Григорий Чхарташвили (Б.Акунин) в своей книге, помимо обширного историко-литературоведческого экскурса, представил вниманию широкой аудитории алфавитный список писателей, покончивших жизнь самоубийством.
"Делить писателей по признаку национальности мне кажется не совсем верным, поэтому я попробовал сгруппировать фигурантов по языковой принадлежности, а не по подданству. Получилось, что четыре макролитературы – англоязычная (60 имен), немецкоязычная (54 имени), франкоязычная (50 имен) и русскоязычная (41 имя)"
Японоязычная - двадцать два имени.
Акутагава Рюноскэ Akutagawa Ryunosuke (1892-1927) Классик японской литературы. С ранних лет А. был заинтригован идеей добровольного ухода из жизни. В юные годы даже провел эксперимент: сдавил себе горло веревкой и наблюдал по секундомеру, сколько времени длится умирание. Через минуту двадцать секунд, когда начало меркнуть сознание, остановился – этот способ самоубийства писателю не понравился. Известность пришла к нему очень рано, и внешние обстоятельства его жизни были вполне благополучны: прочная семья, литературный успех, любовь читателей. Однако сам А. считал, что его существование подобно аду, и ад во всех своих разнообразных ипостасях стал одной из магистральных тем его творчества. А. всю жизнь страшился двух вещей – безумия (мать писателя была подвержена душевной болезни) и творческого бесплодия. В последние годы страх превратился в навязчивую идею, хотя А. сохранял ясность рассудка и год от года писал со все большей одержимостью. Нервное напряжение повлекло за собой расстройство здоровья, бессонницу, нарастающую усталость. А. умер, приняв смертельную дозу веронала.
Арима Ёритика Arima Yorichika (1918-1980) Японский писатель, автор остросюжетных романов, очень популярный в 50-е и 60-е годы. Отпрыск аристократического рода (сын графа и принцессы императорского дома). Участник Второй мировой войны. После того как его отец, министр военного кабинета, был арестован как военный преступник и лишен состояния, А. жил литературным трудом. Получил несколько премий за свои криминальные романы. Был хорошим спортсменом, тренером бейсбольной команды. Однако чрезмерное напряжение (по собственному признанию, А. писал по 800 страниц в месяц) подорвало психическое здоровье писателя. Он страдал тяжелой формой бессонницы, лечился от медикаментозной зависимости. После того как его друг Ясунари Кавабата покончил с собой, отравившись газом (16 апреля 1972), А. впал в депрессию и месяц спустя последовал примеру Кавабаты. А. был спасен, но остался инвалидом: много месяцев провел в больнице, разучился читать и писать, долго не мог разговаривать. Весь остаток жизни А. медленно угасал – этот процесс растянулся на восемь лет.
Арисима Такэо Arishlma Takeo (1878-1923) Один из крупнейших японских прозаиков XX века. Сын высокопоставленного чиновника. Учился в привилегированной школе Гакусюин, где был дружен с наследным принцем и будущим императором Тайсё. Странствовал по Европе и Америке. Последовательно прошел через увлечение христианством, толстовством, анархизмом (встречался с Кропоткиным) и марксизмом. Раздал принадлежавшую ему землю крестьянам. На творчество А. оказали заметное влияние Ибсен, Тургенев, Толстой, Горький. Совершил двойное самоубийство со своей любовницей, журналисткой Акико Хатано. Эта молодая, красивая женщина была одержима жаждой смерти и, судя по всему, полностью подчинила А. своему влиянию. А. и Акико уехали в затерянный среди гор домик, где и покончили счеты с жизнью – повесились. Современники жестоко осуждали писателя за малодушие и за то, что он оставил сиротами троих детей (их мать еще раньше умерла от чахотки).
Дадзай Осаму Dazai Osamu (1909-1948) Прозаик, классик японской литературы. Настоящее имя Цусима Сюдзи. Блестящий стилист, один из самых обаятельных японских писателей XX века. Сын графа. Недоучился в университете. Вел беспорядочный, беспутный образ жизни, много пил, принимал сильнодействующие таблетки. Безжалостно-уничижительный роман «Утрата человеческого звания», в котором описана полная нравственная деградация героя, во многом автобиографичен. Пять раз пытался покончить с собой, в первый раз еще юношей – под влиянием самоубийства Р. Акутагавы. Был увлечен идеей синдзю, двойного самоубийства. В 21 год попытался уйти из жизни вдвоем с молодой официанткой; она умерла, Д. был спасен. Вступил в подпольную коммунистическую партию, однако вскоре сам на себя донес в полицию. Третью попытку самоубийства совершил в 26 лет, когда его не взяли на работу в редакцию газеты: повесился на суку, но веревка оборвалась. В четвертый раз хотел совершить синдзю с бывшей гейшей, на которой незадолго перед тем женился. Отношение Д. к жизни и смерти красноречиво иллюстрирует такая цитата из автобиографической новеллы: «Собирался умереть, но на Новый год мне подарили кимоно. Оно легкое, серое, в мелкую клетку. В таком кимоно ходят летом. Поэтому решил подождать до лета». Перед смертью Д. часто повторял, что больше не может писать книги. Наконец, утопился вдвоем с любовницей – напившись допьяна, они бросились в резервуар для дождевой воды.
Икута Сюнгэцу Ikuta Shungetsu (1892-1930) Японский поэт, прозаик, критик, переводчик немецкой литературы. Автор сентиментальных стихов и трехтомного автобиографического романа «Слияние душ». Тема самоубийства для И. всегда была полна особого смысла. Он испытывал повышенный интерес к писателям-самоубийцам, а в его романах изложена целая концепция того, как следует уходить из жизни. Для того чтобы не доставлять неудобств другим людям, нужно кончать с собой не на суше, а в воде, чтобы пучина стала последним пристанищем. Главный герой его романа топится в озере. Сам И. бросился с корабля в море. Перед этим написал несколько длинных писем и стихотворений, в одном из которых называет себя «образцовым маленьким поэтом». Непосредственным поводом для смерти стало нервное истощение и запутанные отношения с женой и любовницами (И. был человеком страстным и увлекающимся). К сожалению, пучина не стала для него последним пристанищем – через три недели после самоубийства его раздутое тело было выброшено на берег.
Кавабата Ясунари Kawabata Yasunari (1899-1972) Японский писатель, лауреат Нобелевской премии. Родился в Осаке. В раннем возрасте лишился одного за другим всех ближайших родственников. Эта травма наложила особый меланхолический отпечаток на творчество К. Закончил Токийский университет. Был одним из самых ярких литераторов движения неосенсуалистов. Повесть «Танцовщица из Идзу» (1926) сделала молодого писателя знаменитым. К. – очень японский прозаик, довольно далеко отстоящий от западной новеллистической традиции, поэтому его произведения стали известны в мире сравнительно поздно и никогда не были особенно популярны за пределами Японии. Писатель активно участвовал в литературной жизни страны, одно время даже был президентом ПЕН-клуба, однако всегда держался в стороне от политики, разительно отличаясь от большинства современников. Шумиха, поднятая прессой после присуждения К. Нобелевской премии (1968), замкнутому, интровертному писателю была в тягость. В конце жизни К. писал мало, страдал от мучительной бессонницы, часто впадал в депрессию. Страшным потрясением для него стало самоубийство Ю. Мисимы, его давнего друга и ученика. К. отравился газом в небольшой квартире, служившей ему рабочим кабинетом. Вопреки японской традиции никаких предсмертных посланий он не оставил.
Каваками Бидзан Kawakami Bizan (1869-1908) Японский прозаик и поэт. Основоположник так называемой концептуальной прозы – остросоциальных произведений с философским уклоном. С ранних лет участвовал в различных литературных кружках и течениях, одно время считался юным гением. Был красив, склонен к мизантропии, много пил. Главное произведение К. роман «Скала Каннон» (1907) сюжетно весь построен на самоубийствах, причем один из героев убивает себя тем же способом, как это чуть позже сделал автор. К. перерезал себе горло бритвой. Считается, что он был недоволен своим творчеством, переживал глубокий творческий кризис и к тому же был измучен вечной нуждой.
Кано Асихэй Капо Ashihei (1906-1960) Японский писатель, очень популярный в 40-е и 50-е годы. Настоящее имя Тамаи Кацунори. Баловень судьбы, символ мачизма, он получил прозвище «японский Хемингуэй». Родился в семье портового грузчика. Недоучился в университете. В юности увлекался марксизмом. Одно время был профсоюзным лидером. Мобилизованный на войну, написал трилогию, прославлявшую нелегкий ратный труд воинов императорской армии: «Пшеница и солдаты», «Земля и солдаты», «Цветы и солдаты». Был фронтовым корреспондентом, самым именитым из писателей военного времени. После поражения Японии за славу баталиста пришлось расплачиваться: К. был заклеймен как «культурный преступник» и на время подвергнут остракизму. Однако незаурядная творческая энергия помогла писателю преодолеть отчуждение. Огромным успехом у публики пользовался его автобиографический роман «Хана и Рю», впоследствии неоднократно экранизировавшийся. К. отличался невероятной работоспособностью: менее чем за 20 лет литературного труда написал около 200 книг. Этот сверхчеловеческий темп и стал причиной его ранней смерти. К. подорвал здоровье, а по складу характера болеть он совершенно не умел и очень страдал от ощущения физической неполноценности. Когда было объявлено о смерти 54-летнего писателя от сердечного приступа, никому и в голову не пришло, что этот певец мужественности наложил на себя руки. Родственники скрывали правду в течение 12 лет – чтобы не травмировать мать писателя. Лишь после ее смерти выяснилось, что К. отравился таблетками, оставив предсмертное письмо. Там говорилось: «Умираю. Может, я и не Акутагава, но мне тоже не дает жить ощущение невыразимой тревоги».
Като Митио Kato Michio (1918-1953) Японский драматург. Закончил филологический факультет престижного университета Кэйо. Участвовал в войне на Тихом океане. Кошмарный опыт войны (К. видел, как измученные голодом солдаты питаются мертвечиной) оставил в его душе незаживающую рану. Как Т. Боровского или П. Делана, К. можно отнести к числу запоздалых жертв войны. Бессилие литературы перед жестокой реальностью угнетало К., лишало его жизненных сил. Его послевоенные пьесы подчеркнуто антиреалистичны, в них ощутимо влияние драматургии Ж. Жироду. Достаточно было стечения неприятных, но не катастрофических обстоятельств (неудача очередной пьесы и семейные неурядицы), чтобы К. ушел из жизни. Он повесился, оставив записку, в которой, в частности, говорится: «…Меня мучает ужасная мысль, что каждый день надо писать и писать». Ю. Мисима сказал о смерти К.: «Век, когда люди поедают друг друга, съел поэта с красивой душой».
КитамураТококу Kitamura Tokoku (1868-1894) Японский романтический поэт и критик. Один из ведущих авторов влиятельного литературного журнала «Бунгаккай». В ранней юности примыкал к радикальному «Движению за свободу и демократию», позднее пришел к христианству. Поклонник Байрона и Шелли. Мотив самоубийства К. довольно экзотичен: комплекс неполноценности перед европейской литературой, которая японскому западнику конца XIX века представлялась недостижимой вершиной творчества. Помимо этого, у К. были и вполне бытовые причины для трагического мировосприятия: нужда, болезнь. Он предлагал своей юной жене уйти из жизни вместе, но та отказалась. Первая попытка самоубийства была неудачной: К. пронзил себе грудь кинжалом, но был спасен. Пять месяцев спустя он повесился на дереве в саду.
Кобаяси Миёко Kobayashi Miyoko (1917-1973) Японская писательница. В юности работала официанткой, ткачихой на фабрике. Затем выучилась на стенографистку. Стала писать прозу, получила литературную премию «Гундзо», однако затем в жизни К. произошел трагический поворот: она узнала, что больна проказой. Развелась с мужем, отдалилась от друзей. Некоторое время находилась в токийском лепрозории, потом жила в полном одиночестве – когда отравилась снотворным, соседи обнаружили тело лишь две недели спустя.
Кубо Сакаэ Kubo Sakae (1901-1958) Японский драматург и писатель. В 30-е годы был одним из ведущих теоретиков пролетарского театра, апологетом социалистического реализма. За свои взгляды сидел в тюрьме, в годы войны был отстранен от общественной жизни. В тюрьме заболел нервной болезнью, которая с годами все больше прогрессировала. Часто лежал в психоневрологических лечебницах. Неоднократно пытался покончить с собой, много раз писал и переписывал предсмертные письма. Повесился в больничной палате 15 марта, в тридцатую годовщину «черного дня» японской интеллигенции (в 1928 полиция произвела массовые аресты левых активистов, нанеся сокрушительный удар по свободомыслию и демократии).
Кусака Ёко Kusaka Yoko (1931-1952) Японская писательница. Настоящее имя Кавасаки Сумико. Короткая литературная жизнь К. была озарена двумя событиями: успехом ее повести «Признание Домино» (1949), привлекшей всеобщее внимание к талантливой 18-летней писательнице, и опубликованной уже после ее самоубийства предсмертной новеллой, в которой К. с иронией описывает реакцию публики на это событие. К. была экзальтированной, влюбчивой девушкой, постоянно рассуждавшей о самоубийстве. Непосредственным поводом ее смерти (она бросилась под поезд) стала очередная несчастная любовь, но еще за месяц до смерти К. написала: «Послушав Четвертую симфонию Брамса, решила, что Кусака Ёко больше жить не будет».
Макино Синъити Makino Shinichi (1896-1936) Японский писатель. Окончил отделение английской филологии престижного университета Васэда. Работал редактором, писал в основном автобиографическую прозу. Из-за алкоголизма и неврастении последние годы жил уединенно, вдали от столичной жизни. Семейные неурядицы, крайняя бедность и творческий кризис (роман, над которым М. работал перед смертью, был отвергнут редакцией) подтолкнули писателя к самоубийству. Он повесился в чулане родительского дома, где жил вдвоем со старой матерью.
Мисима Юкио Mishima Yukio (1925-1970) Японский писатель, драматург. Настоящее имя Кимитакэ Хираока. Самый известный в мире японский литератор XX века – не только благодаря своему творчеству, но и в результате совершенного им ритуального самоубийства. М. находился в самом центре культурной жизни Японии 50-60-х годов, пробуя свои силы в самых разных сферах искусства. В последние годы жизни особую известность получила его политическая деятельность – он создал и содержал за свой счет милитаризованную ультраправую организацию студентов. Во главе группы боевиков попытался поднять мятеж на одной из столичных военных баз. Когда солдаты не поддержали экстремистов, М. и один из его спутников совершили харакири. Фотография отрубленной головы писателя обошла многие газеты мира. Несмотря на воинственный антураж гибели М., есть основания полагать, что его самоубийство – акт не политический, а художественный, поскольку харакири играло особую роль в сложной садомазохистской эстетике этого нарциссического писателя.
Мураками Итиро Murakami Ichiro (1920-1975) Японский поэт, прозаик, эссеист. В годы войны был морским офицером. Затем стал левым журналистом, членом компартии и попал в «черный список», так что несколько лет был вынужден работать под псевдонимом. М. был человеком непоследовательных политических убеждений. В конце 40-х и в 50-е находился под влиянием С. Кубо, теоретика социалистического реализма. В 60-е годы более всего чтил крайне правого идеолога Ю. Мисиму. Во время путча, устроенного Мисимой на военной базе Итигая, пытался прорваться к своему другу, но не сумел. С. Кубо и Ю. Мисиму объединяет только одно – оба ушли из жизни добровольно. Так же поступил и М. В последние годы жизни он страдал сильным неврозом, часто лежал в больнице. Умер, пронзив себе горло самурайским мечом.
Номура Вайхан Nomura Waihan (1884-1921) Японский философ. Настоящее имя Номура Дзэмбэй. Родился и вырос в деревне. Закончил только начальную школу. Сначала жил крестьянским трудом, потом уехал в столицу, где самостоятельно изучал иностранные языки и мировую философию. Получил известность после издания книги «Бергсон и современная идеология» (1914). Был сторонником абсолютной свободы. Читал в консерватории курс по «философии любви» и влюбился в одну из своих студенток.Поскольку у философа была жена, с которой он не мог развестись, дилемма была решена традиционно японским способом синдзю (двойного самоубийства): влюбленные две недели прожили в гостинице на берегу моря, а потом утопились.
Танака Хидэмицу Tanaka Hidemitsu (1912-1949) Японский писатель. Прожил недолгую, но бурную жизнь. До войны был спортсменом, членом олимпийской сборной по гребле. Позднее вступил в компартию, активно участвовал в политической деятельности, но довольно скоро разочаровался в единомышленниках и из партии вышел. Много пил, принимал сильнодействующие таблетки. Бросив жену и четверых детей, стал жить с проституткой, сыгравшей роковую роль в жизни писателя. Все перипетии своей биографии Т. описывал в повестях и рассказах. Своим учителем считал О. Дадзая, однако к самоубийству сэнсэя отнесся с не свойственной для японской традиции непримиримостью. В статье о Дадзае написал: «Дадзай-сан, несчастный малодушный кретин, зачем вы совершили такой идиотский поступок?» Однако уже через несколько месяцев сам Т., пырнув ножом свою сожительницу, попытался покончить с собой. Отделавшись курсом лечения в психиатрической лечебнице, вернулся к прежнему образу жизни. 3 ноября, в Праздник культуры (очевидно, день был выбран неслучайно) на могиле Дадзая Т. сначала крепко выпил, потом принял 300 таблеток снотворного и перерезал вены.
Фудзино Кохаку Fujino Kohaku (1871-1895) Японский поэт, драматург. Настоящее имя Фудзино Сигэру. Был известен прежде всего как автор хайку. Очень возбудимый, вспыльчивый, часто говорил о смерти. Лечился от депрессии. Про Ф. рассказывают такую историю. Однажды, уже твердо решив уйти из жизни, он обедал в харчевне. Внезапно началось землетрясение. Боясь быть раздавленным, Ф. в панике выбежал наружу. Потом вспомнил о своем намерении, вернулся обратно и спокойно закончил трапезу под трясущейся крышей. Землетрясение его пощадило, и Ф. застрелился два дня спустя.
Хара Тамики Hara Tamiki (1905-1951) Японский прозаик и поэт. Родился в Хиросиме. Закончил столичный университет Кэйо. В юности примыкал к марксистскому движению, но вскоре от него отошел. Вел легкомысленный, беспутный образ жизни, однако всерьез влюбился в некую иокогамскую проститутку, а когда она его бросила, совершил попытку самоубийства. Эта история изменила характер и образ жизни Х. В 1944 умерла его горячо любимая жена, и Х. сказал, что проживет еще один год, напишет в ее память книгу «грустных и красивых стихов», а потом тоже умрет. Но в августе 1945 он стал очевидцем атомной бомбардировки Хиросимы и счел своим долгом поведать человечеству об этой трагедии. Он бросился под поезд, предварительно разослав друзьям прощальные письма. После окончания войны миновало шесть лет, после смерти жены – семь.
Хасуда Дзэммэй Hasuda Zemmei (1904-1945) Японский поэт. Сын буддийского священника. Родился и вырос на острове Кюсю. Работал школьным учителем. Принадлежал к кругу националистически настроенных литераторов (так называемых «японских романтиков»), отстаивавших традиционные духовные ценности. Издавал литературный журнал «Бунгэй бунка», где напечатаны первые произведения юного Ю. Мисимы, в ту пору находившегося под большим влиянием Х. Истовый патриот, Х. не пожелал смириться с поражением. Капитуляция застала поручика Х. на Малайском фронте. 18 августа 1945 командир полка прочитал офицерам приказ о прекращении военных действий. В знак протеста X. застрелил «предателя»-полковника и застрелился сам. Нравственный постулат Х. гласил: «В наш век нужно умирать молодым. Молодая смерть – вот в чем суть японской культуры».
Хаттори Тацу Hattori Tatsu (1922-1956) Японский литературный критик. Заметная фигура «Послевоенного течения» японской литературы. Был призван в армию из университета. В 40-е и 50-е годы печатал статьи в литературных журналах. Причины самоубийства – творческий кризис, бедность, личная драма. Оставил «Последний дневник» и девять писем, в которых подробно изложил мотивации своего поступка, а также способ, которым решил уйти из жизни. Давний поклонник немецких романтиков, Х. умер в горах, среди дикой природы. Зимним днем он принял большую дозу снотворного и скрылся среди снегов горного массива. «Буду подниматься вверх, сколько хватит сил, а потом замерзну», – написано в дневнике. Тело писателя нашли лишь полгода спустя.