Это цитата сообщения
albaphoto Оригинальное сообщениеГелиос-40 85 mm f/1,5
Гелиос-40 самый обсуждаемый советский объектив и самый харизматичный советский портретник.
[показать]
Особая прелесть этого объектива состоит в выдающейся пластичности картинки и в его рисунке размытия переднего и заднего плана (боке) на диафрагмах 1.5-2. Размытие получается с характерным закручиванием. Особенно эффект выражен на диафрагме 1.5. На этой же диафрагме выраженный эффект виньетирования, но в портретной съемке его нельзя назвать минусом, так как он добавляет дополнительный эффект объема (тоннельный эффект).
Картинка Гелиоса-40 не такая, как у других объективов, потому что он создан по нетрадиционной схеме: очень толстые линзы и большие воздушные промежутки между ними. Это дает более мягкую картинку, сильное падение разрешения на диафрагме 1,5 между серединой кадра и краем (даже больше чем на самом краю).
А уникальная светосила на f/1,5 как нельзя лучше передают объем, перспективу и выделяют главный объект, что особенно хорошо для портретной съемки.
[показать]
[показать]
Шестилинзовый просветленный, сверхсветосильный анастигмат типа "Планар" с несколько увеличенным по сравнению с нормальными объективами фокусным расстоянием. Аналог оптической схемы - объектив Carl Zeiss Jena Biotar 1,5/75 (1938 г.).
Снабжен ирисовой диафрагмой и кольцом предварительной ее установки.
По характеру применения относится к портретным объективам.
[показать]
Фокусное расстояние: 85 мм
Диапазон диафрагм: 1,5-22
Ближний предел фокусировки: 0,8 м или 1,15 м
Относительное отверстие: 1:1,5
Угол поля зрения: 28°
Размер кадра: 24x36 мм
Количество линз/групп: 6/4 (6 линз в 4 группах)
Тип: постоянное фокусное расстояние (фикс)
Фокус: ручная фокусировка
Крепление объектива с камерой: M39x1
Габаритные размеры:
длина объектива с крышками: 110 мм
наибольший диаметр оправы: 82 мм
масса: 1090 г.
Год разработки: 1950 г.
Год выпуска: с 1957 г.
Расчет: Д.С. Волосов
[показать]
Нужно учитывать одну особенность объектива Гелиос 40 — провал графика MTF примерно посередине между центром и краем. Это означает что в этой области будет падение резкости изображения.
На диафрагме 1.5 очень трудно наводиться на фокус даже с одуванчиком Лушникова и специальным фокусировочным экраном. Наилучшие результаты дает наводка на резкость через экран Live-View под большими увеличениями.
Существует модификация объектива — Гелиос-40-2. В целом объективов Гелиос-40 было выпущено намного больше, чем 40-2. Тем не менее, по качеству сборки и оптическому качеству наилучшими объективами считаются Гелиос-40 до 1965 года. Дальше тоже попадаются очень удачные экземпляры, но достаточно велик и процент брака.
Объектив наиболее раскроет свой потенциал на некропнутых 35мм матрицах.
[показать]
[показать]
Сильные стороны: высокая светосила, потрясающее боке (на f/1.5 - f/2.8), эффект виньетирования, пластичность картинки, эффект объема изображения, "киношность" изображения, отсутствие шевелёнки (за счет немалого веса объектива).
Слабые стороны: массивность, громоздкость; узкое фокусировочное кольцо находится очень близко к байонету, что отчасти мешает фокусировке; объектив плохо держит боковой и контровой свет, поэтому при съемке очень рекомендуется пользоваться блендой.
[показать]
Гелиос-40 также обладает рядом особенностей "на любителя":
Объектив "желтит" (возможен фиолетовый цвет вместо желтого), т.е. придает изображению несколько желтоватый оттенок (как в случае с фильтром), что в принципе можно скорректировать в фотошопе.
Гелиос-40 обладает невысоким контрастом: изображение получается мягкое, без пересветов и провалов в тенях, чего так не любит цифра; но при желании это также легко правится в фотошопе: просто добавление контраста, и картинка станет сочной и чистой.
На открытой диафрагме Гелиос резок только малым пятном вцентре кадра и частично по краю полного кадра из-за сильного кольцеобразногопадения разрешения. Это значит, если вы хотите на 1.5 снять объект резко, вам необходимо помещать его строго в центр кадра или экспериментировать срадикальным краем — и сильно шарпить при этом. Однако этот дефект часто придаетизображению дополнительную художественность.
С диафрагмированием с 2.8 и далее на кропе, или с 4.0 и далее на полном кадре резкость по всему кадру приходит в норму, и Гелиос становится качественным портретником, по резкости не уступающим макро-объективам. Но его характер, волшебство и эффект почти не пропадают: изображения объемны, а размытие приятно.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]