Вот уже почти два года, как в Чите действует Католический храм святых Апостолов Петра и Павла. Во главе его викарий Отец Петр.
Родился он в Словакии в 1947 году. Вырос в большой и дружной семье — был пятым ребенком из тринадцати детей. Отец Петра, Павел, трудился на шахте, плотничал. Мать Юлия занималась домашним хозяйством и детьми. Жили трудно, но Петру удалось окончить среднюю школу. Полтора года он работал вместе с отцом — постигал премудрости плотницкого ремесла. Два года служил в рядах Чехословацкой армии. По его выражению, “почувствовал сильную духовную жажду”, решил проверить себя в служении Богу. Поступил в духовную семинарию. Учеба пришлась по сердцу. Продолжил образование в Братиславском богословском институте. Закончив его, получил должность викария вначале в небольшой деревеньке, затем — в городе Руженберге. Был настоятелем. В период перестройки социалистической Чехословакии в начале 90-х уехал в Польшу, где учился в Кракове, получил ученую степень богослова-социолога. Вернувшись на родину, преподавал в духовной семинарии. Служил секретарем конференции епископов. По просьбе епископа Иосифа Верта, в 1996 году приехал в Новосибирск для руководства завершающимся строительством кафедрального собора. Когда католическая администратура появилась в Иркутске, то возводил храм в этом городе. В сентябре 2000 года приехал в Читу, где тоже строит храм, который по плану должен открыться в конце июня этого года. Отец Петр хорошо владеет русским, немецким и польским языками.
— Отец Петр, как отнеслись к Вашему выбору стать священнослужителем родители?
— Не скажу, что очень одобрительно, ведь мы жили в социалистической стране, католические священники подвергались преследованию, немало их находилось в тюрьмах. Но папа и мама были людьми верующими. Они посещали католический храм, водили туда и нас — детей. Препятствовать мне не стали, рассудив, что моим желанием двигает промысел Божий. Когда же я стал священником, то власти отыгрались на моих братьях и сестрах: их не принимали на учебу в высшие учебные заведения.
— Что это за должность, которую Вы сейчас занимаете?
— В переводе с латинского языка викарий — заместитель, наместник. Имеются генеральные викарии — помощники епископов, управляющие церковными диоцезами (епархиальными округами — авт.), и приходские викарии — помощники приходских священников (кюре), замещающие их, когда те отсутствуют. Вот и я являюсь помощником настоятеля Читинского католического храма Отца Владимира.
— Вы не жалеете, что приехали в Россию?
— Нисколько! У народов Словакии и России много общего в исторических судьбах, культуре и языках.
— Вы очень хорошо говорите по-русски…
— Надо сказать спасибо школьной программе социалистической Чехословакии. Русский язык в изучении считался обязательным. Школьники учили его восемь лет и неплохо овладевали им.
— А сейчас?
— Тоже изучают, но только на добровольной основе.
— Вы интересуетесь русской культурой, читаете книги, смотрите телепередачи, слушаете радио?
— Да, конечно. Но особенно люблю читать книги русских классических писателей, прежде всего произведения Толстого, Достоевского.
— Как Вы относитесь к засилью российского телеэкрана американскими кинобоевиками, играми на деньги типа “Как стать миллионером?” и тому подобными.
— Такие фильмы и игры ведут к разжиганию в людях нездоровых страстей. Это плохо. Голливуд преследует определенную цель: распространяет и насаждает в разных странах планеты американский образ жизни, американскую культуру, которые далеки от идеала. Они наносят громадный ущерб духовности народов. Ведь культура и духовность не одно и то же.
— Такой атаке подвергается только Россия?
— Совсем нет. Американскую экспансию переживают многие страны мира, а особенно бывшие социалистические, в том числе и моя родная Словакия. В США все поставлено на рельсы коммерции. Там нет идеологии. А где властвует чистоган, там исчезает настоящая человеческая культура.
— Ведет ли борьбу с таким злом Католическая Церковь?
— Мы делаем все возможное, чтобы уберечь людей от соблазнов дьявола. Наше главное оружие — проповедь, беседы с прихожанами по душам.
— Трудно наставлять людей на путь Бога?
— Не просто. Заблуждающихся в этой жизни еще много.
— Как Вам нравится город Чита? Климат? Не испытываете ли вы враждебного отношения со стороны горожан?
— Нет, не испытываем. Мы ведь никому не навязываем свою волю, не затаскиваем людей в храм. Кто чувствует необходимость в общении в Господом, сам приходит в его обитель. На все воля Божья. Он определяет движение души человеческой, когда она не противится его воле. Люди же, с которыми мы встречались или которые посещают храм, очень хорошие, добросердечные. Мои тело и душа благодатно восприняли и вашу природную среду. Вот когда уезжаю в европейскую часть страны, то очень быстро начинаю тосковать по забайкальскому солнышку.
— Не значит ли это, что, влюбившись в наш суровый край, Вы свяжете с ним судьбу надолго, а то и навсегда?
— Я не распоряжаюсь собой. На меня возложена задача возводить в России католические храмы. Вот меня и направляют в разные города. Как только будет освящен храм в Чите, я, по всей вероятности, поеду на Камчатку.
— Как складываются Ваши отношения с православными священниками Читы?
— Мы — дети одного христианского корня, поэтому делали попытку установить контакты, но православные священники как-то неохотно идут на это. Видимо, есть какие-то установки Московской епархии. Но откровенного антагонизма нет. Да, думаю, и быть не может. Мы трудимся на одном поле — приобщаем людей к Господу нашему.
— Отец Петр, я хочу коснуться весьма щепетильной для вас темы. В середине февраля этого года патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и Священный Синод Русской Православной Церкви выступили в печати с заявлением о том, что Папа Римский Иоанн Павел II решил повысить статус административных структур Римско-католической Церкви на территории России до уровня епархий. Теперь Россия будет именоваться “церковной провинцией”, возглавляемой митрополитом. Такого в истории никогда не было. Этот шаг Алексий II и Синод рассматривают как недружественный в отношении Русской Православной Церкви. С этим, видимо, связано и отрицательное отношение к визиту Папы Римского в Россию.
— Папу приглашал посетить нашу страну еще президент М. Горбачев в 1992 году. Но уже тогда патриархат Русской Православной Церкви заявил, что “время для посещения России Папой еще не пришло”. Так что позиция неприятия появилась не сегодня. Мне сдается, что все дело в Священном Синоде Русской Православной Церкви, который как Совещательный совет из высших иерархов действует при Патриархе. Полагаю, что в Синоде есть какой-то процент членов, не желающих развивать дружеские отношения с католиками. Встреча Папы с Патриархом может быть обоюдно полезной. И я не думаю, что Алексий II не хочет диалога. Он не может поступиться советами Священного Синода, в котором нет единодушия. Папа Иаонн Павел II не только Глава Римской Католической Церкви, но и глава государства Ватикан. Поэтому может принимать самостоятельные решения, куда и с какой целью отправиться с визитом. И в Россию он может приехать не как религиозный, а как государственный деятель.
— Отец Петр, можно ведь понять и российских православных иерархов. Почему Папа направляет своих священников на территорию страны, имеющей вековые православные традиции?
— Но можно понять и интересы любой конфессии в стране с еще недавно поголовно атеистическим населением. В послании к римлянам святой Апостол Павел говорит: “Я должен и эллинам, и варварам, мудрецам и невеждам”, то есть он жаждет приобщить к Богу всех людей, с которыми встречается. 15 лет назад Папа обращал внимание на Африканский континент. Туда он совершил восемь пастырских поездок. В ходе визитов призывал африканцев решительно покончить с черной магией и языческими обычаями.
— Можно ли сказать, что Россия сейчас находится в духовном кризисе?
— Я считаю так: если человек живет полноценной духовной жизнью, а потом вдруг начинает в чем-то сомневаться, то это есть духовный кризис. В социалистической России, где проповедовался атеизм, духовное развитие в религиозном понимании было заторможено, задавлено. Поэтому говорить надо не о кризисе, а о возрождении и развитии духовности. И это характерно для всех бывших стран социалистического лагеря. Только в одних процесс идет быстрее, в других — медленнее. Все зависит от народа и от того, какая идеологическая машина больше дурила ему голову атеистической пропагандой.
— Отец Петр, святой Русской Православной Церкви религиозный философ Иоанн Кронштадтский писал, что “сердце, искушающееся в житейских вещах, особенно излишних, оставляет Господа”. Согласны ли Вы с таким высказыванием?
— Это составляет одну из важнейших причин грехопадения человека. Он стремится как можно больше иметь, забывая, что главное в жизни — это не приобретения, не богатства, а забота о чистоте души и помыслов. Материальное должно служить человеку, а не наоборот. Но если оно превалирует в заботах, то в сердце поселяется Лукавый и отвращает от Бога.
— К Вам приходят на исповедь. Я не прошу открывать их тайны, но все-таки, есть ли положения, тревожащие Вас?
— Немало прихожан, замкнувшихся в себе, думающих только о себе, своих переживаниях и заботах и отвращающих свой взор от окружающих людей, тоже требующих любви и ласки. Ведь только во взаимных отношениях, в дружбе и любви можно преодолевать все трудности бытия на пути к Господу нашему. В целом ощущается безответственное отношение некоторых к жизни. Отсюда пьянство, семейные разлады, нищета. Жить ведь приходится с определенными ограничениями. Это надо осознавать. За себя, свои поступки необходимо отвечать. Если ты, к примеру, глава семейства, то отвечай за детей, их воспитание, взросление. Иначе зачем семьей обзавелся? Если ты руководитель коллектива, то пекись за его благополучие, процветание, за нормальный моральный климат в нем. А иначе зачем ты пошел в начальники? Воспитанный человек, так сказать, с внутренним стержнем, никогда не забывает о пределах, дозволенных Богом.
— Несоблюдение норм христианской жизни, неисполнение заповедей Христа ведет к человеческим трагедиям. Существует такое расхожее мнение: Бог наказал. Не являются ли события 11 сентября прошлого года — таран исламскими террористами двух небоскребов Нью-Йорка — карой Божьей за все неправедно содеянное Соединенными Штатами Америки в отношении к другим народам и государствам?
— Бог никого не карает. Просто тот, кто не держит его в сердце своем, впадает в грех. И этот грех обрушивается ему на голову. Так случилось и с Америкой. Она сама впала в согрешение — выпестовала Талибан Афганистана, взрастила зло мирового масштаба и поплатилась за это. Себя наказала. Если я, к примеру, вырастил сына, а он как-то взял да и побил меня, то кто в этом виноват? Господь Бог? Нет! Сам я виноват, что воспитал такого отпрыска, сам себя наказал.
— В одной из телевизионных бесед журналиста Общественного российского телевидения с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом последний сказал, что летом прошлого года проехал по странам Европы и обнаружил, что католические храмы пусты.
— Это не совсем так. Разумеется, проблема посещаемости храмов существует, но она характерна только для Германии. Католические храмы Польши, Италии, Словакии и других стран с традиционным католическим вероисповеданием храмы никогда не пустуют. Но это не значит, что Римская Католическая Церковь не озабочена количественным притоком прихожан. На втором Ватиканском соборе было принято решение максимально приблизиться к человеку. Священники не должны пассивно отсиживаться в своих приходах, а сами идти к людям, обязаны знать их нужды, помогать им преодолевать дьявольские козни, очищать их души.
— Общественно-экономическая формация социализма потерпела сокрушительный крах. Не значит ли это, что капитализм — это идеальная форма существования человечества?
— Нет. В одной из своих энциклик начала 90-х годов Папа Римский Иоанн Павел II отметил: “Капитализм не идеален, хотя ничего лучшего пока в мире не придумано”.
— Что сказали бы Вы тем, кто стоит на пороге веры, конфессионального выбора?
— Не отвращайте себя от христианской церкви, ибо она есть столп и утверждение истины.
— Спасибо за беседу.
— Храни вас Господь.
[показать]