Когда заглянув на пару страниц вперёд, я обнаружил, что в список 120 классических фильмов затесался старый добрый "Терминатор 2", я был немного ошарашен. Это что за сосед у Фасбиндера с Мурнау? С другой стороны, покалывало и любопытство — каким явится этот фильм мне спустя без малого двадцать лет? Сильно подозреваю, что сей блокбастер я смотрел последний раз в двадцатомъ вѣке. Целиком, так уж поручусь. Надо сказать, что опыт оказался весьма интересным. Я увидел фильм Камерона совсем другими глазами.
Есть в нём три смысловых пласта. 1. Условно назовём его
Том и Джерри. 2. Гендерный. 3. Сайнс-фикшн.
С первым всё более или менее просто. Сколько бы Том ни лупил Джерри, сколько наковален и роялей ни сваливалось на несчастного Тома он всё равно останется жив-живёхонек! Во имя продолжения погони. Кошки-мышки — это вообще безпроигрышный каркас для фильма. А фактическая неубиваемость героев - повествовательная (потому что они важные) или фактическая (потому что они из будущего) позволяет достичь практически уровня "Том и Джерри" в концентрации клочков в закоулочках. Есть правда в этом и одна проблема. Сцены отскакивающих от железных грудей пуль и зарастающих воронок в животе от дроби достигают порнографической интенсивности. Вы наверное замечали, что в порно хоть уделяется минимальное внимание прелюдии, как правило лишь в мере необходимой, чтобы раздеть женщину, то
постлюдия или моменты после эякуляции как правило опускаются. В таком случае либо - какой бы долгой сцена ни была - даётся занавес, либо появляются новые актёры включающиеся в работу за себя и за того парня. В настоящих эротических в подлинном значении этого слова фильмах это иначе — например, в
Империи чувств — паузы не вырезают, но вот порно нагромождает половые акты как в Терминаторе нагромождены стрельба и погоня. Фактическая неубиваемость героев, раскрываемая лишь под конец фильма, возводит эти сцены до порнографического акта ради акта, стрельбы ради стрельбы. Оргазма не наступает и не наступает, никто не гибнет, а раны лишь пустяшные. Очень скоро стрельбище начинает напоминать войнушку дворовых пацанов, бегающих друг за другом с бесконечным тыдыщем.
Гендерный же пласт показался мне намного более интересным. Его я ребёнком не разглядел. Конечно, Т-800 - это идеальный мужчинка: немногословный, послушный, сильный. Живущей в своём мире Саре приходилось быть сильной. Первые кадры с нею в фильме - как она отжимается. Её мучил страх за сына. С появлением Т-800 у сына появился заступник. Мне кажется, что он полный антипод Дэйсона. Тот хоть и настрогал детей, а заниматься с ними не хочет и делает этот из под палки. Всё у него работа. А Т-800 просто воплощение архаичной маскулинности. Не бухает, спортивный, и в то же время с ребёнком на равных. Жалко сценаристы не добавили в фильм постельную сцену между терминатором и Сарой. Или хотя бы намёк на таковую. В конце же, он уходит, потому что настоящий батя должен остаться в качестве воспоминания - героически сгинуть где-то, чтобы в настоящем никакими скверными поступками, хождением по пивнушкам, волокитствам, безработностью — не осквернять своего светлого образа. В общем, эта линия мне показалась занимательной.
Наконец, всё, что связано с искусственным интеллектом, будущим... уровня
Бегущего по лезвию Терминатор 2 по моему мнения по глубине копания темы не достигает. Весь фильм как бы опровергает внушаемую идею, что искусственный интеллект может выйти из под контроля и объявить людям войну. Искра божия в коробке с болтами не заведётся и любой андройд будет обречен делать то, что в него заложат люди. Пафос предостережения всё же значительно мощнее в
Франкенштейне, опять же, имхо.
Конечно, интересно было пересмотреть фильм двадцать лет спустя, когда у меня дома стоит такая вот умная колонка и до умного дядьки в том или ином виде наверное ещё максимум лет двадцать. Временные рамки, заложенные в Терминаторе 2, оказались слишком поспешными, но в целом всё движение идёт именно в указанную сторону.
В итоге, фильм получился довольно странным. Как пуританский морализаторский фильм о пагубности разврата, где весь фильм один сожитель на другом соителе сидит и ещё одним погоняет. Предупреждении о глобальном разрушении человечества человечеством возомнившим будто держит Бога за бороду, но предупреждение додрачивающее это разрушение до кровавых мозолей. Впрочем, это и придало фильму статус культового эсхатологического "Том и Джерри" для взрослых.
Великое кино - серия заметок о 120-ти классических фильмах:
Abschied von gestern (Прощание со вчерашним днём. Реж. Александр Клуге, ФРГ 1966)
À bout de soufle (На последнем дыхании. Реж. Ж-Л.Годар, Франция 1960)
8½ (Восемь с половиной. Реж. Ф. Феллини, Италия 1963)
Ai no corrida "L'empire des sens" (Империя чувств. Реж.Н. Осима, Япония-Франция 1976)
Un chien andalou (Андалузский пёс. Реж. Л. Бунюэль, Франция 1929)
El angel exterminador (Ангел-истребитель. Реж. Л. Бунюэль, Мексика 1962)
Angst essen Seele auf (Страх съедает душу. Реж. Р. В. Фассбиндер, Германия 1974)
Apocalypse now (Апокалипсис сегодня. Реж. Ф. Ф. Коппола, США 1979)
L'ascenseur pour l'echafaud (Лифт на эшафот. Реж. Л. Маль, Франция 1958)
The Apartement (Квартира. Реж. Б. Уайлдер, США 1960)
The Big Sleep (Глубокий сон. Реж. Г. Хоукс, США 1946)
The Birds (Птицы. Реж. А. Хичкок, США 1963)
Berlin. Die Sinfonie der Großstadt (Берлин - Симфония большого города. Реж. В. Руттман, Германия 1927)
The Birth of a Nation (Рождение нации. Реж. Д. У. Гриффит, США 1915)
Blade Runner (Бегущий по лезвию. Реж. Р. Скотт, США 1982)
Der blaue Engel (Голубой ангел. Реж. Д. фон Штернберг, Германия 1930)
Blue velvet (Синий бархат. Реж. Д. Линч, США 1986)
Die Blechtrommel (Жестяной барабан. Реж. Ф. Шлёндорф, Германия, Франция, Польша, Югославия 1976)
Броненосец "Потёмкин" Реж. С. Эйзенштейн, СССР 1925
Bonnie and Clyde (Бонни и Клайд. Реж. Артур Пенн, США 1967)
Breaking the Waves (Рассекая волны. Реж. Л. фон Триер, Дания 1996)
Blow up (Фотоувеличение. Реж. М. Антониони, Италия, Великобритания, США 1966)
Das Cabinet des Dr. Caligari (Кабинет доктора Калигари. Реж. Р. Вине, Германия 1920)
Casablanca (Касабланка. Реж. М. Кёртис, США 1942)
Carmen (Кармен. Реж. К. Саура, Испания 1983)
C'era una volta il West (Однажды на Диком Западе. Реж. С. Леоне, Италия,США 1968)
Citizen Kane (Гражданин Кейн. Реж. О. Уэллс, США 1941)
A Clockwork Orange (Заводной апельсин. Реж. С. Кубрик, Великобритания,США 1971)
Dance of the vampires (Танец вампиров. Реж. Р. Полански, Великобритания 1967)
Rebel without a Cause (Бунтарь без причины. Реж. Н. Рэй, США 1955)
Down by Law (Вне закона. Реж. Д. Джармуш, США 1986)
Дом за вешање(Дом для повешения. Реж. Э. Кустурица, Югославия 1988)
La dolce vita (Сладкая жизнь. Реж. Ф. Феллини, Италия 1959)
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу. Реж. С. Кубрик, США 1964)
Dracula (Дракула. Реж. Т. Броунинг, США 1930)
The Third Man (Третий человек. Реж. К. Рид, Великобритания 1949)
Trois couleurs: bleu, blanc, rouge (Три цвета: синий, белый, красный. Реж. К. Кесьлёвский, Франция, Швейцария, Польша 1993)
Easy Rider (Беспечный ездок. Реж. Д. Хоппер, США 1969)
The Draughtman's Contract (Контракт рисовальщика. Реж. П. Гринуэй, Великобритания 1982)
Die Ehe der Maria Braun (Замужество Марии Браун. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1979)
One Flew Over the Cuckoo’s Nest (Пролетая над гнездом кукушки. Реж. М. Форман, США 1975)
Les Enfants du Paradis (Дети райка. Реж. М. Карне, Франция 1943)
Fahrenheit 451 (451 градус по Фаренгейту. Реж. Ф. Трюффо, Великобритания 1966)
On the Waterfront (В порту. Реж. Э. Казан, США 1954)
Faust - Eine deutsche Volkssage (Фауст. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1926)
Fitzcarraldo (Фицкарральдо. Реж. В. Херцог, ФРГ 1982)
Rear Window (Окно во двор. Реж. А. Хичкок, США 1954)
Frankenstein (Франкенштейн. Реж. Д. Уэйл, США 1931)
Fontane Effi Briest (Эффи Брист Фонтане. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1974)
The Grapes of Wrath (Гроздья гнева. Реж. Д. Форд, США 1940)
The Godfather (Крёстный отец. Реж. Ф. Ф. Коппола, США, Италия 1972)
The Gold Rush (Золотая лихорадка. Реж. Ч. Чаплин, США 1925)
Goodfellas (Славные парни. Реж. М. Скорцезе, США 1990)
The Great Dictator (Великий диктатор. Реж. Ч. Чаплин, США 1940)
Gone with the Wind (Унесённые ветром. Реж. В. Флеминг, США 1939)
Le Quai des brumes (Набережная туманов. Реж. М. Карне, Франция 1938)
High Noon (Ровно в полдень. Реж. Ф. Циннеман, США, 1952)
Der Himmel über Berlin (Небо над Берлином. Реж. В. Вендерс, ФРГ 1987)
Im Lauf der Zeit (С течением времени. Реж. В. Вендерс, ФРГ 1976)
Jaws (Челюсти. Реж. С. Спилберг, США 1975)
Jules et Jim (Жюль и Джим. Реж. Ф. Трюффо, Франция 1962)
Jakob der Lügner (Яков-лжец. Реж. Ф. Байер, ГДР 1974)
Jud Süß (Еврей Зюсс. Реж. Ф. Харлан, Германия 1940)
Katzelmacher (Катцельмахер. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1968)
King Kong (Кинг-Конг. Реж. Мериан Купер, Эрнест Шодсак, США 1933)
Die Legende von Paul und Paula (Легенда о Пауле и Пауле. Реж. Хайнер Каров, ГДР 1973)
Der letzte Mann (Последний человек. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1924)
L'ultimo tango a Parigi (Последнее танго в Париже. Реж. Б. Бертолуччи, Италия, Франция 1972)
Liebelei (Флирт. Реж. М. Офюльс, Германия 1933)
Lola rennt (Беги, Лола, беги. Реж. Т. Тыквер, Германия 1998)
M (М — Убийца. Реж. Ф. Ланг, Германия 1931)
The Maltese Falcon (Мальтийский сокол. Реж. Д. Хьюстон, США 1941)
Some Like It Hot (В джазе только девушки. Реж. Б. Уайлдер, США 1959)
The Matrix (Матрица. Реж. Лана и Лилли Вачовски, США 1999)
Manhattan (Манхеттен. Реж. В. Аллен, США 1979)
Metropolis (Метрополис. Реж. Ф. Ланг, Германия 1927)
Modern Times (Новые времена. Реж. Ч. Чаплин, США 1936)
Miracolo a Milano (Чудо в Милане. Реж. В. Де Сика, Италия 1951)
Morte a Venezia (Смерть в Венеции. Реж. Л. Висконти, Италия, Франция 1971)
Nanook of the North (Нанук с севера. Реж. Р. Д. Флаэрти, Канада 1922)
Ninotschka (Ниночка. Реж. Э. Любич, США 1939)
Die Nibelungen (Нибелунги. Реж. Ф. Ланг, Германия 1924)
North by Northwest (К северу через северо-запад. Реж. А. Хичкок, США 1959)
Nosferatu (Носферату. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1922)
Olympia (Олимпия. Реж. Л. Рифеншталь, Германия 1938)
Paisà (Земляк. Реж. Р. Росселлини, Италия 1946)
Paris, Texas (Париж, Техас. Реж. В. Вендерс, ФРГ, Франция, Великобритания, США 1984)
Psycho (Психо. Реж. А. Хичкок, США 1960)
Pulp Fiction (Криминальное чтиво. Реж. К. Тарантино, США 1994)
Ran (Ran. Реж. А. Куросава, Япония, Франция 1984)
Rashomon (Расёмон. Реж. А. Куросава, Япония 1950)
Rio Bravo (Рио Браво. Реж. Г. Хоукс, США 1959)
Rosemary's Baby (Ребёнок Розмари. Реж. Р. Полански, США 1968)
Schindler's List (Список Шиндлера. Реж. С. Спилберг, США 1993)
The Searchers (Искатели. Реж. Д. Форд, США 1956)
The Silence of the Lambs (Молчание ягнят. Реж. Д. Демми, США 1991)
Tystnaden (Молчание. Реж. И. Бергман, Швеция 1963)
To be or not to be (Быть или не быть. Реж. Э. Любич, США 1942)
Short Cuts (Короткий монтаж. Реж. Р. Олтмен, США 1993)
Det Sjunde Inseglet (Седьмая печать. Реж. И. Бергман, Швеция 1957)
Shoa (Шоа. Реж. К. Ланцман, Франция 1985)
Smultronstallet (Земляничная поляна. Реж. И. Бергман, Швеция 1957)
Солярис (Реж. А. Тарковский, СССР 1972)
Solo Sunny (Соло Санни. Реж. К. Вольф, ГДР 1980)
La Strada (Дорога. Реж. Ф. Феллини, Италия 1954)
Sunset Boulevard (Бульвар Сансет. Реж. Б. Уайльдер, США 1950)
Taxi Driver (Таксист. Реж. М. Скорцезе, США 1975)
Terminator 2: Judgment Day (Терминатор 2: Судный день. Реж. Дж. Кэмерон, США 1991)
(Продолжение следует...)