Вот уже почти два года, как в Чите действует Католический храм святых Апостолов Петра и Павла. Во главе его викарий Отец Петр.
Родился он в Словакии в 1947 году. Вырос в большой и дружной семье — был пятым ребенком из тринадцати детей. Отец Петра, Павел, трудился на шахте, плотничал. Мать Юлия занималась домашним хозяйством и детьми. Жили трудно, но Петру удалось окончить среднюю школу. Полтора года он работал вместе с отцом — постигал премудрости плотницкого ремесла. Два года служил в рядах Чехословацкой армии. По его выражению, “почувствовал сильную духовную жажду”, решил проверить себя в служении Богу. Поступил в духовную семинарию. Учеба пришлась по сердцу. Продолжил образование в Братиславском богословском институте. Закончив его, получил должность викария вначале в небольшой деревеньке, затем — в городе Руженберге. Был настоятелем. В период перестройки социалистической Чехословакии в начале 90-х уехал в Польшу, где учился в Кракове, получил ученую степень богослова-социолога. Вернувшись на родину, преподавал в духовной семинарии. Служил секретарем конференции епископов. По просьбе епископа Иосифа Верта, в 1996 году приехал в Новосибирск для руководства завершающимся строительством кафедрального собора. Когда католическая администратура появилась в Иркутске, то возводил храм в этом городе. В сентябре 2000 года приехал в Читу, где тоже строит храм, который по плану должен открыться в конце июня этого года. Отец Петр хорошо владеет русским, немецким и польским языками.
— Отец Петр, как отнеслись к Вашему выбору стать священнослужителем родители?
— Не скажу, что очень одобрительно, ведь мы жили в социалистической стране, католические священники подвергались преследованию, немало их находилось в тюрьмах. Но папа и мама были людьми верующими. Они посещали католический храм, водили туда и нас — детей. Препятствовать мне не стали, рассудив, что моим желанием двигает промысел Божий. Когда же я стал священником, то власти отыгрались на моих братьях и сестрах: их не принимали на учебу в высшие учебные заведения.
— Что это за должность, которую Вы сейчас занимаете?
— В переводе с латинского языка викарий — заместитель, наместник. Имеются генеральные викарии — помощники епископов, управляющие церковными диоцезами (епархиальными округами — авт.), и приходские викарии — помощники приходских священников (кюре), замещающие их, когда те отсутствуют. Вот и я являюсь помощником настоятеля Читинского католического храма Отца Владимира.
— Вы не жалеете, что приехали в Россию?
— Нисколько! У народов Словакии и России много общего в исторических судьбах, культуре и языках.
— Вы очень хорошо говорите по-русски…
— Надо сказать спасибо школьной программе социалистической Чехословакии. Русский язык в изучении считался обязательным. Школьники учили его восемь лет и неплохо овладевали им.
— А сейчас?
— Тоже изучают, но только на добровольной основе.
— Вы интересуетесь русской культурой, читаете книги, смотрите телепередачи, слушаете радио?
— Да, конечно. Но особенно люблю читать книги русских классических писателей, прежде всего произведения Толстого, Достоевского.
— Как Вы относитесь к засилью российского телеэкрана американскими кинобоевиками, играми на деньги типа “Как стать миллионером?” и тому подобными.
— Такие фильмы и игры ведут к разжиганию в людях нездоровых страстей. Это плохо. Голливуд преследует определенную цель: распространяет и насаждает в разных странах планеты американский образ жизни, американскую культуру, которые далеки от идеала. Они наносят громадный ущерб духовности народов. Ведь культура и духовность не одно и то же.
— Такой атаке подвергается только Россия?
— Совсем нет. Американскую экспансию переживают многие страны мира, а особенно бывшие социалистические, в том числе и моя родная Словакия. В США все поставлено на рельсы коммерции. Там нет идеологии. А где властвует чистоган, там исчезает настоящая человеческая культура.
— Ведет ли борьбу с таким злом Католическая Церковь?
— Мы делаем все возможное, чтобы уберечь людей от соблазнов дьявола. Наше главное оружие — проповедь, беседы с прихожанами по душам.
— Трудно наставлять людей на путь Бога?
— Не просто. Заблуждающихся в этой жизни еще много.
— Как Вам нравится город Чита? Климат? Не испытываете ли вы враждебного отношения со стороны горожан?
— Нет, не испытываем. Мы ведь никому не навязываем свою волю, не затаскиваем людей в храм. Кто чувствует необходимость в общении в Господом, сам приходит в его обитель. На все воля Божья. Он определяет движение души человеческой, когда она не противится его воле. Люди же, с которыми мы встречались или которые посещают храм, очень хорошие, добросердечные. Мои тело и душа благодатно восприняли и вашу природную среду. Вот когда уезжаю в европейскую часть страны, то очень быстро начинаю тосковать по забайкальскому солнышку.
— Не значит ли это, что, влюбившись в наш суровый край, Вы свяжете с ним судьбу надолго, а то и навсегда?
— Я не распоряжаюсь собой. На меня возложена задача возводить
Читать далее...