• Авторизация


Питер Акройд: Процесс Элизабет Кри 26-12-2010 14:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[200x303]
Peter Ackroyd: Dan Leno and Limehouse Golem. The Trial of Elizabeth Cree

What is one murder here or there compared with the historical process?
And yet, when we pick up a newspaper, what do we find but murder alone? (с)

«Процесс Элизабет Кри» – чисто английский роман: убийство в туманах и трущобах Лондона последней четверти 19 века. Общественность, пребывающая в ужасе от того, насколько кровожаден и изощрен убийца, приписывает ему сверхъестественное происхождение и награждает прозвищем «Голем из Лаймхауса».

Это вторая книга Акройда, которую довелось прочитать. Но если «Дом доктора Ди» показался слегка занудным, то в данном случае чисто английское занудство отсутствует напрочь. Очаровывает все: удивительные переплетения казалось бы незначительных событий и их результаты, прихотливая связь и взаимовлияние героев, даже не знакомых друг с другом, художественная реконструкция исторических событий, их альтернативная трактовка и пр. Интересно, на мой взгляд, использование историко-топографического материала, что придает роману флер документальности (для увлекающихся историей Лондона; кстати, в послужном списке автора имеется работа «Лондон. Биография» – опять же, для увлеченных).

Тема смерти – и убийства в частности – лично мне видится весьма традиционной для английской литературы, быть может, даже более, чем любая другая. Но Голем не просто убийца, он маньяк претенциозный, мнит себя художником, свои убийства обставляет с шиком (по крайней мере, уверен в этом), по-детски счастлив и горд, что его «шедевры» не остаются незамеченными публикой. Декорациями Голема является Лондон – одновременно и мастерская, и галерея для демонстрации «шедевров». Однако город не только декорация, но и соучастник, ибо «Лондон безмолвно, зловеще присутствует позади – или даже скорее внутри – самих убийств…». В общем, Голем слишком буквально усвоил завещание Великого Барда: «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры».

Театральность присуща не только линии Голема, но и роману в целом – ну, хотя бы потому, что как минимум двое из списка главных героев – Дэн Лино и Элизабет Кри – актеры, комедианты. В случае Элизабет опиум для народа временами подменяет ей действительность: в какой-то момент декорации для нее становятся реальнее, чем улица Лондона, изображенная на них. А финальная фраза актрисы «Вот мы и снова тут как тут!», произнесенная на эшафоте я не спойлер – об этом читатель узнает с первого предложения первой главы, вообще снимает реальность происходящего и превращает казнь в фарс на подмостках. Чисто английское the show must go on: «Лондонцы умеют оценить хорошее убийство – не важно, на сцене оно происходит или вне ее…».

«А напоследок я скажу»: очень порадовала эклектика и жонглерство постмодерна. Нарушение временной последовательности событий: сцена казни открывает роман и завершает его, но уже на другом витке событийной спирали. Использование различных стилей речи и различных форм повествования: стенограмма судебного процесса, воспоминания Элизабет, дневник Джона Кри, историко-топографические авторские отступления и заметки, где речь идет о героях в 3-м лице…

P.S.: «…страшная сцена была позади, повешенная ожила, и теперь начнется потеха. Элизабет Кри возникла перед ними в новом обличье, как бывало прежде…».
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
Daring_hobbits 26-12-2010-15:58 удалить
Атмосферная книга. Особенно понравилась композиция романа, она очень выгодная для интриги.
Ksenia_Argine 26-12-2010-17:18 удалить
Daring_hobbits, мда, интрига-интригой, но подсказок по тексту оч много )
Daring_hobbits 26-12-2010-18:11 удалить
Ksenia_Argine, подсказок хватает, но всё же автор не пошёл самым прямым путём.
marko_59 26-12-2010-18:52 удалить
Вот бы мне дочитать" Лондон.Биография города", оч.тяжело идет,как будто камни ворочаю!Бросить не могу,не зря же 500страниц уже позади.Вряд ли захочу потом еще почитать этого писателя!
Ksenia_Argine 26-12-2010-19:47 удалить
Daring_hobbits, что однозначно не может не радовать )

marko_59, хм, выбор был ошибочный, как мне кажется. а сколько всего страниц?.. "процесс" легкий и непринужденный, с него стоило начинать )
Makevala 27-12-2010-13:34 удалить
Заинтриговало! Спасибо за рассказ! Должно быть, увлекательная книга, прочту обязательно.
Ksenia_Argine 28-12-2010-08:20 удалить
Ответ на комментарий Makevala # makevala, надеюсь, не пожалеете ))
Sacrapos 17-02-2011-16:04 удалить
Судя по аннотациям к книгам Акройда, автору не дает покоя творчество Майринка...
Ksenia_Argine 26-02-2011-15:02 удалить
Sacrapos, думаю, автору не дает покоя тема создания искусственного человека в целом, судя хотя бы по трем его романам, а не только творчество Майринка ))
Sacrapos 26-02-2011-15:27 удалить
Ksenia_Argine, как-то уж слишком сюжеты перекликаются) В этом романе он тоже поднимает тему искуственного человека? Можно в личку, чтоб не лишать читателей удовольствия от романа)
Вы, кстати, знакомы с творчествои Майринка?
Ksenia_Argine 26-02-2011-15:53 удалить
Sacrapos, окэ, в личку так в личку )
Makevala 18-03-2013-16:37 удалить
Ответ на комментарий Ksenia_Argine # Дочитала недавно. Двойственное впечатление: читать интересно, герои колоритные, но местами книга довольно тошнотворная, пару раз всерьез порывалась бросить с негодованием, но любопытство пересилило.


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Питер Акройд: Процесс Элизабет Кри | Книжный_БУМ - Для тех, кто любит книги и не может молчать об этом! | Лента друзей Книжный_БУМ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»