• Авторизация


В этот день 02-03-2017 12:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1817 - скончался Джа́комо Анто́нио Доме́нико Кваре́нги, в старом написании Гваренги /Giacomo Antonio Domenico Quarenghi/
[400x300]
[305x400] [325x400]

(20 сентября 1744, Бергамо — 18 февраля (2 марта) 1817, Санкт-Петербург) — архитектор и ведутист итальянского происхождения, едва ли не самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств.

Биография
Джакомо Кваренги родился в селении Рота-Фуори близ города Бергамо на севере Италии. В молодости обучался живописи в Риме под руководством Рафаэля Менгса, затем изучал архитектуру. Построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрцгерцогини Моденской в Вене.

Будучи 35 лет от роду, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе (1780—1787), павильон в Царском Селе (1782). В Санкт-Петербурге Кваренги построил здания Эрмитажного театра (1783—1787), Академии наук (1783—1785), Ассигнационного банка (1783—1789), Иностранной коллегии. Он выполнил также ряд заказов высокопоставленных вельмож, среди которых выделяется летний дворец графа Безбородко в Санкт-Петербурге.

При Павле I Кваренги построил в Царском Селе Александровский дворец (1792—1796). В это же время спроектирован дворец графа Завадовского в Ляличах.

«Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу» (Ф. Вигель)

В первом десятилетии XIX века по проектам Кваренги в Санкт-Петербурге построены Конногвардейский манеж (1800—1807), здание Императорского кабинета (1803—1806), Мариинская больница для бедных (1803—1805), здания Екатерининского института благородных девиц (1804—1807) и Смольного института благородных девиц (1806—1808).

Работы Кваренги исполнены в духе палладианства и новой итальянской школы с её изящным, благородным, но холодным и сухим стилем, не вполне пригодным для северных стран, где колонны, столь любимые Кваренги, отнимают много света, и без того скупо отпускаемого природой Севера; зато в строениях Кваренги всегда заметен вкус и гармоничность пропорций. Его работы — характерный пример зрелого классицизма в русской архитектуре.

В конце 1810 года Кваренги в последний раз выезжает из Санкт-Петербурга в Бергамо. В родном городе ему была устроена торжественная встреча. Но уже в 1811 году Кваренги поспешил вернуться в Россию. В связи с подготовкой похода наполеоновской армии в Россию итальянцам, состоявшим на русской службе, было приказано вернуться в Италию; однако Кваренги отказался выполнить этот приказ и был заочно приговорён к смертной казни с конфискацией имущества.

К последним годам творчества мастера относится постройка временных деревянных триумфальных ворот за Нарвской заставой в честь победы над Наполеоном.

Д. Кваренги скончался 2 марта 1817 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на католическом участке Волкова кладбища, где его могила долгое время считалась утерянной. В 1960-е гг. было объявлено об обнаружении могилы Кваренги, после чего его прах был в 1967 году перезахоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры[3] .

Реализованные проекты
В Санкт-Петербурге
Благовещенская церковь (Царское Село)
Перестроенная Кваренги Красная площадь
Фасад Смольного института (ок. 1806)
Проект зрительного зала Эрмитажного театра
1781—1794 годы — Английский дворец в Петергофе (разрушен в 1942)
1783—1784 годы — усадьба «Кирьяново», дача Е. Р. Дашковой — пр. Стачек, 45;
1782—1784 годы — Смоленская церковь в Пулково (разрушена в 1944)
1782—1788 годы — концертный зал в Царском Селе
1783—1785 годы — Академия наук — Университетская набережная, 5
1783—1787 годы — Эрмитажный театр — Дворцовая набережная, 32
1783—1799 годы — Ассигнационный банк — Садовая улица, 21
1788 — Дом Салтыкова — Дворцовая набережная, 4
1789—1793 годы — дворец Юсуповых на Садовой улице — Садовая улица, 50-а
1790-е годы — Малый гостиный двор — улица Ломоносова, 2
1792—1796 годы — Александровский дворец в Царском Селе
1798—1800 годы — Доходный дом Жеребцовой — Дворцовая набережная, 10
1798—1800 годы — Мальтийская капелла — входит в архитектурный комплекс Воронцовского дворца, пристроена к главному корпусу дворца со стороны сада
1800—1801 годы — Павловский дворец: жилые покои императрицы Марии Федоровны
1804—1807 годы — Екатерининский институт — набережная реки Фонтанки, 36
1804—1807 годы — Конногвардейский манеж — улица Якубовича, 1
1806—1808 годы — Смольный институт — Смольный проезд, 1
1814 год — деревянные Нарвские триумфальные ворота (позднее перестроены в камне и металле В. П. Стасовым)
Помимо пулковской, Кваренги иногда приписывают сходные по своему облику церкви Вознесенская в Фёдоровском посаде и Преображенская в Московской Славянке.

В Москве
1780 год — перестройка Екатерининского дворца в Лефортово
1786 год — торговые ряды на Красной площади (не сохранились)
1790—1805 годы — Старый гостиный двор — улица Варварка, 3
1803 год — Странноприимный дом (пересмотр частично реализованного проекта).

В других регионах
1769-76 — Вардурское поместье барона Арундела в графстве Уилтшир
1780—1790-е гг. — строительство крупного усадебного комплекса графа П. В. Завадовского в Ляличах (Брянская область)
1791 — Спасо-Преображенский собор в Новгороде-Северском
1792 — саркофаг на могиле генерал-поручика В. А. Ангальт-Бернбург-Шаумбург-Хоймского в Выборге
1793—1812 годы — Ярмарочный дом, Курск, Коренная пустынь (не сохранился)
1817 год — рижская Колонна победы (приписывается, одно из последних творений мастера).

На основании сходства с типовыми палладианскими проектами из альбомов Кваренги ему приписывают ряд провинциальных усадеб, как то:
дача Донаурова на берегу Жерновки (Ириновский проспект, 9);
дворец-усадьба Шарлотты Карловны Ливен в Межотне (Мезоттене), Курляндия (1797—1801 годы);
проект Хотенского поместья в Харьковской губернии (конец 1790-х, сохранились два флигеля).

В Италии
Главный алтарь в Сериате
Среди немногих работ, осуществленных Кваренги в Италии — реставрация церкви святой Схоластики в бенедиктинском аббатстве в Субиако в 1769 году. Также по его проектам в Италии выполнены главные алтари приходских храмов: в честь Святейшего Искупителя в Сериате датируется 1775 годом и Успения Святой Марии и Святого Иакова в Романо-ди-Ломбардия между 1797 и 1799 годами.

Коллекция рисунков, писем, документов частного характера и др. артефактов (всего более 700 единиц хранения) имеется в муниципальной библиотеке «Angelo Mai» в Бергамо. Другие собрания бумаг Кваренги хранятся в миланском музее Кастелло Сфорцески и в Кабинете рисунков муниципального художественного собрания (Gabinetto dei Disegni delle Civiche Raccolte d’Arte) Милана.

Память[
В память об архитекторе назван переулок в Санкт-Петербурге.

Примечания
↑ Грабарь И.,. Гваренги, Джакомо // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
↑ Уманский А. М. Кваренги, Джакомо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ Могила Д. Кваренги в Александро-Невской Лавре
↑ Колупаев В. Е. Архитектор Джакомо Кваренги и алтарь проиходской церкви г. Серитае (Италия) // Инновации экономики и управления в строительстве: материалы Международной научно-практической конференции 10—12 октября 2012 года. СПб.: СПбГАСУ, 2012. c. 165—168. ISBN 978-5-9227-0387-7 (ошибоч.); ISBN 978-5-9227-0388-4 (ошибоч.)
Литература[править | править вики-текст]
Грабарь И.,. Гваренги, Джакомо // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Коршунова М. Ф. Джакомо Кваренги. Л.: Лениздат, 1981.
Крашенинников А. Ф. Джакомо Кваренги // Зодчие Москвы. — М.: Московский рабочий, 1981. — С. 189—194. — 302 с.
Михайлова М. Б. К вопросу о месте Кваренги в архитектуре неоклассицизма // Джакомо Кваренги и неоклассицизм XVIII века: к 250-летию со дня рождения архитектора: Тез.докл.научн.конф. / Отв. ред. М. Ф. Коршунова. — СПб.: Гос. Эрмитаж, 1994. — С.6—10.
Пилявский В. И. Джакомо Кваренги. Архитектор. Художник. Л.: Стройиздат, 1981.
Талепоровский В. Н. Кваренги. Материалы к изучению творчества. М.-Л.: ГИЛСА, 1954.
[440x698]
[525x700]
[571x700]
[700x227]
[700x438]
[700x471]
[700x460]
[700x471]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник В этот день | Jostr - Ностальгический дневник / Художественный календарь / Вернисаж у Jostr | Лента друзей Jostr / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»