгустить жизненную силу минерала до такой степени, что эта сила при воздействии на низшие металлы за считанные минуты способствует прохождению ими эволюции от простого металла к золоту.

По описаниям, сделанным Адептами герметической науки, Великое Делание – Магистерий - состоит из трех фаз: подготовка первичной материи, разложение первичной материи и получение философского камня, трансмутация металлов с его помощью. Описания первого Делания – приготовления философского Меркурия или первоматерии - самые туманные и запутанные, поскольку тайна того, какие материалы используются для этого – наиболее охраняемая из всех. Но, повторюсь, для нас не важны практические детали и рецепты, нам важно понять принцип того, как соединяются активные и пассивные элементы для создания третьего – философского Меркурия.

Эта иллюстрация – первый ключ Василия Валентина. На ней изображены мужское и женское начала ("красный мужчина и белая женщина"), исходные субстанции для приготовления первоматерии. Рядом с ними находятся Сатурн в образе старика с косой и волк, один из символов сурьмы. Алхимические "сурьма" и "свинец" (Сатурн) обозначают исходные вещества, подвергающиеся обработке; следует учитывать, что они могли совершенно не соответствовать обычным сурьме и свинцу. Также совсем не обязательно, что именно Сатурн в магическом квадрате Фламеля означает один из компонентов Делания, хотя теоретически и это не исключается. Волк прыгает над огнем – намек на то, что одно из двух веществ летучее.

Как писал о двух изначальных субстанциях Фулканелли, это "материальное выражение двух естеств, внешне схожих, но с противоположными свойствами, именно их Мастер должен избрать, приступая к работе. От их соединения с учётом некоторых тайных правил рождается двойное смешанное вещество, которое Мудрецы называли андрогином, гермафродитом или Зерцалом Искусства. Именно эта сущность, наделенная одновременно положительными и отрицательными качествами и содержащая в себе свой собственный реагент, лежит в основе Великого Делания".

"Минеральные производители Меркурия, обеспечивающие его питание, рост и жизнь вообще, должны быть выбраны очень тщательно и подвергнуты скрупулёзной обработке. Теоретически взять можно всё что угодно, однако некоторые вещества по своей природе чрезвычайно далеки от активного металлического естества и не подойдут нам либо из-за их нечистоты, либо из-за того, что их созревание застопорилось или зашло слишком далеко. К первой категории относятся горные породы, камни, металлоиды, ко второй — золото и серебро. В металлоидах необходимому нам агенту не хватает силы, поэтому они непригодны для наших целей. А вот в золоте и серебре искать его вообще бессмысленно: он был отделён от этих совершенных веществ сразу после их появления на физическом плане".

"Вместе с наиболее щедрыми герметическими авторами мы заявляем, что двух веществ достаточно для проведения Магистерия от начала до конца. ... Если признать, что существует третье вещество, то оно должно образовываться при соединении и разложении первых двух. Сколько бы вы ни старались, сколько бы экспериментов ни ставили, вы не обнаружите других исходных веществ для получения камня, кроме этих двух, которые именуются началами и из которых образуют третье, наследующее качества и свойства своих родителей".

Судя по некоторым намекам, которые Фулканелли оставил в нескольких местах, оба изначальных вещества можно извлечь из одной горной породы, которую он описывает снова и снова, используя разные образы и сравнения, но никогда не называя напрямую. "Надо признать, что этот злосчастный субъект обижен от природы, недаром его олицетворяют безобразные чудовища: дракон, змей, вампир, дьявол, тараска. Вид у него и впрямь малопривлекательный. Чёрный, в чешуйках, зачастую покрытый красными точками или рыхлым блекло-жёлтым слоем, с сильным тошнотворным запахом, который Философы называют токсичным и ядовитым, он пачкает руки и вообще как бы совмещает в себе всё самое омерзительное. Однако этот презираемый невеждами изначальный субъект Мудрецов— единственный источник небесной воды, наш первый Меркурий и великий алкагест. Он — верный слуга и соль земли".

"Погляди внимательно на двух драконов, — пишет Фламель, — это истинные начала Философии, которых Мудрецы не отваживались показать даже своим собственным детям. Внизу, без крыльев, твёрдое вещество, самец, вверху летучее вещество, чёрная и сокрытая самка, которая на несколько месяцев возьмёт верх. Первый — Сера, или, точнее, теплота и сухость, вторая — Ртуть, или холод и сырость".

Из двух этих грубых компонентов путем сублимации получают очищенные активный (красный) и пассивный (белый) элементы.

"Осторожно извлеките соль металлов, не разрушая её, — пишет другой Мастер Делания - Космополит, — и эта соль даст белый и красный камень. Весь секрет тут заключается в соли, из которой получают наш совершенный эликсир". Под "солью" Космополит также подразумевает дух, живой элемент вещества (помните, как говорил Иисус, "вы – соль земли").

Вот что пишет Фулканелли о получении белого камня первого Делания - активного, мужского компонента: "Сначала надо обратить вещество в пепел, прокалить, сжечь все гетерогенные неогнестойкие компоненты, так чтобы осталась лишь несгораемая чистая главная соль, с которой пламя не в состоянии совладать. Мудрецы дали ей имя Серы, первичного агента или философского золота".

Серой ее назвали из-за положительного заряда, который данная субстанция привносит в уравнение. На магическом квадрате Фламеля этот очищенный мужской компонент первого Делания обозначен знаком Марса. Ему соответствует в квадрате чисел цифра 7 или (+2). Я предполагаю - хотя мне не удалось это нигде подтвердить напрямую - что 7 производится путем сублимации, сгущения из 6. Числу 6 в магическом квадрате соответствует знак, похожий на знак Марса, только с крестом наверху. У числа 6 заряд равен (+1). У числа 7 заряд больше – уже (+2).

Что же пишется по поводу другого компонента первого Делания – женского, пассивного?

"Сурьма Мудрецов, исходный материал, извлечённый непосредственно из рудника, "не есть, собственно, минерал, а тем более металл, учит Филалет; но, не относясь ни к минералам, ни к металлам, она, тем не менее, занимает среднее положение между ними. Сурьма Мудрецов — вещество летучее, но не дух, поскольку она, как и металл, сжижается на огне. Она — хаос, из которого рождаются все металлы", металлический и минеральный цветок, первая роза, на самом деле чёрная, которая пребывает в нашем дольнем мире как частица стихийного хаоса. Из этого цветка цветков мы перво-наперво извлекаем наш иней — дух, который носился над водами, и белое облачение ангелов... Это она, соединившись с философским золотом, становится металлической планетой Меркурием.... Именно сурьма Мудрецов, а не обыкновенная сурьма, есть корень, субъект или ось Великого Делания".

В квадрате Фламеля этот компонент обозначен знаком Венеры, которой соответствует число 3 (-2). Теперь самое время вспомнить горизонтальную ось магического квадрата

7 5 3

или

+2 0 -2

или

Марс Меркурий Венера

При соединении двух очищенных компонентов – мужского и женского, духов Марса и Венеры, получается такое уравнение:

-2 + 2 = 0

И тот, и другой элементы должны исчезнуть, трансформироваться в третий.

Как мы уже выяснили выше, 0 (или 5), центр магического квадрата, соответствует Меркурию – искомой первоматерии. Рождение Меркурия в результате смерти двух противостоящих сил изображено на втором ключе Василия Валентина:

На этой иллюстрации изображен Гермес или Меркурий с двумя кадуцеями в руках. Над головой у рожденного Меркурия – его астрологический знак. Слева и справа от него – Солнце и Луна, которые он содержит в себе. Они пока внизу – значит, скрытые, непроявленные. Двое сражающихся рыцарей означают два противоборствующих начала, в результате смерти которых рождается Меркурий. Ожесточенная схватка – намек на бурные химические реакции, ведущие к появлению философского Меркурия. Кадуцеи в руках Меркурия с двумя змеями означают соединение двух начал (змей или драконов) для порождения третьего. Двойные крылья – за спиной Меркурия и у его ног - означают двойной Меркурий или Ребис, сочетающий в себе как материальную, так и духовную природу, в отличие от обычного меркурия - ртути.

Фулканелли пишет: "Это вещество ... не что иное, как меркурий Философов, обладающий двойной природой и двойными свойствами, частью — твёрдый и материальный, частью — летучий и духовный; его одного достаточно, чтобы начать, завершить наш труд и приумножить его результаты. Это единственная необходимая нам материя, и нет нужды искать другую. Надо знать, дабы не блуждать в потёмках, что герметические авторы именно с Меркурия и её получения обычно начинают свои трактаты. Меркурий — золотая жила и корень золота, между тем сама ртуть как металл совершенно не нужна и не пригодна для нашего случая".

"Филалет справедливо утверждает, что наш меркурий едва ли минерал, но ещё меньше металл, так как содержит в себе лишь дух или семя металла, материальная же его основа напрочь лишена свойств минерала. Это, однако, ... соль металла (так как любой камень — соль) и соль нашего камня, так как камень Философов, то есть Меркурий, о котором здесь идёт речь, есть субъект философского камня".

"Лиможон де Сен-Дидье высказывает основополагающую мысль, когда утверждает, что "камень Философов рождается от разложения двух веществ". Добавим, что философский камень — или наш Меркурий, собственно его материя — возникает в результате борьбы, умерщвления и разложения двух противоположных начал. Мы видим, что основные операции нашего искусства заключаются в порождении двумя началами третьего, и что это порождение зависит от предварительного распада обоих агентов".

Итак, исчезли и +2 и -2, взаимно уничтожившись в 0. Что же происходит дальше?

Дальше происходит смерть самого Меркурия в результате длительного процесса разложения или путрефакции первичной материи. В ключах Василия Валентина эта стадия изображена иллюстрацией со скелетом и свечой – символом медленного огня, использующегося при разложении. Сухое дерево на заднем плане – тоже символ смерти первоматерии.

Фулканелли так пишет об этой стадии: "Да и сама философская ртуть, единственная субстанция Магистерия, ничего не породит, если не умрёт, не подвергнется ферментации и путрефакции в конце первой стадии Делания".

"Философский ребис, в состав которого входит семя, надо разложить, чтобы породить новое вещество сходной природы, но способное самопроизвольно прирастать в весе, объёме и силе. Заключённый в нём животворный, бессмертный, всегда готовый проявлять своё действие дух ждёт только распада вещества, его расчленения, чтобы приступить к очистке, а затем к восстановлению преображённой огнём субстанции".

О путрефакции, стадиях разложения первоматерии и появляющихся при этом цветах уже было достаточно подробно написано ранее вот здесь: http://www.enneagon.ru/en/talk/161 , поэтому останавливаться на этом я не буду, однако стоит еще раз подчеркнуть один очень важный момент.

Переход философского Меркурия – первоматерии – в философский камень должен происходить в определенной точке сочетания космической и земной октав, когда "небесный огонь" становится доступным Земле. Астрологически этот момент соответствует прохождению Солнца через созвездие Овна.

Вот что пишет про этот огонь Фулканелли: "Этот духовный огонь, приявший форму и воплотившийся в соль, и есть скрытая Сера, скрытая, потому что в ходе процесса никогда не являет себя видимой взору. ...

Филалет утверждает, что в скрытом состоянии этот огонь содержится в чреве Агнца или Овна (Aries), созвездия, которое Солнце пересекает в апреле. Добавим для пущей ясности, что на щите у Овна, "таящего в себе магическую сталь", образ герметической печати, светило с шестью лучами. Следовательно, именно в этом всем известном отчасти полезном веществе мы отыскиваем таинственный солнечный огонь, летучую соль и духовную серу, другими словами, проникающий во тьму вещей небесный огонь, без которого ничего нельзя сделать и который ничем нельзя заменить".

Процесс трансформации философского Меркурия можно видеть на одном из ключей Василия Валентина:

Здесь изображены король в красном и королева в белом, чьи руки соединяет епископ. Следует отметить, что король и королева пока не разделены, они составляют одно целое. Солнце и Луна справа и слева от фигур указывают на то, какие начала они представляют. Радуга символизирует сменяющие друг друга цвета, видимые в процессе воздействия огня, а печь с горящим огнем указывает на "небесный огонь" - необходимый компонент этой стадии.

После разложения процесс под действием стихийного огня идет одним из двух путей – малым или большим Магистерием, получением белого и красного эликсиров. Белый эликсир превращает простые металлы в серебро, а красный – в золото. Иногда эти два пути символически изображаются двумя розами соответствующих цветов.

Про красный эликсир Фулканелли пишет: "Термин философский камень на сакральном языке означает камень со знаком солнца. Этому солнечному знаку свойствен различный по яркости красный цвет, как говорит об этом Василий Валентин: "Цвет его от алого с малиновым оттенком до рубинового с гранатовым оттенком; веса же в нём больше, чем количества".

В диаграмме Фламеля белый и красный эликсиры обозначены знаками, находящимися на позиции 1 и 9 (или -4 и +4) магического квадрата.

При получении философского Меркурия математически мы вышли на 0. Теперь путем разделения, или выделения из нуля двух его составляющих (-4) и (+4) мы получаем духи Луны и Солнца, которые, воздействуя на материю, превращают их в металлические серебро и золото, и, таким образом, являются белым и красным эликсирами. Чтобы легче понять как произошло это разделение, нужно вспомнить вертикальную ось магического квадрата

9

5

1

или, иначе говоря,

+4

0

-4


Уравнение выглядит так:

0 = -4 +4

Или - разложением Меркурия получаем Луну и Солнце.

На мой взгляд, именно эту идею Василий Валентин зашифровал в девятом ключе:

Мужчина символизирует красный эликсир и Солнце (на это указывает Феникс на его голове), женщина – Луну и белый эликсир (заяц на ее голове - символ богини Дианы или Луны). Ворон, сидящий над ними – символ разложения первоматерии - указывает на процесс, которым эти два духа светил должны быть разделены. Головы мужчины и женщины направлены в разные стороны, намек на противоположные позиции, в которых Солнце и Луна находятся по отношению к Меркурию в магическом квадрате.

Соединенные, мужчина и женщина расположены над кругом с тремя змеями и тремя сердцами, означающими первоматерию в неразложенном виде, объединяющей и Меркурий, и Луну, и Солнце.

Весь процесс Великого Делания, от начала до конца, математически можно записать так:

-2 + 2 = 0 = -4 + 4

или – "Марс и Венера, соединяясь, образуют Меркурий, который, под воздействием небесного огня, разделяется на Луну и Солнце".

Я не знаю, и, скорее всего, никогда не узнаю, как же действительно получали свой эликсир Великие Адепты, какие материалы, инструменты и приемы они использовали. Но это неважно. Зато можно попробовать - хотя бы попытаться - узнать, что представляют из себя Марс, Венера, Луна и Солнце внутри нас, потому что истинная цель Великого Делания – сделать возможным внутреннее преобразование.

И вообще, как сказал Хафиз:

Человеком разумным будет назван лишь тот,
Кто беспомощность золота быстро поймет.

https://ru-alchemy.livejournal.com/129499.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Алхимия и магический квадрат - Часть 2 | lj_ru_alchemy - Алхимическая лаборатория : Alchemical Lab | Лента друзей lj_ru_alchemy / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»