Крымская "диаспора"
19-08-2005 00:29
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Главная цель наделения крымских татар статусом коренного народа – признание за ними права на национальный суверенитет. Об этом в Симферополе на “круглом столе”, приуроченном к Международному дню коренных народов, заявил один из деятелей самозваного меджлиса крымских татар Надир Бекиров. Эту позицию поддержали и другие присутствовавшие сторонники меджлиса. По их мнению, крымские татары – “автохтонная государствообразующая нация в Крыму”. “Речь идет о признании права на национальную государственность, – заявил в своем выступлении другой татарин Абдураман Эгиз. – И дело не в процентном соотношении. Все остальные этнические группы, даже если кто-то составляет 90% населения, это диаспора”.
Свою совершенно вздорную позицию сторонники меджлиса пытаются обосновать нелепыми измышлениями - якобы крымские татары являются продуктом этногенеза, начавшегося еще во времена, когда в Крыму жили тавры, и являются потомками практически всех этносов, населявших полуостров до его перехода под власть России. В то же время остальные участники “стола”, представлявшие научное сообщество автономии и национальные общины, сошлись во мнении, что в международно-правовой практике понятие “коренной народ” относится к этносам, ведущим традиционный, племенной, доиндустриальный образ жизни. В международном праве под коренными народами подразумеваются группы с догосударственным статусом. Эти народы не имеют, не могут и не будут иметь государственности. “Коренной” и “государственность” – взаимоисключающие понятия. Под занавес дискуссии Бекиров заявил, что он “устал слушать этот бред” и что “решать эти вопросы за одним столом с колонизаторами невозможно”. Кроме того, отвечая на один из вопросов, он заявил, что, дескать “документы так называемого "Верховного Совета Крыма" для нас (крымских татар) не имеют никакого значения".
Таким образом, крымские татары дают понять всем, и главным образом крымским русским, что относятся к ним как к “колонизаторам”, которые рано или поздно должны выселиться из Крыма. Для осуществления этого замысла крымские татары и поднимают вопрос о “статусе коренной национальности” и “татарской государственности”. Стратегическая цель – превратив Крымскую автономию из “многонациональной” в “татарскую”, отстранить все нетатарские этносы, прежде всего русских, от управления полуостровом.
Напомним, весной нынешнего года Ющенко, под чьей юрисдикцией временно находится Крым, высказался в том духе, что меджлис должен отказаться от "Декларации о национальной государственности крымских татар", принятой в 1991 году. Однако татары сделали вид, что этого не заметили, а Ющенко не стал сильно настаивать.
Что касается “коренного статуса” - крымские татары являются самыми поздними (за исключением разве что крымских болгар) поселенцами на полуострове. Древнейшие жители полуострова – тавры были ассимилированы греками. Никакого отношения тюркоязычные кочевники татары к ним не имеют. Татары появились в Крыму только как союзники монголов в середине 13-го века. В то же время славяне стали оседать в Тавриде на несколько столетий раньше татар. Первые сведения о захвате русами Керчи относятся к 941 г. Окончательно русские утвердились здесь после разгрома Святославом иудейского Хазарского каганата и образования Тьмутараканского княжения, к которому относился и Кърчев – будущая Керчь.
Татары же явились в Тавриду как жестокие завоеватели, и покорить им удалось только северную, степную часть полуострова. Православное население Южного Берега оказало им упорное сопротивление, и только союз с мусульманской Турцией позволил татарам взять верх. Дольше всех мусульманским завоевателям (до 1475-го года) сопротивлялось православное княжество Феодоро (Мангуп) на Юго-Западе. Гербом этого государства был двуглавый орел. Осада столицы княжества продолжалась полгода. Несмотря на то, что турки имели пушки и многократное численное превосходство, город мужественно сопротивлялся. Феодоритам оказали помощь православные единоверцы из других стран: накануне осады прибыл отряд из трехсот молдаван, были на стенах среди защитников и москвичи. Так, среди погибших оказался правнук основателя рода князя Степана Васильевича Головина, князь Иван Владимирович, отправившийся в 1475 году на поклонение Гробу Господнему в Палестину и заехавший навестить родственников на Мангуп. Город отбил пять приступов. Турецкие источники свидетельствуют, что только хитростью - притворным отступлением - удалось выманить осажденных и на их плечах ворваться в город. Еще некоторое время держалась цитадель, против которой туркам пришлось также применить артиллерию. Потом была резня, следы которой - массовые захоронения в большой базилике сохранились до сего дня. Мужчины были поголовно истреблены, женщины попали в неволю к иноверцам.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote