• Авторизация


О фильме "Das Testament des Dr. Mabuse" 31-10-2020 13:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Как непохожи друг на друга оба шедевра предгитлеровской поры немецкого кинематографа — «Флирт» Офюльса и «Завещание доктора Мабузе» Ланга! И всё же их объединяет удивительно точное попадание в нерв эпохи и... под нож цензуры национал-социалистов. Вот, казалось бы, фильм Ланга. Предшествующий - «М - убийца», в котором зритель «перед выбором куда более чудовищным, чем тот, перед которым нас ставит Гюго в «Последнем дне осуждённого к смерти» и Достоевский в «Преступлении и наказании» — встать на сторону толпы бандитов, линчующих психически больного человека? Или же с каким уж есть народцем, зато против зверя?» — Ланг уже брал за основу высказывания детективный сюжет. «Завещание доктора Мабузе» тоже фильм с детективным сюжетом. Когда вся жизнь в стране становится одним сплошным преступлением все фильмы неминуемо детективные.
Кажется интересным пересечение с «Собачьим сердцем», созданным на менее десятилетия ранее. Там в неразборчивом лае прооперированного профессором Преображенским Шарика начинают прорываться отдельные слова, потом фразы, целые лозунги, прямо восходящие к повседневной жизни пропитанного пропагандой города. У Ланга профессор Баум (говорящая фамилия? Намёк на евгенику?) начинает собирать писанину, которую на-гора выдает пациент возглавляемой им психиатрической клиники — доктор Мабузе. Сначала отдельные слова, потом фразы, потом в потоке сознания начинают проступать планы коварных преступлений. Мабузе не преследует цель разбогатеть или даже (что было бы очевидным) покинуть дурку. Он — Моцарт преступления! Он пишет свои планы, как зальцбургский вундеркинд создавал симфонии. Его, кажется, интересует лишь эстетическая сторона — торжествующее зло. По нотам Мабузе начинают играть другие — профессор Баум и его сподручные, которых он держит в чёрном теле, хотелось написать в чёрных рубашках, организации потипу нечаевской. Грабежи, теракты, валютные махинации. И в центре — этакий Мориарти Берлина начала 30-х доктор Мабузе, успевающий до своей заблаговременной кончины указать товарищам верную дорогу. Поэтому я невольно вспомнил Ленина с его заветами. (Заветы мэтра (так во Франции до сих пор величают адвокатов) Ульянова), который вовремя померев от слишком высокого пульса, освободил дорогу вроде бы менее безумным, рациональным, беспринципным разбойникам. За Моцартами часто приходят условные Сальери, для которых музыка, пускай и революции, преступления, всего лишь ремесло. Но тут возникает вопрос кто более безумен — профессор Баум или доктор Мабузе? Баум, если следовать классической трактовке, жертва гипноза. Снимает ли это с него вину? В «М - убийца» та же коллизия ответственности и свободы воли. Траектория профессора Баума приводит его в конце концов в палату заведения, которое он до недавнего времени возглавлял. Он, врач, первым стал жертвой гипноза сумасшедшего доктора Мабузе.
Все погони, стрельба и замечательно-колоритно сыгранный комиссар Ломан, попавший в лапы банды и свихнувшийся Хофмайстер, благородный раскаявшийся разбойник (привет немецкому романтизму) Кент — все они очаровательны, прекрасно сыграны и даже теперь, спустя без малого 90 лет, делают разрыв во времени с той порой практически незаметным. Как и многие первые звуковые фильмы этот скуп на звуки. Об этом я уже писал когда-то, делясь своими впечатлениями о «Голубом ангеле». Это единственное, что кажется непривычным. В остальном он хоть сейчас в кинотеатры, может после колоризации и перевода в 4k.
Почему фильм запретили нацисты? Потому что главные герой душевнобольной? Очернён образ психиатра? Показаны акты саботажа? О последнем пишет Геббельс, кстати, тоже доктор, в своём дневнике, после просмотра картины Ланга: «Sehr aufregend. Aber kann nicht freigegeben werden. Anleitung zum Verbrechen.» (Весьма занимательно. Но нельзя пустить в прокат. Инструкция для преступников). Но ведь и социальные болячки Веймарской республики как на ладони. Можно было бы этим фильмом показать до какой ручки довели великую Германию леволиберальные реформаторы. Нет. Глухой запрет. Почему?
Кроме субтильных вещей (параллель Мабузе-Гитлер, который тоже писал своё завещание находясь в заключении, организация как пародия на нацистскую партию с её строгой дисциплиной и карами для отступников), весь фильм предупреждение о грядущем царстве террора. Когда в конце описывается теракт на химическом заводе речь прямо и идет о том, чтобы высвободить путём подрыва ядовитые газы, чтобы уничтожить население города. В немецком оригинале использовано слово vergasen, которое спустя десятилетие будет ассоциироваться только с газовыми камерами в лагерях смерти. Как и всякий гений, Ланг смог заглянуть в будущее. И его родина не простила ему такой зарисовки даже несмотря на увлекательный детективный сюжет и совершенно безбашенные для тех лет спецэффекты. Ланг уедет из Германии, спасая копии своего последнего фильма от охваченных гипнозом последователей доктора Мабузе.
unnamed (512x335, 41Kb)


Великое кино - серия заметок о 120-ти классических фильмах:

Abschied von gestern (Прощание со вчерашним днём. Реж. Александр Клуге, ФРГ 1966)
À bout de soufle (На последнем дыхании. Реж. Ж-Л.Годар, Франция 1960)
8½ (Восемь с половиной. Реж. Ф. Феллини, Италия 1963)
Ai no corrida "L'empire des sens" (Империя чувств. Реж.Н. Осима, Япония-Франция 1976)
Un chien andalou (Андалузский пёс. Реж. Л. Бунюэль, Франция 1929)
El angel exterminador (Ангел-истребитель. Реж. Л. Бунюэль, Мексика 1962)
Angst essen Seele auf (Страх съедает душу. Реж. Р. В. Фассбиндер, Германия 1974)
Apocalypse now (Апокалипсис сегодня. Реж. Ф. Ф. Коппола, США 1979)
L'ascenseur pour l'echafaud (Лифт на эшафот. Реж. Л. Маль, Франция 1958)
The Apartement (Квартира. Реж. Б. Уайлдер, США 1960)
The Big Sleep (Глубокий сон. Реж. Г. Хоукс, США 1946)
The Birds (Птицы. Реж. А. Хичкок, США 1963)
Berlin. Die Sinfonie der Großstadt (Берлин - Симфония большого города. Реж. В. Руттман, Германия 1927)
The Birth of a Nation (Рождение нации. Реж. Д. У. Гриффит, США 1915)
Blade Runner (Бегущий по лезвию. Реж. Р. Скотт, США 1982)
Der blaue Engel (Голубой ангел. Реж. Д. фон Штернберг, Германия 1930)
Blue velvet (Синий бархат. Реж. Д. Линч, США 1986)
Die Blechtrommel (Жестяной барабан. Реж. Ф. Шлёндорф, Германия, Франция, Польша, Югославия 1976)
Броненосец "Потёмкин" Реж. С. Эйзенштейн, СССР 1925
Bonnie and Clyde (Бонни и Клайд. Реж. Артур Пенн, США 1967)
Breaking the Waves (Рассекая волны. Реж. Л. фон Триер, Дания 1996)
Blow up (Фотоувеличение. Реж. М. Антониони, Италия, Великобритания, США 1966)
Das Cabinet des Dr. Caligari (Кабинет доктора Калигари. Реж. Р. Вине, Германия 1920)
Casablanca (Касабланка. Реж. М. Кёртис, США 1942)
Carmen (Кармен. Реж. К. Саура, Испания 1983)
C'era una volta il West (Однажды на Диком Западе. Реж. С. Леоне, Италия,США 1968)
Citizen Kane (Гражданин Кейн. Реж. О. Уэллс, США 1941)
A Clockwork Orange (Заводной апельсин. Реж. С. Кубрик, Великобритания,США 1971)
Dance of the vampires (Танец вампиров. Реж. Р. Полански, Великобритания 1967)
Rebel without a Cause (Бунтарь без причины. Реж. Н. Рэй, США 1955)
Down by Law (Вне закона. Реж. Д. Джармуш, США 1986)
Дом за вешање(Дом для повешения. Реж. Э. Кустурица, Югославия 1988)
La dolce vita (Сладкая жизнь. Реж. Ф. Феллини, Италия 1959)
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу. Реж. С. Кубрик, США 1964)
Dracula (Дракула. Реж. Т. Броунинг, США 1930)
The Third Man (Третий человек. Реж. К. Рид, Великобритания 1949)
Trois couleurs: bleu, blanc, rouge (Три цвета: синий, белый, красный. Реж. К. Кесьлёвский, Франция, Швейцария, Польша 1993)
Easy Rider (Беспечный ездок. Реж. Д. Хоппер, США 1969)
The Draughtman's Contract (Контракт рисовальщика. Реж. П. Гринуэй, Великобритания 1982)
Die Ehe der Maria Braun (Замужество Марии Браун. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1979)
One Flew Over the Cuckoo’s Nest (Пролетая над гнездом кукушки. Реж. М. Форман, США 1975)
Les Enfants du Paradis (Дети райка. Реж. М. Карне, Франция 1943)
Fahrenheit 451 (451 градус по Фаренгейту. Реж. Ф. Трюффо, Великобритания 1966)
On the Waterfront (В порту. Реж. Э. Казан, США 1954)
Faust - Eine deutsche Volkssage (Фауст. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1926)
Fitzcarraldo (Фицкарральдо. Реж. В. Херцог, ФРГ 1982)
Rear Window (Окно во двор. Реж. А. Хичкок, США 1954)
Frankenstein (Франкенштейн. Реж. Д. Уэйл, США 1931)
Fontane Effi Briest (Эффи Брист Фонтане. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1974)
The Grapes of Wrath (Гроздья гнева. Реж. Д. Форд, США 1940)
The Godfather (Крёстный отец. Реж. Ф. Ф. Коппола, США, Италия 1972)
The Gold Rush (Золотая лихорадка. Реж. Ч. Чаплин, США 1925)
Goodfellas (Славные парни. Реж. М. Скорцезе, США 1990)
The Great Dictator (Великий диктатор. Реж. Ч. Чаплин, США 1940)
Gone with the Wind (Унесённые ветром. Реж. В. Флеминг, США 1939)
Le Quai des brumes (Набережная туманов. Реж. М. Карне, Франция 1938)
High Noon (Ровно в полдень. Реж. Ф. Циннеман, США, 1952)
Der Himmel über Berlin (Небо над Берлином. Реж. В. Вендерс, ФРГ 1987)
Im Lauf der Zeit (С течением времени. Реж. В. Вендерс, ФРГ 1976)
Jaws (Челюсти. Реж. С. Спилберг, США 1975)
Jules et Jim (Жюль и Джим. Реж. Ф. Трюффо, Франция 1962)
Jakob der Lügner (Яков-лжец. Реж. Ф. Байер, ГДР 1974)
Jud Süß (Еврей Зюсс. Реж. Ф. Харлан, Германия 1940)
Katzelmacher (Катцельмахер. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1968)
King Kong (Кинг-Конг. Реж. Мериан Купер, Эрнест Шодсак, США 1933)
Die Legende von Paul und Paula (Легенда о Пауле и Пауле. Реж. Хайнер Каров, ГДР 1973)
Der letzte Mann (Последний человек. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1924)
L'ultimo tango a Parigi (Последнее танго в Париже. Реж. Б. Бертолуччи, Италия, Франция 1972)
Liebelei (Флирт. Реж. М. Офюльс, Германия 1933)
Lola rennt (Беги, Лола, беги. Реж. Т. Тыквер, Германия 1998)
M (М — Убийца. Реж. Ф. Ланг, Германия 1931)
The Maltese Falcon (Мальтийский сокол. Реж. Д. Хьюстон, США 1941)
Some Like It Hot (В джазе только девушки. Реж. Б. Уайлдер, США 1959)
The Matrix (Матрица. Реж. Лана и Лилли Вачовски, США 1999)
Manhattan (Манхеттен. Реж. В. Аллен, США 1979)
Metropolis (Метрополис. Реж. Ф. Ланг, Германия 1927)
Modern Times (Новые времена. Реж. Ч. Чаплин, США 1936)
Miracolo a Milano (Чудо в Милане. Реж. В. Де Сика, Италия 1951)
Morte a Venezia (Смерть в Венеции. Реж. Л. Висконти, Италия, Франция 1971)
Nanook of the North (Нанук с севера. Реж. Р. Д. Флаэрти, Канада 1922)
Ninotschka (Ниночка. Реж. Э. Любич, США 1939)
Die Nibelungen (Нибелунги. Реж. Ф. Ланг, Германия 1924)
North by Northwest (К северу через северо-запад. Реж. А. Хичкок, США 1959)
Nosferatu (Носферату. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1922)
Olympia (Олимпия. Реж. Л. Рифеншталь, Германия 1938)
Paisà (Земляк. Реж. Р. Росселлини, Италия 1946)
Paris, Texas (Париж, Техас. Реж. В. Вендерс, ФРГ, Франция, Великобритания, США 1984)
Psycho (Психо. Реж. А. Хичкок, США 1960)
Pulp Fiction (Криминальное чтиво. Реж. К. Тарантино, США 1994)
Ran (Ran. Реж. А. Куросава, Япония, Франция 1984)
Rashomon (Расёмон. Реж. А. Куросава, Япония 1950)
Rio Bravo (Рио Браво. Реж. Г. Хоукс, США 1959)
Rosemary's Baby (Ребёнок Розмари. Реж. Р. Полански, США 1968)
Schindler's List (Список Шиндлера. Реж. С. Спилберг, США 1993)
The Searchers (Искатели. Реж. Д. Форд, США 1956)
The Silence of the Lambs (Молчание ягнят. Реж. Д. Демми, США 1991)
Tystnaden (Молчание. Реж. И. Бергман, Швеция 1963)
To be or not to be (Быть или не быть. Реж. Э. Любич, США 1942)
Short Cuts (Короткий монтаж. Реж. Р. Олтмен, США 1993)
Det Sjunde Inseglet (Седьмая печать. Реж. И. Бергман, Швеция 1957)
Shoa (Шоа. Реж. К. Ланцман, Франция 1985)
Smultronstallet (Земляничная поляна. Реж. И. Бергман, Швеция 1957)
Солярис (Реж. А. Тарковский, СССР 1972)
Solo Sunny (Соло Санни. Реж. К. Вольф, ГДР 1980)
La Strada (Дорога. Реж. Ф. Феллини, Италия 1954)
Sunset Boulevard (Бульвар Сансет. Реж. Б. Уайльдер, США 1950)
Taxi Driver (Таксист. Реж. М. Скорцезе, США 1975)
Terminator 2: Judgment Day (Терминатор 2: Судный день. Реж. Дж. Кэмерон, США 1991)
Das Testament des Dr. Mabuse (Завещание доктора Мабузе. Реж. Фр. Ланг, Германия 1933)
(Продолжение следует...)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О фильме "Das Testament des Dr. Mabuse" | murashov_m - Gnothi seauton | Лента друзей murashov_m / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»