• Авторизация


О фильме "Trainspotting" 17-12-2020 18:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вот за что я люблю фильмы 90-ых, так это за их резвость, ненарочитаю безбашенность, движение ради движения, динамичный подхватывающий монтаж, подчас эксцентрику. Trainspotting ещё один из тех фильмов, которые почему-то прошли мимо меня. И вряд ли бы я так скоро надумал его посмотреть, не будь он в заветном списке. О чём он?
Я думаю, что наркотики было бы слишком простым ответом. Это фильм о молодёжи, которой нет места в обществе, потому что она или по уму, или по наитию понимает, что мы в мире не для того, чтобы идти проторенными путями. Как в "Онегине" сказано, что несносно видеть пред собою одних обедов длинный ряд, знать, что вот поступишь в колледж, потом будешь ходить на службу, в пабе по пятницам пить пиво, ругаться с женой, которую разнесёт после родов. (Начальный монолог фильма перечисляет много этапов большого пути. Рутина и быт, до пенсии, потом рак или инфаркт, кремация, пустота в квадрилионной степени и её матери степени. Ужас от понимания сей схемы, конечно, не приходит с удостоверением, но он подспуден, он пульсирует в жизни мальчишек. Наркотики это возможность ускользнуть, выгулять душу, нащупать свой путь вне магистральной дороги. Как и быкование Бегби, его агрессивность, нелады с законом -- всё это попытки интенсировать переживания. Фильм говорит о том, что именно желание интенсивировать переживания, повышать ставки подлинная проблема, а наркотики одна из её форм.
Самое сложное в жизни -- ехать ночью 110 по пустынному шоссе, когда знаешь, что можешь ехать 210. В 20 это тяжелее вдвойне. Trainspotting о половодье молодости, когда река ещё и ищет новое русло, рвётся из своих берегов.
Когда Рентон решает начать новую жизнь в Лондоне, его работа в фирме недвижимости поначалу приносит ему удовольствие,как всякая новая деятельность в юности, но пустые квартиры, которым он помогает найти новых хозяев слишком обезличенны, они ячейки будущей не его жизни, поэтому в итоге там оказываются "на хате" двое его дружков.
Любое наводнение всегда кончается. И река ищет свои (или новые) берега. Так и с человеком. В этом гераклитовом движении и заключается жизнь. И эта метафора наверняка старше самого Гераклита. Остановить движение может лишь смерть, и то сомнительно, сомнительно. После половодья Рентон нащупывает берега, но сперва эта наркосделка, такой поклон то ли в сторону Скорсезе, то ли Тарантино. Чтобы стартовать в новую жизнь нужно топливо - деньги.
Тут, мне кажется, утопическая составляющая фильма, который и так больше похож на видение, на золотой сон о молодёжи. Рентон так старался вырваться из своей зависимости с помощью государственных программ для наркозависимых. Законом был направляем, грозил ему пальчиком судья, но каждый раз возвращался в хаотический, дионисийский мир притонов, где даже время останавливалось. Смерть ребёнка красноречиво свидетельствует об этой остановке времени. Вообще, если бы у меня было немного времени, я бы обязательно написал про смерть детей в кино и литературе. Ведь это интереснейший топос. Как уже было в Легенде о Пауле и Пауле, эта страшная сцена с малышом бегущим в кино - мне представляется, что это одна из самых страшных сцен мирового кино, меня, во всяком случае, она потрясла до глубины души и стала частью личный воспоминаний. Или смерть ребенка в "Игре в классики", тоже глубоко символичный момент. Вот и в "Trainspotting"'е смерть малыша - знак безвременья, разлитая река, запруда, отсутствие движение. А что происходит с запруженной рекой? Правильно, она начинает гнить, бродить, цвести и превращаться в болото. А болото засасывает.
Те, кто критикуют фильм за пропаганду наркотиков (совсем недавно ваш покорный слуга сцепился с одним таким, который утверждал, что этот фильм могут смотреть только психи), совершенно не понимают насколько он глубже. Они принимают за чистую монету фразу из оффа в начале, что доза героина как лучший оргазм помноженный на тысячу, как будто это было бы тайной. Помню, я спрашивал Ш, одноклассника, переведённого к нам в десятом о его опыте с герычем. Его ответ был: "Офигенная вещь! Укололся - и на всю ночь вставляет!" Разумеется, я не побежал после этих слов занимать очередь за героином. И вообще, как мы хотим найти подходящий язык, чтобы показать опасность наркотиков молодым людям? Ведь начало фильма как раз и высмеивает вот это вот бодрое и дебильнопозитивное "скажи жизни да! Скажи наркотикам нет!" Скажи машине, которая несется под откос без тормозов нет. Скажи реке течь помедленнее. Нет, тут нужно более тонкое высказывание. Тут нужен катарсис, а не примитивное морализаторство в духе "не колись, лучше бухни". Вот Бегби бухает, а вряд ли чем-то лучше своих дружков-нарков. И фильм добивается этого катарсиса. Он проводит нас этим путём нащупывания рекой своих берегов. И это дорогого стоит. Ну, а пропаганду можно увидеть везде. Первую часть "Преступления и наказания" можно вообще считать пропагандой убийств никчемных старушек. От порока нельзя отвадить не показав его во всей его разнузданной красе. Об этом знал уже аббат Прево, и может быть поэтому его "Манон" до сих пор такая притягательная штука.
Но вернемся к разговору об утопии. Чтобы начать новую жизнь, Рентону необходимы деньги от наркосделки. И тут кроется печальная правда фильма. Эдинбургская молодёжь обречена, как обречен другой дружок Рентона, умерший от СПИДа. Обречена, потому что без смелости Рентона, способного плутовскими способами вырвать у жизни куш, порочный круг не разорвать. Порочный круг, который из раза в раз затягивает в безвременье. Это может быть нарко или алкозапой, старое-доброе украл-выпил-в тюрьму. Помните слова Хмыря на вопрос про жену, умерла ли? "Нет, я умер." Trainspotting - смотреть за поездами. Самим никуда не ехать, оставаться на месте. В своей запруде. Это всё довольно очевидно, но я хотел это для себя зафиксировать. И может быть кто-то, кто не смотрел ещё этот фильм решится его посмотреть.
Я думаю, что этот фильм помог найти свое русло многим рекам и уже этим заслужил место в списке лучших фильмов. Несмотря на достаточно конвенциональный для 90-ых киноязык.
Trainspotting-1996-featured (700x393, 200Kb)


Великое кино - серия заметок о 120-ти классических фильмах:

Abschied von gestern (Прощание со вчерашним днём. Реж. Александр Клуге, ФРГ 1966)
À bout de soufle (На последнем дыхании. Реж. Ж-Л.Годар, Франция 1960)
8½ (Восемь с половиной. Реж. Ф. Феллини, Италия 1963)
Ai no corrida "L'empire des sens" (Империя чувств. Реж.Н. Осима, Япония-Франция 1976)
Un chien andalou (Андалузский пёс. Реж. Л. Бунюэль, Франция 1929)
El angel exterminador (Ангел-истребитель. Реж. Л. Бунюэль, Мексика 1962)
Angst essen Seele auf (Страх съедает душу. Реж. Р. В. Фассбиндер, Германия 1974)
Apocalypse now (Апокалипсис сегодня. Реж. Ф. Ф. Коппола, США 1979)
L'ascenseur pour l'echafaud (Лифт на эшафот. Реж. Л. Маль, Франция 1958)
The Apartement (Квартира. Реж. Б. Уайлдер, США 1960)
The Big Sleep (Глубокий сон. Реж. Г. Хоукс, США 1946)
The Birds (Птицы. Реж. А. Хичкок, США 1963)
Berlin. Die Sinfonie der Großstadt (Берлин - Симфония большого города. Реж. В. Руттман, Германия 1927)
The Birth of a Nation (Рождение нации. Реж. Д. У. Гриффит, США 1915)
Blade Runner (Бегущий по лезвию. Реж. Р. Скотт, США 1982)
Der blaue Engel (Голубой ангел. Реж. Д. фон Штернберг, Германия 1930)
Blue velvet (Синий бархат. Реж. Д. Линч, США 1986)
Die Blechtrommel (Жестяной барабан. Реж. Ф. Шлёндорф, Германия, Франция, Польша, Югославия 1976)
Броненосец "Потёмкин" Реж. С. Эйзенштейн, СССР 1925
Bonnie and Clyde (Бонни и Клайд. Реж. Артур Пенн, США 1967)
Breaking the Waves (Рассекая волны. Реж. Л. фон Триер, Дания 1996)
Blow up (Фотоувеличение. Реж. М. Антониони, Италия, Великобритания, США 1966)
Das Cabinet des Dr. Caligari (Кабинет доктора Калигари. Реж. Р. Вине, Германия 1920)
Casablanca (Касабланка. Реж. М. Кёртис, США 1942)
Carmen (Кармен. Реж. К. Саура, Испания 1983)
C'era una volta il West (Однажды на Диком Западе. Реж. С. Леоне, Италия,США 1968)
Citizen Kane (Гражданин Кейн. Реж. О. Уэллс, США 1941)
A Clockwork Orange (Заводной апельсин. Реж. С. Кубрик, Великобритания,США 1971)
Dance of the vampires (Танец вампиров. Реж. Р. Полански, Великобритания 1967)
Rebel without a Cause (Бунтарь без причины. Реж. Н. Рэй, США 1955)
Down by Law (Вне закона. Реж. Д. Джармуш, США 1986)
Дом за вешање(Дом для повешения. Реж. Э. Кустурица, Югославия 1988)
La dolce vita (Сладкая жизнь. Реж. Ф. Феллини, Италия 1959)
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу. Реж. С. Кубрик, США 1964)
Dracula (Дракула. Реж. Т. Броунинг, США 1930)
The Third Man (Третий человек. Реж. К. Рид, Великобритания 1949)
Trois couleurs: bleu, blanc, rouge (Три цвета: синий, белый, красный. Реж. К. Кесьлёвский, Франция, Швейцария, Польша 1993)
Easy Rider (Беспечный ездок. Реж. Д. Хоппер, США 1969)
The Draughtman's Contract (Контракт рисовальщика. Реж. П. Гринуэй, Великобритания 1982)
Die Ehe der Maria Braun (Замужество Марии Браун. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1979)
One Flew Over the Cuckoo’s Nest (Пролетая над гнездом кукушки. Реж. М. Форман, США 1975)
Les Enfants du Paradis (Дети райка. Реж. М. Карне, Франция 1943)
Fahrenheit 451 (451 градус по Фаренгейту. Реж. Ф. Трюффо, Великобритания 1966)
On the Waterfront (В порту. Реж. Э. Казан, США 1954)
Faust - Eine deutsche Volkssage (Фауст. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1926)
Fitzcarraldo (Фицкарральдо. Реж. В. Херцог, ФРГ 1982)
Rear Window (Окно во двор. Реж. А. Хичкок, США 1954)
Frankenstein (Франкенштейн. Реж. Д. Уэйл, США 1931)
Fontane Effi Briest (Эффи Брист Фонтане. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1974)
The Grapes of Wrath (Гроздья гнева. Реж. Д. Форд, США 1940)
The Godfather (Крёстный отец. Реж. Ф. Ф. Коппола, США, Италия 1972)
The Gold Rush (Золотая лихорадка. Реж. Ч. Чаплин, США 1925)
Goodfellas (Славные парни. Реж. М. Скорцезе, США 1990)
The Great Dictator (Великий диктатор. Реж. Ч. Чаплин, США 1940)
Gone with the Wind (Унесённые ветром. Реж. В. Флеминг, США 1939)
Le Quai des brumes (Набережная туманов. Реж. М. Карне, Франция 1938)
High Noon (Ровно в полдень. Реж. Ф. Циннеман, США, 1952)
Der Himmel über Berlin (Небо над Берлином. Реж. В. Вендерс, ФРГ 1987)
Im Lauf der Zeit (С течением времени. Реж. В. Вендерс, ФРГ 1976)
Jaws (Челюсти. Реж. С. Спилберг, США 1975)
Jules et Jim (Жюль и Джим. Реж. Ф. Трюффо, Франция 1962)
Jakob der Lügner (Яков-лжец. Реж. Ф. Байер, ГДР 1974)
Jud Süß (Еврей Зюсс. Реж. Ф. Харлан, Германия 1940)
Katzelmacher (Катцельмахер. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1968)
King Kong (Кинг-Конг. Реж. Мериан Купер, Эрнест Шодсак, США 1933)
Die Legende von Paul und Paula (Легенда о Пауле и Пауле. Реж. Хайнер Каров, ГДР 1973)
Der letzte Mann (Последний человек. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1924)
L'ultimo tango a Parigi (Последнее танго в Париже. Реж. Б. Бертолуччи, Италия, Франция 1972)
Liebelei (Флирт. Реж. М. Офюльс, Германия 1933)
Lola rennt (Беги, Лола, беги. Реж. Т. Тыквер, Германия 1998)
M (М — Убийца. Реж. Ф. Ланг, Германия 1931)
The Maltese Falcon (Мальтийский сокол. Реж. Д. Хьюстон, США 1941)
Some Like It Hot (В джазе только девушки. Реж. Б. Уайлдер, США 1959)
The Matrix (Матрица. Реж. Лана и Лилли Вачовски, США 1999)
Manhattan (Манхеттен. Реж. В. Аллен, США 1979)
Metropolis (Метрополис. Реж. Ф. Ланг, Германия 1927)
Modern Times (Новые времена. Реж. Ч. Чаплин, США 1936)
Miracolo a Milano (Чудо в Милане. Реж. В. Де Сика, Италия 1951)
Morte a Venezia (Смерть в Венеции. Реж. Л. Висконти, Италия, Франция 1971)
Nanook of the North (Нанук с севера. Реж. Р. Д. Флаэрти, Канада 1922)
Ninotschka (Ниночка. Реж. Э. Любич, США 1939)
Die Nibelungen (Нибелунги. Реж. Ф. Ланг, Германия 1924)
North by Northwest (К северу через северо-запад. Реж. А. Хичкок, США 1959)
Nosferatu (Носферату. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1922)
Olympia (Олимпия. Реж. Л. Рифеншталь, Германия 1938)
Paisà (Земляк. Реж. Р. Росселлини, Италия 1946)
Paris, Texas (Париж, Техас. Реж. В. Вендерс, ФРГ, Франция, Великобритания, США 1984)
Psycho (Психо. Реж. А. Хичкок, США 1960)
Pulp Fiction (Криминальное чтиво. Реж. К. Тарантино, США 1994)
Ran (Ran. Реж. А. Куросава, Япония, Франция 1984)
Rashomon (Расёмон. Реж. А. Куросава, Япония 1950)
Rio Bravo (Рио Браво. Реж. Г. Хоукс, США 1959)
Rosemary's Baby (Ребёнок Розмари. Реж. Р. Полански, США 1968)
Schindler's List (Список Шиндлера. Реж. С. Спилберг, США 1993)
The Searchers (Искатели. Реж. Д. Форд, США 1956)
The Silence of the Lambs (Молчание ягнят. Реж. Д. Демми, США 1991)
Tystnaden (Молчание. Реж. И. Бергман, Швеция 1963)
To be or not to be (Быть или не быть. Реж. Э. Любич, США 1942)
Short Cuts (Короткий монтаж. Реж. Р. Олтмен, США 1993)
Det Sjunde Inseglet (Седьмая печать. Реж. И. Бергман, Швеция 1957)
Shoa (Шоа. Реж. К. Ланцман, Франция 1985)
Smultronstallet (Земляничная поляна. Реж. И. Бергман, Швеция 1957)
Солярис (Реж. А. Тарковский, СССР 1972)
Solo Sunny (Соло Санни. Реж. К. Вольф, ГДР 1980)
La Strada (Дорога. Реж. Ф. Феллини, Италия 1954)
Sunset Boulevard (Бульвар Сансет. Реж. Б. Уайльдер, США 1950)
Taxi Driver (Таксист. Реж. М. Скорцезе, США 1975)
Terminator 2: Judgment Day (Терминатор 2: Судный день. Реж. Дж. Кэмерон, США 1991)
Das Testament des Dr. Mabuse (Завещание доктора Мабузе. Реж. Фр. Ланг, Германия 1933)
Titanic (Титаник. Реж. Дж. Кэмерон, США 1997)
Trainspotting (На игле. Реж. Д. Бойл, Великобритания 1996)
(Продолжение следует...)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О фильме "Trainspotting" | murashov_m - Gnothi seauton | Лента друзей murashov_m / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»