• Авторизация


О фильме "2001. A Space Odyssey" 08-01-2021 23:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В легендарном списке осталось посмотреть пяток картин, и я уже порядком отвлекаюсь на другие фильмы режиссёров из списка. По понятным причинам я сдал в последние три года, и давно бы уже добил список не будь в моей жизни всех её отягощающих обстоятельств. Может быть, пользуясь случаем, можно оговориться, что решение принятое пять лет назад было наилучшим. Оно открыло мне целый мир и даже не только в прямом смысле, открыв для меня фильмы, которые я никогда бы не решился смотреть из-за а) странного названия, б) странной, отпугивающей страны, в) стереотипов и предрассудков, г) наконец, потому что уже когда-то смотрел и нича ни понил, но и потому что снарядило меня определенными навыками смотрения. Я теперь смотрю фильмы иначе, чем смотрел их, скажем, до ознакомления со списком Метцлеровского лексикона. Тут, конечно, ещё сыграло важную роль, что список этот составлен киноведами, критиками, и заметно отличается от курсирующих по интернету списков шедевров, основанных на голосовании. Я ничего против них не имею, но шлака в них всегда достаточно, а верхние строчки зачастую занимают кассовые, но не новаторские или очень уж глубокие картины. В Метцлеровском списке не было бы пока ни одного фильма, про которые я спросил бы себя по просмотру "а вот это вот тут зачем?" Вот даже очень неудобоваримый "Катцельмахер" и до приторности претенциозный "С течением времени" занимают своё место в списке по праву. Другое дело, что я не рекомендовал бы начинать знакомство с ним с этих двух фильмов, а то охота дальше ̶ж̶и̶т̶ь̶ смотреть пропадёт.
Ограничение в 120 искусственное, и Метцлер издал список в пятьсот фильмов, который я уже себе приметил, но так подробно документировать просмотры не собираюсь, хотя там много интересного. Во-первых, у меня ужасно мало времени даже на свою основную работу. Где уж тут писать заметки о кино, которые читают полтора человека. Во-вторых, мне эти костыли в принципе уже не нужны. Я сам худо-бедно ощущаю что где вкусненькое лежит. Открытых режиссёров хватит лет на десять. Смотрю фильмы я медленно, один-два в неделю. Считаю, что чаще можно смотреть или шелуху, или фильмы из детства, которые и так знаешь наизусть. Настоящий фильм должен несколько дней походить за тобой, побухать пыльным мешком по голове. Вот совсем недавно такое впечатление произвели на меня "Bitter Moon", "Noz w wodzie" Полански. Написать бы... да где уж там!
Ну это я что-то разоткровенничался. А что же Кубрик?
Как они без зелёных экранов снимали фильмы такого уровня? Вообще, "2001" относится к тем фильмам, которые надо именно смотреть, а не слушать диалоги. Конечно, коллизия вокруг искусственного интеллекта, суперкомпьютера чрезвычайно интересна, но тот же "Бегущий по лезвию" кажется копает глубже. Думается, что если фильм пересказать тому, кто его не видел, то вряд ли у человека возникнет желание его смотреть. Ну, предвидение видеозвонков, орбитальная станция, межгалактический полёт. Вон с "Солярисом" очень перекликается, только Тарковский снабдил фильм ещё и глубочайшей философией про Бога и всё на свете под завязку. Прямое сравнение фильм Кубрика вроде бы проигрывает. Это как орёл, которого поставили на землю и заставили сражаться с леопардом. Нет, орёл хорош в небе. Фильм "2001" работает образами, сочетанием музыки и картин, а не слов. Слова - обрамление. Этот фильм надо рассматривать, как статую в античном музее. Только любоваться надо будущим. Априорное любование. Без закидонов с достоевщинкой. Такое детское любование первым в жизни паровозом в глухой сибирской деревне. Почему никому не удалось этого повторить, тем более теперь с куда более совершенными техникой и компьютерной графикой? Наверное ответ заключается в том, что слишком большую часть фильма сейчас снимает некий обобщённый HAL 9000. Выход фильма совпал с эрой компьютеров. Было ясно, что всё к тому и идёт. И показанное в конце отключение решившей избавиться от человека машины как бы привет режиссёра всем будущим авторам. Выкусите, не повторить вам моего шедевра. Я последний. Я ухожу и выключаю за собой свет. Последний фильм о будущем космоса снятый человеком, а не компьютером. Впрочем, мне самому ясно, что это очень хрупкая конструкция и можно с ней успешно спорить, приводя в пример тот же "Interstellar", но что поделать? Это мои личные и субъективные заметки, основанные, за исключением того же "Соляриса" и "Седьмой печати" на первом просмотре! В последних двух случаях понадобилось по 5.
Если вы смотрели этот фильм, то как вы его поняли? Особенно концовку. Мне вот показалось, что это такая ироничная, а Кубрику всегда свойственна ирония, позиция, что вот место между землей и луной наше, человеческое и что космос дальше холоден, враждебен человеческой природе, в нём время колбасит, личность растворяется, как трухлявая дохлая лягушка в серной кислоте. Или может быть нужен новый эволюционный рывок, каков был у гоминидов, чтобы вообще вырваться за пределы лунно-земного пространства? Самим стать как HAL 9000. Тут автор как бы говорит нам, досюда и не шагу дальше. Тут придёт время, и увидим как дальше будут развиваться события, а пока займитесь-ка землёй, люди. Мысль, которая и при просмотре "Соляриса" в голову приходила.
В качестве пришедшей в голову шутки под конец. Что будет, если в океан Соляриса бросить монолит из 2001?
MV5BZGJiOGEyYWQtNWYyMC00MWRiLWIzMzMtNTMxNjVlMGEwZWM3XkEyXkFqcGdeQXRodW1ibmFpbC1pbml0aWFsaXplcg@@._V1_ (700x393, 12Kb)


Великое кино - серия заметок о 120-ти классических фильмах:

Abschied von gestern (Прощание со вчерашним днём. Реж. Александр Клуге, ФРГ 1966)
À bout de soufle (На последнем дыхании. Реж. Ж-Л.Годар, Франция 1960)
8½ (Восемь с половиной. Реж. Ф. Феллини, Италия 1963)
Ai no corrida "L'empire des sens" (Империя чувств. Реж.Н. Осима, Япония-Франция 1976)
Un chien andalou (Андалузский пёс. Реж. Л. Бунюэль, Франция 1929)
El angel exterminador (Ангел-истребитель. Реж. Л. Бунюэль, Мексика 1962)
Angst essen Seele auf (Страх съедает душу. Реж. Р. В. Фассбиндер, Германия 1974)
Apocalypse now (Апокалипсис сегодня. Реж. Ф. Ф. Коппола, США 1979)
L'ascenseur pour l'echafaud (Лифт на эшафот. Реж. Л. Маль, Франция 1958)
The Apartement (Квартира. Реж. Б. Уайлдер, США 1960)
The Big Sleep (Глубокий сон. Реж. Г. Хоукс, США 1946)
The Birds (Птицы. Реж. А. Хичкок, США 1963)
Berlin. Die Sinfonie der Großstadt (Берлин - Симфония большого города. Реж. В. Руттман, Германия 1927)
The Birth of a Nation (Рождение нации. Реж. Д. У. Гриффит, США 1915)
Blade Runner (Бегущий по лезвию. Реж. Р. Скотт, США 1982)
Der blaue Engel (Голубой ангел. Реж. Д. фон Штернберг, Германия 1930)
Blue velvet (Синий бархат. Реж. Д. Линч, США 1986)
Die Blechtrommel (Жестяной барабан. Реж. Ф. Шлёндорф, Германия, Франция, Польша, Югославия 1976)
Броненосец "Потёмкин" Реж. С. Эйзенштейн, СССР 1925
Bonnie and Clyde (Бонни и Клайд. Реж. Артур Пенн, США 1967)
Breaking the Waves (Рассекая волны. Реж. Л. фон Триер, Дания 1996)
Blow up (Фотоувеличение. Реж. М. Антониони, Италия, Великобритания, США 1966)
Das Cabinet des Dr. Caligari (Кабинет доктора Калигари. Реж. Р. Вине, Германия 1920)
Casablanca (Касабланка. Реж. М. Кёртис, США 1942)
Carmen (Кармен. Реж. К. Саура, Испания 1983)
C'era una volta il West (Однажды на Диком Западе. Реж. С. Леоне, Италия,США 1968)
Citizen Kane (Гражданин Кейн. Реж. О. Уэллс, США 1941)
A Clockwork Orange (Заводной апельсин. Реж. С. Кубрик, Великобритания,США 1971)
Dance of the vampires (Танец вампиров. Реж. Р. Полански, Великобритания 1967)
Rebel without a Cause (Бунтарь без причины. Реж. Н. Рэй, США 1955)
Down by Law (Вне закона. Реж. Д. Джармуш, США 1986)
Дом за вешање(Дом для повешения. Реж. Э. Кустурица, Югославия 1988)
La dolce vita (Сладкая жизнь. Реж. Ф. Феллини, Италия 1959)
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу. Реж. С. Кубрик, США 1964)
Dracula (Дракула. Реж. Т. Броунинг, США 1930)
The Third Man (Третий человек. Реж. К. Рид, Великобритания 1949)
Trois couleurs: bleu, blanc, rouge (Три цвета: синий, белый, красный. Реж. К. Кесьлёвский, Франция, Швейцария, Польша 1993)
Easy Rider (Беспечный ездок. Реж. Д. Хоппер, США 1969)
The Draughtman's Contract (Контракт рисовальщика. Реж. П. Гринуэй, Великобритания 1982)
Die Ehe der Maria Braun (Замужество Марии Браун. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1979)
One Flew Over the Cuckoo’s Nest (Пролетая над гнездом кукушки. Реж. М. Форман, США 1975)
Les Enfants du Paradis (Дети райка. Реж. М. Карне, Франция 1943)
Fahrenheit 451 (451 градус по Фаренгейту. Реж. Ф. Трюффо, Великобритания 1966)
On the Waterfront (В порту. Реж. Э. Казан, США 1954)
Faust - Eine deutsche Volkssage (Фауст. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1926)
Fitzcarraldo (Фицкарральдо. Реж. В. Херцог, ФРГ 1982)
Rear Window (Окно во двор. Реж. А. Хичкок, США 1954)
Frankenstein (Франкенштейн. Реж. Д. Уэйл, США 1931)
Fontane Effi Briest (Эффи Брист Фонтане. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1974)
The Grapes of Wrath (Гроздья гнева. Реж. Д. Форд, США 1940)
The Godfather (Крёстный отец. Реж. Ф. Ф. Коппола, США, Италия 1972)
The Gold Rush (Золотая лихорадка. Реж. Ч. Чаплин, США 1925)
Goodfellas (Славные парни. Реж. М. Скорцезе, США 1990)
The Great Dictator (Великий диктатор. Реж. Ч. Чаплин, США 1940)
Gone with the Wind (Унесённые ветром. Реж. В. Флеминг, США 1939)
Le Quai des brumes (Набережная туманов. Реж. М. Карне, Франция 1938)
High Noon (Ровно в полдень. Реж. Ф. Циннеман, США, 1952)
Der Himmel über Berlin (Небо над Берлином. Реж. В. Вендерс, ФРГ 1987)
Im Lauf der Zeit (С течением времени. Реж. В. Вендерс, ФРГ 1976)
Jaws (Челюсти. Реж. С. Спилберг, США 1975)
Jules et Jim (Жюль и Джим. Реж. Ф. Трюффо, Франция 1962)
Jakob der Lügner (Яков-лжец. Реж. Ф. Байер, ГДР 1974)
Jud Süß (Еврей Зюсс. Реж. Ф. Харлан, Германия 1940)
Katzelmacher (Катцельмахер. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1968)
King Kong (Кинг-Конг. Реж. Мериан Купер, Эрнест Шодсак, США 1933)
Die Legende von Paul und Paula (Легенда о Пауле и Пауле. Реж. Хайнер Каров, ГДР 1973)
Der letzte Mann (Последний человек. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1924)
L'ultimo tango a Parigi (Последнее танго в Париже. Реж. Б. Бертолуччи, Италия, Франция 1972)
Liebelei (Флирт. Реж. М. Офюльс, Германия 1933)
Lola rennt (Беги, Лола, беги. Реж. Т. Тыквер, Германия 1998)
M (М — Убийца. Реж. Ф. Ланг, Германия 1931)
The Maltese Falcon (Мальтийский сокол. Реж. Д. Хьюстон, США 1941)
Some Like It Hot (В джазе только девушки. Реж. Б. Уайлдер, США 1959)
The Matrix (Матрица. Реж. Лана и Лилли Вачовски, США 1999)
Manhattan (Манхеттен. Реж. В. Аллен, США 1979)
Metropolis (Метрополис. Реж. Ф. Ланг, Германия 1927)
Modern Times (Новые времена. Реж. Ч. Чаплин, США 1936)
Miracolo a Milano (Чудо в Милане. Реж. В. Де Сика, Италия 1951)
Morte a Venezia (Смерть в Венеции. Реж. Л. Висконти, Италия, Франция 1971)
Nanook of the North (Нанук с севера. Реж. Р. Д. Флаэрти, Канада 1922)
Ninotschka (Ниночка. Реж. Э. Любич, США 1939)
Die Nibelungen (Нибелунги. Реж. Ф. Ланг, Германия 1924)
North by Northwest (К северу через северо-запад. Реж. А. Хичкок, США 1959)
Nosferatu (Носферату. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1922)
Olympia (Олимпия. Реж. Л. Рифеншталь, Германия 1938)
Paisà (Земляк. Реж. Р. Росселлини, Италия 1946)
Paris, Texas (Париж, Техас. Реж. В. Вендерс, ФРГ, Франция, Великобритания, США 1984)
Psycho (Психо. Реж. А. Хичкок, США 1960)
Pulp Fiction (Криминальное чтиво. Реж. К. Тарантино, США 1994)
Ran (Ran. Реж. А. Куросава, Япония, Франция 1984)
Rashomon (Расёмон. Реж. А. Куросава, Япония 1950)
Rio Bravo (Рио Браво. Реж. Г. Хоукс, США 1959)
Rosemary's Baby (Ребёнок Розмари. Реж. Р. Полански, США 1968)
Schindler's List (Список Шиндлера. Реж. С. Спилберг, США 1993)
The Searchers (Искатели. Реж. Д. Форд, США 1956)
The Silence of the Lambs (Молчание ягнят. Реж. Д. Демми, США 1991)
Tystnaden (Молчание. Реж. И. Бергман, Швеция 1963)
To be or not to be (Быть или не быть. Реж. Э. Любич, США 1942)
Short Cuts (Короткий монтаж. Реж. Р. Олтмен, США 1993)
Det Sjunde Inseglet (Седьмая печать. Реж. И. Бергман, Швеция 1957)
Shoa (Шоа. Реж. К. Ланцман, Франция 1985)
Smultronstallet (Земляничная поляна. Реж. И. Бергман, Швеция 1957)
Солярис (Реж. А. Тарковский, СССР 1972)
Solo Sunny (Соло Санни. Реж. К. Вольф, ГДР 1980)
La Strada (Дорога. Реж. Ф. Феллини, Италия 1954)
Sunset Boulevard (Бульвар Сансет. Реж. Б. Уайльдер, США 1950)
Taxi Driver (Таксист. Реж. М. Скорцезе, США 1975)
Terminator 2: Judgment Day (Терминатор 2: Судный день. Реж. Дж. Кэмерон, США 1991)
Das Testament des Dr. Mabuse (Завещание доктора Мабузе. Реж. Фр. Ланг, Германия 1933)
Titanic (Титаник. Реж. Дж. Кэмерон, США 1997)
Trainspotting (На игле. Реж. Д. Бойл, Великобритания 1996)
2001. A Space Odyssey (Космическая одиссея 2001 года. Реж. С. Кубрик, США, Великобритания 1968)
(Продолжение следует...)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О фильме "2001. A Space Odyssey" | murashov_m - Gnothi seauton | Лента друзей murashov_m / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»