Для тех, кому Достоевского читать недосуг, есть вариант — фильмы Скорцезе. Оба творца любят повторяться, притворяться в своих персонажах, всё норовят повыжечь нравственную гангрену, отсекая
всё выше и выше, и выше. . В "Ирландце", последнем фильме Скорцезе, уже невыносимо чувствуешь себя на проповеди в церкви, и видит бог, я не за
цветы зла и не дионисическое начало конца, но искусство точно может больше. Может быть мне не хватает в фильмах Скорцезе какой-то амбивалентности, а указательный пальчик, которым всё время грозят с экрана просто начинает утомлять.
Тревис и Ирис — такие Родя Раскольников и Соня Мармеладова. Мэтью-герой Кейтеля — замешан на Ставрогине. Почему Скорцезе не сделал шаг и связал "демократа" Палантина с сетью педофилов-растлителей? Не хватает этой достоевщинки.
У Скорцезе правда иначе расставлены акценты. Тревис плоть от плоти тех чуваков, которые в
Easy Rider стреляют в конце фильма в свободную, идеалистическую, наивную Америку. Вьетнам изменил страну. Все герои-идеалисты или были убиты, как Мартин Лютер Кинг или Бобби Кеннеди, или захлебнулись в собственной блевотине, как Джимми Хендрикс. От политики могло только тошнить. А как иначе после "Уотергейта"? А тут ещё Никсон слил Вьетнам! Такой вот американский Моторола/Гиви возвращается с защиты
pax americana, а тут творится Содом: чёрные с цепи сорвались, блудницы, педики, мусор, притоны, никакой нравственности! Почтенные матроны изменяют приличным мужьям с неграми. Никчёмные воротнички гребут деньги лопатой, втюхивая простодушным гражданам "народного кандидата", который салага и не служил наверное, и точно порядка не наведёт. Всё это какой-то шум для Тревиса, досадное мозолящее глаза недоразумение. И люди занимаются этим всерьёз, тогда как он работает чуть ли не круглые сутки за баранкой.
В однородном обществе почти нет причин для ненависти друг к другу. Все одинаковы — за что прицепиться? Когда все разные, как в США — поводов хоть отбавляй. А толерантность — очень неразборчивое средство от ненависти, ведь приложить его точно очень сложно. Когда начинается толерантность ко злу? Тут есть два варианта. Закрыться в себе, в своём такси. Развозить людей. Неважно каких куда когда где зачем. Ты — функция в человейнике. Порок был и будет всегда. Помните, при приеме на работу Тревиса спрашивают работает ли он в еврейские праздники, он отвечает , что он работает всегда, везде. Тут вот всё и упирается. Рано или поздно, такова как мне кажется идея Скорцезе, человек выйдет из такси, потому что он не может быть равнодушным, когда творится зло. Отсидеться в такси не получится. В офисе. В
хоумофисе. Так и рождаются "герои". Писал ли Балабанов Данилу с Тревиса? Интересно было бы узнать.
Вот Тревис
в битву вступил с подлецом, палачом, и казалось бы, слава ему и почёт. Но зритель-то знает, что он пошёл на штурм борделя только когда накрылось его покушение на Палантина. Выходит, наша борьба со злом весьма опасная штука. Может поэтому захлёбывались в слепом терроре многие революции, рождённые в яром чувстве справедливого негодования? Выходит и тут охранительный-охренительный реверанс Скорцезе в сторону Фёдора Михалыча.
Я не знаю как вам, а мне показалось, что фильм с фашистским душком. Думаю, и трамписты сейчас обожествляют его. Должен признаться, что "Американская история Х" представляется мне куда более значительным высказыванием. Хотя в итоге Скорцезе всё-таки окончательно не возвеличивает Тревиса, но это придало бы фильму совсем уже комичную ходульность.
Вот сложна задача. Выбор между
в боpьбу не вступил с подлецом, с палачом / Значит, в жизни ты был ни пpи чём, ни пpи чём! и
Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а потом. Возделывать свой сад? Починять примус? Или запачкаться и сделать мир лучше, став маленьким Робеспьером? Возомнит себя ещё очередной Тревис дланью христовой и пойдёт по всем каналам
Breaking News, Breaking News, Breaking News...
Великое кино - серия заметок о 120-ти классических фильмах:
Abschied von gestern (Прощание со вчерашним днём. Реж. Александр Клуге, ФРГ 1966)
À bout de soufle (На последнем дыхании. Реж. Ж-Л.Годар, Франция 1960)
8½ (Восемь с половиной. Реж. Ф. Феллини, Италия 1963)
Ai no corrida "L'empire des sens" (Империя чувств. Реж.Н. Осима, Япония-Франция 1976)
Un chien andalou (Андалузский пёс. Реж. Л. Бунюэль, Франция 1929)
El angel exterminador (Ангел-истребитель. Реж. Л. Бунюэль, Мексика 1962)
Angst essen Seele auf (Страх съедает душу. Реж. Р. В. Фассбиндер, Германия 1974)
Apocalypse now (Апокалипсис сегодня. Реж. Ф. Ф. Коппола, США 1979)
L'ascenseur pour l'echafaud (Лифт на эшафот. Реж. Л. Маль, Франция 1958)
The Apartement (Квартира. Реж. Б. Уайлдер, США 1960)
The Big Sleep (Глубокий сон. Реж. Г. Хоукс, США 1946)
The Birds (Птицы. Реж. А. Хичкок, США 1963)
Berlin. Die Sinfonie der Großstadt (Берлин - Симфония большого города. Реж. В. Руттман, Германия 1927)
The Birth of a Nation (Рождение нации. Реж. Д. У. Гриффит, США 1915)
Blade Runner (Бегущий по лезвию. Реж. Р. Скотт, США 1982)
Der blaue Engel (Голубой ангел. Реж. Д. фон Штернберг, Германия 1930)
Blue velvet (Синий бархат. Реж. Д. Линч, США 1986)
Die Blechtrommel (Жестяной барабан. Реж. Ф. Шлёндорф, Германия, Франция, Польша, Югославия 1976)
Броненосец "Потёмкин" Реж. С. Эйзенштейн, СССР 1925
Bonnie and Clyde (Бонни и Клайд. Реж. Артур Пенн, США 1967)
Breaking the Waves (Рассекая волны. Реж. Л. фон Триер, Дания 1996)
Blow up (Фотоувеличение. Реж. М. Антониони, Италия, Великобритания, США 1966)
Das Cabinet des Dr. Caligari (Кабинет доктора Калигари. Реж. Р. Вине, Германия 1920)
Casablanca (Касабланка. Реж. М. Кёртис, США 1942)
Carmen (Кармен. Реж. К. Саура, Испания 1983)
C'era una volta il West (Однажды на Диком Западе. Реж. С. Леоне, Италия,США 1968)
Citizen Kane (Гражданин Кейн. Реж. О. Уэллс, США 1941)
A Clockwork Orange (Заводной апельсин. Реж. С. Кубрик, Великобритания,США 1971)
Dance of the vampires (Танец вампиров. Реж. Р. Полански, Великобритания 1967)
Rebel without a Cause (Бунтарь без причины. Реж. Н. Рэй, США 1955)
Down by Law (Вне закона. Реж. Д. Джармуш, США 1986)
Дом за вешање(Дом для повешения. Реж. Э. Кустурица, Югославия 1988)
La dolce vita (Сладкая жизнь. Реж. Ф. Феллини, Италия 1959)
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу. Реж. С. Кубрик, США 1964)
Dracula (Дракула. Реж. Т. Броунинг, США 1930)
The Third Man (Третий человек. Реж. К. Рид, Великобритания 1949)
Trois couleurs: bleu, blanc, rouge (Три цвета: синий, белый, красный. Реж. К. Кесьлёвский, Франция, Швейцария, Польша 1993)
Easy Rider (Беспечный ездок. Реж. Д. Хоппер, США 1969)
The Draughtman's Contract (Контракт рисовальщика. Реж. П. Гринуэй, Великобритания 1982)
Die Ehe der Maria Braun (Замужество Марии Браун. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1979)
One Flew Over the Cuckoo’s Nest (Пролетая над гнездом кукушки. Реж. М. Форман, США 1975)
Les Enfants du Paradis (Дети райка. Реж. М. Карне, Франция 1943)
Fahrenheit 451 (451 градус по Фаренгейту. Реж. Ф. Трюффо, Великобритания 1966)
On the Waterfront (В порту. Реж. Э. Казан, США 1954)
Faust - Eine deutsche Volkssage (Фауст. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1926)
Fitzcarraldo (Фицкарральдо. Реж. В. Херцог, ФРГ 1982)
Rear Window (Окно во двор. Реж. А. Хичкок, США 1954)
Frankenstein (Франкенштейн. Реж. Д. Уэйл, США 1931)
Fontane Effi Briest (Эффи Брист Фонтане. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1974)
The Grapes of Wrath (Гроздья гнева. Реж. Д. Форд, США 1940)
The Godfather (Крёстный отец. Реж. Ф. Ф. Коппола, США, Италия 1972)
The Gold Rush (Золотая лихорадка. Реж. Ч. Чаплин, США 1925)
Goodfellas (Славные парни. Реж. М. Скорцезе, США 1990)
The Great Dictator (Великий диктатор. Реж. Ч. Чаплин, США 1940)
Gone with the Wind (Унесённые ветром. Реж. В. Флеминг, США 1939)
Le Quai des brumes (Набережная туманов. Реж. М. Карне, Франция 1938)
High Noon (Ровно в полдень. Реж. Ф. Циннеман, США, 1952)
Der Himmel über Berlin (Небо над Берлином. Реж. В. Вендерс, ФРГ 1987)
Im Lauf der Zeit (С течением времени. Реж. В. Вендерс, ФРГ 1976)
Jaws (Челюсти. Реж. С. Спилберг, США 1975)
Jules et Jim (Жюль и Джим. Реж. Ф. Трюффо, Франция 1962)
Jakob der Lügner (Яков-лжец. Реж. Ф. Байер, ГДР 1974)
Jud Süß (Еврей Зюсс. Реж. Ф. Харлан, Германия 1940)
Katzelmacher (Катцельмахер. Реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ 1968)
King Kong (Кинг-Конг. Реж. Мериан Купер, Эрнест Шодсак, США 1933)
Die Legende von Paul und Paula (Легенда о Пауле и Пауле. Реж. Хайнер Каров, ГДР 1973)
Der letzte Mann (Последний человек. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1924)
L'ultimo tango a Parigi (Последнее танго в Париже. Реж. Б. Бертолуччи, Италия, Франция 1972)
Liebelei (Флирт. Реж. М. Офюльс, Германия 1933)
Lola rennt (Беги, Лола, беги. Реж. Т. Тыквер, Германия 1998)
M (М — Убийца. Реж. Ф. Ланг, Германия 1931)
The Maltese Falcon (Мальтийский сокол. Реж. Д. Хьюстон, США 1941)
Some Like It Hot (В джазе только девушки. Реж. Б. Уайлдер, США 1959)
The Matrix (Матрица. Реж. Лана и Лилли Вачовски, США 1999)
Manhattan (Манхеттен. Реж. В. Аллен, США 1979)
Metropolis (Метрополис. Реж. Ф. Ланг, Германия 1927)
Modern Times (Новые времена. Реж. Ч. Чаплин, США 1936)
Miracolo a Milano (Чудо в Милане. Реж. В. Де Сика, Италия 1951)
Morte a Venezia (Смерть в Венеции. Реж. Л. Висконти, Италия, Франция 1971)
Nanook of the North (Нанук с севера. Реж. Р. Д. Флаэрти, Канада 1922)
Ninotschka (Ниночка. Реж. Э. Любич, США 1939)
Die Nibelungen (Нибелунги. Реж. Ф. Ланг, Германия 1924)
North by Northwest (К северу через северо-запад. Реж. А. Хичкок, США 1959)
Nosferatu (Носферату. Реж. Ф. В. Мурнау, Германия 1922)
Olympia (Олимпия. Реж. Л. Рифеншталь, Германия 1938)
Paisà (Земляк. Реж. Р. Росселлини, Италия 1946)
Paris, Texas (Париж, Техас. Реж. В. Вендерс, ФРГ, Франция, Великобритания, США 1984)
Psycho (Психо. Реж. А. Хичкок, США 1960)
Pulp Fiction (Криминальное чтиво. Реж. К. Тарантино, США 1994)
Ran (Ran. Реж. А. Куросава, Япония, Франция 1984)
Rashomon (Расёмон. Реж. А. Куросава, Япония 1950)
Rio Bravo (Рио Браво. Реж. Г. Хоукс, США 1959)
Rosemary's Baby (Ребёнок Розмари. Реж. Р. Полански, США 1968)
Schindler's List (Список Шиндлера. Реж. С. Спилберг, США 1993)
The Searchers (Искатели. Реж. Д. Форд, США 1956)
The Silence of the Lambs (Молчание ягнят. Реж. Д. Демми, США 1991)
Tystnaden (Молчание. Реж. И. Бергман, Швеция 1963)
To be or not to be (Быть или не быть. Реж. Э. Любич, США 1942)
Short Cuts (Короткий монтаж. Реж. Р. Олтмен, США 1993)
Det Sjunde Inseglet (Седьмая печать. Реж. И. Бергман, Швеция 1957)
Shoa (Шоа. Реж. К. Ланцман, Франция 1985)
Smultronstallet (Земляничная поляна. Реж. И. Бергман, Швеция 1957)
Солярис (Реж. А. Тарковский, СССР 1972)
Solo Sunny (Соло Санни. Реж. К. Вольф, ГДР 1980)
La Strada (Дорога. Реж. Ф. Феллини, Италия 1954)
Sunset Boulevard (Бульвар Сансет. Реж. Б. Уайльдер, США 1950)
Taxi Driver (Таксист. Реж. М. Скорцезе, США 1975)
(Продолжение следует...)