• Авторизация


О романе Мишеля Уэльбэка "Aneantir" 24-01-2022 19:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Aneantir (430x600, 13Kb)
Нового Уэльбека очень ждали. Не так, как некоторые в России ждут осененного королевской точностью - по роману в год и всегда в конце августа - нового Пелевина. Уэльбека, пишущего реже, где-то по книге в три года, одни ждут во Франции, чтобы в очередной раз проклясть, другие - чтобы вознести на пьедестал, который по совместительству часто становится жертвенным алтарем. Нет пророка в своем отечестве, и наверное поэтому "отпетого провокатора, мизогина и циника" за границей критикуют намного меньше, чем на родине. Память от шороха, который навел в 2014 году роман "Подчинение", давала надежду, что и сейчас Уэльбек выдаст под названием "Уничтожить" нечто про жадную бигфарму, продажных журнашлюшек, нагоняющих страху и вирус безлюбия, в действительности поразивший людей. У Уэльбека это сквозная тема - современный человек, загнанный в рамки ригидной протестанстской этики (не только и не сколько в веберовском смысле), мечется и страдает без любви, всё глубже и глубже проваливаясь в нигилизм.
Казалось бы, от Уэльбека, на котором давно висит ярлык циника, вряд ли стоило ожидать большого романа против нигилизма, но он пишет именно такой роман. При этом пандемию, на которую у него, как выяснилось по последним страницам сборника его интервью и статей "Выступления 2020" довольно умеренный взгляды, вообще обходит стороной, перенесши действие в недалекое (2027 год) будущее.
Чтобы получилось "Уничтожить", пришлось соединить две книги в одну - политический триллер и семейную сагу о возвращении к жизни. Поэтому роман вышел для Уэльбека весьма длинный - 730 страниц вместо обычных 450-500. Уже по первым отзывам видно, что те, кто подсели в начале действия на политический триллер, оказались в конец разочарованы и на чем свет стоит ругают ныне за скуку того, кого раньше ругали в основном за постоянные групповухи и упоительные описания миньетов. Политика нужна в романе лишь как спарринг жизни. Это опасная и тщетная шелуха, суета, от которой по возможности надо держаться подальше. Поприще амбициозное, но сулящее счастье лишь в тени, в качестве серых кардиналов. Да и то, весьма хрупкое. Несчастный министр Бруно, поселившийся в министерстве, в вечном разладе с женой, ужинающий, завтракающий и обедающий безликой едой из столовки прекрасный образец этакого нового Ришелье, которого, кстати, Уэльбек считает чуть ли не величайшим французом всех времен.
В центре политической интриги знакомая каждому русскому "рокировочка". Президент по конституции уходит, передав власть верному человеку, дабы вернуться через пять лет, а может и еще раньше. Беспроигрышный вариант. Местоблюстителем выбран шоумен, "если имеющий какие-то весьма размытые политические взгляды, то об экономике не имеющий ровным счетом никакого понятия". Даже кампанию за него приходится вести шефу главного героя романа, Поля Резона, тому самому министру-серому кардиналу Бруно, на котором по большому счету вся экономика страны и держится. Тот делает весьма успешный шаг из непубличной политики в публичную, впереди очерчиваются размытые президентские перспективы. Два политических животных вполне могут сойтись после междуцарствия. Но это все возня. Как возня и серия непонятных терактов, видео с которыми распространяется по интернету. Дипфейковая казнь на гильотине министра Бруно, мгновенное потопление огромного контейнеровоза в открытом море, пожар в банке спермы в Дании, подрыв лодки с беженцами. Ни левые, ни правые, непонятно кто. Все спецслужбы на ушах, "ищут пожарные, ищет милиция", но только отец Поля незадолго до инсульта нарыл какие-то сатанинские пентограммы, Всё. Ожидающих янфлеминговщины здесь вышли из чата. Пелевин понакрутил бы здесь вензелей с потусторонщиной, но Уэльбеку это все нужно лишь в качестве мазков на его полотне против нигилизма. Запад всё больше склоняется к чайлд-фри, выбору против детей или какой-то нелепой оптимизации процесса благодаря искусственному оплодотворению, хотя это вовсе не делает его счастливей. Брат Поля, Орельен не бесплоден, но его жена предпочитает "заказать" под этим предлогом ребенка в Америке. В результате затюханный муж с головой уходит в работу реставратором (прошлое-реставрация старинных замков - против будущего, детей). Далее с ним происходит довольно плейшнеровская история и, накосячив, он накладывает на себя руки.
Сам Поль живет в браке без любви, редко бывая с женой дома в одно и то же время. Всё меняется, когда та открывает для себя некую религию викка - своеобразное неоязычество, в котором сексуальное раскрепощение играет не последнюю роль. Почти уже всё брак удается спасти короткими юбками и стрингами. Но и это не главное.
Отец Поля Эдуард в параличе после недавнего инсульта. Его жизнь висит на волоске и только благодаря любящей его женщине он может доживать в своем доме, рядом с семьей, а не в окружении одной на пятнадцать стариков медсестер.
Многие пишут, что роман о, точнее против эвтаназии. Мне кажется, что она лишь высшее выражении общей линии романа. Самоценность жизни поданная на разный лад, под разными соусами, несмотря на все аргументы скептиков, а эвтаназия - как символ разумного выбора человека за смерть и против страдания. Вот что Уэльбек говорит устами одного из своих героев: "Подлинная причина эвтаназии в действительности в том, что мы больше не выносим стариков, мы даже не хотим знать об их существовании. Именно поэтому мы их запихиваем в специальные учреждения, где они скрыты от глаз простых людей. Почти полное большинство людей сейчас убеждены, что ценность человека уменьшается с его возрастом. Что жизнь молодого, в большей степени, ребенка намного превосходит ценность глубокого старика... ... придавая больше ценности жизни ребенка , тогда как мы не знаем кем он станет - гением, преступником, святым - мы лишаем всякой ценности наши реальные действия. Мы лишаем любой мотивации и смысла жизнь. И именно это и есть нигилизм." Перенос всех надежд на будущее вопреки настоящему пошел с принятия христианства, чьим "первородным грехом стала надежда". Жизнь в сегодняшнем дне с его заслугами и успехами стала символом безответственности. А будущее для многих - миражом и обманкой. Поль в последней части романа вновь обрел любовь и гармонию в браке, но вот-вот лишится жизни, отказавшись от операции по удалению части языка и челюсти, пораженных раком. Язык из титана взамен изъязвленного он отвергает, соглашаясь лишь на заведомо малоэффективные и изнуряющие лучевую и химиотерапии. И равнодушная природа..., а далее по тексту.
Траектория судьбы Поля в точности повторяет отцовскую, только происходит всё стремительнее - они встречаются как две кабины лифта-патерностера на этаже - отец, хоть возможно и временно, возвращается к жизни, а сын её покидает. Сказать им друг другу нечего.
Правые, конечно, поднимут "Уничтожить" на знамена. Из-за положительного образа подпольных идентитаров, похищающих стариков из больниц, которым грозит "сладкая смерть" от недосмотра и отсутствия любви. Резко отрицательного образа мейнстримной журналистки, насквозь лицемерной и озлобленной суки. Общего довольно пессимистического взгляда на общество. Но ссылаться на роман будут скорее всего его не прочитав. 730 страниц, доказывающих пользу секса для обретения смысла жизни, даже сдобренные шпильками против глобализма, зачаточной дэнбраунщиной и отсылками к наследию классиков, в идеологические патроны годятся мало.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О романе Мишеля Уэльбэка "Aneantir" | murashov_m - Gnothi seauton | Лента друзей murashov_m / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»