• Авторизация


Не могу... 28-09-2005 18:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


не дать в целости. Да простить меня Дима Бавильский. Хочу сохранить...

Маринина и Дашкова убили постмодерн
Невозможно писать несколько романов в год. Даже если ты Тургенев или Дюма. «Иронические детективы» наших гранд-дам - аналог телевизионного «Аншлага». Кортасар писал, что дешевые телесериалы убили любовь и нежность. Коммерческое чтиво убило литературный постмодернизм.
Еще несколько лет назад разговоры о постмодернизме сводили с ума литературную тусовку. Любой диспут, любая критическая статья обязательно сводились к описанию этого иммунодефицита от культуры. Засилье и влияние ПМ казалось тотальным. Между тем понимание ПМ в русской среде оказалось ошибочным. Многолетнее камлание так и не прояснило ситуации с этим последним важным умонастроением ХХ века.
Как известно, ПМ существует, когда Большая История окончилась и все было сказано. Именно поэтому искусству остается лишь оперировать штампами и готовыми блоками. Дискуссии о ПМ обязательно содержали упоминание рассказа Хорхе Борхеса «Четыре цикла», где объявлялось, что в мире существует всего четыре сюжета, и как бы не старались, мы обречены пересказывать этот самый до боли избитый фабульный квартет.
Другими важными особенностями ПМ объявлялись тотальная ирония (стеб) и отсутствие иерархий. Если Бог умер и все разрешено, а Вера окончательно подорвана, то невозможно всерьез относиться к традиционным ценностям. Главными текстами-предшественниками нашего постмодерна провозглашались «Пушкинский дом» А. Битова, «Москва - Петушки» Вен. Ерофеева и «Школа для дураков», основным теоретиком - Вячеслав Курицын, а главными игроками - Дмитрий Александрович Пригов (в поэзии) и Владимир Георгиевич Сорокин (в прозе). Двое последних особенно постарались в разрушении канона. До сих пор кажется, что после виршей Пригова «про Милицанера» поэзия не может более существовать в привычном для нее состоянии. В схожей ситуации Теодор Адорно говорил про Аушвиц. Российским стихам оказалось достаточно усилий одного энергичного концептуалиста, кричащего на своих выступлениях кикиморой.
А потом все стихло. ПМ сгинул, словно корова языком слизнула. Критики и теоретики по инерции начали выкликать новые определения (именно так возник, к примеру, «новый сентиментализм»), но так складно, а главное всеобъемлюще, как раньше, с ПМ, не получалось. Теоретики почесали языками и оставили душу отечественной словесности в безнадзорном покое. Так она теперь в безымянности и пребывает.
Фишка в том, что история русского ПМ (особенно в том, что касается литературы и кино) начинается только сейчас. ПМ тоталитарен и активно противится творческому началу (творение всегда антитоталитарно). Именно поэтому он НИКОГДА не может быть применим к литературному творчеству. Более того скажу: связка «писатель-постмодернист» является оксюмороном наподобие «живого трупа» - ведь ты можешь быть либо «писателем», либо «постмодернистом».
Литературный текст вызван серьезными интеллектуальными и бытийственными проблемами, написание его призвано решить эти проблемы или хотя бы поставить (перед автором, перед читателем) мучающие его вопросы. Даже и в ироничной, стебовой форме. Даже и в форме глумления над русской классикой, отечественным каноном. К литературе применима аристотелевская формула о взаимности влияния - писатель изменяет (пишет) текст, а текст пишет (изменяет) автора. Какой же тут, к черту, тоталитаризм?
В ПМ-теории есть очень важное понятие СИМУЛЯКРА, то есть вторичного образа без первичного подобия. Дым без сигареты. Вкус без насыщения. Ну да, жевательная резинка или сухарики «Кириешки», заправленные «вкусом бекона», не имеющим никакого отношения к бекону. Симулякр – фальшивка, обманка, симуляция деятельности в формах этой самой деятельности. Полая форма. Пустотный канон. Плацебо. Деятельность, направленная не на конечный результат, но на деятельность, - когда главное производить как можно больше шума. В том числе и медиального.
Такой типичный симулякр - Майкл Джексон. Не мужчина и не женщина, не взрослый и не подросток, не черный и не белый, он оказывается информационным сгустком, не несущим информации. Хотя и порождающим информационные поводы.
При этом симулякр (копия без оригинала) пытается представить себя более натуральным, чем предшествующий ему образ. То есть выдать себя за оригинал, подменить его. Первый признак того, что вы сталкиваетесь с ПМ-симулякром, - отсутствие послевкусия: посмотрел фильм и тут же забыл, о чем он. Закрыл книгу и уже не вспомнишь нюансов сюжета. Понимаете теперь, к чему я веду?
Высокоинтеллектуальные Пригов и Сорокин не могут быть ПМ, в них слишком много рефлексии и творческого начала. Классический постмодернист - это ребенок, воспринимающий только что просмотренный боевик не как совокупность усилий продюсера и съемочной группы, - как явление природы. Как данность.
Поэтому не Курицын, который описывал отечественный постмодерн, но Бари Алибасов или Иван Шаповалов с его «татушками» (лесбиянки или не лесбиянки? поют или танцуют?). Или многочисленные думские фракции, имитирующие активную деятельность, которая ни к чему не приводит и ни на что не влияет.
Постмодерн со своими симулякрами всегда имеет отношение к ценностям третьего-четвертого порядка. К тому, без чего легко можно обойтись. Именно поэтому его порождения столь активны, навязчивы, зазывны и ярки. ПМ - это шоу-бизнес и реклама, ПМ - это политика, ПМ - это ворованный воздух, который можно продать. Точнее, формула воздуха, которой дыши или не дыши, все равно не надышишься.
Литература, конечно, тоже не хлеб, но без нее не обойтись. Разговорам о скором конце изящной словесности верить не следует - пока в человеке живо желание развиваться и самореализовываться, книгам ничего не угрожает. Ведь без самовыражения и теперь никуда, несмотря на хамоватый телевизор и психоделичный Интернет.
А как же «Пушкинский дом» и «Москва - Петушки»? Все просто – эти бессмертные книги оказались рецидивом модерна, которого советская культура, изнасилованная большевиками, избежала. Монголия, перепрыгнув капитализм, сразу же шагнула от феодализма к социализму. Нечто подобное произошло и с отечественной культурой: после революционного авангарда в искусстве начиналось победоносное шествие модернизма (Платонов, Булгаков, Прокофьев, Шостакович), которое насильно прервали, заменив химерами социалистического реализма. Но логику искусства не изменишь директивными указаниями. Как только подошла «оттепель», модерн вышел из зимней спячки и начал порождать шедевры, которые легко можно вставить в ПМ-парадигму, ибо она всеядна.
Настоящий постмодернизм в искусстве начался тогда, когда о нем все забыли. Когда все решили, что он иссяк. Потому что с книжных страниц ПМ вышел в жизнь и стал погодой, стал общим умонастроением, главным модусом общественной и политической жизни. Типичные постмодернисты это Ксения Собчак или депутат Митрофанов, это женщина-женщина Рената Литвинова или человек-оркестр Филипп Киркоров.
Что касается литературы, то здесь все просто. ПМ жадно впитало коммерческое чтиво. Человек берет в руки покетбук с набором букв и картинок, думая, что взял в руки книгу... литературу... Но получает симулякр, заменитель книги, выполненный в форме литературы. Ибо невозможно писать по нескольку романов в год. Большие формы осмыслить и выстрадать нужно. Все книги Марининой или Донцовой (уж сколько их упало в эту бездну?!) сливаются в единый бурный поток. Даже самый закоренелый фан Устиновой или Дашковой не в состоянии вспомнить, в какой книге какой сюжет, какие персонажи...
Да это и неважно, так как это дамское рукоделие имеет совершенно иные цели. Время в метро убить. Свободный вечер скоротать. Рентабельность повысить (и себе, и издателю). Ведь важен не результат, но сам процесс чтения, переворачивания страниц, перемещение курсора зрачка по полям, засеянным привычными черно-белыми буквами. А то, что ни уму ни сердцу... Зато как красиво завернут, съел – и порядок.
С другой стороны, это даже хорошо: коммерческий треш оттягивает на себя самодовольных графоманов, расчищая место для нормальной литературы, которая сегодня имеет вид качественной беллетристики со смыслом.
Людей вот только жалко. Тех самых читателей, которым ни уму ни сердцу. Времени у них, что ли, много?


Взгляд
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
sellerpro 28-09-2005-18:58 удалить
Я конечно, осилил текст, но я убил бы и маринину и Дашкову и иже с ними... Но постмодернизм к ним никакого отношения не имеет.
Hestia 28-09-2005-19:06 удалить
bonapart_ps, вообще-то я их не читала, не знаю...
Но сам Бавильский - постмодернист, нельзя читать его буквально :) Он просто сооружает что-то из кубиков иронизируя...
Мне понравилось то, что я видела в сооружении :)
И, возможно, это и есть постмодернизм...
Не знаю.
sellerpro 28-09-2005-20:40 удалить
я тут запостю тогда статью про тему

ПОСТМОДЕРНИЗМ


- основное направление современной философии, искусства и науки.
В первую очередь П. отталкивается, естественно, от модернизма (П. и означает - "все, что после модернизма"). Непосредственными предшественниками П. являются постструктурализм и деконструкция как философский метод. Последние два понятия чрезвычайно близки основным установкам П. - постструктурализм и деконструкция "свели историю к философии, а философию к поэтике". Главный объект П. - Текст с большой буквы. Одного из главных лидеров П., Жака Деррида (который, правда, не признает самого термина П.), называют Господин Текст.
Различие между П. и постструктурализмом состоит, в первую очередь, в том, что если постструктурализм в своих исходных формах ограничивался сферой философско-литературоведческих интересов (втайне претендуя на большее), то П. уже в 1980-е гг. стал претендовать на выражение общей теоретической надстройки современного искусства, философии, науки, политики, экономики, моды.
Вторым отличием П. от предшественников стал отказ от серьезности и всеобщий плюрализм. В том, что касается философии, например, П. готов сотрудничать и с аналитической философией, и с феноменологией, и даже с прагматизмом. Мы имеем прежде всего в виду феномен Ричарда Рорти, одного из самых модных философов 1980-х гг., идеология которого сочетала аналитическую философию, прагматизм и П.
Здесь, по-видимому, дело в том, что П. явился проводником нового постиндустриального общества, сменившего или, по крайней мере, сменяющего на Западе традиционное буржуазное индустриальное общество. В этом новом обществе самым ценным товаром становится информация, а прежние экономические и политические ценности - власть, деньги, обмен, производство - стали подвергаться деконструкции.
В П. господствует всеобщее смешение и насмешливость над всем, одним из его главных принципов стала "культурная опосредовавность", или, если говорить кратко, цитата. "Мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны", - как-то обронил С.С. Аверинцев; поэтому каждое слово, даже каждая буква в постмодернистской культуре - это цитата.
Интерпретируя слова Умберто Эко, итальянского семиотика и автора постмодернистского бестселлера "Имя розы", русский философ и культуролог Александр Пятигорский в своем эссе о П. говорит:
"[...] Умберто Эко пишет, что в настоящем постмодернист отчаянно пытается обьясниться, объяснить себя другому - другу, врагу, миру, кому угодно, ибо он умрет в тот момент, когда некому будет объяснять. Но объясняя себя другому, он пытается это и сделать как другой, а не как он сам.
Объясняя этот прием постмодернистского объяснения, Эко говорит: ну представьте себе, что вы, культурный и образованный человек, хотите объясниться в любви женщине, которую вы считаете не только культурной и образованной, но еще и умной. Конечно, вы могли бы просто сказать: "я безумно люблю вас", но вы не можете этого сделать, потому что она прекрасно знает, что эти слова уже были точно так же сказаны Анне Австрийской в романе Александра Дюма "Три мушкетера". Поэтому, чтобы себя обезопасить, вы говорите: "Я безумно люблю вас, как сказал Дюма в "Трех мушкетерах". Да, разумеется, женщина, если она умная, поймет, что вы хотите сказать и почему вы говорите именно таким образом. Но совсем другое дело, если она в самом деле такая умная, захочет ли она ответить "да" на такое признание в любви?" (курсив здесь и ниже в цитатах принадлежит Пятигорскому. - В. Р.).
Другой фундаментальный принцип П. - отказ от истины. Разные философские направления по-разному понимали истину, но П. вообще отказывается решать и признавать эту проблему - разве только как проблему языковой игры в духе позднего Витгенштейна (см. аналитическая философия), дескать, истина - это просто слово, которое означает то, что означает в словаре. Важнее при этом - не значение этого слова, а его смысл (см. логическая семантика, знак), его этимология, то, как оно употреблялось раньше. "Иными словами, - пишет Пятигорский, - вполне соглашаясь с Витгенштейном, что "истина" - это слово, которое не имеет иного смысла, нежели тот, что это слово означает, и решительно не соглашаясь с марксизмом, утверждающим, что истина исторична, постмодернисты видят ее (истину - В.Р.) только как слово, как элемент текста, как, в конце концов, сам текст. Текст вместо истории. История - не что иное, как история прочтения текста" (здесь в статье Пятигорского столь характерная для П. игра значениями слов "история" как англ. history "история" и как англ. story "рассказ, повествование, сюжет").
Вообще рассказывание историй (stories) - одна из главных мифологем П. Так, Фредерик Джеймисон, американский теоретик П., пишет, что даже представители естественных наук физики "рассказывают истории о ядерных частицах". Смысл этого высказывания Джеймсона в общем согласуется с тем, что говорят философы-физики (см. принцип дополнительности) о зависимости эксперимента от экспериментатора и т. п.
Современный физик Илья Пригожин и его соавтор Изабелла Стенгерс в совместном эссе "Новый альянс: Метаморфоза науки" пишет:
"Среди богатого и разнообразного множества познавательных практик наша наука занимает уникальное положение поэтического прислушивания к миру - в том этимологическом смысле этого понятия, в каком поэт является творцом, - позицию активного, манипулирующего и вдумчивого исследования природы, способного поэтому услышать и воспроизвести ее голос" (цит. по кн. Ильи Ильина, приведенной в списке литературы).
Когда же родился П.? Наиболее распространена точка зрения, что он возник как кризис на классический модернизм в конце 1930х гг. и что первым произведением П. является роман Дж. Джойса "Поминки по Финнегану" (ср. также "Игра в бисер", "Мастер и Маргарита", "Доктор Фаустус"). Ирония во всех этих произведениях побеждает серьезный модернистский трагизм, такой, например, который свойственен текстам Кафки.
Однако существует подозрение, что П. появился гораздо раньше, одновременно с модернизмом, и начал с самого начала подтачивать его корни. Если смотреть на дело так, то первым произведением П. был "Улисс" того же Джойса, в котором тоже предостаточно иронии, пародии и цитат. Так или иначе, вся послевоенная литература: романы Фаулза, романы и повести Кортасара, новеллы Борхеса, новый роман, весь поздний англоязычный Набоков (см. "Бледный огонь"), "Палисандрия" Саши Соколова (в отличие от его "Школы для дураков", которая, будучи текстом П. в широком смысле, сохраняет острую ностальгию по классическому модернизму); "Бесконечный тупик" Д. Галковского, "Хазарский словарь" Милорада Павича, произведения Владимира Сорокина (см. "Роман"/"Норма") - все это натуральный П.
Впервые П. стал философским понятием после выхода в свет и широкого обсуждения книги французского философа Жан-Франсуа Лиотара "Постмодернистский удел", в которой он критиковал понятие метарассказа, или метаистории, то есть власти единой повествовательной стратегии, парадигмы - научной, философской или художественной.
П., таким образом, есть нечто вроде осколков разбитого зеркала тролля, попавших в глаза всей культуре, с той лишь разницей, что осколки эти никому не причинили особого вреда, хотя многих сбили с толку.
П. был первым (и последним) направлением ХХ в., которое открыто призналось в том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, вернее даже, много реальностей, часто вовсе не зависимых друг от друга. Ведь любая история, в соответствии с пониманием П., - это история создания и интерпретации текста. Откуда же тогда взяться реальности? Реальности просто нет. Если угодно, есть различные виртуальные реальности - недаром П. расцвел в эпоху персональных компьютеров, массового видео, Интернета, с помощью которого ныне не только переписываются и проводят научные конференции, но даже занимаются виртуальной любовью. Поскольку реальности больше нет, П. тем самым разрушил самую главную оппозицию классического модернизма - неомифологическую оппозицию между текстом и реальностью, сделав ненужным поиск, и, как правило, мучительный поиск границ между ними. Теперь поиск прекращен: реальность окончательно не обнаружена, имеется только текст.
Поэтому на место пародии классического модернизма в П. стал пастиш (от итал. pasticco - опера, состюленная из кусков других опер; попурри).
Пастиш отличается от пародии тем, что теперь пародировать нечего, нет того серьезного объекта, который мог бы быть подвергнут осмеянию. Как писала 0. М. Фрейденберг, пародироваться может только то, что "живо и свято". В эпоху П. ничто не живо и уж тем более не свято.
По тем же причинам место классического модернистского интертекста в П. занял гипертекст (см.), гораздо более гибкое приспособление, которым можно манипулировать и так и эдак.
В 1976 г. американский писатель Реймон Федерман опубликовал роман, который можно читать по усмотрению читателя (он так и называется - "На ваше усмотрение") с любого места, тасуя непронумерованные и несброшюрованные страницы. Эта алеаторическая литература вскоре стала компьютерной, ее можно читать только на дисплее: нажмешь кнопку - и переносишься в предысторию героя, нажмешь другую - поменяешь плохой конец на хороший, или наоборот (см. виртуальные реальности, гипертекст).
Классическая модернистская реминисценция, носившая утонченный характер, которую можно было заметить, а можно было и пройти мимо, сменилась тотальной постмодернистской цитатойколлажем.
В 1979 г. Жак Ривэ выпустил роман-цитату "Барышни из А.", представляющий собой сборник 750 цитат из 408 авторов. Вспоминается американский студенческий анекдот о том, что студент-филолог впервые прочитал шекспировского "Гамлета" и был разочарован - ничего особенного, собрание расхожих крылатых слов и выражений.
В сущности, постмодернистская филология есть не что иное, как утонченный (когда в большей, когда в меньшей степени) поиск цитат и интертекстов в том или ином художественном тексте - из лучших образцов подобной филологии и искусствоведения см. книги А. К. Жолковского и М. Б. Ямпольского (указанные в списке литературы).
Исследователь П. Илья Ильин пишет:
"...постмодернистская мысль пришла к заключению, что все, принимаемое за действительность, на самом деле не что иное, как представление о ней, зависящее к тому же от точки зрения, которую выбирает наблюдатель и смена которой ведет к кардинальному изменению самого представления. Таким образом, восприятие человека объявляется обреченным на "мультиперспективизм": на постоянно и калейдоскопически меняющийся ряд ракурсов действительности, в своем мелькании не дающих возможность познать ее сущность".
Впрочем, кое-кто утверждает, что П. уже закончилось и мы живем в новой культурной эпохе, но в чем состоит ее суть, мы пока сформулировать не можем. Что ж, будем ждать этой формулировки с нетерпением.

Лит.:

Эко У. Заметки о романе "Имя розы" // Эко У. Имя розы. - М., 1990.
Пятигорский А М. О постмодернизме // Пятигорский А. М. Избр. труды. - М., 1996.
Фрейденберг О. М. Происхождение пародии // Учен. зап. Тартуского ун-та, 1973. - Вып. 308.
Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996.
Жолковский А.К., Ямпольский М. Б. Бабель. - М., 1995.
Ямпольский М. Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. - М., 1993.

автор Вадим Руднев
Hestia 28-09-2005-21:03 удалить
bonapart_ps, спасибо! Действительно, интересно было прочитать. Немножко с предубеждением написана статья... Но по существу все так.
Спасибо!


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Не могу... | Hestia - Начинать с Гестии... | Лента друзей Hestia / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»