На сии мысли меня натолкнула эта заметка:
http://dnevnik.bigmir.net/comments.php?id=11125&cid=105072, а также собственные переживания и анализ своих комплексов.
Что же такое "комплекс отличницы" и что для него характерно?
1.человек ставит перед собой завышенные требования, все, за что берется,он должен выполнить на высшем уровне. Если этого не получается - он казнит себя и впадает в депрессию.
2.повышенные требования предъявляются не только себе, но и окружающим, все должно соответствовать некоему высшему стандарту. Несоответствие близких этому стандарту причиняет "отличнику" невыносимую боль и приводит к разочарованию в людях.
3.«отличник» стремится абсолютно во всем быть первым и лучшим.
4.«отличник» не признает ни за собой, ни за другими права на ошибку, и поэтому панически боится неудач.Нередко в результате завышенных требований и невозможности полностью им соответствовать появляются психосоматические реакции: головные боли, бессонница, нарушения работы внутренних органов, депрессия, синдром хронической усталости, раздвоение личности и пр.
Ученые выяснили, что на формирование этого комплекса влияют два основных фактора – генетический и психологический. Чаще всего эти два фактора идут по жизни рука об руку.Например, если родители были в свое время «отличниками», то у ребенка есть достаточно большой шанс тоже стать «отличником» не только в учебе, но и в жизни (генетический фактор). Но это происходит не только в силу чисто биологических причин. Ведь родители-отличники непременно будут показывать подрастающему чаду свои дневники, испещренные пятерками, похвальные грамоты, золотые медали и красные дипломы, добытые потом и кровью (и это уже серьезный психологический фактор). Ребенку таким образом задается определенная жизненная программа. Хороша она или плоха, пока неизвестно. Очевидно лишь то, что эта программа не принадлежит самому ребенку, а навязывается извне. Далеко не всегда она соотносится с желаниями и возможностями ребенка.
Родители-отличники обычно чрезмерно опекают и контролируют своего отпрыска, и в то же время налагают на него слишком большую ответственность. «Ты должен», «ты обязан», «тебе необходимо», «как тебе не стыдно не знать таких простых вещей» – вот типичные фразы для взращивания комплекса отличницы. Обратите внимание – мы все время употребляем слово «отличница», а не «отличник». Действительно, этот комплекс чаще обнаруживается у прекрасной половины человечества, потому что она более внушаема и послушна, - считают психологи.
Еще одной причиной появления данного комплекса может быть уверенность (часто тоже навязываемая родителями), что если человек будет идеальным, то именно за это его будут любить. Так мой папа в детстве прожужжал мне все уши тем, что если я не помою посуду, не уберу игрушки, не подмету комнату и т.п., то никто меня потом замуж не возьмет! В результате замуж я не вышла не потому, что не подходила кому-то, а из-за того, что мне никто не подходил из-за моих завышенных требований. "Раз я вся такая - и швец, и жнец, и ваще писец - то он должен быть не меньше, чем принцем и буддой в одном лице!"- думала я. Не найдя подобных, я снизила "планку". В результате появилось только нарастающее внутренне раздражение и неудовлетворенность, периодически выливающееся в заметки типа "все мужики - козлы!".
Может быть, корни моей боязни делать что-то (между прочим, она у меня появилась тогда, когда я из-за некоторых жизненных перипетий потеряла уверенность в себе, потеряла чувство полета, удачливости)кроются как раз в "комплексе отличницы", отягощенном приобретенной неуверенностью в себе и мыслями о собственном старении. Может быть, то разочарование, которое я испытываю, пожиная плоды своих достижений, исходит от того, что подсознательно я понимаю, что мне не нужны были эти достижения и все мысли об их необходимости были навязаны мне извне, и мне становится жаль собственных усилий, которые я могла бы потратить на реализацию СВОИХ, а не навязанных, желаний. Вот только я слишком запуталась: и где же этот самое МОЕ, а где то, что мне навязали родители, знакомые, социум? Как отличить?