• Авторизация


Основы симургетики 12-05-2008 16:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!


3. Ночной Зазор.
Начала теории паузальных связей

Substansia est pausa sui
Извлечение из Б. Спинозы

Со времён первых манифестаций "СиЛы", некоторые невнимательные оппоненты приписывали симургетике роль некоего маргинального ответвления общей теории систем, едва ли не симуляционной копии синергетики. Но следует заявить совершенно определенно - подобные мнения вздор и ничего больше! Естественно, "силовики" никогда не чурались эксурсов в смежные научные области, но никто из нас при этом серьёзно не подвергал сомнению очевидное - симургетика была и остается неотьемлемой частью диалогической философии, постоянно противопостовляя себя объективистскому дискурсу, в том числе, конечно и ОТС. Никакие "рейды по тылам" не отвлекали симургонавтов от главного - понимания того, что в основе человеческого существования лежат диалогические отношения "Я-Ты", и только они способны по-настоящему насытить смыслом всю глубину человеческой экзистенции.
Так вот, исходя из этого фундаментального положения, попробуем хотя бы обозначить некоторые тропы,относящиеся к нашему делу, осознание которых, я надеюсь, приблизит нас к симургической развязке. И прежде всего читателю, вознамерившемуся встать на путь диалогического понимания, следует спокойно оглядется и сделать нелёгкое признание - диалог - вещь НЕВОЗМОЖНАЯ в нашем мире. Понимание, являя собой онтологический горизонт, не пребывает в сущем естественным образом, не пребывает само по себе, как положено всему, что подчиняется II-му закону термодинамики. Ведь человеческое сознание и психика, в обычном своём режиме функционирования, подчиняются "растительному закону" меонального хаоса, связанному с выживанием и экспансией. Одна тотальность наплывает на другую тотальность, что-то давит на что-то, поглощает, отталкивает и перетирает, подобно арктическим льдам и облакам в небе. Бытие есть, небытия же нет. Повторю ещё раз - психика в своих проявлениях тотальна, незазорна и в ней нет Места ни для диалога, ни для понимания. Однако, так уж устроено, что невозможные вещи тоже иногда случаются. Чудо (а речь именно о нём), несмотря на всё своё невероятие, штука неотменяемая в нашем мире каузальных связей и континуальных стихий. Но тут мы сталкиваемся с удивительным парадоксом: беспричинное Событие Понимания не происходит само по себе, оно условно, но условно вполне пределённым и необычным образом. Для того, чтобы Событие сбылось, необходима наша свобода, человеческая воля, человеческий субъект. Ведь диалог (да и понимание тоже) обязательно является "субъект-субъектным" отношением, и без участия проснувшегося "Я" диалог останется в области НЕВОЗМОЖНОГО. Но проблема в том, что воля субъекта осуществляет себя на фоне запруженного, увязшего в своём содержении сознания, ригидно сопротивляющегося любой настоящей, истинной новизне. Как быть? А быть героем, то есть таким человеком, который способен волей прервать сцепление натуральных причин и действий, и поддерживать, длить усилием нечто, что вне этих усилий уходит, удаляясь в невозможное. Substansia est causa sui. Конечно, операцию по удалению спаек наличного можно передоверить и специально обученным людям - психотерапевтам, чье профильное образование и немалый клинический опыт уберегут несчастную городскую псюхэ от опасностей и перегибов духовного пути, а их натруженные руки, без сомнения, поддержат клиента (за умеренную плату) в его нелёгком восхождении к вершинам личностного роста. Так и видится картинка - стоящее в сквере белое здание корбюзианской архитектуры, над входом синяя вывеска: "Городской Фрустрариум", в здании кабинеты с белым кафелем - "фрустрационные", а в них здоровые волосогрудые мужики в белых халатах - дипломированные фрустраторы. М-да... Ладно, оставим психотерапевтам психотерапевтово, не о них речь. Возвращаясь к нашему Герою, хочу заметить: его судьба - вовсе не достижение триумфа победы, его Путь - поражение, суть которого - позор. Утверждение не такое уж эксцентричное, как может показаться на первый взгляд. Посудите сами. Кто такой классический Герой? Герой - это такой человек, который в полном космическом одиночестве, собрав все силы, волей из высокоуглеродистой стали рачленяет ткань наличного, тайная природа которого - сплетение нитей Судьбы, являющееся текстильным продуктом непрестанного творчества хтонических Мойр, набрасывающих эту невидимую упругую Сеть на всех, увлекая нас, помимо нашей воли к единственной ВОЗМОЖНОЙ цели - "развязке" этой губительной сети. Операцию по рассечению сплошности сложившихся житейских паттернов и по преодоление ментальной инерции, весьма болезненную и неприятную, по прямой аналогии с алхимическим "опусом в черном" мы назовем Ночным Зазором. Конечно, первичный мотив Героя - это удовлетворение жажды славы, утверждение собственного хюбрис. Герой стремится инсталировать в зазоре, прежде всего, себя. Так называемый Поступок Героя, на самом деле, состоит в попытке штурма Олимпа, в желании обрести своё место среди дневных богов на вершине Мировой Горы, которая экзистенциально оказывается, по меткому замечанию Пелевина, перевёрнутой пропастью или, как сказал Зиновьев, зияющей вершиной. Но как я уже упомянул (несколько забегая вперёд), тайный смысл Судьбы-Истории - это нудение человеков к единственной цели - к Открытости, к пустоте-впусканию, к Месту Встречи. Поэтому Герой не может не "проиграть"; не мытьем, так катаньем, нити Судьбы, так или иначе, приведут его к позору, точнее, выведут на позор. Обнаженного от каузальных связей сущего, Героя те же каузальные связи вытолкнут на белый свет, на Мировую Агору, на осуждение и обсуждение. Так сказать, на приНУДИТельный Пир Друзей. Итак, внутренний смысл Истории взлёта и падения нашего "Зигги Стардаста" (или падения и взлёта?) мы назовём Дневным Зазором. Стоит заметить, что темный и светлый аспекты Зазора, различаясь содержательно, едины по форме. Зазор есть зазор. Просто один является условием другого. Для того, чтобы произошло Впускание, необходима пустота, а для того, чтобы стал возможен Диалог, необходимо наличие пространства между "Я" и "Ты" и, кроме того, дистанции между ктойностью и чтойностью человека и между личностью-ктойностью и содержанием её сознания.
Полагаю, у вдумчивого читателя, внимательно следящего за прихотливой нитью симургического путешествия, уже должны возникнуть некоторые вопросы. Не пытаясь предугадать их все, попробую рассмотреть один ключевой, который с необходимостью должен возникнуть у всякого, кто непредубежденно движется мыслью вместе с нами. А проблема такова: одна и та же Судьба лишает человека свободы и она же дарит свободу. Парадокс, надо сказать, непростой и если мы правы в своих выкладках, то, возможно, и неразрешимый. Но, как говорил некий персонаж братьев Стругацких: "Только посредственности рассматривают задачи, имеющие решение, истинно большие умы берутся за задачи, не имеющие решения в принципе". А поскольку дерзости симургонавтам не занимать, то среди них имеют хождение самые разные, порой совершенно фантастические, варианты решения этой безусловно важной проблемы.
С одной самой интересной (с практической точки зрения) теорией я и хотел бы вас ознакомить. Её суть, вкратце, такова: человеку, находящемуся в своём "естественном", обычном состоянии, но одолеваемому жаждой самоутверждения, жизнь представляется тяжким сражением с неумолимой Судьбой, с мировой Тканью, сотканной из жестких волокон-рядов причин и следствий. Тоже самое касается и структуры сознания. Как утверждал Аристотель-отец "железной" логики - умозаключения имеют принудительную силу. Однако, если любой мыслящий попробует последовательно и честно продумать предлагаемый ментальной ситуацией значимый логический ряд, от силлогизма к силлогизму, от умозаключения к умозаключению, то на определенном шагу он неизбежно столкнется с логическим тупиком - с апорией. Как известно, в переводе с греческого, апория - это "непроходимое место", "бурелом", а в некоторых источниках - "отсутствие переправы". Опять воспользовавшись натурфилософской метафорой, скажу: апория - это узел пересечения смысловых нитей, образующих пресловутую материю Судьбы. И вот тут-то самое интересное: апория мыслится симургетиками не просто, как непроходимость, а как некая Пауза, сопряженная противоречиями, образующими его разомкнутую архитектуру. То есть в сердцевине любой апории находится всё тоже пространство, являющееся, по версии наших многознатцев, не больше-не меньше, как неким портом, пунктом трансгресии, выводящей сознание из сферы обусловленностей в идеальные метамиры, описываемые скорей диалектикой и визионерской поэзией, нежели формальной логикой и средствами рационализма. Можно сказать и так: апорийные паузы - это локальные Места Встреч человеческого внимания с Чем-то, что бытийствует по иным, нелокальным законам, осуществляя себя в нашем мире при помощи уже особых, паузальных связей. Структура этих связей ускользает не только от прямого наблюдения, но и от средств артикуляции, доступных современной науке. Мало что могут сказать пока о природе паузальности и симургетики. Следует лишь указать на очевидное сходство этих связей с синхронистичностью, описанной Карлом Юнгом, а так же с эффектом нелокальной корреляции Эйнштейна-Подольского-Розена, являющимся "священной коровой" современной теоретической физики. Упомянутое сходство не может не наводить на мысль об изоморфизме всех трёх феноменов. И если нам удастся обосновать хотя бы возможность такого изоморфизма, то это однозначно выведет симургическую науку на доселе невиданный уровень, чреватый максимально далеко идущими натурфилософскими выводами и перспективами.


Настроение сейчас - хорошее
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
amlugos 13-05-2008-12:52 удалить
С некоторыми пунктами согласен. Есть подозрение, что Вы могли бы выразить то же самое гораздо лучше.
word-man 13-05-2008-14:27 удалить
Исходное сообщение amlugos С некоторыми пунктами согласен. Есть подозрение, что Вы могли бы выразить то же самое гораздо лучше.
Поподробней, плиз.
amlugos 14-05-2008-16:23 удалить
Например, образ пересечения смысловых нитей - удобный инструмент для размышлений :) Вместе с тем первое впечатление - текст уж больно нарядный.
word-man 14-05-2008-18:13 удалить
Исходное сообщение amlugos Например, образ пересечения смысловых нитей - удобный инструмент для размышлений :) Вместе с тем первое впечатление - текст уж больно нарядный.
Ну что тут скажешь. А-а-а-а-а.


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Основы симургетики | Философия - Пергаменты Реальности | Лента друзей Философия / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»